Творческо-поисковый проект «Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Куриневская Светлана Германовна

Творческо-поисковый проект

«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 « Рябинка»

Творческо-поисковый проект

«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

                                                                      Составил:  Куриневская Светлана Германовна,воспитатель                                                                                      

Мегион  2021

        

Содержание

  1. Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
  2. Введение……………………………………………………………………………….…4
  3. Актуальность проекта………………………………….…………………..………....…4
  4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта………………………….........5
  5. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………………..….5-6
  6. Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..…...6
  7. Основные принципы работы в рамках проекта…………………………………….....7
  8. Педагогические технологии…………………………………………………………..…8
  9. Условия реализации проекта…………………………………………………………....9
  10. Этапы реализации проекта………………………………….………………………....10
  11. Динамика развития социально – коммуникативных  способностей

воспитанников (целевые ориентиры)………………………………………...…….....11

  1. Основные показатели достижений детей в рамках проекта………………………...11
  2. Календарно-тематическое планирование……………….…………………………....12-15
  3. Виды совместной деятельности с детьми и формы работы………………………..15-16
  4. Взаимодействие с родителями. Перспективный план………………………….…...16-17
  5. Риски и пути преодоления рисков………………………………………………….…17
  6. Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с

традиционными методиками обучения....................................................................17-18

  1.  Вывод    .. …………….…………………………………………….………….….....…18
  2. Литература…………………………………………………………………………..…..19
  3. Приложение №1 Анкета для родителей.

Приложение № 2 Разработки конспектов ООД

Приложение № 3 Сценарии совместного мероприятия

Приложение № 4 Консультация для родителей

                                                   

                                                                                                                                                                            2

                                                       

  1. Информационная карта проекта

Название проекта

«Творческое развитие и развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Тип проекта

Речевой, творческий

Вид проекта

творческо-поисковый.

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой, дети группы общеразвивающей направленности с 6 до7 лет, воспитатель, родители.

Форма проведения

занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность 

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ

Цель

развитие речи детей дошкольного возраста посредством их приобщения к истокам Русской народной культуры.

Задачи

-познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями;
-обучать родной речи с использованием малых форм фольклора;
-формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству, прививать любовь к традиционным праздникам
-способствовать отражению представлений о фольклоре в разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, чтении художественной литературы, художественно-творческой;
-развивать слуховое внимание, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание, творческие способности;
-развивать творческие способности, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

 -воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

Структура и срок реализации проекта

I этап – подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы, атрибутов к проводимым мероприятиям; сентябрь-октябрь
II этап – практический, собственно – исследовательский(основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом; ноябрь-апрель
III этап – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. Май.

Составитель проекта

Куриневская С.Г воспитатель I квалификационной категории

  1. Введение

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче, тем

успешнее идет развитие духовного мира детей... ”

                                                                                             (Б. М. Теплов)

           

В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Для этого необходимо у детей развивать связную речь - высшую форму мыслительной деятельности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.

  1. Актуальность

   Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

     Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

    Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

   

4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается: Работая с детьми подготовительной группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными.  Можно выделить следующие проблемы у детей:

- неумение представлять ребенком самого себя;

- снижена речевая память;

- дети не могут раскрепоститься полностью;

- несформированные умения детей в «актёрском мастерстве»;

- поверхностные знания детей о разных видах театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

    Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др.

 

  1. Цель проекта: развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности.

                                                                                                                                                                         

Задачи проекта:

- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

- приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров);

- совершенствовать артистические навыки участников проекта;

- развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе;

- создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.

Ожидаемые результаты:  

К концу года дети могут связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; умеют (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составляют рассказ по картинкам с последовательно развивающими  событиями; составляют свои рассказы из личного опыта; инсценируют знакомые сказки.

  1. Концептуальное обоснование проекта

В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах.

     Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.

7.  Основные принципы работы в рамках проекта:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
 2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
    3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
 4. Принцип возрастной  адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
 5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

   

8  Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

             технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования.

              здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация.

             личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении,  предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре.

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе.

            технология исследовательской деятельности: знакомство со сказками происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация);

 

9. Условия реализации проекта

    Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития  на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

   Построение предметно-развивающей среды в  ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены  психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,   доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- телевизор,                                                                                                                                                                            - музыкальный центр,                                                                                                                                                                         - центры детской активности группы,                                                                                                                                          - мини-музей ДОУ.

  Развивающая предметно – пространственная среда

Компоненты среды

Оснащение

Функциональный модуль  «Игровая»:

- куклы, тряпичные куклы, кукольная мебель;                                                                                               - модуль – основа для игры «Кухня», «Дом»; «Изба»,  «Театр»                                                 - набор  машинок;                                                                                                             - художественная литература, сборник стихотворений

Функциональный модуль  «Физкультура»:

-мячи;                                                                                                                            - ленты;                                                                                                                                       - обручи                                                                                                                                 - султанчики

Функциональный модуль  

«Музыка»:

- комплект видеофильмов;                                                                                          - компакт-диски со звуками природы;                                                                                     - интерактивные коммуникативные игры;                                                                                   - ширмы;

Функциональный модуль  «Творчество»:

-  разрезные сюжетные картинки;

Функциональный модуль  «Логопед»:

- подборка художественной литературы;                                                                                           - комплект карточек для проведения артикуляционной гимнастики  - набор пальчиковых кукол по сказкам;                                                                              - интерактивные коммуникативные игры;                                                                                

Функциональный модуль  «Уличное пространство»:

- веранда                                                                                                                              - карусель                                                                                                                               - песочница;

10. Этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап

- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями

- Сбор и накопление материала, изучение литературы

- Организация развивающей предметно-пространственной среды

- Анкетирование родителей

Прогнозируемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность участников проекта.  

