Долгосрочный, межгрупповой. практико-ориентированный, познавательно – творческий проект «Тайны Донского края»
проект (подготовительная группа) на тему

Долгосрочный межгрупповой, практико-оринтированный проект региональной направленности "Тайны Донского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tayny_donskogo_kraya.docx473.64 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчики проекта:

Склярова В.Д., заведующий МБДОУ №27,

Каплина В.Н., заместитель заведующего по ВМР

Паспорт проекта.

Вид проекта: долгосрочный, межгрупповой.

Тип проекта: практико-ориентированный,

познавательно – творческий.

Участники: дети всех групп детского сада,

 родители воспитанников,

воспитатели и специалисты

всех возрастных групп .

Сроки реализации: 2014-2015 учебный год

Новочеркасск 2014 - 2015   учебный год

Любовь к родному краю,

 родной культуре, родной речи

 начинается с малого –  любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

 Постепенно расширяясь, эта любовь

 переходит в любовь к родной стране,

 к ее истории, прошлому и настоящему,

 ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Актуальность темы:

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Из национальной доктрины образования в РФ

     В наше время проблема патриотизма и патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из самых актуальных. Она актуальна на всех этапах развития человеческого общества. На современном этапе, когда наше общество находится в состоянии социально – психологического надлома, когда нарушены  все идеалы, проблема патриотического воспитания и воспитание гражданственной позиции человека приобретает особую остроту и вместе с тем становится чрезвычайно сложной для решения. Сложности вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, его содержания и задач.

    Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие.

     Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности.

     Патриотическое воспитание включает в себя комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
  • Формирования бережного отношения к родной природе и всему живому;
  • Воспитания уважения к труду людей;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о России, столице;
  • Знакомство детей с символами государства: гербом. Флагом, гимном;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

     Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

        

Проект : «Тайны Донского края»

Паспорт проекта.

Вид проекта: долгосрочный, межгрупповой.

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательно – творческий.

Участники: дети всех групп детского сада, родители воспитанников, воспитатели и специалисты всех возрастных групп .

Сроки реализации: 2014-2015 учебный год

Гипотеза  основывается   на  том, что  эффективное  формирование  у  детей  основ   культурно - исторического  наследия возможно  при соблюдении  следующих  факторов:

•        организация  регионального  образования  на  основе программ, содержащих  системные  знания;

•        комплексное  сочетание  различных  видов  деятельности ребенка (речевая,  познавательная, художественно-творческая,  игровая)

•        создание  условий  для  самореализации  каждого  ребенка с учетом  накопленного  им  опыта, особенно  познавательной, эмоциональной  сферы;

•        учет  специфики  организации   и  построения  педагогического  процесса;

•        использование  форм  и  методов,  направленных на  развитие эмоций  и чувств

Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, посредством  развития способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

  • Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Донской земли;
  • Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие Ростовской области.
  • Углубление знаний детей о ремёслах казаков и современных профессиях.
  • Знакомство детей с культурным наследием Донского края.
  • Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в Ростовской области, сопричастности к этому;
  • Развитие бережного и созидательного отношения к Донской земле (достопримечательности, культура, природа).
  • Формировать у родителей воспитанников желание прививать детям гражданственность, воспитывать любовь к родному краю.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий , досугов, мероприятий с использованием  технологий развивающего обучения.
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.

Проект : «Тайны Донского края» реализовывается через следующие формы работы и виды деятельности:

Формы работы:

Дети:

  • Занятия,  беседы, праздники, развлечения  по изучению истории и культуры донского казачества,  нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие,  другие  виды творческой художественной деятельности детей по соответствующей тематике
  • Изучение  и введение в жизнь детей  казачьих игр
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр  и создание видеофильмов,  использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
  • Экскурсии по историческим местам  города и района
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера казачьей направленности
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Творческие вечера детей.
  • Создание проектов «История казачьей семьи»

Педагоги :

  • консультации;
  • семинары;
  • открытые мероприятия;
  • презентации.

Родители :

  • родительские собрания;
  • лекторий для родителей;
  • день открытых дверей;
  • организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки»
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)
  • анкетирование и тестирование родителей
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

Принципы реализации проекта:

  • Учет национально-культурных особенностей региона;
  • Учёт возрастных особенностей воспитанников МБДОУ;
  • Интеграция;
  • Координация деятельности педагогов;
  • Преемственность взаимодействия МБДОУ и семьи.

Механизм реализации проекта:

Работа над проектом проводится в несколько этапов. 

1 этап- Организационно – аналитический.

2 этап- Внедренческий.

3 этап -Заключительно – обобщающий.

Новизна проекта: комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса для создания развивающей среды МБДОУ и ресурсного материала по реализации этнокультурного компонента в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Программа экспериментальной деятельности  по реализации проекта.

1 этап.  Организационно – аналитический.

 Цель: Создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.

Содержание:

  • Разработка и утверждение положений, приказов необходимых для организации инновационной деятельности в  МБДОУ (в т.ч. приказ о создании Творческой группы);
  • Изучение эффективного управленческого опыта в рамках проблемы проекта.
  • Изучение научно-методической литературы в рамках проблематики;
  • Выявление факторов препятствующих и стимулирующих инновационную деятельность педагогов;
  • Конструирование модели взаимодействия участников проекта и определений направления их деятельности.
  • Разработка программы семинара-практикума  для участников инновационной деятельности: изучить нормативно-правовую базу, имеющиеся теоретические разработки  и практический опыт по данной проблеме в других территориях, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический коллектив с основными направлениями научно-исследовательской деятельности, определить основные направления деятельности по оптимизации модели.
  • Проведение анкетирования родителей с целью выяснения их отношения к нравственно-патриотическому воспитанию и образованию дошкольников ;
  • Разработка и утверждение документации, регламентирующей деятельность педагогов-исследователей (локальные акты, договоры);
  • Выявление значимых показателей, которые будут положены в систему оценки успешности данного проекта;
  • Подбор и разработка диагностического инструментария (анкеты, карты  наблюдения, анализа деятельности, методики выявления предпочтения привлекательному виду деятельности, дидактические  игры и пр.);
  • Составление отчетов по итогам  реализации I этапа проектной деятельности.

В результате решения поставленных задач предполагается: изучить имеющиеся теоретические разработки  и практический опыт по данной проблеме, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический коллектив с основными направлениями научно-исследовательской деятельности, определить основные направления деятельности по оптимизации модели.

2 этап . Внедренческий.

Цель:  осуществление педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Содержание:

  • Проведение занятий «Творческой группы».
  • Встречи с Социальными партнерами, заключение договоров (родители, школа, библиотека, музей, музыкальная школа).
  • Создание материально-технических условий, необходимых для реализации проекта (обновление программно-методического обеспечения, создание предметно-развивающей среды, удовлетворяющей требованиям модели;
  • Совершенствование среды «Комнаты казачьего быта» и реализация мини-проекта «Казачий дворик»;
  • Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы с педагогами и родителями;
  • Участие в городских конференциях, круглых столах по теме проекта. Освещение проектной деятельности в СМИ;
  • Корректировка программ, планов в зависимости от результатов промежуточного мониторинга;
  • Семинар-практикум для педагогов: «Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»;
  • Организация творческих посиделок, совместных праздников с родителями.
  • Проведение конкурса центров краеведения в группах.
  • Реализация программы по нравственно- патриотическому  воспитанию  дошкольников «В краю Тихого Дона»;
  • Промежуточная диагностика   уровня  нравственно-патриотического воспитания и развития   у детей;      

3 этап .Заключительно – обобщающий.

Цель:

  1. Подведение итогов по реализации проекта «Тайны Донского края»;
  2. Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.

Содержание:

  • Анализ мониторинга проектной деятельности, формулировка выводов о подтверждении или не подтверждении выдвинутых положений гипотезы и результативности по окончании реализации проекта;
  • Оформление аналитической справки по итогам реализации проекта;
  • Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы») на педагогическом совете.
  •  Обобщение результатов работы, формулировка выводов, прием управленческих решений.
  • Обобщение и распространение  педагогического опыта в рамках сетевого взаимодействия между детскими садами города, размещение материалов проекта на сайте детского сада.

Важным условием успешной реализации проекта является взаимодействие детского сада и родителей в решении нравственно-патриотических проблем развития личности ребенка.

Ресурсное обеспечение реализации проекта.

Для реализации проекта «Создание образовательного пространства, способствующего воспитанию любви к малой родине у дошкольников» в МБДОУ подобраны кадровые ресурсы и созданы определённые материально-технические условия позволяющие решать задачи, поставленные перед  образовательным учреждением.

Программное обеспечение:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Программа «Детство».
  • Программа развития МБДОУ д/с №27 «Казачок»  на период 2014-2019гг.
  • методическая литература по разработке интегрированных и комплексных занятий;
  • иллюстративные , фотоматериалы , аудио и видео материалы о донских казаках , городе Новочеркасске, Ростовской области;
  • оборудование Комнаты Казачьего быта, уголков по краеведению.
  • Деловые игры;
  • интернет-ресурсы.      

Материально-техническое обеспечение:

  • Музыкальный зал;
  • Спортивный зал;
  • спортивно-игровая  площадка;
  • методический кабинет;
  • медицинский блок;
  • «Комната казачьего быта»;
  • Лаборатория «Почемучка»;
  • Кабинет учителя -логопеда;

Групповые комнаты и кабинеты оформлены, оборудованы в соответствии с нормами и требованиями СанПиНа. В достаточном количестве имеется бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура.

Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в МБДОУ обеспечивают разностороннее развитие детей в соответствии их возрастным особенностям. Повышению качества воспитательно-образовательного процесса способствует рационально организованная предметно-развивающая среда, которая строится с учетом концепции «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» В.А. Петровского.

Вариативное использование помещений МБДОУ способствует поддержке положительного эмоционального фона.

В методическом кабинете имеется методическая литература по всем разделам программы, парциальные программы,  периодические издания.

В группах оборудованы уголки уединения, различные зоны, которые при необходимости трансформируются.

Мониторинг результативности проекта

Реализация проекта «Тайны Донского края» невозможна без организации мониторинга. Под мониторингом мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Большая роль в осуществлении контроля и мониторинга возлагается на заведующего, который будет осуществлять эту деятельность по направлениям:

  • оценка эффективности внедрения в учебный процесс педагогических технологий, обеспечивающих личностный и компетентностный подход.
  • Диагностика:
  • личных достижений воспитанников в ознакомлении с малой Родиной (объем знаний, компетентность, любознательность);
  • качества и результатов профессиональной деятельности воспитателей,  профессиональной компетентности педагогов;
  • творческого потенциала педагогического коллектива;
  • состояния сетевого взаимодействия с учреждениями окружающего социума (библиотекой, школой,  музеями города );
  • выявление степени удовлетворённости родителей организацией нравственно-патриотического воспитания в МБДОУ.
  • Контроль за:
  • реализацией перспективных планов по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • взаимодействием педагогов по реализации задач по патриотическому воспитанию.

На всех этапах реализации проекта будет проводиться мониторинг обучения и воспитания субъектов образовательного процесса. Основные функции мониторинга следующие:

  • диагностическая– позволит выявить уровень субъектов образовательного процесса к взаимодействию в целях решения приоритетных задач;
  • экспертная– осуществит экспертизу программно-методического материала, форм, методов, технологий, способствующих повышению качества обучения и воспитания личности и используемых в ходе работы над проектом;
  • экспериментальная– поиск, разработка диагностических материалов и апробация их на надежность;
  • образовательная– изучение и удовлетворение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса.

Результаты, получаемые по итогам проведения мониторинга по всем направлениям, будут обобщаться, и учитываться при корректировке программы развития.

