Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
консультация по развитию речи на тему

Огородник Елена Яковлевна

Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованная деятельность и игра как нельзя лучше помогает детям раскрепоститься, попробывать себя в новой роли, научиться понимать чувства других людей , учит моральным нормам и правилам и даёт ребёнку понять самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Здоровый, физически развитый ребёнок с хорошей, правильной и грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. А в наше время всё больше дошкольников имеют дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь.

Психологи отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Поэтому театрализованная деятельность как нельзя лучше подходит для решения данной задачи. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. А умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребёнку свойственно стремление к актёрству. А если учесть, что знакомство с театром проходит в атмосфере волшебства, праздничности, то заинтересовать детей театром совсем не сложно.

При планировании театрализованной деятельности с детьми. Можно выделить три основных направления:

1.Постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

2.От индивидуальной игры (режиссерская игра) и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников.

3.От имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Широкое использование театрализованных игр направлено на:

  • Развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности.
  • Обогащение словаря детей и его активацию.
  • Совершенствование диалогической и монологической речи, её грамматического строя.
  • Побуждение детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям птиц и животных под музыку, под звучащее слово)
  • Проявление желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формирование активности в игре с персонажами-игрушками.

Практическая работа осуществляется по трём основным направлениям:

1-е направление - это создание развивающей среды, наличие театрализованного уголка, который включает в себя:

  • ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуки природы», детские произведения)
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстраций, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»)
  • Детская художественная, познавательная и методическая литература.
  • Атрибуты для организации театрализованной игры (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров).
  • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» ит.д.)

2-е направление – это работа с детьми, которая делится на определённые этапы в зависимости от возраста детей.

  • 1-а младшая группа – знакомство с театральной куклой бибабо и театральными играми. Малыши смотрят инсценировки, которые демонстрируют воспитатели и дети старших групп.
  • 2-я младшая группа – дети последовательно знакомятся с видами театров, основами актёрского мастерства.
  • Средняя группа – кукольные спектакли объединяются с театральной игрой, преодолевается робость, обогащается опыт.
  • Старшая группа – все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
  • Подготовительная группа – театрализованные игры отличаются сложным характером героев, трудными для разработки мизансценами.

Непосредственно-образовательную  деятельность с детьми можно построить по следующему плану:

  • Музыкально-ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально-практические игры и упражнения, пальчиковые игры, подвижные игры со словами, логоритмику. Они развивают двигательные способности детей, ритмичность, музыкальность, быстроту реакций, ловкость, подвижность, гибкость, выносливость.
  • Дыхательная и речевая разминка  помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция)
  • В литературно-художественной практике дети учатся передавать  мысли автора (интонацию, логическое ударение, развивают воображение, умение представлять то о чём идёт речь, обогащают словарный запас, активизируют речевые умения и навыки).
  • Игры, минуты шалости, физическая минутка.
  • В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам , стихотворениям.

3-е направление – это работа со взрослыми (воспитатели и родители).

  • Совместное посещение театра семьями.
  • Организация выставки разных видов театра.
  • Организация работы по изготовлению атрибутов, пособий, костюмов к спектаклям.
  • Конкурс афиш и пригласительных билетов.
  • Совместные выступления детей и родителей.
  • Выступление кукольного театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Теоретическое исследование развития речи дошкольниковс помощью театрализованной деятельности...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя....

Статья "Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность"

В данной статье освящен вопрос влияния театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника....

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"...

Статья: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...

Творческо-поисковый проект «Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Творческо-поисковый проект«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»...