2.Основной этап

- Беседа с детьми о театре

- Чтение художественной литературы, рисование

- Театрализованные игры, игры - драматизации

- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и

настольный театры, настольно-печатный театр.

- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание уголка театрализованной деятельности и необходимых

костюмов или элементов костюмов, декорации и т.д.).

- Показ спектаклей, этюдов.

3.Обобщающий этап

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

- Показ театра  по картинкам «Снегурочка»

- Подведение итогов проекта

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                               11.Динамика развития социально – коммуникативных способностей воспитанников (целевые ориентиры)

1. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, творчески мыслить. Обладает начальными знаниями о жанрах произведений, и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

           2. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.  

3. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,  проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

4. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в театрализации; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

5. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств у ребенка складываются предпосылки грамотности.

6. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

7. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

12.Основные показатели достижений детей в рамках проекта:

  • У  дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
  • Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
  • Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.
  • У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
  • Дети владеют куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (фланелеграф , плоскостным , пальчиковым , настольным, би-ба-бо  и др.) ;
  • Родители являются активными участниками работы над театральными представлениями.
  • В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к сказкам, видами театра, персонажами кукольного театра.
  • Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки.
  • Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   13.Календарно – тематическое планирование

Вид деятельности

Программное содержание

Сентябрь

Беседа «Что мы знаем о театре»

Рассматривание театрального уголка, беседа о куклах (из каких они сказок).

Рассматривание иллюстраций, видео и фото о различных видах театра.

Учить детей логично и полно отвечать на вопросы, используя в речи сложноподчиненные предложения. Расширять представление детей о различных видах кукольных театров (настольный, кукол – марионеток, кукол с «живой рукой», больших напольных кукол). Обогатить словарный запас детей, побудить их участвовать в кукольных спектаклях. Приобщить детей к танцевальным импровизациям с использованием театральных кукол. Воспитывать желание участвовать в инсценировках.

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса: «Что мы делали - не скажем, но что делали покажем», «Моё настроение», «Многоэтажный дом», «Пантомима»

Закреплять умение пользоваться понятием «жест», «мимика», активизировать словарь.

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса, артистизм, интонационную выразительность речи. Воспитывать желание участвовать в инсценировках.

Теневой театр по любимым сказкам детей.

Учить пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Формировать  умение вести речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интерес дошкольников к художественной литературе и театру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Театрализация по сказке «Ленивица и Рукодельница»

Учить передавать образ сценическими движениями, голосом, Развивать у детей  интерес к театрально – игровой деятельности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Драматизация сказки «У солнышка в гостях»  

Учить пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Активизировать детей к самостоятельному творческому поиску. Дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм театрализованной деятельности. Развивать речевую активность. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Драматизация рассказа «Спор деревьев»

Учить детей входить в воображаемую ситуацию, искать новые сюжетные линии, новые формы движений. Развивать  способность постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности. Воспитывать интерес к театральному искусству.

Октябрь

Театральные этюды

Побудить передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации. Совершенствовать навыки манипуляции куклами. Формировать умение рассуждать, оценивать поведение литературных персонажей, обогатить словарь детей. Добиться четкого произношения звуков.

Разучивание скороговорок

Учить четко проговаривать звуки в словах. Развивать дикцию.

Театрализация  по сказке Сутеева «Под грибом»        

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Театрализация «Скоморохи на Ярмарке»

Формировать у детей интерес к театрализации, умение отчетливо и внятно произносить слова. Развивать интонационную выразительность, умение имитировать характерные действия персонажей. Воспитывать  коммуникабельность в отношениях с детьми и взрослыми.

Театрализованная деятельность по сказке  «Гуси - лебеди» (теневой театр)

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Театрализация сказки « Хвосты».

Закреплять умение детей  создавать образы животных  с помощью пластических выразительных средств, умение ориентироваться  в пространстве группы, строить ролевой диалог. Воспитывать дружеские  взаимоотношения.

Ноябрь

Ноябрь

Праздник Осени

Расширить самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные танцевальные импровизации. Поддержать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях. Развивать творческие способности детей в театральной деятельности.

ООД «Поговорим  о театре»

Познакомить с профессиями театра, с историей театра и театральной маской.  

Учить создавать из бумаги маски, придавать им характер, выразительность. Продолжать совершенствовать умение  работы с  бумагой (сгибать, резать, клеить), пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа). Совершенствовать грамматический строй речи, обогатить словарный запас  детей театральными терминами.

Развивать воображение чувство композиции, творчество,  познавательные способности детей.

Воспитывать  художественный вкус, аккуратность и интерес к изобразительному искусству, самостоятельность, любознательность. Прививать детям навыки культурного поведения в театре.

Инсценировка русской народной песенки «Лиса рожью шла…».

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью Способствовать  развитию коммуникативных навыков  и музыкального слуха, чувства ритма и внимания. Развивать внимание, мышление, воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Кукольный театр «Теремок»

Продолжать учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью.  Развивать у детей  интерес к театрально – игровой деятельности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка».  

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Формировать  диалогическую речь и сценическое мастерство. Развивать интерес ребенка к внутреннему миру человека. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Драматизация по сказке В. Бианки «Сова»

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Декабрь

Этюды на изображения эмоций:

«Солёный чай», «Новая игрушка», «Испачканное платье», «В лесу», «Тяжёлая сумка», «Вкусное мороженое»…

Учить распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающие различные эмоции. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Разучивание скороговорок

Учить четко проговаривать звуки в словах. Развивать дикцию. Воспитывать интерес к театральному искусству.

Инсценирование басни Крылова «Стрекоза и муравей»

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Закрепить знание сказки. Развивать интерес к сказкам, эмоциональный отклик на содержание сказки. Активизировать речь детей в процессе показа. Воспитывать интерес к театральному искусству.

Драматизация сказки «Зимовье зверей»

Дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм театрализованной деятельности. Формировать речевую активность. Активизировать детей к самостоятельному творческому поиску. Воспитывать интерес к театральному искусству.

Театрализация  «Русь деревянная»

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями. Воспитывать интерес к театральному искусству.

Инсценирование сказки «Снегурушка и лиса»

Формировать у детей интерес к театрализации,  умение отчетливо и внятно произносить слова. Развивать интонационную выразительность, умение имитировать характерные действия персонажей. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Январь

Рисование героев, подготовка атрибутов к сказке

Формировать у детей интерес к театрализации. Развивать творчество, фантазию.

Скороговорки «В лесу лиса под сосенкой», «Пришел Прокоп». Игры со скороговорками «Фраза по кругу»

Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию с помощью скороговорок и чистоговорок, отрабатывать интонацию.

Театрализация  по сказке «Снегурочка»

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Кукольный театр «Заюшкина избушка»

Продолжать учить детей участвовать в театрализации. Развивать у детей  интерес к театрально – игровой деятельности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Вечер загадок

Продолжать учить детей придумывать, отгадывать загадки Закреплять умение детей  создавать образы животных  с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться  в пространстве группы, строить ролевой диалог. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Февраль

Игра «Всё, что мы знаем про театр и нашу театральную студию (зрительный зал, сцена, занавес, кулисы)

Рассматривание иллюстраций, видео и фото о различных видах театра

Этюд на сцене «Давайте познакомимся» (выразительные движения)

Формировать интерес к театральным играм. Развивать диалогическую речь, воображение.

Воспитывать интерес к театру, умение слушать товарищей.

Театрализация ск. «Никита Кожемяка»

Учить передавать образ сценическими движениями, голосом. Развивать интерес к художественной литературе и театру. Формировать  умение вести речевое взаимодействие со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Инсценирование рассказа Л.Толстого «Филипок»

Учить запоминать и говорить слова рассказа в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Театрализация  по сказке «Сказка о глупом мышонке»

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Закреплять умение детей  создавать образы животных  с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться  в пространстве группы, строить ролевой диалог. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Занятие «Широкая Масленица»

Учить передавать интонацией, мимикой, жестами характер героев. Развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым произведениям, использовать для этих целей элементы костюмов, декораций. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Март

Театральные игры «Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие» (в игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски).

Развивать фантазию, воображение, умение оправдывать свое поведение

В гостях у сказок К.И. Чуковского («Мойдодыр», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце»). Викторина по сказкам К. Чуковского.

Учить передавать интонацией, мимикой, жестами характер героев. Развивать образную память, логическое мышление. Воспитывать положительное отношение детей к героям  сказок К.И. Чуковского, хорошим поступкам, стремление

быть похожими на них.

Драматизация сказки «Дюймовочка»

Учить передавать интонацией, мимикой, жестами характер героев. Развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым произведениям, использовать для этих целей элементы костюмов, декораций. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Развлечение  «Гуканье весны»

Учить детей русским народным играм. Развивать интерес к забытым праздникам. Активизировать речь детей в процессе развлечения. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Драматизация по хантейской сказке «Птичка-невеличка»

Учить драматизировать отдельные элементы сказки, используя жесты, мимику для передачи настроения героев. Развивать интонационную выразительность речи,  творческое воображение. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Апрель

Рисование персонажей любимых произведений

Учить детей наиболее точно передавать особенности мимики персонажей в рисунке. Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающей действительности. Формировать у детей культуру общения в процессе коллективного творчества. Воспитывать чувство коллективизма.

Театрализация по сказке «Колосок»

Учить передавать образ сценическими движениями, голосом.  Формировать  умение вести речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интерес дошкольников к художественной литературе и театру. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Занятие «Пасха Красная»

Рассказать детям о пасхальных традициях Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности. Воспитывать чувство причастности к культуре своего народа. Расширять словарный запас.

Театрализация по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Театрализация  по сказке «Три медведя»  

Учить передавать образ сценическими движениями, голосом. Формировать  умение вести речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интерес дошкольников к художественной литературе и театру. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Май

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?) Отгадывание загадок (по тематике).

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Закреплять профессии: актер, режиссер, художник. Воспитывать желание узнать новое.

Театрализация по сказке «Хроменькая уточка»

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Театрализация по сказке Сутеева «Яблоко»

Активизировать речь детей в процессе показа. Закрепить знание сказки. Развивать интерес к сказкам, эмоциональный отклик на содержание сказки. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Беседа. Понятия: актер, художник, режиссер, композитор. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

Продолжать знакомить с главными театральными профессиями. Продолжать развивать воображение, фантазию детей. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

                 

14. Виды совместной деятельности взрослого с детьми и формы работы

Виды деятельности

Формы работы

Коммуникативная

Беседы о театре. речевые игры и упражнениям -дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие (со словом).

Чтение рнс «Волк и семеро козлят», «Спор деревьев», В.Сутеев «Под грибом» , «Гуси - лебеди» , «Кукушка», «Зимовье зверей» и др.      

Беседа «Стретенье» Обычаи и приметы.

Игровая

Сюжетно – ролевые игры:

«Семья на прогулке».  Цель: учить договариваться в игре, играть дружно, распределяя роли.

 «Выходной день». Цель: Развивать словарный запас (названия предметов одежды); воспитывать бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки эстетического созерцания.