Риски проекта

При реализации проекта вполне вероятно возникновению определённых рисков.

  • Использование в воспитательно-образовательном процессе метода проектов - разрушение стереотипов, мешающих развитию МБДОУ, преодоление формализма, пассивности педагогов и воспитанников.
  • Непонимание родителями актуальности проекта.
  • Необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов.   
  • Недостатки материально-технического обеспечения ( отсутствие денежных средств на приобретение наглядности).

  Воспитание чувства любви к малой Родине у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от педагога и родителей личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Этим условиям может соответствовать только гибкая, постоянно развивающаяся система патриотического воспитания в МБДОУ.

Успешность реализации проекта зависит от точности прогнозов риска и их минимизации. Создание и реализация данного проекта позволяет педагогам и родителям объединиться в решении многих вопросов, стать ближе и открыться друг другу, способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями, личным достижениям воспитанников в патриотическом воспитании (эрудиция детей, компетентность, любознательность), переходу детского сада из режима функционирования в режим развития.

Предполагаемый результат:

Дети:

-осуществляют творческую проектную деятельность вместе со взрослым коллективно, индивидуально и в подгруппе;

-проявляют интерес к истории родного города;

-у детей сформирована система представлений о родном городе(умеют ориентироваться в городе, вести вежливый разговор с жителями и гостями города, знают достопримечательности города, умеют любоваться красотами города, природы, берегут природу и исторические памятники родного города);

-развиты мыслительные способности: умение анализировать полученную информацию, соотносить ее с прогнозируемым продуктом

деятельности, умение планировать свою деятельность, ставить задачи, намечать их пути решения, выбирать необходимые способы

работы в соответствие с поставленными задачами;

-используют и преобразовывают свой опыт в разных видах деятельности: двигательной, изобразительной, конструировании и ручном труде, игровой, речевой деятельности, экспериментировании и т.д.

Родители:

Родители активно участвуют в реализации проекта по ознакомлению детей с родным городом:

- собрали информацию об истории города, фотографии, энциклопедическую литературу;

-помогли в оформление и размножении наглядно-демонстрационного материала;

-участвуют в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия и т.д.;

-создают условия дома для нравственного воспитания  и личностного развития детей;

-укрепили детско-родительские отношения;

-оказывают помощь в организации действенной развивающей среды МБДОУ.

Педагоги:

  -повысили педагогическую компетентность по вопросам реализации регионального компонента в коррекционно-образовательном процессе;

-создали условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного города и края;

-пополнили педагогическую копилку сценариями досугов и развлечений, конспектами занятий, картотеками дидактических игр,

альбомами, буклетами и т.д.;

-развили детский интерес к познавательно - исследовательской деятельности в различных формах образовательной деятельности;

-способствуют развитию собственных традиций в совместной творческой деятельности детей, деловых взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми;

-организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов деятельности;

- организовали презентацию проекта.

Младший дошкольный возраст 2-4 года

Тема:  «Моя семья, мой детский сад»

Цель:

Формирование представлений о семье, о детском саде.

Задачи:

1. Воспитывать уважение к членам своей семьи. Дать понятие «Семья – это…»

2. Учить детей называть членов семьи по именам. Понимать, что каждый из членов семьи должен помогать другому, любить его и заботиться о нем»

3.Учить детей понимать, что в группе много детей, все они играют, живут вместе, учить называть друг друга по именам, обращаться  вежливо.

 4. Обращать внимание на оформление детского сада, воспитывать желание участвовать  в жизни МБДОУ.

5. Учить называть некоторых работников детского сада помимо воспитателя группы,  по имени, отчеству, знать их должность – заведующий, учитель- логопед, музыкальный руководитель  и т. д.

6. Одобрять, поощрять желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам.

7. Продолжать знакомить детей с трудом близких взрослых.

Предполагаемый результат

  • Будут знать и называют членов своей семьи по именам.
  • Иметь  представления о родственных связях (дочь, сын, внук, внучка). Рассказывать о своей семье, о  близких людях.
  • Знать в каком доме живет семья (большом, маленьком, многоквартирном и т.д.) Название улицы.
  • Иметь представление о местонахождении детского сада, своей группы, (объяснять, где находиться группа)  
  • Знать имя и отчество воспитателя, помощника воспитателя, нескольких сотрудников ДОУ.
  • Уметь замечать происходящие изменения на близлежащих улицах города (украшен к празднику, строится дом, идет ремонт, открылся новый магазин и т.п.).
  • Иметь  представление о труде взрослых,  с которыми непосредственно сталкиваются: дворник,  воспитатель,  няня; парикмахер, повар, продавец.
  • уметь воспроизводить элементы трудовых действий в игровой деятельности.

Направления реализации проекта по видам детской деятельности.

Вид деятельности

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Познавательная деятельность

  • Беседа на тему «Моя семья», «Мой детский сад».
  • Наблюдение за трудом взрослых в детском саду (повар, дворник, помощник воспитателя, прачка).
  • Беседа «Наш выходной день», «Наш день в детском саду, «Мы в гостях…», «Наш дом», «Наша улица»
  • Чтение художественной литературы (В.Берестов «Праздник мам», потешки «Этот пальчик…», М.Пляцковский «Мамина песенка»).
  • Сбор и составление альбомов фотографий ребенка и членов семьи, «Рассматривание иллюстраций и семейных фотографий». Начало сбора портфолио ребенка»  беседа о работах отложенных в портфолио.
  • Беседа о маме, «Мамочка милая, мама моя…»
  •  Предложить рассказать о всех членах семьи (как зовут, чем занимаются, что любят). Предложить принести фотографии ребенка и членов семьи «Завести семейный альбом», составить описательные рассказы по теме проекта «Мой дом», «Мой ребенок»
  • Предложить привлечь детей к изготовлению угощения для всей семьи.

