Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
статья по развитию речи на тему

Павлова Наталья Юрьевна

 Теоретическое исследование развития речи дошкольников
с помощью театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnikov_cherez_teatr._deyatelnost.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Теоретическое исследование развития речи дошкольников
с помощью театрализованной деятельности

         Педагогические основы театральной деятельности дошкольников

Театрализованная деятельность дошкольников – педагогическое понятие, имеющие длительную историю своего становления.

С конца XVIII под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который способствует приобщению ребенка к театральному искусству. Профессиональные театры, работающие на постоянной основе для детей организуются в нашей стране с 1918 г.  В это самое время и открывается первый стационарный детский театр Моссовета, существующий и по сей день в городе Москва, который возглавляла Н.И. Сац – советский театральный режиссёр, первая в мире женщина – оперный режиссёр, театральный деятель, писатель.  В театре Натальи Ильиничны изначально можно было увидеть лишь кукольные и балетные представления.

Отступив от краткого экскурса в историю, следует заметить, что театрализованная деятельность на протяжении всего времени своего существования, не плохо зарекомендовала себя. Ведь подобная деятельность, способна развить у детей не только речь, но и внимание, память, мышление. Способность детей сопереживать и возможность выражать свои чувства полно, не боясь публики, не робея, в этом тоже заслуга театрализованной деятельности. Естественно, не стоит спорить с тем, что все это изначально заложено в каждом из нас в разном объеме. Но только силами опытных педагогов и воспитателей все плюсы использования театрализованной деятельности могут начать работать в правильном, положительном и перспективном направлении.

В дошкольных учреждениях для детей широко используются новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания ими.

Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. было разработано одно из первых и самых популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Только благодаря выходу данного пособия, а затем – работы Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что способствовало повышению активности привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

В настоящее время педагогами и учеными-исследователями накоплен большой теоретический и практический опыт в организации дошкольного образования.

Известнейший отечественный психолог Даниил Борисович Эльконин отмечал, что ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, опосредована образом действия, при этом процесс формирования образа действий с предметом есть одновременно и процесс отожествления ребенка с взрослым.

В работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Карпинской Н., Николанчевой А., Фурминой Л., Ворошниной Л. широко раскрыты вопросы, непосредственно связанные с методикой театрализованной деятельности и ее организацией. Ученые указывали и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте и их возможности. В настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.

Отечественными педагогами и учеными была разработана и специальная классификация театрализованных игр, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками. Изучение различных публикаций по теме показало, что на сегодняшний день не существует единой классификации театрализованных игр и позволяет выделить четыре подхода к ее осуществлению.

Лариса Сергеевна Фурмина, разделяя театрализованные игры, исходит из специфики действующего лица на предметные, подразделяемые на настольный театр и на театр на ширме, где, по ее мнению, действующими лицами становятся определенные предметы (игрушки, куклы, фигурки, куклы бибабо и т. д.), которые дети передвигают и произносят за них слова, т. е. игры в кукольный театр, и непредметные, к которым автор относит драматизацию, в которой «дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль».  

Настольный театр Ларисой Сергеевной подразделяется на театр с объемным материалом (театр игрушки), здесь дети имеют возможность разыгрывать представление с игрушками, и театр с плоскостным материалом (плоскостной театр), в котором дети сами могут разыграть представление. Театр на ширме делится на театр с объемным материалом (перчаточные куклы) и на театр с плоскостным материалом (фигурки на палочках, теневой театр).

Сам термин «театрализованная деятельность дошкольников» делится на три смысловые единицы: «деятельность», «дошкольник», «театрализованная». В толковых словарях русского языка деятельность – это работа, занятие в какой-либо области, а дошкольником называется ребенок дошкольного возраста, т. е. до поступления в школу (от 3 до 7). Термин же театрализованная считаю уместным определить как содержащая элементы драматического действия и производное от театрализовать, т. е. приспособить для представления в театре.