 «Мы идем в театр». Цель: развивать у детей социально-коммуникативные качества

Игры малоподвижные: 

с речевым сопровождением «У Маланьи». Цель: развивать умение самостоятельно организовывать игру, устанавливать правила.

П/и «Крута гора». Цель: способствовать развитию крупной моторики и координации движения.

Хоровод-игра «Ручеёк». Цель: прививать любовь к народным традициям.

Хороводная игра «Бабка-Ёжка» со словесным сопровождением. Цель: прививать любовь к народным традициям.

«Злой и добрый» (с использованием ТРИЗ). Цель: развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Д/и  «Что происходит в театре?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Познавательно - исследовательская

Физминутка с речевым сопровождением «Дом». Цель: Закрепление умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого человека. Воспитывать любовь к своим родным.

И/У «Театр». Цель: Расширять объем словаря.

Беседа «Путешествие по разным театрам».

Цель: учить называть типы театров. Активизировать словарь. Развивать познавательный интерес и логического мышления. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Заучивание чистоговорки. Цель: развивать способность запоминать текст. Совершенствовать грамматический строй речи.

Чтение (восприятие) художественной литературы

РНС «Снегурушка и лиса» , «Заюшкина избушка»,

Н.Калинина «Про снежный колобок»;

Загадки.

Народные пословицы и поговорки

Трудовая

Ручной труд «Изготовление масок и атрибутов», коллективная работа. Цель: Закреплять умение работать с клеем и ножницами.

Изобразительная

Рисование «Мой любимый герой». Цель: учить отражать по памяти в рисунках знакомые объекты

 Рисование «Зимой». Цель: создать условия для умения рисовать зимний пейзаж, выработать умение рисовать красками. Воспитывать интерес к зимней природе.

Двигательная

Пальчиковая гимнастика по теме «Как у деда Ермолая»

Физкультурные минутки и динамические паузы

Музыкальная

Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию

Музыкальная шкатулка, слушание и импровизация танцевальных движений под музыку. Цель: воспитывать любовь к музыкальным произведениям, развивать пластику.

Игровое упражнение «Снежинки кружатся» (музыкальная игра). Цель: учить детей различать и передавать в движении темп музыкального звучания. Развивать эстетическое восприятие.

Восприятие произведений изобразительного искусства

Рассматривание и обсуждение слайдов репродукций картин художников.

15. Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей «Играем в театр дома».

Помощь родителей в изготовление масок.

 Результаты анкетирования родителей

В анкетировании приняли участие родители 18 воспитанников, что составляет 100% из общего количества.

Родителям было предложено оценить уровень речевого развития своего ребенка, показатели оценки родителей и первичной педагогической диагностики представлены в сравнительной таблице.

Уровень речевого

 развития

Высокий

Средний

Низкий

Оценка родителей

2

10

6

Оценка педагогов

0

2

16

Анализируя итоги, мы убедились в том, что не все родители адекватно оценивают уровень речевого развития своего ребенка, переоценивают его, а в одном случае родители недооценили.

70% (18 чел) родителей не имеют точного представления о нормах речевого развития детей шестого года жизни и, следовательно, педагогам необходимо провести работу по информированию родителей.

50% (10 чел) родителей делят ответственность за речевое развитие своего ребенка пополам с педагогами ДОУ, другая половина родителей большую долю ответственности (70-80%) берет на себя. При этом, большая часть родителей (70%, 17 чел) лишь иногда проводят со своим ребенком работу по совершенствованию его речи, но обращают внимание на то, как говорит ребенок и исправляют речевые ошибки.

Благодаря информации в ведомостях учета реализации Образовательной программы 90% (18 чел) родителей знают, какие знания получает ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду.

Все родители воспитанников выражают заинтересованность в повышении речевого развития детей, готовность сотрудничать с педагогами, желание освоить приемы работы по развитию речи ребенка.

Задача педагогов, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста, заинтересовать родителей театрализованной деятельностью, как эффективным средством речевого развития детей.

 

                                    Перспективный план взаимодействия с родителями

                                                       

- Анкетирование

- Консультация «Играем с детьми в театр дома»

- Беседы с родителями

- Помощь в изготовлении театральных реквизитов

- Пошив костюмов

- Оформление театрального уголка

- Совместные праздники, досуги.

Сроки

Формы взаимодействия с родителями

Сентябрь

  1. Анкетирование.
  2. Беседа «Театрализованная деятельность в детском саду»

Октябрь

  1. Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.
  2. Рекомендация в родительском уголке «Домашний театр как средство формирования отношений в семье».
  3. Мастер-класс для родителей на тему «Как изготовить театральную куклу?»

Ноябрь

  1. Консультации по вопросу  «Что должен знать дошкольник о том, как вести себя в театре?»;
  2. Консультации по вопросу  «Сочинение и постановка этюдов с детьми в домашнем театре».

Декабрь

  1. Консультация воспитателя на тему «Развитие творческих способностей с помощью речевых игр».
  2. Изготовление костюмов и декораций совместно с воспитателем.

Январь

  1. Индивидуальные беседы «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству».
  2. Оформление выставки совместных  работ детей и родителей на тему «Волшебный мир театра».

Февраль

  1. Оформление статей в родительский уголок  на тему «Дружба»,  «Что такое эмпатия?».

Март

  1. Привлечь родителей к созданию персонажей для лопаточного театра к сказке «Теремок»
  2. Помощь родителей в усовершенствовании ширмы.

Апрель

  1. Подготовка вопросов к педагогу по проблемам театрализованной деятельности.
  2. Консультация на тему «Как организовать домашний театр».

Май

  1. Совместные игры-драматизации детей, родителей и воспитателей.

