Главные вкладки

    Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»
    презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Веревкина Ольга Александровна

    предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс

     «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

     Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

    Подготовила: Веревкина Ольга Александровна

                музыкальный руководитель высшей категории

    МБДОУ «детский сад комбинированного вида №126» г. Курск

    Целевая аудитория: музыкальные руководители, педагоги работающие с дошкольниками

    Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №130» г. Курск

    Дата проведения: 05.04. 2017 

    Цель мастер-класса: Трансляция опыта работы музыкального руководителя по использованию инновационных форм и видов деятельности в работе с дошкольниками.

    Задачи: 


    • Представить педагогам методы работы по использованию инновационных форм и видов деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.  
    • Познакомить педагогов с  приемами внедрения коммуникативного взаимодействия в структуру музыкальной деятельности. 
    • Разучить с музыкальными руководителями игры: коммуникативные музыкально-двигательные игры, игры пальчиковые с использованием атрибутов (шнурки, резинки), игры с использованием куклы живой, рече-двигательные игры из русского и английского фольклора, игры с   музыкальными инструментами


    Используемый материал: шнурки, резинки, кукла живой руки «Ворона Клара», колокольчики Монтессори, видеопартитура.


    Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению коммуникативных музыкально-ритмических игр.

    Структура мастер-класса: 
    1. Теоретическая часть: 
    Вступительное слово по теме: Современные подходы к организации музыкально-ритмического воспитания с приемами коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста.

    2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов  работы с дошкольниками. 
    3. Рефлексия – итог мастер-класса.

    1. Теоретическая часть 

            Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поприветствовать всех присутствующих. Каждая такая встреча для нас с вами настоящий праздник – праздник нашего опыта, праздник обмена идеями, находок и просто доброго общения людей, объединенных общей любовью, любовью к своей профессии. Итак,  я  желаю вам всем доброго дня и предлагаю исполнить всем вместе песенку приветствия «День добрый». Запоминайте  слова. (разучивание текста)

    1. Приветствие.
    2. Исполнение песни «День добрый»,  это ритуал в начале НОД, способствующий созданию атмосферы единства в группе, поднятию настроения, снятию психоэмоционального напряжения
    3. Целесообразность коммуникативных игр и упражнений.(презентация).

    Коммуникативные игры, танцы – это просто, легко, весело, доступно. Настраивают на общение, познание себя и другого, позволяют экспериментировать, открывать!

    Цель – развитие коммуникативных, социальных, эстетических, нравственных качеств личности дошкольников средствами игровой народной педагогики.

    Коммуникативные танцы – игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: в момент проведения образовательной деятельности,  на праздниках и развлечениях, как одна из форм  взаимодействия детей и родителей . Разучивание данных танцев, не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз.

    2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов  работы с дошкольниками. 

    1. Коммуникативная  игра - танец  «Здравствуй, говори!»
      - стать по парам в два круга,

    - разучивание текста с объяснением движений,

    - выполнение движений под музыку.

    1. «Паучина» - песенка распевалка с элементами пальчиковой гимнастики.

    - разучивание текста и мелодии сразу с движениями пальцев (профилактика лево – право),

    - исполнение под музыку,

    - то же с применением шнурков «Заплетаем паутину».

    1. Танец – сидя на стульях «Дам –дам -доди» из английского фольклора:

    - объяснение движений (подсказка на экране),

    - исполнение под музыку.

    1. Исполнение с применением куклы живой руки (вороны Кар-кары).
    2. Коммуникативная  шутка -игра по парам на основе русского фольклора

     «Мама била!» с элементами массажа:

    - разучивание движений.

    1. Оркестр на радужных колокольчиках:

    - показ колокольчиков,

    - цветная партитура,

    - исполнение.

    3. Итог мастер-класса.

    Игра любит детство, ведь в отношении к ней присутствует только чистый и радостный смысл. Игра необходима детям, потому что они играют с миром, познавая его!

    Рефлексия (буклеты с практическим содержанием).

    Приложение 1.

