Проект "Дидактические игры в детском саду"
проект по окружающему миру

Васильева Ирина Ильинична

Среди п             

Среди п                                            

                                                     Игра -  средство ознакомления детей с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект36.28 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Большеяниковская СОШ» Урмарского района Чувашской Республики

     

Проект

                                    Разработала:  Васильева И.И. –

                                       МАОУ «Большеяниковская СОШ»

                                                Урмарского района ЧР

                                                                                                                                                                                       

Введение.

        Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является дидактическая игра.

       Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

       Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой воспитания.

        В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

 

 

Актуальность.

         Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

         Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.

        Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.

       Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

      Дети средней группы детского сада показали свою контрастность в плане общего развития. Некоторые отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых. Поэтому, я сочла необходимым развивать операции мышления именно с возраста 4-5 лет.

       Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.

      Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.

 

 

 

 Анализ внешней среды.

Положительные факторы внешней     среды.

Отрицательные факторы внешней среды

1.Работы психологов и педагогов по данной теме:

·       К.Д.Ушинского;

·       А.С Макаренко;

·       Н.К. Крупской;

·       Е.И.Тихеевой и др.;

 

2.Разработана система М. Монтессори и ф. Фребеля;

 

3.Закон РФ « Об образовании»;

 

4. В Национальной доктрине образования в РФ сформулированы основные цели и задачи образования: «…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей…»;

 

5. Огромный выбор игр в магазинах.

1.Высокий процент заболеваемости, что снижает желание детей играть;

 

2. В наше время из-за погони за карьерой, родители мало времени уделяют детям;

 

3. Родители не осознают, что игра вовсе не пустое занятие, она является мощным средством развития ребенка, средством формирования полноценной личности;

 

4. Скудное наличие дидактических игр в домашних условиях;

 

5. Увлечение компьютерными играми и телевизором уменьшает желание детей играть в настольно-печатные игры.

 

 

Анализ внутренней среды.

Положительные факторы внутренней среды

Отрицательные факторы внутренней среды

1.Педагоги ДОУ используют в работе с детьми различные дидактические игры;

 

2. Во всех группах ДОУ имеются игровые зоны, оснащенные игрушками и игровыми материалами;

 

3.В методическом кабинете ДОУ имеется достаточно педагогической и психологической литературы по игровой деятельности.

1.Недостаточный уровень развития операций мышления у детей средней группы;

 

  2. Нежелание родителей изготавливать и приобретать дидактические игры;

 

  3.Недостаточное развитие коммуникативных умений;

 

   4.Отсутствие системы применения дидактических игр в процессе обучения.

 

 

 

Классификация мышления.

       Мыслительную деятельность человека можно рассматривать как набор мыслительных операций. Мыслительная операция-это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

        Базой для развития мыслительных операций является формирование представлений о различных признаках и свойствах объектов.

     Мыслительные операции - компонент мышления

Анализ

 

 

Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки.

Синтез 

 

 

Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое.

Сравнение

 

 

 

Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование

 

Способность отвлечься от несущественных признаков предметов.

Обобщение

 

 

 

Выделение существенных признаков в предметах и явлениях и на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов.

Классификация

 

 

Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое постоянное место.

Сериация

Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака.

 

       Для определения уровня развития операций мышления я использовала «Экспресс-диагностику в детском саду» под редакцией Н.Н.Павловой и Л.Г. Руденко.

Диагностическое исследование процессов мышления детей показало недостаточный уровень его развития. В дошкольном возрасте наиболее успешным приемом работы является дидактическая игра:

1.    Сочетает игровую и образовательные задачи

2.    Определяет уровень знаний детей, соответствующий их возрасту

3.    Дидактическая игра интересна детям, т.к. ведущая деятельность - игровая.

Проблема: недостаточный уровень развития операций мышления у детей средней группы: классификации, анализа, синтеза, абстрагирования, способности к аналогии, системности мышления.

 

 

 

Цель: развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.

Задачи:

1.    Изучить роли дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.

2.    Выявить отношение детей к дидактическим играм.

3.    Создавать условия для следующей стадии развития мышления.

4.    Развивать коммуникативные навыки.

5.    Приучать детей к умственному труду.

Объект исследования: влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.

Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития операций мышления

Участники проекта:

·       Воспитатель;

·       Дети средней группы;

·       Родители

По срокам реализации: долгосрочный

 

 

                                                       Реализация проекта.

Подготовительный этап.

Задачи: изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.

                 Мероприятия

     Обоснование мероприятий

1. Подбор и изучение литературы по теме проекта

 

1. Накопление опыта по данной теме

 

2. Создание творческой группы

 

 

 

2. Объединение творчески заинтересованных педагогов и родителей

 

3. Создание каталога игр

4. Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности

3,4. Обеспечение работы с детьми

 

Основной этап.

Задачи: проведение работы с детьми, родителями детей средней  группы, педагогами.

Работа с детьми.