Изобразительная деятельность

  • Рисование:
  • «Портрет моей мамы (бабушки, папы, дедушки)»
  • «Украшение платочка для мамы, бабушки и т.д. »
  • Рисунок «Мой дом»
  • «Мое дерево»
  • Аппликация:
  • «Букет для мамы (бабушки)» «Наша улица» , «Детский сад», «Рамочка для фото мамы»
  • Лепка:
  • «Птички прилетели» «Печенье для кукол», «печенье из теста «Жаворонки»
  • Конструирование:
  • «Мебель для дома»
  • «Мой дом»
  • «Мой двор» - из конструктора Лего.
  • Строительство в песочнице «Наш детский сад», «Наш двор»

 Поддерживать желание ребенка рисовать портрет, устроить в доме выставку его работ. Приносить в группу совместные продукты творчества с детьми.

Привлекать детей для помощи в уборке дома, игрушек, выпечке печенья.

Приобрести для ребенка такие игрушки как: пылесос, утюг, инструменты для мальчика. Поддерживать желания «помогать», составить фоторепортаж о ребенке «Наш помощник», все газеты выполненные родителями выставить в группе.

3. Музыкальная деятельность

  • Пение Р.Рустамов «Мы запели песенку»
  • Музыкальная игра «Серенькая кошечка»
  • Праздник «Мамин день»
  • Семейный праздник «Давайте знакомиться», именины.

  1. Игровая деятельность

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья» «Дом», «Детский сад»
  • Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Кошка с котятами»

Пополнение предметно развивающей среды:

  1. Оборудование сюжетно ролевых игр: «Семья», «Дом», «Транспорт», «Детский сад»  в достаточном количестве для организации одновременно с несколькими подгруппами детей.
  2. Оформление альбомов «Моя семья», «Наша группа»,
  3. Оформление стенда  детского творчества: рисунки, аппликации, на тему проекта.
  4. Оформление с участием детей макета «Наш детский сад» - для дальнейшего обыгрывания с детьми.
  5. Приобретение дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями: повар, прачка, воспитатель.

Тема: «Мой город Новочеркасск»

Цель:

Развитие представлений о родном городе на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица города, детский сад и его территория).

Задачи:

  1. Помочь ребёнку получить представления о ближайшем  окружении.
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу, улице, дому, где живёшь.

Предполагаемый результат

  • Будет иметь,  представления о местонахождении детского сада, своей группы, участка.
  • Знать  название города,  (Новочеркасск)
  • Уметь замечать происходящие изменения на близлежащих улицах (приготовления к празднику, строительство нового дома и т.д.).
  • Уметь ориентироваться в помещении МБДОУ (найти свою группу, участок, музыкальный и спортивный зал).
  • Проявлять бережное отношение к окружающему, (на участке и в группе не сорить, все ненужные бумажки, обвертки выбрасывать в определенное место, не рвать цветы на клумбе, поливать вместе с воспитателем растения и т.д.)

Направления реализации проекта по видам деятельности:

Вид деятельности

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Познавательная

Прогулка по улице на которой находится детский сад, (Солнечной), главной улице микрорайона (Калинина, Мацоты), экскурсия к строительству дома, рассматривание фотографий или иллюстраций «Мой дом» (-дома бывают разные многоэтажные, одноэтажные) Рассматривание фотографий памятных мест города, в которых были с родителями (детский городок, аквапарк, каток, стадион, дом культуры и т.д.)

Совместно с родителями оформить альбом дома в которых мы живем, попросить рассказать все о доме в котором они живут,  рассказать детям о местах в которых бывают все вместе (парк, аквапарк, магазин, почта) записать рассказы, собрать фото.

   Оформить альбом «Памятные места нашего города»

Предложить сбор фотографий, иллюстраций о нашем микрорайоне, городе. Улица в разное время года.

Праздник нашей улицы.

День рождения детского сада.

Изобразительная

Рисование различных домов, коллективная работа совместно с педагогом «Наша улица». Украсим наш участок к празднику, Украшение елочки в детском саду, Зажжем огоньки в домах.

Аппликация: «огоньки в доме», «мой дом», коллективная работа «наша улица», «наш детский сад»

Лепка: «цветы на клумбе», «забор у маленького дома»

Конструирование: Выкладывание домов из конструктора «Фонарики», «Крестики» - В.В. Воскобовича, строительство дома из модулей, из деревянного конструктора, строительство детского сада из модулей

Выставка совместных рисунков родителей с детьми по теме: «Мой дом»

Привлечь к изготовлению украшений для участка из бросового материала.

Предложить изготовить для детей различные шаблоны домов или раскраски «наш дом»

Сделать фотографии прогулок с детьми по городу, около памятных мест для дальнейшего составления общего альбома.

Музыкальная

Разучивание песни: «Детский сад» Игра драматизация «Теремок», «Кошкин дом», «Рукавичка»

Игровая

Игра: сюжетные игры «Мой дом», «Стройка», выкладывание домов различной формы из разноцветных веревочек на ковролиновом полотне, составление нескольких домов в улицу. Дидактическая «Собери картинку»

Предложить родителям подготовить по несколько цветных картинок с изображением природы города, памятных мест которые посещали с ребенком.

Пополнение предметно развивающей среды:

  • Уголок города: познавательный и иллюстративный материал о городе; альбом с фотографиями улиц микрорайона Октябрьский, центра города, памятных мест, альбома составленного из фотографий представленных родителями, детского сада, детские работы, раскраски «Мой дом», выполненные при помощи игры «Фонарики» - В.В. Воскобовича
  • Дидактические игры: «Собери картинку» - фотографии или картинки с изображением памятных мест Новочеркасска разрезаны на две, три части, «Какие разные дома» - шаблоны различных домов: обвести, раскрасить..
  • Игры со строительным материалом, из мягких модулей постройка дома, детского сада и их обыгрывание, конструирование из «Лего» - наш участок»
  • Игра-путешествие по городу,  с использованием фильма: «Путешествие дошкольников по Новочеркасску».
  • Создание презентаций «Дома бывают разные», «Наш детский сад», «Наш город»

Фотовыставка различных мест, домов микрорайона «Октябрьский»

Старший дошкольный возраст

5-7 лет

Тема: « Моя семья, мой детский сад».