    Коммуникативный танец  «Здравствуй, говори»  

    (Слова С.Коротаевой, Музыкальное сопровождение – трек 1.2

     

    Здравствуй, говори)

    1-й куплет

    Зашагали ножки весело по кругу

    Приведут нас ножки по дорожке к другу

    (Дети парами движутся по кругу)

    Раз, два, три

    (Дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

    круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

    партнеру из внутреннего круга)

    Здравствуй, говори

    (Здороваются с новым партнером, пожимая ручку)

    Раз, два, три

    (Дети внутреннего круга выполняют шаги на месте, дети внешнего

    круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

    внутреннего круга)

    Руку мне пожми

    (Здороваются с новым партнером, пожимая ручку)

    2-й куплет

    Побежали ножки весело по кругу

    7

    Приведут нас ножки по дорожке к другу

    (Дети парами бегут по кругу)

    Раз, два, три

    (Дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

    круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

    партнеру из внутреннего круга)

    Головкой поклонись

    (Кивают головой новому партнеру)

    Раз, два, три

    (Дети внутреннего круга выполняют шаги на месте, дети внешнего

    круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

    внутреннего круга)

    Мило улыбнись

    (Улыбаются друг другу)

    3-й куплет

    Поскакали ножки весело по кругу

    Приведут нас ножки по дорожке к другу

    (Дети парами выполняя подскоки по кругу)

    Раз, два, три

    (Дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

    круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

    партнеру из внутреннего круга)

    Хлопай веселей

    (Три раза хлопают в ладоши партнера)

    Раз, два, три

    (Дети внутреннего круга выполняют шаги на месте, дети внешнего

    круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

    внутреннего круга)

    Обнимись скорей

    (Обнимают нового партнера)

    Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

    Музыкальные коммуникативные игры —

    это игры с использованием музыки, движений, речи основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.

    К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки .

    Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.

    Танцы ( по парам, в кругу,  в двух кругах)

    Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям.

    В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.

    В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

    Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.

                 Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ

    Тема: «Современные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

    (некоторые аспекты музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста)

                                                разработала музыкальный руководитель
    1 категории
                                                       Ветошкина Татьяна Александровна

                                                               МБДОУ «Детский сад № 96» г. Перми

    Целевая аудитория: музыкальные руководители

    Место проведения:

    Дата проведения:

    Цель мастер-класса: 
    Трансляция опыта работы в ДОУ по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
    Задачи: 
    • Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.  
    • Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
    • Разучить с музыкальными руководителями музыкально-речевые игры, игры с палочками, игры с использованием звуковых жестов.


    Используемый материал: палочки, ритмические карточки, ФНГ.


    Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.

    Структура мастер-класса: 
    1. Теоретическая часть: 
    Вступительное слово по теме: Современные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые вопросы музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

    2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 
    3. Рефлексия – итог мастер-класса

    1. Теоретическая часть 

         Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поздравить всех присутствующих с праздником - ведь каждая такая встреча для нас с вами настоящий праздник – праздник нашего опыта, праздник обмена идеями, находок и просто доброго общения людей, объединенных общей любовью, любовью к своей профессии.

           Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Согласитесь, ритм, пульс, биения сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм».   А развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем.

          Современные подходы к дошкольному воспитанию требуют от педагогов не только организации новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, сколько смены ее содержания.

          Первоочередная задача для педагога-музыканта: сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.    

         Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

    2. Практическая часть 

         Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся, для этого мы прохлопаем и проговорим: «Здравствуйте!». Молодцы, ручки поздоровались! А теперь здороваются ножки, топаем и говорим: «Здравствуйте!». А теперь плечики, локоточки, пальчики, можно предложить множество вариантов для приветствия, в котором связаны речь и движения. Я предлагаю вам еще один вариант приветствия: музыкальный. Мы поздороваемся под веселую песенку «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хасмитуллиной.


    Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
    - Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
    - Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
    - Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
    - Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
    - Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
    - Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам
    - Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)
    - Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)

        После приветствия я провожу ритмическую разминку с использованием звучащих жестов. Вы, конечно же, знаете, что это такое, звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:

    •  хлопки ладошками;
    • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
    • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
    • щелчки пальчиками

    Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману.

          Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи и песни, иногда придумывают тексты сами. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Предлагаю попробовать создать оркестр, используя возможности нашего тела.

        Давайте проверим, ровный ли у нас круг, потому что мы будем не только использовать звучащие жесты, но и двигаться по кругу в одном направлении 6 шагов, давайте попробуем без музыки, повернулись, идем и считаем: 1-2-3-4-5-6 стоп, остановились и похлопали 3 раза в ритме: П I. Хорошо, а теперь попробуем под музыку. Необходимо поймать ритм в первой фразе и двигаться, согласно ему.

    Проводится музыкально-ритмическое упражнения с использованием звучащих жестов.

    Молодцы. У нас очень хорошо получилось. Давайте дружно скажем: Мы – молодцы! И конечно же, наша фраза будет окрашена звучащими жестами – хлопками.

         В багаже опытного музыкального руководителя найдется много затей, с которыми детям никогда не будет скучно. В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей. К такому роду игр относятся игры с палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического  и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!

         Обратите внимание, на то, что палочки можно дать ребенку в руки, а можно предложить взять самому. В том и ином случае, контейнер, в котором находятся палочки или коробочка должны быть эстетически оформлены. Предлагаю вам взять по 2 палочки и присесть на коврик.    

         Перед разучиванием игры я предлагаю детям взять палочки в руки, обращаю внимание на то, сколько палочек нам понадобится для игры, и на первых занятиях говорю о том, что палочки деревянные, кратко рассказываю о свойствах дерева (о том, что материал твердый, но при сильных ударах может сломаться и т.д.). Очень важно познакомить детей со свойствами и тембрами различных материалов: стеклянных, металлических, деревянных, бумажных. Такая работа не только интересна и познавательна, но и способствует приобретению детьми опыта звуковых ощущений, знакомству со способами звукоизвлечения, формированию тембрового слуха.

          После этого предлагаю детям проверить, шуршат ли палочки сегодня? Показываю, дети повторяют движения, придумывают свои и отвечают-шуршат! Стучат? Стучат. А вот так? (Предлагаю какой-либо новый способ звукоизвлечения.) Таким образом, в процессе игры мы настраиваемся на коллективную творческую работу с палочками, повторяем известные приемы звукоизвлечения и находим или обучаемся новым приемам.

         Игры разучиваем сразу по показу, я не делю на этапы: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сразу проговариваю одновременно с движениями, дети повторяют и быстро запоминают текст.

         После того, как игра проведена, предлагаю детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Для написания буквы используем палочки, которыми играл ребенок, 2-3, а для дорожки, домика и снежинки, например, предлагаю объединить все палочки и сделать коллективную фигуру. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Они понимают, что один и тот же предмет можно использовать с разными целями, на палочках можно не только играть, а использовать для конструирования, письма и.т.д.

          Предлагаю нам провести несколько игр, проходите, пожалуйста, в активную зону зала.

        Начинаем с простой игры. Игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.

    Игра с палочками «Ножки»
    Ножки, ножки, вы шагали?
    Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
    Ножки, ножки, вы бежали?
    Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в 2 раза быстрее
    Ножки, ножки, танцевали?
    Танцевали, танцевали! - удары палочкой крест на крест им по полу
    Ножки, ножки, вы устали?
    Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.

        Существует ряд пособий, которые помогают детям познакомиться с ритмическими рисунками даже в младшем возрасте. Сейчас мы поиграем на палочках, используя ритмические карточки. На карточках кружочками (маленькими и большими) изображен ритмический рисунок, который  мы можем прохлопать, прошлепать или исполнить на палочках.
    Внимание, смотрим, исполняем.

    Проводится игра на палочках по ритмическим карточкам:
    П I I I;   I I П I; П П I I; П I П I;

    Молодцы! Справились с заданием!

       Наши палочки устали и в коробку побежали! Давайте уберем палочки, пусть немножко отдохнут, к нам опять играть придут.

    Вот таким небольшим стихом я призываю детей и вас закончить игру с палочками, убрать их на место. Ведь всем известно, что очень важно правильно организовать начало и окончание игры.

       Собираем палочки, проходим на свои места.

       Мы с вами с пользой провели время, думаю, вы получили полезную информацию. Заполните таблицу, в которой отобразиться удовлетворенность ваших ожиданий.

       

    3. Рефлексия.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"...

    Мастер – класс: Использование инновационных технологий в коррекции заикания. «Путешествие в зимний лес».

    Интегрированное занятие, разработанное учителем-логопедом и воспитателем с целью преодаления речевого нарушения петем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой потологией двигательной сферы в...

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

    Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

    Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"

    Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...

    Мастер-класс "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в условиях ДОУ"

    Материал познакомит педагогов дошкольных образовательных учреждений с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и раскроет возможности ее применением в разных формах работы в детском саду....

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи".

    Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"....