Таким образом, театрализованную деятельность дошкольников следует характеризовать как занятие детей дошкольного возраста, которые содержат элементы драматического действия и приспособлены для представлений в театре. Не стоит забывать, что это всего лишь общее определение, и оно не раскрывает всей сущности и своеобразия данного вида деятельности, поэтому возникает необходимость для наиболее глубокого анализа.

Во время исследования литературных источников по данной проблеме мною было выявлено, что театрализованная деятельность дошкольников связана с театральным искусством, с художественным видом, а так же является творческой игрой.

Действительно, в дошкольном возрасте ребенок проходит путь от копирования действий взрослых к моделированию и изобразительному действию, называя себя при этом именами копируемых людей. Дети как губки, в этом возрастном периоде на них проецируются все недостатки и достоинства родителей. Дошкольники, пытаясь скопировать поведение взрослых, стараются выглядеть старше.

В дошкольном возрасте способность детей к изобразительному действию находит отражение в формировании речи, являющейся важной познавательной функцией. Изначально данная способность проявлялась в пассивной (понимаемой) речи, так как понимание рассказа или сказки иногда не опирается на конкретную или наглядную ситуацию, речь идет о том, чего ребенок в данный момент не видит, в таком случае требуется опора на воображение. Так, в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи, как…?» (дед бил яичко, мышка бежала, хвостиком махнула и т. п.).

Доктор психологических наук Палагина Нина Николаевна считает, что само понимание условного действия является началом воображения. Взаимодействие взрослого человека с ребенком позволяет последнему уже на втором году жизни понимать мнимое действие («как будто»).

На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Следует отметить и то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память и воображение.

Не следует забывать и о том, что развитие самих творческих способностей ребенка средствами театрализованной (или любой другой) деятельности – это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности в целом. В связи с этим, отмечу возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка:

  • потребность в новых впечатлениях;
  • потребность в самоутверждении.

Потребность в новых впечатлениях, проявляясь в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления и воображения.

Потребность же в самоутверждении способствует стимуляции собственной активности ребенка, его выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого.

Несомненно, только специально организованная и обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

 В настоящее время в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

По первой тенденции (тенденции обучения), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Педагоги, стремясь добиться хороших результатов заставляют детей заучивать не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций.

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого.  На практике оно не редко перерастает в частичное или полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, преподаватель только готовит атрибутику для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Я считаю, что, что противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной методики.

В создании положительного эмоционального фонда как в детском коллективе, так и каждого ребенка по отдельности отведена не малая роль театрализованной деятельности. Общеизвестным фактом является и то, что одним из серьезных недостатков общественной системы дошкольного образования на данном этапе считается монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня. Обыденность засасывает жизнерадостных и активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких старичков. Спасение дошколят во многом зависит от театральной деятельности, которая, внося разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость.

В работах академика Бехтеревой Н., профессора Камбаровой Д., научных сотрудников Маневского С. и Матвеевой В. Установлено, что улыбка не просто говорит о позитивной эмоции, она, воздействуя на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышая тем самым их активность. Такое, открытое нашими учеными явление, много раз экспериментально проверенное, и получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала.

При этом не важно улыбаться губами, внешне, важнее радоваться изнутри, светиться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах человеческого мозга.

Даже краткий перечень достоинств театрализованной деятельности свидетельствует о том, что она занимает не последнее место в развитие ребенка. Значение данной сферы деятельности для общего психического и художественного развития дошкольника столь велико, что она должна занять достойное место в системе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Это значит, что работа педагога так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изобразительной деятельности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и опыта работ показал, что при разработке театрально-игровой деятельности учеными и практиками обращено особое внимание на развитие детского творчества и способствование активизации разных сторон речевого развития. Поэтому это направление воспитательно-образовательной деятельности является актуальным и значимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованна...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя....

Статья "Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность"

В данной статье освящен вопрос влияния театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника....

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"...

Статья: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...

Мастер - класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельности».

Повышение компетентности педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей....