Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Веревкина Ольга Александровна

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

 «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

 Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Подготовила: Веревкина Ольга Александровна

            музыкальный руководитель высшей категории

МБДОУ «детский сад комбинированного вида №126» г. Курск

Целевая аудитория: музыкальные руководители, педагоги работающие с дошкольниками

Место проведения: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №130» г. Курск

Дата проведения: 05.04. 2017 

Цель мастер-класса: Трансляция опыта работы музыкального руководителя по использованию инновационных форм и видов деятельности в работе с дошкольниками.

Задачи: 


• Представить педагогам методы работы по использованию инновационных форм и видов деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.  
• Познакомить педагогов с  приемами внедрения коммуникативного взаимодействия в структуру музыкальной деятельности. 
• Разучить с музыкальными руководителями игры: коммуникативные музыкально-двигательные игры, игры пальчиковые с использованием атрибутов (шнурки, резинки), игры с использованием куклы живой, рече-двигательные игры из русского и английского фольклора, игры с   музыкальными инструментами


Используемый материал: шнурки, резинки, кукла живой руки «Ворона Клара», колокольчики Монтессори, видеопартитура.


Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению коммуникативных музыкально-ритмических игр.

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
Вступительное слово по теме: Современные подходы к организации музыкально-ритмического воспитания с приемами коммуникативного взаимодействия детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов  работы с дошкольниками. 
3. Рефлексия – итог мастер-класса.

1. Теоретическая часть 

        Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поприветствовать всех присутствующих. Каждая такая встреча для нас с вами настоящий праздник – праздник нашего опыта, праздник обмена идеями, находок и просто доброго общения людей, объединенных общей любовью, любовью к своей профессии. Итак,  я  желаю вам всем доброго дня и предлагаю исполнить всем вместе песенку приветствия «День добрый». Запоминайте  слова. (разучивание текста)

  1. Приветствие.
  2. Исполнение песни «День добрый»,  это ритуал в начале НОД, способствующий созданию атмосферы единства в группе, поднятию настроения, снятию психоэмоционального напряжения
  3. Целесообразность коммуникативных игр и упражнений.(презентация).

Коммуникативные игры, танцы – это просто, легко, весело, доступно. Настраивают на общение, познание себя и другого, позволяют экспериментировать, открывать!

Цель – развитие коммуникативных, социальных, эстетических, нравственных качеств личности дошкольников средствами игровой народной педагогики.

Коммуникативные танцы – игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: в момент проведения образовательной деятельности,  на праздниках и развлечениях, как одна из форм  взаимодействия детей и родителей . Разучивание данных танцев, не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз.

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов  работы с дошкольниками. 

  1. Коммуникативная  игра - танец  «Здравствуй, говори!»
    - стать по парам в два круга,

- разучивание текста с объяснением движений,

- выполнение движений под музыку.

  1. «Паучина» - песенка распевалка с элементами пальчиковой гимнастики.

- разучивание текста и мелодии сразу с движениями пальцев (профилактика лево – право),

- исполнение под музыку,

- то же с применением шнурков «Заплетаем паутину».

  1. Танец – сидя на стульях «Дам –дам -доди» из английского фольклора:

- объяснение движений (подсказка на экране),

- исполнение под музыку.

  1. Исполнение с применением куклы живой руки (вороны Кар-кары).
  2. Коммуникативная  шутка -игра по парам на основе русского фольклора

 «Мама била!» с элементами массажа:

- разучивание движений.

  1. Оркестр на радужных колокольчиках:

- показ колокольчиков,

- цветная партитура,

- исполнение.

3. Итог мастер-класса.

Игра любит детство, ведь в отношении к ней присутствует только чистый и радостный смысл. Игра необходима детям, потому что они играют с миром, познавая его!

Рефлексия (буклеты с практическим содержанием).

Приложение 1.

Коммуникативный танец  «Здравствуй, говори»  

(Слова С.Коротаевой, Музыкальное сопровождение – трек 1.2

 

Здравствуй, говори)

1-й куплет

Зашагали ножки весело по кругу

Приведут нас ножки по дорожке к другу

(Дети парами движутся по кругу)

Раз, два, три

(Дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

партнеру из внутреннего круга)

Здравствуй, говори

(Здороваются с новым партнером, пожимая ручку)

Раз, два, три

(Дети внутреннего круга выполняют шаги на месте, дети внешнего

круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

внутреннего круга)

Руку мне пожми

(Здороваются с новым партнером, пожимая ручку)

2-й куплет

Побежали ножки весело по кругу

7

Приведут нас ножки по дорожке к другу

(Дети парами бегут по кругу)

Раз, два, три

(Дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

партнеру из внутреннего круга)

Головкой поклонись

(Кивают головой новому партнеру)

Раз, два, три

(Дети внутреннего круга выполняют шаги на месте, дети внешнего

круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

внутреннего круга)

Мило улыбнись

(Улыбаются друг другу)

3-й куплет

Поскакали ножки весело по кругу

Приведут нас ножки по дорожке к другу

(Дети парами выполняя подскоки по кругу)

Раз, два, три

(Дети внутреннего круга останавливаются, поворачиваясь спинкой в

круг, дети внешнего круга, продолжают движение по кругу к следующему

партнеру из внутреннего круга)

Хлопай веселей

(Три раза хлопают в ладоши партнера)

Раз, два, три

(Дети внутреннего круга выполняют шаги на месте, дети внешнего

круга, продолжают движение по кругу к следующему партнеру из

внутреннего круга)

Обнимись скорей

(Обнимают нового партнера)

Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Музыкальные коммуникативные игры —

это игры с использованием музыки, движений, речи основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.

К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки .

Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах, найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное — они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей.

Танцы ( по парам, в кругу,  в двух кругах)

Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям.

В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.

В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.

             Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ

Тема: «Современные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

(некоторые аспекты музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста)

                                            разработала музыкальный руководитель
1 категории
                                                   Ветошкина Татьяна Александровна

                                                           МБДОУ «Детский сад № 96» г. Перми

Целевая аудитория: музыкальные руководители

Место проведения:

Дата проведения:

Цель мастер-класса: 
Трансляция опыта работы в ДОУ по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи: 
• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.  
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Разучить с музыкальными руководителями музыкально-речевые игры, игры с палочками, игры с использованием звуковых жестов.


Используемый материал: палочки, ритмические карточки, ФНГ.


Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
Вступительное слово по теме: Современные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые вопросы музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 
3. Рефлексия – итог мастер-класса

1. Теоретическая часть 

     Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поздравить всех присутствующих с праздником - ведь каждая такая встреча для нас с вами настоящий праздник – праздник нашего опыта, праздник обмена идеями, находок и просто доброго общения людей, объединенных общей любовью, любовью к своей профессии.

       Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Согласитесь, ритм, пульс, биения сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм».   А развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем.

      Современные подходы к дошкольному воспитанию требуют от педагогов не только организации новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, сколько смены ее содержания.

      Первоочередная задача для педагога-музыканта: сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.    

     Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

2. Практическая часть 

     Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся, для этого мы прохлопаем и проговорим: «Здравствуйте!». Молодцы, ручки поздоровались! А теперь здороваются ножки, топаем и говорим: «Здравствуйте!». А теперь плечики, локоточки, пальчики, можно предложить множество вариантов для приветствия, в котором связаны речь и движения. Я предлагаю вам еще один вариант приветствия: музыкальный. Мы поздороваемся под веселую песенку «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хасмитуллиной.


Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам
- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)
- Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)

    После приветствия я провожу ритмическую разминку с использованием звучащих жестов. Вы, конечно же, знаете, что это такое, звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:

  •  хлопки ладошками;
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки пальчиками

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману.

      Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи и песни, иногда придумывают тексты сами. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Предлагаю попробовать создать оркестр, используя возможности нашего тела.

    Давайте проверим, ровный ли у нас круг, потому что мы будем не только использовать звучащие жесты, но и двигаться по кругу в одном направлении 6 шагов, давайте попробуем без музыки, повернулись, идем и считаем: 1-2-3-4-5-6 стоп, остановились и похлопали 3 раза в ритме: П I. Хорошо, а теперь попробуем под музыку. Необходимо поймать ритм в первой фразе и двигаться, согласно ему.

Проводится музыкально-ритмическое упражнения с использованием звучащих жестов.

Молодцы. У нас очень хорошо получилось. Давайте дружно скажем: Мы – молодцы! И конечно же, наша фраза будет окрашена звучащими жестами – хлопками.

     В багаже опытного музыкального руководителя найдется много затей, с которыми детям никогда не будет скучно. В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей. К такому роду игр относятся игры с палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического  и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!

     Обратите внимание, на то, что палочки можно дать ребенку в руки, а можно предложить взять самому. В том и ином случае, контейнер, в котором находятся палочки или коробочка должны быть эстетически оформлены. Предлагаю вам взять по 2 палочки и присесть на коврик.    

     Перед разучиванием игры я предлагаю детям взять палочки в руки, обращаю внимание на то, сколько палочек нам понадобится для игры, и на первых занятиях говорю о том, что палочки деревянные, кратко рассказываю о свойствах дерева (о том, что материал твердый, но при сильных ударах может сломаться и т.д.). Очень важно познакомить детей со свойствами и тембрами различных материалов: стеклянных, металлических, деревянных, бумажных. Такая работа не только интересна и познавательна, но и способствует приобретению детьми опыта звуковых ощущений, знакомству со способами звукоизвлечения, формированию тембрового слуха.

      После этого предлагаю детям проверить, шуршат ли палочки сегодня? Показываю, дети повторяют движения, придумывают свои и отвечают-шуршат! Стучат? Стучат. А вот так? (Предлагаю какой-либо новый способ звукоизвлечения.) Таким образом, в процессе игры мы настраиваемся на коллективную творческую работу с палочками, повторяем известные приемы звукоизвлечения и находим или обучаемся новым приемам.

     Игры разучиваем сразу по показу, я не делю на этапы: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сразу проговариваю одновременно с движениями, дети повторяют и быстро запоминают текст.

     После того, как игра проведена, предлагаю детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Для написания буквы используем палочки, которыми играл ребенок, 2-3, а для дорожки, домика и снежинки, например, предлагаю объединить все палочки и сделать коллективную фигуру. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Они понимают, что один и тот же предмет можно использовать с разными целями, на палочках можно не только играть, а использовать для конструирования, письма и.т.д.

      Предлагаю нам провести несколько игр, проходите, пожалуйста, в активную зону зала.

    Начинаем с простой игры. Игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.

Игра с палочками «Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в 2 раза быстрее
Ножки, ножки, танцевали?
Танцевали, танцевали! - удары палочкой крест на крест им по полу
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.

    Существует ряд пособий, которые помогают детям познакомиться с ритмическими рисунками даже в младшем возрасте. Сейчас мы поиграем на палочках, используя ритмические карточки. На карточках кружочками (маленькими и большими) изображен ритмический рисунок, который  мы можем прохлопать, прошлепать или исполнить на палочках.
Внимание, смотрим, исполняем.

Проводится игра на палочках по ритмическим карточкам:
П I I I;   I I П I; П П I I; П I П I;

Молодцы! Справились с заданием!

   Наши палочки устали и в коробку побежали! Давайте уберем палочки, пусть немножко отдохнут, к нам опять играть придут.

Вот таким небольшим стихом я призываю детей и вас закончить игру с палочками, убрать их на место. Ведь всем известно, что очень важно правильно организовать начало и окончание игры.

   Собираем палочки, проходим на свои места.

   Мы с вами с пользой провели время, думаю, вы получили полезную информацию. Заполните таблицу, в которой отобразиться удовлетворенность ваших ожиданий.

   

3. Рефлексия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий для синхронизации работы головного мозга у детей с нарушениями речи"...

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Мастер – класс «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс "Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников"...

Мастер-класс "Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в условиях ДОУ"

Материал познакомит педагогов дошкольных образовательных учреждений с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и раскроет возможности ее применением в разных формах работы в детском саду....

Мастер-класс «Использование элементов игровой развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в работе с дошкольниками по развитию речи»

Мастер-класс раскрывает возможности пособия технологии В.В.Воскобовича кораблик "Плюх-плюх" в работе с детьми дошкольного возраста в рамках образовательной области "Речевое развитие&quo...