Цель:

Продолжать формировать представление детей  о семье, о детском саде.

Задачи:

1. Углублять представления о семье, ее составе, близких родственниках.

2. Сформировать понятие: «Я член семьи»

3. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками.

     4. Учить называть некоторых работников детского сада по имени, отчеству,

      5.Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на

        участке детского сада, выполнять поручения воспитателя «пригласить в группу…..мед.сестру, учителя логопеда)                              

6. Стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам.

7. Знакомить детей с трудом взрослых (шофер, продавец, врач); учить интересоваться работой родителей.

Предполагаемый результат:

  • Знают и называют членов своей семьи по именам (мама, папа, бабушка)
  • Будут иметь  представления о родственных связях (дочь, сын, внук, внучка).
  • Иметь  представление о местонахождении детского сада, своей группы, участка; смогут ориентируется  в помещениях и на участке детского сада - знает кабинет мед.сестры, заведующего, музыкальный, физкультурный залы, кабинет развивающих игр.
  • Знают имя и отчество воспитателя, помощника воспитателя, учителя логопеда, музыкального работника, инструктора физкультуры, повара.
  • Знают место работы своих родителей.
  • Знает о многообразии профессий человека (воспитатель, шофер, врач, продавец).

Направления реализации проекта по видам деятельности:

Вид деятельности

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Познавательная

  • Беседа на тему «Мои близкие», «Дом, в котором мы живем», «Мои домашние обязанности».
  • Целевые прогулки по участку детского сада, на спортивную площадку (зеленые насаждения, постройки, здание); к соседнему детскому саду.
  •  Посещение другой группы детского сада, медицинского кабинета, кухни, прачечной, библиотеки, магазина.
  • Организация труда в группе (полить цветы, накрыть на столы, навести порядок в игровом уголке).
  • Обсуждение ситуаций «У меня большая семья», «Мой игровой уголок».
  • Наблюдение за трудом взрослых  (дворник, шофер, врач, продавец).
  • Рассматривание и обсуждение семейных фотографий родителей с детьми и из жизни детского сада.

Рассказывать о родственниках, об интересных случаях из их жизни.

Учить проявлять заботу о членах семьи.

Закрепить за ребенком некоторые посильные домашние обязанности.

Учить ребенка уважительно относиться ко взрослым, беречь игрушки и др. имущество детского сада как свое.

Изобразительная деятельность.

  • Рисование:
  • «Моя рука – моя семья» (изображение элементов портретов)
  • «Мои друзья»
  • «Мой детский сад»
  • Аппликация:
  • «Букет для мамы (бабушки)»
  • «Наш детский сад»
  • Коллективная  работа «Наш участок»
  • Лепка:
  • «Торт на день рождения»
  • «Открытка к празднику»
  • «Дети на прогулке» или «Наш участок»
  •  Конструирование из бумаги:
  • «Украсим цветами наш детский сад»
  • «Птицы» - оригами.
  • «Кормушка для птиц»

Предложить нарисовать совместно с ребенком портреты членов семьи, устроить выставку работ ребенка, пополнить портфолио ребенка рисунками, выполненными дома.

Музыкальная деятельность

  • Слушание музыки Г.Гладков «Песенка друзей» (из мультфильма «Бременские музыканты»), Т.Попатенко «Светлый дом». «Мы едем, едем, едем», казачьи песни в исполнении старших дошкольников.

Просмотр мультфильмов, обсуждение содержания с детьми.

Игровая деятельность

  • Пальчиковые игры с потешками.
  • Дидактические игры «Помоги бабушке», «Что мы делали в детском саду», «Кому что нужно для работы»
  • Сюжетно-ролевые игры «Дочки – матери», «Магазин», «Шофер», «Почта». «Стройка», «Транспорт»
  • Игры-драматизации «Кошкин дом», «Три поросенка», «Теремок» «Лиса и заяц» «Петушок» «Колобок»

Поддерживать инициативу детей продолжать игры начатые в детском саду (еженедельно помещать информацию для родителей «наши игры» и «Что сделали сегодня с детьми»

Пополнение предметно пространственной среды.

  • Собрать  иллюстрации, семейные фотографии, атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм по теме проекта.
  • Оформление фотоальбомов «Я и моя семья» (пополнить)
  • Фотовыставки семейные «Наша семья» «Рассказы о семье»
  • Оформление панно из фотографий, рисунков о семье, доме, детском саде
  • Дидактические игры:
  • «Найди игрушку в группе по плану»
  • «Найди игрушку на участке»
  • «Обязанности членов семьи»
  • «Хорошо и плохо» (бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам).
  • Дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых (няня, повар, водитель, парикмахер, продавец, врач)
  • Оформление альбома «Сотрудники детского сада за работой»
  • Оформление фото альбома «Моя группа».

Тема:  «Мой город Новочеркасск»

Цель: продолжать формировать представления детей о Родине на основе знакомства с городом (названия улиц, достопримечательностей микрорайона в котором живут, центра города).

Задачи:

1.Продолжать знакомить  с названиями улиц, на которых живут дети, рассказывать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.

2. Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранить в нем чистоту и     порядок.

Предполагаемые результаты

  • Дети будут знать и называть названия улицы, на которой живет ребенок, на которой находиться детский сад, центральную улицу города.
  • Иметь представление о красивых местах родного города, его достопримечательностях.
  • Умеет замечать происходящие изменения на близлежащих улицах (приготовления к празднику, строительство нового дома и т.д.).
  • Проявляет бережное отношение к окружающему.

Направления реализации проекта по видам деятельности:

Вид деятельности

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Познавательная деятельность.

