Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
материал по коррекционной педагогике на тему

Корохова Вероника Петровна

Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orgproekt_korohova.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Оргпроект мастер-класса

«НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ  С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

(педагог-психолог Корохова Вероника Петровна)

                                                         Проведение мастер-класса организовано

                                                         на содержании работ: Н.В.Зеленцовой-

                                                         Пешковой  «Игротерапия  для         

                                                         дошкольников» и работ психолога Г. Хорна

Дата, время, место проведения

30.01.16 года  МАОУ «СОШ  № 9» г. Назарово в 11.00

Участники

педагоги дошкольных образовательных организаций

Предназначение:

1. Актуализировать требования ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

2. Представить опыт коррекционно-развивающей работы с дошкольниками  с использованием метода – настольная игра.

3. Попрактиковаться в организации и проведении настольной игры «Лепешка»

Содержание мастер-класса

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Одно из ведущих требований ФГОС дошкольного образования – это

создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Зная о том, что игра - наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении.  А одним из условий развития игровой деятельности является самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают навыки другим, что, в свою очередь, возможно,  только при наличии детских микросообществ. Пришла к выводу, что оптимальным методом для соблюдения этих условий, в коррекционо-развивающей работе с дошкольниками, будет настольная игра. Так как настольная ига дает возможность фантазировать и строить свою реальность, предоставляет  возможность активного общения, взаимодействия, а роли в такой игре задаются волей игрока.

Цели настольной игры:

  • развитие и коррекция эмоционально-личностного развития и коммуникативных навыков:
  • саморегуляция
  • самооценка
  • тревожность
  • страх
  • агрессия
  • развитие и коррекция психических процессов и познавательной активности:
  • внимание
  • память
  • мышление
  • восприятие
  • речь
  • воображение

Специфика настольных игр для дошкольников 3-4 лет

  • игровое поле, обладающее объемными характеристиками;
  • фишки заменяем обычными сюжетными игрушками;
  • стороны игрового кубика обозначаем разными цветами (игровая дорожка состоит из элементов разных цветов, соответствующих цветам сторон кубика);
  • мотивация игры кого-то спасти или оказать помощь;
  • тема и сюжет игры – окружающий быт, жизненное пространство, сказки и мультфильмы;
  • настольная игра включает разнообразные виды деятельности;
  • не обозначается соревновательный момент.

Специфика настольных игр для дошкольников 4-5 лет

  • игровое поле, обладает объемными и  плоскостными характеристиками;
  • фишки заменяем мелкими геометрическими фигурами, игрушками;
  • игровой кубик стандартный;
  •  дети с большим трудом принимают факт влияния ситуации, везения в игре;
  • тема и сюжет игры  - «путешествие» по космосу, земному шару, в глубинах океана и во времени;
  • обозначен соревновательный момент.

Специфика настольных игр для дошкольников 5-7 лет

  • игровое поле, обладает  плоскостными характеристиками;
  • фишки изготавливаются игроками из различного материала (бумага, пластилин);
  • игровой кубик стандартный;
  • тематика игры направлена на формирование коммуникативных навыков, моделей поведения, коррекцию познавательных процессов;
  • обозначен соревновательный момент (учим просить друг друга о помощи, благодарить, делать сюрпризы).

Психологическое сопровождение игрового процесса

  • минимилизация конкуренции между детьми;
  • поддержание интереса детей к игре;
  • в конце занятия важно обсудить игру с детьми на доступном для них уровне (обратить внимание и зафиксировать в их памяти случаи проявления эффективных моделей поведения);
  • введение игры с соревновательным эффектом.

II. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСЬ

Описание приема «настольная игра Лепешка»

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность педагога

Деятельность участников

Результат

Предлагает определить с помощью жребия участников для настольной игры

Достают из мешочка бумажные «рулончики»

Определены участники настольной игры

Предлагает участникам сыграть в настольную игру «Лепешка»

 Располагаются за столом для игры

Расположились вокруг стола для участия в игре

Предлагает слепить из пластилина фишки для игры

Лепят фишки-фигурки

Персонификация игрока, высокая степень погружения в игровой процесс

Знакомит участников с целью и правилами игры

Знакомятся с целью и правилами игры

Знают цель и правила игры

Предлагает по очереди бросать кубик и делать ходы по цветовой дорожке, передвигая свои фигурки в соответствии с количеством точек, выпавших на кубике

Передвигают фишки-фигурки по цветным дорожкам, выполняют правила и условия игры

В процессе игры участники учатся понимать и воспринимать самих себя и окружающих людей, осваивают умение управлять своим поведением, тренируют умение договариваться, находить компромисс. Отрабатывают опыт взаимных обвинений, вежливых извинений и просьб о помощи. Учатся справляться со своим агрессивным состоянием  социально приемлемыми способами

         

III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ

- Мини-опрос участников мастер-класса:

1. Какие образовательные области дошкольники осваивают с помощью настольной игры?

2. Какие виды детской деятельности можно организовать через настольную игру? (ответы   записываются на доску).

Участники делают вывод, что  «настольная игра» - универсальный метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми

Нетрадиционные методы коррекционно - развивающей работы с детьми...

Проект "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Чтобы сделать настольную игру интереснее, а игровой материал ценнее, вместе с ребятами создаем свои игры, используя метод проектной деятельности....

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы с детьми.

При любом нарушении логопедическая работа  направлена на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом ма...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма познан...

Нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы в игре со стеклянными камушками "Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Вся  жизнь  ребенка - игра.  И  потому  процесс  обучения  ребенка  не  может  проходить  без  нее.  Тактильные  ощущения,  м...