Статья "Удивительное рядом".
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Котенко Мария Станиславовна

Статья по материалам проекта "Чудо-дерево сосна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-derevo.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Удивительное рядом.

В ежедневной работе, иногда, приходится наблюдать, что дети проявляют жестокость по отношению к объектам живой природы, в частности к деревьям. И происходит это вовсе не от детской бессердечности или озлобленности, а просто от отсутствия понимания, что дерево – живое, оно тоже дышит, питается, общается с окружающим миром и даже приносит пользу. Но только делает оно это по-своему.

На примере знакомства с сосной, которая растет на нашем участке, мы с детьми постарались пройти непростой путь: от знания (получения всесторонней информации об этом хвойном дереве) до осознанного к нему отношения, как к объекту живой природы. Для начала, мы подобрали информационный, наглядный иллюстрированный, литературный материал о сосне, подготовили дидактические игры и пособия и приступили непосредственно к планированию основного этапа. Содержание работы условно разделили на 4 блока. В такой последовательности мы и приступили к их реализации. На этапе знакомства с сосной ребята узнают, что сосна любит солнце, поэтому ветки у нее тянутся вверх. А хвоинки, покрытые морозостойкой пленочкой, не опадают с приходом холодов и остаются зелеными. Шишки – хранилище семян сосны, вызревают они только к третьей весне. Одновременно ребята знакомились и с растениями-соседями сосны. В ходе познавательной беседы дети узнали, за что сосну можно назвать лесной кормилицей – белки, дятлы любят полакомиться сосновыми шишками, лоси питаются корой и молодыми побегами сосны, глухари – хвоей. Клест, несмотря на крепкие морозы, выводит своих птенцов в феврале, так как сосна обеспечивает его достаточным количеством корма: в это время шишки уже вызрели, но еще не раскрылись, и семена лежат в них, как на ладони. Из таких семян ребятам удалось вырастить свои крошечные сосенки. В ходе совместной работы, для детей, как и для взрослых, открывалось много новой информации о пользе сосны и ее применении в различных сферах человеческой жизни. Например, древесину широко используют в мебельном производстве, а хвоя и смола сосны – живица – является источником витаминов и биологически активных веществ. Целебные свойства сосны с древних времен широко используются в медицине и косметологии. Во время Великой Отечественной Войны в Ленинграде из хвои сосны готовили витаминный напиток, он помогал людям выжить в блокаду. Ребятам было интересно узнать, что сосна выделяет фитонцидные летучие вещества, и когда человек находится в сосновом бору, он как будто попадает в огромный ингалятор. Эти свойства благотворно влияют на иммунитет и особенно важны для людей с заболеваниями респираторной системы. Поэтому санатории и дома отдыха часто строят в сосновом бору. Также дети узнали, что при строительстве кораблей Петр 1 использовал именно сосну, особенно хорошо она подходила для изготовления мачт. Им же был издан указ о запрете вырубки сосны. С большим удовольствием ребята слушали легенды о происхождении янтаря – настоящего сокровища сосны. Они узнали, что на самом деле это окаменевшая смола, миллионы лет пролежавшая в земле. В больших количествах янтарь находили на берегах Балтийского моря, поэтому в давние времена это море так и называлось – Янтарное. Постепенно стало заметно, что со стороны детей появляется стремление проявлять заботу о таком ценном дереве. На прогулках ребята укрывали корни сосны снегом, украшали ее цветными льдинками. Очень интересным моментом было занятие, на котором воспитанники сравнивали свой возраст с возрастом сосны, подсчитывая количество кольцеобразных образований на стволе. Ведь, как мы выяснили, их количество соответствует возрасту дерева, у молоденьких деревьев.

На следующем этапе работы мы с ребятами перешли к раскрытию тайн и секретов сосны. Этот блок проходил у нас в форме квест-игры. Сначала дети перевоплотились в пожарных. Мы обсуждали, как опасен огонь в лесу, о каких правилах нельзя забывать, чтобы не случилось беды, смотрели видео о лесных пожарах. Таким образом, дети узнали первый секрет сосны – толстый слой коры внизу защищает ее от огня, иэто позволяет выжить сосне после лесного пожара. Вторым секретом сосны был ответ на вопрос, в чем заключается сила этого чудо-дерева? Конечно, главная сила растения таится в его корне. Корень сосны похож на перевернутую крону, главный корень уходит очень глубоко в почву, а боковые – в стороны. Благодаря этому сосна может выстоять даже в самую страшную бурю. Мы с ребятами обсуждали случай, когда в Японии цунами уничтожил целый город – уцелела единственная сосна. Она стала для японцев символом силы, жизнестойкости. Третий секрет – сосна является ровесницей динозавров. Мы с детьми были очень удивлены, узнав, что сосна существовала еще в те давние времена, когда по Земле ходили динозавры.

Приступив к художественно-творческому блоку, мы рассматривали репродукции картин, отражающих красоту и величественность сосны. Художественный образ сосны, созданный Иваном Ивановичем Шишкиным и другими художниками,  вдохновил детей на собственное творчество. Мы постарались дать ребятам возможность выразить эти впечатления с помощью не только традиционных изобразительных техник. Так, например, на одном из занятий, дети рисовали цветной водой на снегу, а в другой раз лепили ёжиков из сосновых шишек. Одним из уникальных продуктов детской деятельности, по итогам проекта, стало стихотворение с движением о сосне (логоритмика), которое мы сочинили вместе с детьми. Оно способствовало развитию речевых  возможностей и мыслительных способностей детей, позволило закрепить знания, представления, и выразить эмоциональное отношение к сосне.

 По мере изучения материала каждого блока, составлялись странички лепбука. Дети с удовольствием находили подходящие картинки, раскрашивали и вырезали их. Придумывали, как интереснее разместить их на странице, прятали секретики. Тем самым, ребята закрепляли знания, полученные в ходе проекта. В итоге, у нас получилась познавательная, яркая, интересная дидактическая игра собственного изготовления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"

Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....

Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя  семья во 2 младшей группе...

Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?

Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....

Проект « Моя Семья. Рядом папа, рядом мама все, что мне для счастья надо »

Мой проект посвящен формированию представлений о семье, семейных ценностях, традициях, обобщению знаний дошкольников о своей собственной семье, проект содействует развитию связной речи детей. Пос...

НОД в первой группе раннего возраста «Хорошо рядом с ней, рядом с мамочкой моей».

Научить детей внимательно рассматривать фотографии, называть свое имя, отвечать на вопросы: кто это?Учить   рисовать ягоды рябины пальчиками...