  • Целевые прогулки по близлежащим к детскому саду улицам, микрорайона Октябрьский,  
  • Рассматривание альбома фотографий города и микрорайона,
  • Чтение художественной литературы: стихи о городе Новочеркасске, DVD – диск о городе, о истории казаков построивших город.
  • Занятие «Мой родной город», с показом презентации по теме.

Предложить родителям познакомить детей с главной улицей города, пройти её с ребенком, рассказывая, что находиться на данной улице, по возможности сделать фотографии или видеоклип.

Изобразительная деятельность.

  • Рисование:
  • «Дом, где я живу»
  •  «Украсим родной город к празднику»
  • «Улицы нашего микрорайона» (создание панорамы улицы на основе детских рисунков).
  • Аппликация:
  • «Дома бывают разные»
  • «Утро на нашей улице» (как вариант «осеннее», «зимнее», «летнее»)

Использование элементов аппликации (дома) и бумагопластики (мятая бумага) для создания элементов пейзажа.

  • Лепка:
  • «Наша клумба»
  • «А у нас во дворе снеговик» (лепная композиция с использованием природного материала – веточек для создания рук)
  • Лепка из снега. Создание композиций из песка.
  • Конструирование:
  • «Нарядная елка в нашем дворе» (из бумаги, бросового материала)
  • Коллаж «Зима на нашей улице» (с использованием лепных, аппликационных работ и рисунков детей)

Совместные проекты по украшению детского сада, участка к праздникам.

Рассказать ребенку о доме, дворе, улице, где он живет; дать представление ребенку о том, что он является жителем города Новочеркасска, помочь в изображении своего дома или улицы.

Музыкальная деятельность

Слушание и разучивание песен донских казаков

Разучивание плясок, подбор костюмов.

Слушание казачьих песен

Игровая деятельность.

Игры с макетом «Мой участок детского сада» и макетом «Курень»

  • Игры драматизации в подготовленной среде «Казачий курень»
  • Игра «Я – пешеход»
  • Игра-путешествие «Экскурсия по микрорайону Октябрьский, городу Новочеркасску» :центральная часть города, Собор, памятник Ермаку, памятник Платову, детский парк

Поддерживать игры детей со строительством дома, улицы, включаться в игру ребенка, помогать в описании действий.

Пополнение предметно пространственной среды.

  • Альбом фотографии с улицами, достопримечательностями города Новочеркасска; микрорайона Октябрьский , «путешествие» по маршруту от дома до детского сада.
  • Уголок города (познавательный и иллюстрированный материал о городе; фотоальбом, детские работы, работы родителей «Мы любим свой город»)
  • Фотовыставка о микрорайоне, о красивых местах родного города
  • Фотоальбом «Любимые уголки моего города» (фотографии, мини-сочинения родителей с фотографиями, рисунки детей)
  • Выставка картин с изображением города, городского пейзажа
  • Дидактические игры:
  • «Собери картинку» (фотографии или картинки с изображением памятных мест Новочеркасска, разрезаны на пять-шесть частей);
  • «Найди свою улицу (номер дома)»
  • «В каком доме я живу» (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, каменные, высокие, низкие).
  • Игры со строительным материалом, конструктором «Лего»: постройка улиц микрорайона и их обыгрывание.
  • Игра-путешествие по городу (усложнить игру, внести дорожные знаки) добавить фильм о правилах дорожного движения «Автомобильчик ищет друзей».

Содержание работы с родителями.

Задачи сотрудничества педагогов с родителями:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации  проекта;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада; мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, в разных событиях, в совместной трудовой деятельности.

Работа с родителями воспитанников 2-4 лет.

Тема

Формы работы с родителями

Цели

Дата
проведения

1.

1. Беседа: "Где я живу".

2. Экскурсия по улице , на которой расположен детский сад.

Изготовление карты-схемы "Дорога из дома до детского сада".

Подборка фото, картинок с изображением любимых уголков города Новочеркасска.

Викторина: "Люби и знай свой родной край".

Семейный конкурс:

"Природа и фантазия".

Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу.

Сентябрь

2.

1.Занятие: "Достопримечательности нашего города".

2.Целевые прогулки по улицам города.

Конкурс рисунков: "Город, что сердцу дорог".

Экскурсии на автобусе по городу.

Оформление альбома "Улицы нашего города".

Знакомить детей с достопримечательностями нашего города, его традициями.

Октябрь

3.

Экскурсия в краеведческий музей "Встреча с прошлым".

"История старых вещей".

(рассказывание детям о семейных реликвиях).

Знакомство с бытом казачьего народа, обогащение словарного запаса, знаний детей о жизни своих предков.

Ноябрь

4.

Занятие:

«Славится Донская земля своими умельцами»

Посещение  тематических выставок , организованных музеями города

Развивать интерес к казачьим традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры.

Учить детей видеть прекрасное.

Декабрь

5.

Занятие: "Природа нашего края".

Конкурс рисунков: "Любимый уголок природы".

Развитие нравственно-патриотических качеств: гордости, гуманизма, желания сохранить и приумножить природные богатства своей страны.

Январь

6.

Занятие: "Животный мир Донского края".

Просмотр презентаций и видеороликов

Семейное чтение рассказов о животных нашего края.

Познакомить с животными, птицами, рыбами, обитающими в наших лесах, показать их разнообразие.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Февраль

7.

1. Беседа: "Моя семья".

Составление семейного древа (родословная семьи). Герб семьи.

Рассказы детей о своих мамах.

Изготовление подарков для мам.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям.

Март

8.

"Литературное наследие".

- Целевая прогулка в детскую библиотеку. Знакомство с творчеством писателей и поэтов Донской земли

Семейное чтение произведений донских  поэтов и писателей.

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей-земляков.

Воспитание любви к поэзии и прозе.

Апрель

9.

1. "Казаки - ветераны ВО войны".

Экскурсия к вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Итоговое занятие:

"Новочеркасск - моя малая Родина".

Круглый стол.

Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы).