    16.  Риски и пути преодоления рисков

  • Возможное неприятие со стороны родителей, которое может проявляться в нежелании участвовать в мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. С целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме проекта. Также обеспечена открытость деятельности учреждения:  Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта.
  • Утеря интереса детей к театрализованной деятельности. Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.

17. Диагностика творческих интересов

Проводится со старшими дошкольниками в форме собеседования.

1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссёр, актёр, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребёнку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссёром, актёром, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребёнка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.

18. Вывод: 

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

1. Активное сотворчество педагога и ребенка;

2. Деятельное освоение материала через проживание его в зависимости от конкретных условий в виде реальных, личностно важных для детей ситуаций и событий;

3. Общение особого духовного мира, которое складывается в результате деятельности - условно-игровой форме, характерной для народного творчества.

 

В ходе реализации проекта у детей: 

  • Развился   интерес  детей и родителей к театру.
  • Привили детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение).
  • Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок.
  • Активизировали и обогатили эмоционально – чувственный опыт
  • Дети научились сопереживать, сочувствовать через расширенное представление различных способах и средствах эмоционального развития; умению договариваться , слушать и слышать другого.
  • Обогатили представление об основных видах театра, развили интерес к театру и театрализованной деятельности.
  • Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении  разных видов театра и дать сведения  о способах  обыгрывания дома с детьми.
  • Обогатился и активизировался словарный запас детей по теме театр, навык устного общения;
  • Активизировались  внимание и память;
  • Проявилась самостоятельность в  организации сюжетно-ролевой игры;
  • Сформировалось умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

 

Литература:

ИА. Бойко «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2015Г.

http://nsportal.ru/user/136090

http://www.maaam.ru/obrazovanie/konspekty-zanyatij



1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2.  Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                           Приложение №1

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и по возможности дайте им обоснование.

2. Оцените уровень речевого развития Вашего ребенка.

Высокий, средний, низкий

3. Известны ли вам возрастные нормы речевого развития ребенка 6-7 лет?

Да, нет, затрудняюсь ответить

4. Как Вы считаете, от кого зависит речевое развитие Вашего ребенка?

От работы педагогов в ДОУ________________________________________

От родителей____________________________________________________

Ни от кого не зависит_____________________________________________

5. Распределение ответственности за речевое развитие ребенка (в %)

Родители_____________ Педагоги ДОУ_______________

6. Играете ли в театр дома?    ________________________________________________

7. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

(Да, нет)_________________________________________________________

8. Обращаете ли вы внимание на то, как говорит Ваш ребенок?

(Да, нет)_________________________________________________________

9. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

(Да, нет, иногда)__________________________________________________

11.Нуждаетесь ли вы в консультации по развитию речи детей  Да, нет

 

                                                                                                                                                              Приложение №2  Конспект ООД «Приглашение в театр»

Цель: Развить и поддержать интерес у детей к театру и театрализованной деятельности.
Обогатить представление детей о театре и его истории.
Материал: большой красочный конверт, посылка с видеофильмом об истории театра.

Ход занятия
Педагог вносит посылку и большой красочный конверт, читает письмо:
«Вас рад приветствовать, друзья!
Меня зовут Пьеро, в театре жизнь моя!
И вам письмо сегодня я пишу не зря:
Чудесный мир свой я хочу для вас открыть-
В волшебный мир театра пригласить.
Согласны вы принять такое предложение?
Тогда , друзья, нас ждут открытия, приключения!
Но, прежде чем в театре побывать, Должны вы сами многое узнать.
Попробуйте, используя мои подсказки
Ответить мне:
В театре кто показывает сказки?
Придумывает кто костюм артиста?
Зачем нужны афиша и кулисы?
По-разному как показать одну и ту же сказку?
Вам интересно? Вот тогда мои подсказки,-
Скорей в мою посылку загляните,
Ответы там найдите, а потом их подскажите.
Хочу увидеть очень ваши представления!
Ваш друг, Пьеро! Жду с нетерпеньем приглашения!»
После чтения педагог задает вопросы:
Кто нам прислал письмо-приглашение?
Куда приглашает нас пьеро?
Что мы должны сделать, чтобы попасть в волшебный мир театр?
Что нам поможет в этом?
О чем нас спрашивает Пьеро?
Педагог предлагает детям открыть посылку и посмотреть, что там находится.
В посылке дети находят диск с видеофильмом о театре «Путешествие во времени», об истории театра. После просмотра фильма проводится беседа об увиденном, дети делятся впечатлениями о том, что нового и интересного они узнали. Педагог предлагает детям создать свой театр.

Конспект ООД «Театр своими руками»

Цель: обогатить представление детей о театре, познакомить с помещением театра, его наполнением, значением театральных атрибутов.
Развить и поддержать интерес к театру, театрализованной деятельности.
Развивать сопереживание, сочувствие, внимательность и бережное отношение к чувствам другого человека. Развить творческие способности.
Материал: фотографии с вывесками названий театров, листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски.

