Информационно-творческий проект в старшей группе "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Нечеухина Виктория Александровна

Информационно-творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.66 КБ
Файл dnevnik_nablyudeniy.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №97» г. Ярославля

Проект

«Зимующие птицы»

Подготовили

воспитатель Нечеухина В.А.

воспитатель Чеснокова Н.В.

Ярославль 2018

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников:5-6 лет.

Участники: педагоги, дети и родители.

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи.

Организационно-методические:

  • Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к познавательной деятельности.

Обучающие:

  • Обогащать представление детей о зимующих  птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
  • Обогащать познавательный интерес детей к зимующим  птицам через систему наблюдений,  бесед, и т. д.

Воспитательные:

  • Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Развивающие:

  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.

Методы и формы работы.

  • Сбор информации.
  • Отбор художественной и познавательной литературы.
  • Подбор иллюстративного материала.
  • Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
  • Оформление презентации «Зимующие птицы».
  • Художественно изобразительная деятельность детей.
  • Развешивание кормушек на территории детского сада.
  • Презентация проекта.

Ожидаемые результаты.

Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.

Обогащать словарный запас детей.

Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.

Приобщать к совместной деятельности родителей.

План-график мероприятий.

  1. этап – подготовительный
  • определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
  • подборка литературы о птицах в книжный уголок, подборка демонстрационного материала, дидактических и развивающих игр в уголок природы.
  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.
  • взаимодействие с родителями – организация выставки «Птичья столовая».

Мероприятие 

Задачи

Формирование целостной картины.  Просмотр презентации «Зимующие птицы».

Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Наблюдение за птицами прилетающих к кормушкам.

Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. 

Заучивание стихотворений Н. Рубцова «Воробей», А. Прокофьев «Снегири», А. Барто «Свирестели».

Развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти. Учить детей читать стихи выразительно.

Трудовая деятельность: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц.

Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. 

Лепка «Птицы »

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности. Научить изображать птиц, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.

Аппликация из ватных дисков «Зимующие птицы на кормушке».

Отрабатывать умение вырезывать форму по прямой из картона, располагать ватные диски на картоне в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Чтение В. Бианки «Птичий год: зима», М. Н. Богданова «Домашний воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», Л. Воронкова «Птичьи кормушки»,  В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица», А. Яшин «Покормите птиц зимой»

Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Рисование  «Снегири на ветке», «Зимующие птицы»

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать композиционные умения.

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Дидактические игры: «Что хорошо, что плохо?», «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Четвертый лишний», «Один – много»

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

  1. этап – заключительный.
  • викторина «Кто больше знает о птицах?»
  • презентация проекта;
  • отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».

 

  

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель:

  • формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитание любви и бережного отношения к обитателям природы.

Задачи:

1. Закрепить, расширить и обобщить знания детей о зимующих птицах;

2. Активизировать и пополнить словарь детей;

3. Развивать связную речь;

4. Развивать внимание, образное мышление, память;

5. Прививать интерес, любовь к птицам, желание заботиться о них.

Форма организации: групповая.

Методы и приемы: вопросы, беседа, демонстрация (показ, использование ТСО, игра).

Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, картин с изображением птиц, чтение стихотворений о птицах, прослушивание аудиозаписей, рисование птиц, аппликация, лепка.

Оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, иллюстрации, изображающие различных птиц, ноутбук, экран, презентация, аудиоцентр.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами попали в сказочный лес. Посмотрите, как здесь красиво. Слышите это прекрасное пение птиц? Узнаете кого-нибудь? Молодцы! В этот лес мы пришли не случайно. Прислушайтесь, как много птиц живет в этом лесу, и они поют нам свою песню.

- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима). Заяц поменял летнюю шубку на зимнюю, а лиса и волк в поисках пропитания. А птицы! Разве они не улетели в теплые края? (Улетели, но не все). А как же называю тех птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие). Вы уже все знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И я предлагаю вам провести викторину. Думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Для этого нам нужно разделиться на две команды. А какое название, мы будет у каждой команды — мы узнаем, выполнив задание.

Воспитатель: Вы уже много знаете о зиме, и о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. И думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас.

Задание: В конвертах разрезные картинки. Ваша задача собрать их, и узнать название своей команды.

1 команда - «Снегири» 

2 команда - «Синицы» 

Воспитатель: Команды, занимайте свои места. На нашей игре сегодня присутствует жюри, которое будет оценивать ваши ответы, ну и конечно хорошее поведение. (Представить членов жюри).