Конкурс семейных рисунков:

"Мы за мир".

Открытое занятие по данной теме.

Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.

Систематизация знаний о родном городе.

Май

 

Работа с родителями воспитанников 5-7 лет.

Тема

Формы работы с родителями

Цели

Дата проведения

1.

Беседа: 1. "С чего начинается Родина?"

2.Занятие: "Введение в историю родного края".

Чтение стихов о Донской земле, пословиц, поговорок.

Оформление альбома "Родной город".

Викторина: "Люби и знай свой родной край".

Семейный конкурс: "Природа и фантазия".

Довести до понимания детей, что Родина - это не только та страна, в которой мы живём, но и то место, где мы родились.

Ознакомление детей с историей образования г. Новочеркасска .

Сентябрь

2.

Занятие: "Достопримечательности нашего города".

Экскурсии, целевые прогулки по улицам города, к памятникам; пополнение альбома "Улицы нашего города".

Конкурс рисунков: "Город, что сердцу дорог".

Экскурсии на автобусе по городу.

Расширение знаний детей о достопримечательностях нашего города, о том, что город славен своей историей, традициями, лучшими людьми.

Октябрь

3.

1. Экскурсия в  «Музей Донского казачества» "Встреча с прошлым".

2. Занятие: "Предание старины глубокой".

"Бабушкин сундук" (рассказывание детям о семейных реликвиях).

Оформление презентаций "Казачий курень".

Знакомство с бытом казаков , обогащение словарного запаса.

Расширение знаний детей о жизни предков.

Знакомство с приданиями о географических объектах Донского края

Ноябрь

4.

Занятие:

«Славится Донская земля своими умельцами»

Посещение  тематических выставок , организованных музеями города

Развивать интерес к казачьим традициям и промыслам, приобщать к истокам народной культуры.

Учить детей видеть прекрасное.

Декабрь

5.

1.Занятие: "Мой город на карте области".

Игра-путешествие "Из нашего города - по родной стране".

Изготовление презентаций и фотоальбомов: "Природные богатства края".

Формировать представления о географическом расположении нашего края.

Довести до понимания детей, что любой край, область, город - неповторимы.

Воспитывать любовь к родному городу.

Январь

6.

1.Занятие: "Животный мир родного края".

Семейное чтение рассказов о животных нашего края.

Продолжить знакомство с животными и птицами, обитающими в наших степях, их разнообразием.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Февраль

7.

1.Занятие: "Природа родной глубинки".

Беседа: "Красная книга Ростовской области".

Чтение книг о природе, пополнение фотоальбома

"Наш край".

Знакомство с растительным миром родного края, с растениями, занесёнными в Красную книгу. Воспитание бережного отношения к природе, умения видеть и чувствовать красоту родного края.

Март

8.

"Литературное наследие".

- Целевая прогулка в детскую библиотеку. Знакомство с творчеством писателей и поэтов Донской земли

Семейное чтение произведений донских  поэтов и писателей.

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей-земляков.

Воспитание любви к поэзии и прозе.

Апрель

9.

1. "Казаки - ветераны ВО войны".

Экскурсия к вечному огню.

Изготовление праздничных открыток.

Итоговое занятие: "Новочеркасск - моя малая Родина".

Круглый стол. Встреча с ветераном ВО войны (прадедушкой одного из детей группы).

Конкурс семейных рисунков: "Мы за мир".

Просмотр фильмов по военной тематике.

Открытое занятие по данной теме.

Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.

Обобщение и систематизация знаний о родном городе.

Май

Содержание предметно-развивающей среды

по теме проекта: «Тайны Донского края»

Средний  возраст

Старший  возраст

Подготовительная к школе группа

1.Карта  Ростовской области, города Новочеркасска.

2.Фотоальбом и альбомы «Мой родной город», «Музей истории донского казачества», «Памятники архитектуры города Новочеркасска», «Любимые места отдыха новочеркассцев»,

«Мы живем в столице донского казачества», «Казачьи игры»,

«Природа донского края».

4.Куклы в казачьих костюмах.

5.Гербарий местных растений.

6.Энциклопедическая и художественная литература о родном городе, крае.

7.Дидактические игры:

«Кому что надо для работы»

«Животные донского края»,

«Что растет в поле»,

«Собери казака вдорогу» и др.

8.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Автобус», «Детский сад», «Мы – строители» и др.

9.Атрибуты для подвижных игр и казачьих игр.

10.Природный материал: шишки, сухие листья, кусочки меха и кожи, а также краски, карандаши, пластилин и т.д. (все необходимое для детского творчества).

11.Игры и наглядно-демонстрационный материал по ПДД.

1.Карта  Ростовской области, города Новочеркасска.

2.Географический атлас для дошкольников.

3.Глобус.

4.Символика: гербы, флаги города.

5. Фотоальбом и альбомы «Мой родной город», «Музей истории донского казачества», «Памятники архитектуры города Новочеркасска», «Любимые места отдыха новочеркассцев»,

«Мы живем в столице донского казачества», «Казачьи игры»,

«Природа донского края».

6.Энциклопедическая и художественная литература о родном городе, крае.

6.Гербарий местных растений.

7.Макет «Мой микрорайон».

8.Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Наши соседи»,    «Кто живет в городе», ««Растения

города», », «Времена года», «Угадай по описанию», «Кому, что надо для работы», «Животные донского края»,

«Что растет в поле», «Собери казака в дорогу» и др.

9. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Мы - строители», «Путешествие на автобусе по городу», «Дорожное движение», «Говорящие знаки»  и т.д.

10.Атрибуты для подвижных игр и казачьих игр.

11. Природный и бросовый материал для творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки и др.

12.Игры и наглядно-демонстрационный материал по ПДД.

1.Карта  Ростовской области, города Новочеркасска.

2.Географический атлас для дошкольников.

3.Глобус.

4.Символика: гербы, флаги города.