Ход занятия
Педагог в начале занятия обращает внимание детей на неразгаданный кроссворд на доске : Ребята, посмотрите, Пьеро снова решил с нами поиграть и оставил нам какую-то загадку. Вы знаете, что это? (кроссворд). Давайте попробуем его разгадать. Слушайте первую загадку:
Перед тем как попасть на концерт,
Не забудь купить…(билет)
Дети отгадывают загадки , а педагог вписывает ответы. Загадка вторая:
В цирке выступает артист на арене,
Ну а в Театре , конечно, на …_сцене)

ЕЁ на улице увидишь и поймёшь,
В каком театре сказку ты любимую найдёшь.(афиша)

Ты на спектакль не бери с собой конфет,
Для этого в театре есть…(буфет)

В Театре знает каждый зритель,
Где снять и шапку и пальто…(гардероб)
В середине разгаданного кроссворда другим шрифтом выделено слово театр. Педагог обращает внимание детей на это слово и спрашивает: «Как вы думаете почему Пьеро, в середине кроссворда, спрятал слово Театр».
Правильно, все эти предметы и слова относятся к театру и находятся в нем.
Вы, молодцы, все тайны разгадали и что должно быть в Театре теперь узнали. Но вспомните задание Пьеро из письма, которое он нам написал, мы должны не только многое узнать, но и показать свои знания. А значит, все то, что Пьеро загадал в своем кроссворде, должно быть и в нашем Театре. И сегодня я предлагаю вам нарисовать театральную афишу к вашей любимой сказки. Рисовать можно красками, карандашами, восковыми мелками. Но не забудьте, что должно быть изображено на афише: название спектакля, дата когда пройдет спектакль, начало спектакля.
В конце занятия педагог подводит итог, уточняет что нового дети узнали о театре, устраивается выставка театральных афиш.

Конспект ООД «Театральные профессии»

Цель: обогатить опыт детей представлениями о театральных профессиях.
Материал: картинки с изображением реквизита, необходимого для каждой профессии.

Ход занятия
Педагог читает детям письмо от Пьеро, которое они находят в своем театральном уголке. Во время чтения письма педагог показывает детям иллюстрации с театральными профессиями.
«Вы молодцы, мои друзья!
Раз вы смогли театр создать!
Теперь пришла пора узнать
О тех, кто двери открывает,
Как перед нами сказка оживает…
К работе первым приступает Режиссер.
Он выбирает сказку. Думает:
Какому же артисту дать такую роль,
Чтоб смог похожим на героя сказки стать,
Его характер, настроение передать.
Артист, чтоб лучше роль сыграть,
Не только должен знать слова,
Он должен чувства понимать,
И все нам наглядно показать!
И вот готова роль, и есть артист,
Каким он выйдет к нам из-за кулис?
Ему костюм необходимо подобрать.
Прическу сделать,
Если надо- нос, усы нарисовать…
Вдруг будет он сегодня Бармалей,
Или Великий Маг и Чародей…
Как выйдет к зрителям на сцену он,
Без бороды и мантии своей?
Задача эта не простая.
В театре есть профессия такая,
О ней расскажет вам любой актер.
Кто это? Костюмер!
Ну и, конечно же, гример!
Один из них вам подберет костюм любой.
Загримирует вас в любую роль другой!
Итак, готова сказка!
Пусть о ней узнает зритель!
К работе приступает,
Художник-оформитель.
Украсит сцену он,
Афишу создает.
Теперь её увидит зритель,
И в театр придет!
Конечно, все эти профессии важны,
И вам, в театре, все они нужны.
После чтения письма воспитатель проводит беседу с детьми и объясняет им новые понятия, такие как «театральная труппа», кто входит в её состав. Также воспитатель вместе с детьми вспоминают о каких театральных профессиях они узнали, что входит в обязанность каждой профессии. Воспитатель предлагает детям поставить и показать для детей младшей группы кукольный театр. Воспитатель вместе с детьми обсуждают и выбирают , что они будут ставить, вид детского театра, распределяют обязанности и роли.

Приложение №3

Сценарий совместного мероприятия сказка «МОРОЗКО»

На сцене звучит голос:

Сказочница:

Добрый день гости званные, да желанные.
Снова сказка к нам в гости стучится,
Приглашает друзей Новый Год!
В сказке всякое может случиться,
Мы не знаем всего наперед.
Вновь над сказкой смеемся и плачем,

Что там будет в туманной дали?
Может все обернуться иначе,
Повнимательней сказку
« МОРОЗКО» смотри!

(заставка)

Сказочница: Жил дед да со своею старухою. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Настенька – старикова, а Марфушка - старухина.

СЦЕНА 1

Несладко жилось старику с Настенькой. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и недовернешься - бита.

Настенька (сидит, вяжет). Уж заря занимается, петушок скоро запоет, а я еще не закончила свою работу. Мне совсем немножечко осталось, если я не успею, то мачеха меня со свету сживет.

Мачеха: Настька…У, змея подколодная. Спать не даешь, своими спицами весь дом разбудила,… да и печь еще не растопила.

Настенька: Матушка, я почти связала чулочки Марфушеньке .

Мачеха: Ах, ты ж неряха, любишь лопать, а в печке копоть! Иди дров принеси, печь затопи, воды наноси. А , то я тебе космы то повыдергаю.

Настенька: Хорошо, матушка…..

На крылечке появляется Марфушенька (зевает).

Мачеха: Марфушенька, душенька, как спалось тебе, доченька, красавица моя на 12 перинах, на 6 подушках, под 3 пуховыми одеялами?

Марфа: Скверно, маманя…. Все бока себе намяла и на ухо все, что-то жужжало.

Мачеха: Эта, Настька проклятая, змея подколодная, своими спицами брынчала, тебе, душенька, спать не давала. На вот, леденец тебе.

Марфа: УУУУ….не охота.

Мачеха: А что моя доца хочет?

Марфа: Нового года охотца, ой Нового года охотца! С подарками да с елкою, чтоб звезда на макушке сияла, и елка вся огнями сверкала. И подарков, чтоб целый воз, мне привез из лесу Дед Мороз.

Мачеха: Ты что, доченька, на дворе пурга метет, кто ж за елочкой пойдет?

Марфуша: Кто-кто? Настька пущай и идет. Не все же ей на спицах брынчать, мне спать не давать.

