"Секреты воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Щулькина Ольга Юрьевна

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_vody.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты воды»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Задачи: 1. Закрепить уже имеющиеся у детей представления о воде, её свойствах (прозрачность, влажность, изменение температуры); дать представление о воде как источнике жизни на планете Земля, закрепить знания детей о значении воды для всего живого, а также её использовании в быту; познакомить детей с неизвестными им свойствами и качествами воды (увеличение в объёме при погружении в неё предметов, способность впитываться в губку, способность растворять сахар, соль, краску, замерзать при отрицательной температуре.)

2. Развивать интерес к познавательно-экспериментальной деятельности, наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать исследуемые процессы и полученный результат, грамотную речь (умение высказывать гипотезу, давать аргументированный ответ).

3. Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование: ёмкость с водой; чайник с кипячёной питьевой водой, набор для фокусов;

на каждого ребёнка: стеклянные баночки, воронки, черпачки; мелкие камешки, губки, кружки, мерные ложечки, сахар, соль; краски, кисточки; формочки для льда.

Ход занятия:

Мотивация. Дети, вы любите разгадывать секреты? А чтобы узнать, какие секреты мы сегодня будем разгадывать, отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Смоет грязь с лица и рук?

Дети: Это вода.
Беседа: Дети, а что вы знаете о воде? (ответы детей)

Кому и для чего нужна вода? (ответы детей)

Ребята, вы правы. Вода необходима и для человека, и для растений, и для животных.

Когда льётся дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без воды

Без воды не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без воды и человеку,

И природе погибать.

А вы знаете, что когда-то миллионы лет тому назад именно в воде зародились первые живые существа. В течение многих тысячелетий они развивались, мир живых существ становился всё более разнообразным. И сейчас на нашей планете живут и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и насекомые, и растения. И всё это благодаря воде!

Вода хранит много секретов. А чтобы узнать некоторые из них, я приглашаю вас в лабораторию. Сегодня мы будем исследовать воду.

Опыт № 1. Для начала необходимо наполнить баночки водой до половины объёма. Для этого вам понадобятся воронки и черпачки. (Дети выполняют задание). Скажите, что вы сейчас сделали?

Дети: налили воду в баночки.

А почему вы смогли воду НАЛИТЬ? (ответы детей)

Вывод: вода льётся, потому что она жидкая. Вода – это жидкость. Всё, что льётся, называется жидкостью.

Подумайте и скажите, какие ещё жидкости вы знаете? (ответы детей).

Опыт № 2. Сколько воды вы налили в баночку? (полбанки).

Как вы думаете, что станет с водой, если в баночку погрузить мелкие камешки? (предположения детей). Давайте проверим ваши предположения.

Дети опускают в баночки мелкие камешки.

Что произошло с водой? (воды в баночке стало больше)

Вот мы и разгадали один из секретов воды.

Вывод: при погружении предметов в воду, объём воды увеличивается.

Опыт № 3. Дети, как вы думаете, что станет с водой, если в баночку погрузить губку?

(камешки предварительно из воды извлечены).

Дети высказывают различные гипотезы.

Проведём эксперимент: опустите в баночки с водой губки. А теперь вытащите губки из баночек. Что вы видите? (в баночке нет воды).

Куда же подевалась вода? (впиталась в губку).

Как вы думаете, можно ли воду вернуть из губки обратно в баночку? Как это сделать? (отжать воду из губки). Ещё один секрет воды мы разгадали.

Вывод: вода может впитываться в губку. С помощью губки можно убрать воду, а также выжать воду из губки.

Скажите, ребята, а где можно увидеть воду? (ответы детей)

Я предлагаю вам отправиться на речку. Вы любите плавать? Тогда идём!

Физкультминутка.

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

А теперь пора вернуться в нашу лабораторию. Давайте присядем с дороги и попьём воды. (Дети пьют воду)

Опыт № 4. Скажите, дети, какого вкуса вода? (У воды нет вкуса, она безвкусная).

Как вы думаете, можно ли изменить вкус воды? (ответы детей).

Подумайте и скажите, как это можно сделать? (предположения детей).

Добавьте в одну кружку с водой ложку сахара, а в другую – ложку соли. Хорошо размешайте. Попробуйте воду из одной, а потом из другой кружки. Что вы можете сказать? (в одной кружке вода сладкая, в другой – солёная.) Как вы думаете, почему у воды изменился вкус? (высказывания детей).

Вывод: вода может растворять в себе сахар и соль и менять свой вкус.

Опыт № 5. Скажите, ребята, а какого цвета вода? (вода бесцветная, прозрачная).

Как вы думаете, может ли вода изменить свой цвет? (ответы детей). С помощью чего можно изменить цвет воды? (предположения детей).

Перед вами краски и кисточки. Окрасьте воду в любой цвет. Подумайте и скажите, почему вода окрасилась? (высказывания детей).

Вывод: вода может растворять в себе краски.

Итог занятия. На сегодня все секреты воды мы с вами разгадали. Давайте вспомним, что это за секреты? (дети озвучивают выводы опытов).

Переход к совместной деятельности. Но чудеса продолжаются. Сейчас мы с вами попробуем сотворить одно чудо. Вы согласны?

Показ фокуса «Окрашивание воды» с помощью набора для фокусов. Волшебные слова предлагают и вместе с воспитателем произносят дети.

Затем предлагается детям залить цветную воду в формочки для льда и вынести их на мороз.

Что произойдёт с цветной водой в формочках, проверим завтра.

На следующий день дети делают вывод, что на морозе вода (даже цветная) замерзает.

Затем, во время прогулки дети цветными льдинками украшают участок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С нами небо говорит или секреты воды

Формировать познавательные и исследовательские способности у детей.Познакомить с различными агрегатными состояниями воды (снег, дождь, туман, роса, иней) и их свойствами.Закрепить: схематичное и симво...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: «Секреты воды».

Данное занятие позволяет решить такие цели:- Познакомить детей со свойствами воды ( замерзает на холоде и превращается в лед». Лед в тепле снова превращается в воду);- продолжить формировать поз...

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СОЛНЫШКО» «СЕКРЕТЫ ВОДИЧКИ»

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица  Вид проекта: практический, исследовательско -познавательный. Время реализации: крат...

Опыты Секрет воды.

Конспект совместно познавательной деятельности с детьми по теме Вода....

Секреты воды

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношен...

Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".

Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС....

Совместно - познавательно исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Секрет воды» (изучение свойств воды) (используемая технология: Моделирование

Формирование интегративных качеств любознательности, активности, способности решать интелектуальные задачи путем включения детей в опытно-эксперементальную деятельность....