Творческий проект «Тайны вулкана»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Васюченко Галина Валерьевна

При рассматривании энциклопедии детей заинтересовали картинки с изображением вулканов, особенно извергающихся. Дети стали расспрашивать, что это такое, почему так происходит, опасно ли это. В процессе беседы выяснилось, что детей заинтересовало это природное явление, и мною было принято решение поподробнее рассказать детям об этом с помощью различных иллюстраций вулканов и показа фильмов, презентации. В результате дети отметили, что извержение вулканов очень страшное и опасное явление, но в то же время очень красивое и захотели посмотреть на извержение вулкана в живую. Дети очень этим заинтересовались и было принято решение провести исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое вулкан?

Введение.

Проблема: При рассматривании энциклопедии детей заинтересовали картинки с изображением вулканов, особенно извергающихся. Дети стали расспрашивать, что это такое, почему так происходит, опасно ли это. В процессе беседы выяснилось, что детей заинтересовало это природное явление, и мною было принято решение поподробнее рассказать детям об этом с помощью различных иллюстраций вулканов и показа фильмов, презентации. В результате дети отметили, что извержение вулканов очень страшное и опасное явление, но в то же время очень красивое и захотели посмотреть на извержение вулкана в живую. Дети очень этим заинтересовались и было принято решение провести исследовательскую работу.

Тема: «Тайны вулкана».

Тип проекта: исследовательский, кратковременный (1 неделя).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители и воспитатель.

Актуальность проекта:

В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

Извержение вулканов - это опасные природные явления, которые характеризуются внезапными нарушениями жизнедеятельности населения, разрушениями, травмами и жертвами среди людей. Наша страна огромна. В Камчатском крае существует более 20 действующих вулканов. Решено было разработать творческий проект «Тайны вулкана».

Цель проекта: сформировать первоначальное представление о вулканах.

Гипотеза: умение создать искусственный вулкан.

 

Задачи: 

Образовательные:

- познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, его причиной;

- познакомить детей с профессией вулканолога, изучение этого явления важнейший фактор в понятии строении нашей земли;

- обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире, расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

-активизировать в речи детей слова: очаг, жерло, кратер, лава.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта;

- развивать активность, инициативность в познавательной деятельности;

- развивать аккуратность, взаимопомощь.

Воспитательные: воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, поддерживать стремление ребенка активно выступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.

 

Основная часть.

Литературный обзор:

Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука, изучающая вулканы - вулканология.

Вулканы – геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Вулканы бывают действующие и спящие. Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Методы исследования: беседы, чтение художественной литературы, просмотр фото и иллюстраций, наблюдения, опыты, эксперименты, изготовление макетов, сбор коллекции, анализ и обобщение результатов.

Перспективное планирование.

День недели

Мероприятия

Участники

Понедельник

  • загадок. Беседа с детьми о вулканах.

Дети, воспитатель

Вторник

Рассматривание схемы «Строение вулкана». Просмотр иллюстраций, фотографий и фильмов об извержении вулкана

Дети, воспитатель

Среда

НОД по рисованию «Извержение вулкана».

Дети, воспитатель

Четверг

Изготовление макета – «Вулкан». Создание в группе познавательного уголка «Вулканы».

Дети, родители, воспитатель

Пятница

Проведение занятия по поисково – исследовательской деятельности. Извержение вулкана. Подведение итогов.

Дети, воспитатель

 

 

Результаты:

  1. Дошкольники узнают о возникновении природных образований, получают первоначальные представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. Узнают о профессии вулканолог. Необходимые качества, навыки и обязанности вулканолога.
  2. Дети совместно с воспитателем создадут макет вулкана.

Практическая значимость исследований:

Использование полученных знаний в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской (игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я - геолог», дидактические игры «Найди лишнее», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой).

Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

 

Заключение.

Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательски-экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знания умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.

Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.

 

Основная часть:

Воспитатель: А на земле ребята есть и необычные горы, когда они спят они почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

«Я плююсь огнём и лавой, я опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?»

Дети: (Вулкан)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном и удивительном явлении природы, как вулкан.

Воспитатель: Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Дети: (Да)

Воспитатель: Ребята я вам сейчас расскажу, одну очень интересную легенду…

2. 3 Рассказ легенды о вулкане.

«Жил на свете бог по имени вулкан (педагог показывает картинку бога «Вулкан»).

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.

Построил он себе кузницу внутри высокой горы.

А гора стояла прямо посреди моря.

Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.

Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.

Вулкан работает, — со страхом говорили люди, уходили жить подальше от этого места.