Социально-личностное развитие

Ребенок и окружающий мир

Социализация

Безопасность

 1. Д\и « Найди ошибку»

2. Д\и « Кто больше вспомнит»

3. Во саду ли, в огороде»

4. Д\и « Чудесный мешочек»

5. Д\и « Узнай и назови»

6. Д\и « Четвертый лишний»

7. Д\и « Игра в слова»

8. Д\и « Воздух, земля, вода»

9.Д\и  « Кому что нужно»

10. Д\и « Узнай, чей лист»

11. Д\и « Две корзины»

12. Д\и « Кто что любит»

13. Д\и « Где я живу»

14. Д\и « Когда это бывает»

15. Д\и  «Да или нет»

16. Д\и « Что было до…»

17. Д\и «Что сначала, что потом»

18. Пазлы « Посуда»,  « Мебель»

  1. Д\и «Где что можно делать»

   2.  Д\и « Путешествие»

3.  Д\и «Кто больше вспомнит»

4.Д\и « Будь внимательным»

5.Д\и «Транспорт»

6.Д\и «Угадай, на чем повезешь»

7.Д\и «Правильно-неправильно»

8. Д\и «Пешеходы и транспорт»

9.Д\и «Знай и выполняй правила движения»

10. Д\и «Дорожные знаки»

11.  Д\и « Правила поведения»

12. Д\и «Собери светофор»

13.  Д\и «Говорящие дорожные знаки»

14. Д\и «Добрые слова»

15.Д\и «Как и во что нужно играть с   друзьями»

Познавательно-речевое развитие

ФЭМП

Развитие речи

 

Художественная литература

. Д/и « Сложи узор»

2. Д/и « Чем похожи, чем отличаются?»

3. Д/и « Спортсмены строятся»

4. Д/и « Какая фигура следующая?»

5. Д/и « Сравни»

6. Д/и « Найди ошибку?»

7. Д/и «Когда это бывает?»

8. Д/и «Когда ты это делаешь?»

9. Д/и «Где что лежит?»

10. Д/и «Найди пару»

11.Д/и «Где какие фигуры?»

12. Д/и «Что изменилось?»

13. Д/и «Сходства-отличия»

14. Д/и «Пройди к домику»

15.Д/и Не ошибись»

 

1. Д/и « Назови группу одним словом»

2. Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку»

3. Д/и «Устроим кукле комнату»

4. Д/и « Похвалялись звери»

5. Д/и «Чудесный мешочек»

6. Д/и «Узнай по описанию»

7. Д/и « Чего не стало?»

8. Д/и «Что изменилось?»

9. Д/и «Назови правильно»

10. Д/и «Оденем куклу на прогулку»

11. Д/и «Назови ласково»

12. Д/и «Назови части предметов»

13. Д/и «Олины помощники»

14. Д/и «Необычная песенка»

15Д/и «Эхо»

16. Д/и «Почтальон принес открытку»

 

1.Д/и «Я начну, а ты закончи»

2. Д/и «Повтори за мной»

3. Д/и «Быстрый язычок»

4. Д/и «Помнишь ли ты эти сказки?»

5. Д/и « Придумай сам»

6. Д/и « Из какой мы сказки

 

Художественно-эстетическое развитие.

Художественное творчество.

              Музыкальное творчество.

1. Д/и «На что это похоже»

2.Д/и «Волшебная краска»

3.Д/и «Собери букет»

4.Д/и «Раскрась по образцу»

5.Д/и «Большие - маленькие»

6.Д/и «Дорисуй»

7.Д/и «Чего не хватает?»

1. Д/и « Музыканты»

2. Д/и «Угадай инструмент»

3. Д/и « Кто быстрее»

4. Д/и «Делай как я»

5. Д/И «Учись танцевать»

6. Д/и «Музыкальные загадки»

  

 

  

Работа с родителями.

Мероприятия

Обоснование мероприятий

1. Консультация «Какие игрушки и игры необходимы детям»

2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»

3. Выставка «Игры, какими я играю дома»

4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка»

1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 4-5 лет.

2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи

3. Выявить наличие дидактических игр в семье.

4. Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с педагогами.

Мероприятия

Обоснование материалов

1. Консультация «Дидактические игры детей дошкольного возраста»

2.Консультация « Игра, как приоритетное средство развития дошкольников»

3. Педсовет « Дидактическая игра, как средство логического мышления»

 

Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта

 

 

                                  Ожидаемый результат.

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта

Дети:

·       Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;

·       Развивается способность к воображению;

·       Проявляют интерес к занятиям;

·       Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Родители:

·       Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

·       Повышение компетентности родителей при выборе игр.

 

 

 

                                              Заключение.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"

Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с ке...

Детский спортивный праздник Малые олимпийские игры в детском саду

Воспитывать интерес и любовь к занятиям спортом, к результатам и достижениям спортсменов. Содействовать познавательному и физическому развитию ребенка. Способствовать формированию здорового образа жиз...

Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Детские народные игры в детском саду

Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей  и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...

Детские народные игры в детском саду

Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «к...