Занимательные опыты
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Капля Зульфия Жевдетовна

Занимательные опыты и экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_i_ekperimentov.docx305.46 КБ

Предварительный просмотр:

«НЮХАЕМПРОБУЕМТРОГАЕМСЛУШАЕМ»

Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками;в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы,например«Как звучат эти предметы?»«С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т. д.

• Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

• Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)

• Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.

• Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.

• Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?

ПОЧЕМУ ВСЕ ЗВУЧИТ?

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

• Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

«ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА».

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание.

• В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она

любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

• Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

• Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

«ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ».

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял,купался в лужах и у него возник вопрос«Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.

«ПОДУШКА ИЗ ПЕНЫ».

Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?

Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)

Опыт №1«Воздух повсюду»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Материал и оборудование: воздушные шары, таз с водой, стакан, веера.

«Почувствуй воздух» - дети машут веером возле своего лица. Что чувствуем? Воздух мы не видим, но он везде окружает нас.

Пустой стакан опускают в таз с водой так, чтобы он начал заполняться. Что происходит? Почему из стакана выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из стакана. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: назовите предметы которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем воздушные шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Опыт №2«Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, корки апельсин….

Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы,

распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Опыт №3. «Что в пакете?»

Цель:: обнаруживать воздух.

Рассмотреть пустой пакет. Что находится в макете? Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим. А сейчас что в пакете? Почему казалось, что пакет пустой?

Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, вкручивают их. Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт №4«Поймай воздух?»

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы,

Материал и оборудование: целлофановый пакет.

Предложить детям обследовать пакет, узнать, что в нем, объяснить, почему они так думают и попробовать поймать воздух в пакет.

Опыт № 5. «Загадочные пузыри»

Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах. Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины, карта-схема.

Дети рассматривают предметы и погружают их в воду. Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.

Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.

Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.

Опыт № 6. «Надувание мыльных пузырей»

Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор, карта- схема

Взрослый и дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.

Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.

Вывод. В каплю мыльной воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или когда задеваешь н рвешь его оболочку.

Опыт №7. «Пузырьки-спасатели»

Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин, карта- схема.

Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина. Дети наблюдают, обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет), что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.

Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.

«КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК».

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Описание.

Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают.

Чем похожи эти камни?

Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые.

Чем камни отличаются друг от друга?

Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые.

Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков. Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки-схемы и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком ив песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.

Дети ходят по дорожке из камешков.

Что чувствуете? Какие камешки?

Можно ли менять форму камня и глины.

    Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

     Материалы: схема обследования предмета, глина, камень речной, дощечки для лепки, фартуки.

     Ход.

В группу почтальон приносит посылку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам принесли посылку, давайте откроим её и посмотрим, что в ней лежит!

Воспитатель: - Как вы думаете, что это?

( Ответы детей: глина, камни)

Воспитатель: А здесь ещё и письмо, да это же письмо от  нашего друга Знайки! Он предлагает нам выяснить, можно ли изменить форму предложенных материалов, давайте проведём исследование. Для этого возьмите глину, камень.

 ( Детям раздаются образцы камней и глины).

Воспитатель - Нажмите пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца?

 (Ответы).

Воспитатель: Какой камень?

 (Сухой, твёрдый).

Воспитатель:  Какая глина?

(Влажная, мягкая, остаются ямки.)

  Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны.

Воспитатель - Изменил ли форму камень?

(Ответы).

Воспитатель: Почему нельзя отломить от него кусочек?

(Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.)

 Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части.

Воспитатель: Чем отличается глина от камня?

 (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Воспитатель: А давайте, слепим из глины поделки.

 Дети лепят различные фигурки из глины.

Воспитатель: Почему фигурки не разваливаются?

 (Глина вязкая, сохраняет форму.)

Воспитатель: Какой еще материал похож на глину?

 (Пластилин, тесто, гипс).

Воспитатель: Вот, благодаря нашему другу Знайке мы с вами узнали о свойствах камней и глины, а дома вы можете слепить поделки из солёного теста в подарок Знайке.

«Свет повсюду»

Программные задачи

Образовательные:

- Сформировать значение понятия «свет»;

- Формировать знания о том, что источники света могут быть природные (солнце, луна, звезды, северное сияние, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча)

- Актуализировать знания о времени суток.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, любознательность, память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к электроэнергии;

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

- Воспитывать правила безопасного поведения при обращении с огнем.

Материалы и оборудование:

иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Ход занятия:

( На экране видео полет новозеландских светлячков, в зале темно. Входят дети, садятся на стульчики.)

- Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Как вы думаете, что вы сейчас видели на экране?(светлячки) Что позволяет нам видеть их в темноте? (свет) Сегодня мы поговорим о свете. Я принесла вам «волшебный сундучок» и предлагаю вам описать предмет , который там находиться. ( дети на ощупь описывают предмет и называют его).