С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Вулкан – это как печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Раскаленные камни и лава могут сжечь поля, леса и дома людей. Натрудившись, наработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка покуривают: выдыхают в небо легкий дымок и засыпают.
- Дети посмотрите на экран, какую геометрическую фигуру напоминает вулкан? – Треугольник, конус.
– А на что похожа верхняя часть вулкана. – На большую яму, воронку.
Верно и называется она кратер вулкана.
- Чтобы извержение не застало людей врасплох, на вулканах трудятся ученые – вулканологи, которые изучают огнедышащие горы, наблюдают за вулканами с воздуха – с самолетов и вертолетов; сами поднимаются с рюкзаками к вершинам вулканов. Чуть что не так, они мчатся к огнедышащим больным вулканам – прослушивают их, измеряют температуру, строят на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказывают, когда вулкан будет извергаться.

Воспитатель: В нашей стране очень много горных массивов и среди них есть вулканы, как вы думаете где можно увидить все горы нашей страны?

Дети: (На карте)

2. 4 Работа с картой, глобусом

Подойти к географической карте страны.

А вы знаете, почему карта такая разноцветная?

- Что обозначает синий цвет? (водоёмы)

- Что обозначает жёлтый цвет? (пустыни)

- Что обозначает коричневый цвет? (горы)

Воспитатель: Ребята покажите мне на карте, где мы живём.

(выполнение задания ребёнком)

Воспитатель: Посмотрите справа совсем недалеко от нас расположен полуостров, где много вулканов и называется он Камчатка.

- А вы видели когда нибудь вулкан?

Дети: (нет)

Воспитатель: Но для того, чтобы увидить вулкан не обязательно отправляться на Камчатку, я предлагаю посмотреть фильм об этом явлении природы. (дети распологаются на стульчиках)

2. 5 Показ видео о вулканах (Рассказ воспитателя о профессии «вулканолог»)

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит извержение. Как, течёт огненная река лавы. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и когда проснется.

Как вы думаете, ребята можно ли увидеть извержение вулкана в детском садике?

(ответы детей)

Я предлагаю вам отправиться в лабораторию и провести опыт который наглядно покажет вам извержение вулкана.

2. 7 Совместное эксперементирование «Извержение вулкана»

Воспитатель: Вот мы и пришли, но прежде чем приступить к эксперименту давайте с вами вспомним правила безопасности.

  1. Надо работать аккуратно, соблюдая правила.
  2. Ничего не нюхать и не брать в рот.
  3. Осторожно насыпать вещества.
  4. Лаву не трогать.
  5. Использовать защитные средства (фартуки)

Воспитатель: Перед Вами вулкан, какой он: спящий, потухший или действущий? (ответы детей)

Демонстрация извержения на большом макете.

Предложить детям используя схему опыта, выполнить его самостоятельно.

(воспитатель объясняет последовательность проведения опыта, используя схемы)

Воспитатель:

  • поставьте стакан с водой, в макет вулкана
  • насыпаем 2 ложки соды из стакана №1
  • добавляем 1 ложку моющего средства из стакана №2
  • добавляем 3 ложки красной краски из стакана №3
  • перемешиваем

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (ответы детей)

3. Рефлексия.

Ребята, скажите мне: «Что мы с вами сегодня исследовали?»

На каком полуострове нашей страны, находится большое колличество вулканов?

А что вам понравилось больше всего?

А как вы получили извержение вулкана?

(ответы детей)

Ребята, вы очень любознательные и смелые. мне очень понравилось с вами.

И на память о нашей встрече я хочу вам подарить подарки. Этот макет вулкана останется на всегда в вашей группе. И вот еще вам иллюстрация, чтобы вы не забывали о его строении.

Использованная литература:

  1. Энциклопедии «Про всё на свете» ред. Феданова Ю., Скиба Т.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2008.
  3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Интернет ресурсы: Методические разработки уроков географии в 5-6 классах. БГУ, 2008

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект " Извержение вулкана"

кратковременный проект по вулканам....

Долгосрочный, межгрупповой. практико-ориентированный, познавательно – творческий проект «Тайны Донского края»

Долгосрочный межгрупповой, практико-оринтированный проект региональной направленности "Тайны Донского края"...

Исследовательско - творческий проект "Тайна снежинки"

Цель:  Изучение природного явления – снежинки,  создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей. Задачи:- Узнать, как появляются сн...

Творческий проект "Тайны вулкана"

Данный  проект создан для воспитания интереса к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества и развития познавательной активности детей в процессе выполнения опытов...

Исследовательский проект "Тайны вулкана"

Исследовательский проект "Тайны вулкана"...

ПРОЕКТ «Тайны вулкана» (подготовительная группа)

Пояснительная записка База внедрения проекта: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников Сроки реализации проекта: 1 неделя Образовательная область: - «Социально - коммуникати...

Творческий проект «Тайны вулкана»

Данный  проект создан для воспитания интереса к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества и развития познавательной активности детей в процессе выполнения опытов...