Мастер-класс: опыты и эксперименты с магнитами
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Бондарь Елена Ивановна

1.     Познакомить с понятием, что такое "эксперимент";

2.     Познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;

3.     Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_i_eksperimenty_s_magnitami.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

http://stupino.stinline.ru/otrasli/Obrazov/DOU/Images/Guravushka/Titl_guravushkaN.jpg

Мастер – класс:

«Опыты и эксперименты с магнитами»

На совете педагогов

«Опытно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

Воспитатель:

Бондарь Елена Ивановна

первая квалификационная категория

           

 Февраль 2019 г.

Тема: «Магнит и его свойства»

  Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности.

 Задачи:

1.     Познакомить с понятием, что такое "эксперимент";

2.     Познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;

3.     Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

 

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

 

Содержание

1.Приветствие. Введение в тему.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

 Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе: «Магнит и его свойства»

  Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

     Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты на занятиях проводить просто необходимо, это вызовет у них любопытство и интерес к учебной деятельности.

     Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

     Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

     Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент.

     Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Демонстрационный: доска для фиксирования результатов эксперимента; ноутбук, диск с мультфильмом.

Раздаточный: железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с портновской иглой для мачты и парусом из бумаги.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

Уважаемые коллеги я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Для того, чтобы очутиться в этой стране, нужно произнести волшебное заклинание. Встанем все в круг

Мы сейчас пойдем направо дружно.

А потом пойдем налево дружно.

В центре круга соберемся дружно.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

1,2, 3. Волшебство скорей приди!

- Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там лежит какой-то волшебный предмет. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в шкатулке.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в куче сена(магнит).

Ответы  

- Вам всем знаком этот предмет? Что это?

- Перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов.

- Мы как настоящие волшебники будем сейчас исследовать свойства магнита. Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный предмет – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из лежащих на ваших столах предмету. Итак, волшебство начинается.

1. Опыт №1. Опыт с различными предметами

Оборудование (на каждого или на пару):

• игрушка,

• деревянный карандаш, кусок ткани

• пластмассовая пуговица, ластик

• металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль)

• бумажный листок, пластмассовая тарелочка, маленький магнит.

Ход опыта:

  1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
  2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.

Результат опыта: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы)

- Какие предметы притянул магнит? (железные скребки, шурупы, гаечки).

- А какие предметы магнит не притянул?

- Пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.

Вывод:

 Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.

Но магнит притягивает только некоторые металлы, например, железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

2. Опыт №2. Действует ли магнит через другие материалы?

  • А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

- Железные предметы примагнитили через бумагу.

  • Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

 - Магнит действует через ткань. Железные предметы примагнитили через ткань

  • Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

 - Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.

Вывод: 

  1.Магнит притягивает только железные предметы

  2.Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос

 (Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника).

Физкультминутка. Делать научные открытия, даже волшебникам, очень нелегко, поэтому и у них бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней (показать силу)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Продолжим нашу работу. А сейчас мы отправимся на рыбалку.

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование 

• стакан с водой,

• 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,

• маленький магнит.

Ход опыта:

1. В стакан с водой опустить рыбок.

2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод:

 Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений, с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

 Опыт № 3

  • Почему иногда два магнита отталкиваются?

Оборудование (на каждого или на пару): два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

1. Поднести два магнита друг к другу.

2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта.

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

- Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

-  Где вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?

- Магнитные мозаика, держатели, магнитная игра.

- Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Заключительная часть занятия.

Уважаемы коллеги! Вот и подошло наше путешествие в мир науки к концу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.

     С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость. Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей " Забавные эксперименты"

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

Мастер-класс на тему: Игры-эксперименты в работе с дошкольниками.

Мастер-класс на тему:Игры-эксперименты в работе с дошкольниками....

Мастер-класс в подготовительной группе "Изготовление новогодних магнитов"

Создание положительных эмоций у детей и родителей от совместного изготовления новогодних магнитов....