Напомню, что темой нашей сегодняшней игры будет: «Зимующие птицы». Вам будут задаваться вопросы и вы, если знаете ответ, поднимаете вверх флажок, который находиться на ваших столах. Выкрикивать нельзя. За правильный ответ каждая команда будет получать один жетон — 1 балл. И по окончанию игры баллы будут подсчитываться. Победит команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

Вы готовы?

Первый тур - ВОПРОСЫ.

1. Кто здесь лишний? Чем отличаются птицы от животных? (дидактическая игра «Четвертый лишний»(для двух команд по очереди)

2. Воспитатель: Следующее задание сложнее. Надо будет вспомнить не только зимующих птиц, но и перелетных. Перед вами изображения птиц, и одной из них надо вручить билет для отлета в теплые страны. Кто же здесь лишний?

(дятел, ворона, ласточка, синица);

3. Загадка:

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел)

4. Что у этих птиц общее? (На экране выставляются картинки с изображением зимующих птиц)

5. Как вы думаете, почему снегиря назвали снегирем? (Прилетает в наши края зимой.)

6. Загадка:

Прилетела к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

7. Почему снегири и синицы любят находиться рядом с дятлом? (Они подбирают остатки пищи.)

8. Почему поползня называют лесным акробатом? (Поползень перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой.)

9. Какие птицы могут поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов? (Филин, сова.)

10. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Воздух между перьями птиц сохраняет тепло.)

Динамическая пауза (под музыку):

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)

Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)

Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)

Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)

В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)

Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)

Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)

Второй тур: «Задание - загадка».

Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им. А спасти их могут люди, положив в кормушку любимую птичью еду.

Ребята, к нам пришла неизвестная посылка. (Выносится черный ящик). В ящике: записка, стаканчики с зёрнами, хлебом, конфеты… и лист с надписью: Чем можно покормить птиц зимой? Дети перечисляют.

А теперь, предлагаю вам отыскать кормушку в нашем лесу и насыпать в нее корма.

После выполнения задания дети объясняют, почему они положили те или иные продукты в кормушку.

Воспитатель: Молодцы, все справились с этим заданием на отлично. А сейчас предлагаю сесть ровно, выпрямить спинки и обратить внимание на экран.

Фрагмент фильма «Как зимуют птицы».

Третий тур: «Юнный художник» (конкурс капитанов).

Задание: на мольбертах нанесены точечные рисунки птиц – капитаны должны соединить все линии вместе по точкам, а их команды узнать птицу.

Воспитатель: Отлично! Наша игра подошла к концу, задания были не простые, но вы с ними справились!

Воспитатель: А теперь наше многоуважаемое жюри подведет итоги.

И вот закончилась игра

Но мы надеемся, что с ней,

Вы стали чуточку умней и дружней.

Всем детям вручаются медали и призы.

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети старшей группы, старший воспитатель, воспитатели старшей группы, родители воспитанников.

 На территории ДОУ  были развешены  кормушки изготовленные родителями из различных материалов.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц на территории детского сада;
  • Наблюдение за их поведением;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

  • Синицы – 30;
  • Снегири – 4;
  • Воробьи – 15;
  • Вороны – 11;
  • Голуби – 14;
  • Свиристели – 13;
  • Сороки – 7.

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • Как различить птиц по окраске;
  • Какие корма предпочитают птицы.

 

Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают;
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
  • Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – поодиночке;
  • Кормушку посетили 7 видов птиц;
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.



Предварительный просмотр:

Дневник наблюдений за птицами.

Дни недели

Ожидают

Кормятся

Летают в округе

Синица

Пн.

Воробей

Вт.

Снегирь

Ср.

Голубь

Чт.

Ворона

Пт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Педагогический информационно-творческий, исследовательский проект "Ах, картошка"

Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.Сроки проведения:5 месяцев (май-сентябрь)Участники проекта: дети, логопед, воспитатели, специалисты, родители подготовительной группы №11 «Рома...

Информационно-творческий групповой проект "Четвероногие друзья"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...

информационно-творческий краткосрочный проект по патриотическому воспитанию «День победы». (старшая группа № 5)

ЦЕЛЬ: · воспитание гражданско-патриотических чувств;· ощущение чувство гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественнойвойне. ЗАДАЧИ:· расширять и обобщать полученные...

ИНФОРМАЦИОННО – ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

1.Актуальность проекта.2.Цель и задачи проекта.3.Этапы проекта:...

Информационно-творческий, краткосрочный проект "Хорошее настроение - залог здоровья"для детей старшего дошкольного возраста

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» - это состояние  физического, психического и социального благополучия. Фундамент здоровья создаётся в дошкольном возра...