- Молодцы ребята, вы правильно описали предмет . Это фонарик. Для чего нам нужен фонарик? (ответы детей)

Хорошо. У меня есть две необычные коробки.(В первой коробке светло, там лежит включенный фанарик; во второй темно) Давайте посмотрим в первую коробку. Что вы там видите? (предмет, допустим очки) Теперь посмотрите в другую коробку, что вы там видите? (ничего)

Почему в одной коробке мы видим что находиться внутри, а в другой нет? (потому что там темно)

- Что можно сделать, чтобы в коробке стало светло? (Открыть корбку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открываем коробку, попал свет, и все видят маленькую игрушку. А если мы не будем открывать коробку, как сделать так, чтобы в ней было светло? (дети дают свои варианты ответа). Можно включить фонарик и положить его в коробку. (Дети сквозь прорезь рассматривают что внутри). А теперь закройте глаза.(выключаем свет) Что вы видите? (ничего)А сейчас? (включаем свет) Теперь все вам видно? Для чего нам нужен свет?

А все ли предметы дают свет? Посмотрите, у меня есть несколько интересных предметов (кубик, мяч, колокольчик, фонарик настольная лампа, свеча), как вы думаете, какие из этих предметов могут давать свет? Почему? Молодцы, теперь я приглашаю вас на веселую разминку.

(и.п. сидя) 
Спал цветок и вдруг проснулся, 
(встать, руки на поясе) 
Больше спать не захотел. 
Шевельнулся, потянулся, 
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх) 
Взвился вверх и полетел. 
(бег) 
Солнце утром лишь проснется,

(поднимают руки вверх)
Бабочка кружит и вьется.

( делают круговые движения кистями рук)

-Мы размялись и можем продолжить наш увлекательный эксперимент.

Игра «Свет бывает разный»

Какие вы знаете еще предметы, которые могут давать свет? (ответы детей).

Вы знаете, что свет бывает разный. Я приготовил для вас разные картинки и предлагаю вам разложить их на две группы: природный - свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.

(Дети раскладывают картинки) (пособие природный и рукотворный мир

Почему вы положили эти картинки на эту половинку, а эти на другую?

-Какие вы молодцы. Посмотрите на эти предметы они все дают свет. Как вы думаете, какой из них светит ярче, а какой не так ярко. Давайте вместе посмотрим, как они горят. (выключаем свет)

Мы видим, что не все предметы светят одинаково. Ребята, а как по-другому можно назвать эти предметы? (источники света) Вы наверно уже заметили, что в течении дня свет тоже меняется и наш день делиться на части.

Давайте их вспомним как называются части суток. (показ картинок с разными частями суток.) Вы молодцы и назвали все правильно.

Ну вот и закончился наш эксперимент. Понравился ли он вам? Что вы узнали нового?

Правильно свет бывает природный и искусственный. Среди картинок природного света есть костер. Скажите, можно ли самим разводить костер? Что нужно делать с костром, когда мы уходим? А что нужно делать, уходя из дома? (уходя выключать свет)

- Ребята, вы все большие умницы и на память о нашем эксперименте я хочу подарить эти веселые солнышки. (В конце можно показать мультфильм «Светлячок и росинка»)

Замерзшая вода
Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.   Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.  Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)  Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды?  Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой    формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
•Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и   дети наблюдают.  Какая часть льда плавает? (Верхняя.)    В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
• «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

Вода принимает форму
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды.

«Тающий лёд».

Цель. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы. Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Описание.  Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Затем детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.). Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки.

«Таинственные картинки»
Цель:
 показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы и оборудование: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
Ход опыта\эксперимента:  Предлагается  детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи ? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла.Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.
Вывод:  Если смотреть на мир через цветные стёкла, мы видим его
Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

  «Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки.

Материалы и оборудование: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением фланелеграф, модели — цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок).

Ход опыта\эксперимента:
 Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок?      Как мы их можем изготовить?

 Дети смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех  необходимых цветов. .

Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить  оранжевый цвет;  синюю с желтой — зеленый,  красную с  синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой, расный +желтый = оранжевый.  Красный = зеленый = коричневый.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные опыты для дошколят

Подробное описаны опыты, как их проводить, что использовать...

Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников

Экспериментируем, развиваемся, познаем................

Занимательные опыты и эксперементы, которые можно провести дома

Здесь  собрано небольшое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого...

Консультация для родителей Тема: «Занимательные опыты и эксперименты»

материал предназначен для педагогов детских садов....

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Содержит занимательные опыты для дошкольников...

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого нач...

Занимательные опыты и эксперементы для дошкольников

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольниковКак обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребен...