Мастер-класс на тему: Игры-эксперименты в работе с дошкольниками.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Сабирова Алсу Ильдусовна

Мастер-класс на тему:

Игры-эксперименты в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_seminar_dekabr_2020_god.docx12.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  “Красносельский детский сад “Тургай” комбинированного вида

 Высокогорского муниципального района РТ

Мастер-класс на тему:

 Игры-эксперименты в работе с дошкольниками.

Материал подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Сабирова Алсу Ильдусовна

декабрь,  2020 год

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

-Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.

-Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

-Повысить уровень профессиональной  компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.

-Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

-Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.  Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Ход мастер-класса

1. Вводная часть.

- Уважаемые коллеги. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Все это доказывает, что деятельностный подход в воспитании растущего человека уходит вглубь истории. Основная цель деятельностного подхода в образовании дошкольника - научить не знаниям, а практическим действиям. В  основе  технологии  деятельностного  подхода  лежит  обязательное  участие  ребенка  в  образовательном  процессе.  Основной  принцип  деятельностного  подхода  состоит  в  том,  что  знания  не  преподносятся  в  готовом виде,  дети  получают  информацию,  самостоятельно  участвуя  в  исследовательской  и  практической  деятельности.  

Так как основной вид детской деятельности - это игра, то основная часть экспериментов проводится в виде игр.

Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования представляют собой один из видов дидактической игры.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основа этих игр - это  действия ребенка   с определенным предметом объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Активно использую сказочные сюжеты, так как сказка и подвижные игры позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования.

Структура игры – экспериментирования:

•        Постановка, формулирование проблемы;

•        Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;

•        Проверка гипотез;

•        Подведение итогов, вывод;

•        Фиксация результатов;

•        Вопросы детей

Для положительной мотивации деятельности детей   использую различные стимулы, такие как:

• новизна, необычность объекта

• тайна, сюрприз

• мотив помощи

• познавательный момент (почему так)

• ситуация выбора

2. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, приглашаю 3 участников для демонстрации экспериментов.

Опыт 1.  Шагающая вода

Нам понадобятся 5 стаканов, в трех из них – вода, два- пустые

Поставим стаканы в ряд, чередуя их: с водой, без воды, с водой.

Добавляем в стаканы с водой красители – в нашем случае разноцветная гуашь.

Окрашиваем воду с помощью гуаши и кисточки в яркие красочные цвета

Этот опыт еще называется «Волшебная радуга» - тогда берем большее количество стаканчиков для семи цветов радуги.

Для волшебства нам понадобятся бумажное полотенце, можно взять туалетную бумагу.

Отрываем 4 одинаковых по длине полоски бумаги

Складываем каждую полоску (трубочку) пополам и вставляем в стаканчики

Один конец полоски в стакан с цветной водой, второй конец – в пустой стакан

Теперь будем наблюдать, как наша вода будет переходить из одного стаканчика в другой по цветным дорожкам.

Вода будет впитываться в салфетку и «перебегать» из одного стаканчика в другой.

Через 2-3 часа вода заполнит все стаканы, и цвета смешаются. Наблюдаем с детьми и беседуем о том, какие краски получились в каждом стакане при смешении цветов

ВЫВОД. Данный опыт иллюстрирует капиллярный эффект и процесс цветового синтеза (смешения основных цветов для получения промежуточных)


Опыт 2.  «Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?  Попробуем разложить цвета на составляющие.

 Понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

Ход: в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение:  Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

Опыт 3.  Сладкая радуга

( 5  стаканов , шприцы большие 4 шт, сахар, столовые ложки, теплая вода в банке)

(Техника безопасности)

Опыт: Каждый в свой стакан с водой добавляет краску определенного цвета и сахар. Причем, первый участник  добавляет 1 ст.л сахара , второй – добавляет 2 ст. ложки, третий – 3 ложки, четвертый 4 ложки, 5 стакан пустой. Далее добавляем по 3 ст. ложки теплой воды и смешиваем.. Вода с краской и сахаром тщательно перемешивается и набирается в шприцы. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку.

В результате в бокале получается 4 цвета радуги, которые не смешиваются между собой.

-Почему слои не перемешиваются, как вы думаете?

-У кого есть, какие предположения? Ответы.

ВЫВОД. В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

3. Вывод.

 Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:

 - развивается познавательная активность,

 - появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

  - расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

 - появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

 - развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"

Танграм в переводе с китайского языка означает - "семь дощечек мастерства".а представляет из себя квадрат разрезанный на семь частей определенным образом....

Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...

Мастер класс для родителей: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками".

Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Конспект мастер класса «Использование легоконструирование и робототехники в образовательной работе с дошкольниками».

  Цель: познакомить участников с внедрением Lego–конструирование и робототехники в образовательный процесс ДОО.Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке.Воспитатель: Здравствуйте у...

Мастер-класс с педагогами «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками»

Данный мастер-класс позволит  конкретизировать представления педагогов:1. О принципах организации и содержании квест – игры;2. Предложить практические рекомендации, направлен...