Мачеха: Настька, а Настька? Где ты ходишь ведьма проклятая?

Настя: Здесь я маменька.

Мачеха:  Ступай в лес.

Настя: Зачем маменька?

Мачеха:  Елку волшебную от Деда Мороза привези, чтоб горела и сверкала и звезда на ней сияла.

Марфа: И подарков целый воз пусть передаст мне Дед Мороз.

Настя: Что вы, матушка, пурга метет, хороший хозяин собаку на двор не выгонит, а вы меня, в самую стужу отправляете.

Мачеха:  Собирайся и без елки домой не возвращайся.

Мачеха: Старик, Стариик…. сажай Настьку в сани и вези ее в лес за елкою.

Старик: Как же так…????

Мачеха: УУУУ (замахивается)

Старик: Молчу, молчу!

Сказочница: Посадил старик Настеньку в сани и повез в лес, да там и оставил ее.

СЦЕНА 2

Сказочница: Пролетели недели, налетели метели. Забрела Настенька в чащу лесную… Тихо в лесу, снежинки блестят, да мороз потрескивает.

Настя:  Совсем я одна. Куда идти, где искать мне Деда Мороза. Хоть бы кто-нибудь мне подсказал, путь-дорогу показал.

(Песня-игра со снежинкой)

Настя: Снежинки , подружки… Помогите, подскажите, где мне Деда Мороза найти?

Снежинки: Облетели мы весь лес, но Мороза не встречали, лишь следы его видали…

Сказочница: Настенька садится под елку, и горько вздыхает.

Морозко: 

Верные слуги-снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Не конному не пешему
Не леснику, не лешему.
(
Поднимает посох)
В этом посохе сила сильная, морозильная. Кто живой его коснётся, тот на веки не проснётся.

Морозко: Наяву, иль может сниться? Откуда такое чудо-юдо?

Настенька: Из дома.
Морозко: Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?

Настенька: Тепло, батюшка, тепло Морозушка.

Морозко: (Морозко обегает елки, нагоняя холод). Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?

Настенька: Тепло, батюшка, тепло Морозушка…..Замерзаю

Морозко:  Ах, я старый, больной, голова с дырой. Девица совсем замерзла. Сейчас попробую ее согреть.!!!

Ударяет посохом озимь появляется шуба, следом – валенки, шапочка и рукавицы.

Настя: Спасибо, дедушка.

Мороз: А что такая красавица в лесу делает?

Настя: Да вот за елкой мачеха меня послала и велела без елки и подарков домой не возвращаться.

Мороз: Эге-ге-ге. Вижу, добрая ты девушка, не по своей воле ты сюда пришла, давно за тобой наблюдаю, заслужила ты подарочки от Деда Мороза. Держи (вручает подарки). И елочку волшебную с собою возьми. Пойдем, я тебя провожу, путь дорогу укажу.

СЦЕНА 3

Старуха: Старый! Косу подай, живей.
Старик : Мамашь, ты ей брови замажь!
Старуха: Ух, ты, моя ягодка!
Марфа: Мамашь, а у Наськи коса лучше.
Старуха: Твоя дороже, твоя на ярмарке куплена.

Марфа: Обрежь ей косу под самый корень.

Старуха: За что же я её таскать буду? Вот явится из лесу, с елкой, мы ей сразу космы, то и поотрезаем….

Старуха: (прихорашивает дочь) Принцесса, как есть принцесса! А ну-ка приложь. (надевает кокошник) Нет, не принцесса.
Марфа: А хто же?
Старуха: Королева! Ух, какая у меня доченька, ей что день, что ноченька. Целые сутки и шьёт и вяжет – слова не скажет. Утром и чай не допит, а она уж печку топит, кухарит, жарит и парит, а как вымоет пол, да накроет на стол…
Старик: Ага… (смеется)

Старуха: (замахивается)

Старик: Молчу, молчу!!!

Сказочница : А тем временем…
Народные гуляния!!!

Скоморох: Ярмарка, ярмарка!

Веселись народ!

Кто-то покупает,

Кто-то продает!

Скоморох: Зима – знатная купчиха,

Продает товар свой лихо.

Осенью собрал урожай?

Что ж зимою продавай!

Ребятня: - Мы на Ярмарку идем,

-Снежинки сыплются дождем,

-Под ногами шелестят

ВСЕ И летят, летят, летят.

 Скоморох: Едет, едет…

-Посмотри честной народ,

-Какие подарки и елку, наша Настенька везет!!

Сказочница: Вернулась Настенька домой, богатые подарки принесла. Дивятся мачеха и Марфушка, завидуют.

Старуха : Вот змеища.. Вернулася все-таки. Ни зной, ни стужа, ей нипочем!!! Ну ничего…

Сказочница: Вот и надумали Марфушу в лес свести, у Деда Мороза подарков выпросить. Собрали они Марфушеньку в дорогу. Укутали в душегрейку пуховую, на ножки сапожки кожаные, на голову платок пуховый, дали с собой корзину пирогов. И вот Марфушенька в лесу. Идет, пыхтит, через сугробы перекатывается.

Марфуша (бубнит): Все этой Настьке, проклятой, змее подколодной….. елка, подарки, украшения…. А, я, а я принесу две, нет, пять елок и целый воз подарков. Будут все мне завидовать, да локти кусать. Ух, устала, посижу, перекушу.

Морозко: 

Верные слуги-снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Не конному не пешему
Не леснику, не лешему.
(
Поднимает посох)
В этом посохе сила сильная, морозильная. Кто живой его коснётся, тот на веки не проснётся.