5. Фотоальбом и альбомы «Мой родной город», «Музей истории донского казачества», «Памятники архитектуры города Новочеркасска», «Любимые места отдыха новочеркассцев»,

«Мы живем в столице донского казачества», «Казачьи игры»,

«Природа донского края».

6.Энциклопедическая и художественная литература о родном городе, крае.

6.Гербарий местных растений.

7.Макет «Мой микрорайон».

8.Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Наши соседи»,    «Кто живет в городе», «Растения

города», «Времена года», «Угадай по описанию», «Кому, что надо для работы», «Животные донского края»,

«Что растет в поле», «Собери казака в дорогу» и др.

9. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Мы - строители», «Путешествие на автобусе по городу», «Дорожное движение», «Говорящие знаки»  и т.д.

10.Атрибуты для подвижных игр и казачьих игр.

11. Природный и бросовый материал для творческой деятельности: природный, кусочки ткани, меха, бисер, леска, нитки и др.

12.Игры и наглядно-демонстрационный материал по ПДД.

Используемая литература:

1.Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, -М: Издательство Мозаика-синтез, 2008г.

2.Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.

3.М.А. Захарова, Е.В. Костина «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»/ мастер-класс педагогов ДОУ, М: «Школьная Пресса», 2010г.

4.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду».

5.Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

 6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

 7.Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

8.Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4  - С. 59-65.

9. « От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

10.«Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ.ред. Т.И.Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А.Арапова-Пискарева.

11.«Моя страна» Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. – сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205с.

12.Н.В.Алешина; «Родной край»/Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Под.ред. С.А. Козловой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990.-176с.

13.«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.» Старшая и подготовительная группы. – М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 с.14.Маханёва М.Д.; «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.

15.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная к школе группа, старшая группа, средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.

16.«С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.

17.«Нравственное воспитание в детском саду» Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. Изд.2-е ,испр. и доп. М., «Просвещение», 1978г.

18.«Твой край родной»: Занимательное краеведение в вопросах и ответах/Нагорный Б.А.- Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во, 1988.80 с.

19.«Родной край»: Пособие для воспитателей дет.сада/Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А.Козлова; Под ред. С.А.Козловой.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1985.-238

20.«Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества»: методическое пособие: в 2-х ч. Ч 1/ авт.- сост. Г.Н. Калайтанова, Н.В. Корчаловская, Л.А. Баландина, Л.В. Бех, Н.Н. Баукова/ под общ. Ред. А.Х. Сундуковой. – Ростов н/Д.: Изд- во РО ИПК и ПРО, 2010.- 56 с.

21.«Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.

22.«Черкасск и его старина»/ Н. Лаврский- М.: Искусство и жизнь.

23.«Я и улица»/П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 96 с. : ил.

24.«Я и дорога» /П.А. Астахов.- М.:Эксмо, 2009.- 128 с : ил.

25.«Край родной»: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале).- Ростов- на- Дону: Издательство «БАРО- ПРЕСС», 2008.- 272 с.

26.«Природа и история родного края».Учебное пособие для учащихся начальной школы. / Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО- ПРЕСС», 2007.- 170 с.

27.«Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях»:Программно- методические материалы. Вып. 1.- Ростов н/Д. : Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008.- 68 с.

28.«Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- Спб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.-192 с.

29.«Новочеркасск-два века за два дня», Ростов-на-Дону, Издательство «Странник», 2005г.

30.«Три сигнала светофора» Дидакт. игры, сценарии вечеров досуга: Кн.для воспитателя дет.сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т.Ф.Саулина, М.:Просвещение,1989.- 62с.

Приложение1

        Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

 

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

 4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки  города Новочеркасска? Если нет, то почему?

Спасибо за сотрудничество!

ФИ ребенка

Родная страна

Символика

История народной культуры и традиций

Историко- географический и природный компоненты

Личностный компонент

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, проспектов

Флаг России

Герб России

Герб и флаг родного города

Гимн России        

         

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта        

         

Природные богатства области

Различные экосистемы области

Реки области

Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других        

Приложение 2

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Высокий уровень.

 Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, проспекты;

знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб  и флаг города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства области, знает экосистемы области, реки; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень.

 Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, проспекты города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства области, экосистемы, реки; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень.

 Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства области, экосистемы; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Приложение 3

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

ФИ ребёнка

Родной город, символика

История народной культуры, традиции

Историко-географический и природный компоненты

Личностный компонент

 

Название города

Дом. адрес, адрес детского сада

Достоприме-
чательности родного города

Герб города, флаг

Предметы быта, жилище человека

Казачие народные праздники

Народные умельцы города

Народные игрушки, промыслы

Природные богатства города, края

Любимый уголок природы

Животные нашего края

Растит. мир

Отношение к окружающей природе

Забота о своих близких

Умение управлять своими чувствами

Умение анализировать свои и чужие поступки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В - высокий уровень

С - средний

Н - низкий

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию:

Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.

Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.

Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско - творческий проект "Тайна снежинки"

Цель:  Изучение природного явления – снежинки,  создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей. Задачи:- Узнать, как появляются сн...

Исследовательско - творческий проект "Тайна снежинки"

Цель:  Изучение природного явления – снежинки,  создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей. Задачи:- Узнать, как появляются сн...

Художественно - творческий проект "Тайна моего имени"

В данной проектной работе внимание сосредоточено на самом первом напутствии, которое родители дают своему ребенку - его имени.  Имя человека – часть истории народа. В именах отражаются быт,...

Детско-родительский творческий проект "ТАЙНА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ"

Наблюдения за взаимоот­ношениями родителей и детей натолкнули меня на мысль о том, что родители не в полной мере понимают речевые проблемы своих детей и в силу этого не ок...

Творческий проект "Тайны вулкана"

Данный  проект создан для воспитания интереса к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества и развития познавательной активности детей в процессе выполнения опытов...

Краткосрочный социально-творческий проект «Тайна книг»

Слушая книги, у детей развивается поэтический слух, который приводит к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству. Также будет развиваться культура речи....