Мороз: Ой, что я вижу. Девица красавица. Одна под елью сидит, кого-то ждет, дожидается. А ну, посмотрим, какова ты есть? Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Марфа: Ты, что сам не видишь, какой холод развел, еще и спрашивает

Сказочница: Дед ударяет посохом.

Мороз: А теперь тепло ли тебе красавица?

Марфа: Нее…

Мороз: Ну и чудо!

Марфа: Подарки давай (трясет Деда).

Мороз: Ну что ж вольному – воля. Будь, по-твоему. Получай.

Стучит псохом. Появляется веник и мешочек со снежками.

Мороз: Вот тебе елка, вот тебе подарки и ступай домой, пока я добрый. Первый раз такое у себя в лесу вижу.

КРИК ДЕТВОРЫ ЕДЕТ, ЕДЕТ!!! (ВЕСЕЛАЯМУЗЫКА)

Сказочница: Вернулась и Марфа домой. Снежков привезла, да веник в придачу. Смотрит старуха на Марфушку и ее подарки, бронится, да слезами обливается…

Мачеха:  УУУ, чучело,….

Сказочница: 

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Нам сказать лишь остаётся

Всем спасибо за внимание!

Ну, а с вами расстаёмся мы до нового свидания!

Приложение №4

                                               Консультация для родителей

Театр в жизни детей дошкольного возраста                

Роль театра в жизни ребенка! Огромную и не заменимую роль играет театр и вообще художественное слово в жизни ребёнка, особенно дошкольного возраста! Это замечательный кладезь искусства, приобщения к литературе, мировой и отечественной! Это замечательная игра и самореализация ребёнка! Это познание себя и самовыражение! Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее познавать мир и воспринимать содержание этих произведений. Театр не только развлечение! Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В этот замечательный период детства начинают формироваться личное отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте закладываются нравственные законы жизни. Очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Увиденное и пережитое в настоящем театре, особенно их самодеятельные театрализованные представления расширяют кругозор детей. Дети активизируют свою речь, учатся вступать в беседу, рассказывать о спектакле друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологе. Театр – наиболее распространённая форма организации досуга в детском саду.   Спектакли и представления очень любимы детьми. Сама кукла очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг вдруг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник! Кукла замечательный помощник воспитателю установить доверительное общение с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт. Он охотно беседует, отвечает на ее вопросы. Дети скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с взрослым. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым, раскрепощеным. Детская фантазия безгранична, психика податлива, а ум гибок. И пока кукольные персонажи преодолевают препятствие за препятствием, ребенок тоже учится справляться с трудностями, быть настойчивым и смелым – он приобретает жизненный опыт.

Вместе с куклой может проигрываться сложная жизненная ситуация, в которой малышу непросто разобраться. А какая палитра эмоций: волнение, напряжение, радость, сопереживание!

Однако им интересен не только просмотр самого спектакля в настоящем театре, но и участие в своих собственных представлениях. Подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев – замечательное поле деятельности для детей и огромные возможности для творчества! Яркое оформление, точное слово и музыка - комплекс средств передачи художественных образов. Существуют разнообразные виды детского театра! Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли - миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр «пяти пальчиков», «плоскостной театр», «настольный театр деревянных фигурок» или «театр петрушек», создает обстановку по-настоящему театрального представления! Интерес к такому театру у детей огромен! Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклыпетрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью. Сейчас большое количество замечательного театра для детей из дерева! И театр «пяти пальцев», «матрёшки», «деревянных фигурок»! Их приятно брать в руки и «оживлять»! Сколько замечательно театра можно сделать на пальчики детей из ткани! Куклы на детей производят сильное и глубокое впечатление, малыши сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Подготовить декорации и кукол (фигурок) для разных видов театра, конечно — дело хлопотливое, но возможное и обязательное в любом детском саду. Уголок театра всегда должен быть доступен детям и быть в активном, ежедневном пользовании! Как близка кукла детям! Обязателен в арсенале и театр «масок», или хотя бы изображений различных героев и предметов просто на голову ребёнку. Дети с большим удовольствием изготавливают и пользуются потом этими масками! Обязательно должно быть отведено место для вешалки с костюмами основных персонажей сказок. Костюмы особенно любимы детям. Замечательное воплощение детей способствует огромному счастью, дети раскрепощаются, и начинается замечательное «театральное действие»! Здесь дети сами становятся участниками театрализованного действия.

Огромный интерес у детей вызывает теневой театр - распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Можно осуществить постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, одежда, волосы и т. д.) . Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех людей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д. Можно привлекать в качестве ассистентов детей. Взрослому  придется читать текст, за несколько действующих лиц, поэтому надо научиться за каждого героя говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, громко. Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким. Перед вообще знакомством с любым театром, особенно со старшими дошкольниками, особое место отводится воспитателем знакомству атрибутикой театра, даются такие понятия как спектакль, театральные зал, сцена, занавес, кулисы, театральная касса и билет и т. д. особое место отводим знакомству детей с профессиями людей работающих в театре! Режиссёра, декоратора, бутафора, актёра, гримёра, портного, костюмера, свето- и звукорежиссёра, билетёра, суфлёра и т. д. Это очень интересная сфера познания окружающего мира и очень увлекательна детьми. Чтоб состоялась в театре премьера: Долго готовят её костюмеры, Осветители, и декораторы, И драматурги, и звукооператоры, Главный художник, кассир, бутафор, Плотник, рабочие, токарь, гримёр, А отвечает за всё режиссёр!

Дети с удовольствием примут и применят полученный опыт в жизни, обыграют с большим интересом, получат много счастливых минут счастья в театральной игре и оставят больший жизненный опыт!

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованна...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Теоретическое исследование развития речи дошкольниковс помощью театрализованной деятельности...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя....

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"...