Методический материал
методическая разработка по окружающему миру

Жидкова Елена Николаевна

Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_igra.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1

ТАМАЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Игровая деятельность

в экологическом образовании дошкольников

ЖИДКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА,                                                                           ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ                                                                 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Президент Владимир Путин подписал Указ  №1157 от 11 августа 2012 года «О проведении в 2013 году в Российской Федерации Года охраны окружающей среды».

В наше  время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно, только закладывая, основы знаний с самого раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с дошкольниками. Я считаю, что именно дошкольное образовательное учреждение должно и может стать первой ступенью организации экологического образования детей, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка.

В нашем дошкольном образовательном учреждении большое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников и уже сложился системный подход к организации экологической работы с детьми. В основу данной системы легла программа по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста «Ребенок и весь мир» Е.Ф. Купецковой. Модель системы педагогического взаимодействия вы можете видеть на слайде.

Работая с детьми в данном направлении, мы определили для себя главную цель экологического воспитания - воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Для достижения этой цели решаем следующие задачи (представлены на слайде):

- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- воспитывать экологическое сознание, культуру, нравственное отношение к миру;
- формировать у детей экологические знания,
 умения устанавливать и понимать взаимосвязь всего живого и неживого в природе.

- пропагандировать экологическое воспитание среди родителей воспитанников.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Я считаю, что формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе образовательной деятельности, наблюдений, экскурсий, но и посредством игры. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Так же ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения. В играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Поэтому игры надо чаще включать в практику педагогической работы с детьми.

В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности. Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников. Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

- Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

- Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

- Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

- Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Экологические игры классифицируются по различным признакам:

1) по специфическим характеристикам;

2) по тематическому распределению содержания;

3) по форме организации и мере регламентации;

4) по направленности действий.

1) По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:

Творческие игры:

- строительные;

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные.

Игры с правилами:

- дидактические;

- подвижные.

2) По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

- игры на тему «Живая природа»;

- игры на тему «Неживая природа».

3) По форме организации и мере регламентации выделяют:

- самостоятельную игровую деятельность ребёнка;

- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).

4) По направленности действий делятся на:

- сенсорно-моторные;

- предметные;

- игры с перевоплощением (имитационные);

- социальные;

- соревновательные.

Остановлюсь на некоторых видах экологических игр подробнее.

Творческие игры природоведческого содержания – игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе образовательной деятельности и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт, отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире. Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других – нет? Почему вода бывает жидкой и твёрдой?

При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Театрализованным играм присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.

Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

Остановимся подробнее на играх - драматизациях. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Заметила, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений.

Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления материала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Волк, Лиса и т.д.) Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты. Например, изучая поведение животных весной, мы читали сказку В.Бианки «Заяц, медведь, Косач и Весна». Сначала дети обсуждали услышанное, выясняли значение незнакомых слов «Косач-это тетерев», отмечали особенности поведения этих животных весной. Потом, распределяли роли и проигрывали сказку, не заучивая дословно текст, а говоря «словами своими».

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, дидактические. Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание я уделяю дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.

По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

- Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме).

Настольно-печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, развитие памяти, мыслительных процессов. Это игры типа лото, домино, разрезные картинки, складные кубики («Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Четыре времени года»; «Подбери листок».) Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Словесно-дидактическими играми я стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо специальных условий, оснащения или дополнительного оборудования. В своей практике использую различные словесные игры. Например, такие как «Закончи предложение» - я говорю начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью делает запасы потому, что...», «Летом бывает дождь, а зимой...» Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Также предлагаю детям придумать загадки на определенную тему, «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает летом?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое» и др. В зависимости от изучаемой темы игры придумываю сама.

Для повышения интереса своих воспитанников к дидактической игре и природным объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации. Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов провожу сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в отдельных уголках группы я разместила материалы для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Подвижные игры помогают мне развивать у детей ловкость, быстроту, силу. Я давно и успешно применяю на прогулках, в конце экскурсии этот вид игры, используя основы экологических знаний: «Беги к дереву», «Зайка серый умывается» и многие другие.

Народные игры можно усложнить, например, в игре «У медведя во бору», дети должны собрать разбросанные по площадке картинки с изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом убегать от «медведя». Любят дети играть в «Лесные пятнашки», когда нельзя «посалить» пару игроков, успевших взяться за руки вокруг определенного дерева – береза, клен, липа и т.д. «Без промаха» - собираем по 5 еловых шишек и бросаем в цель-мишень, кто попал 5 из 5, становится победителем. Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями, заряд бодрости и здоровья.

Большой популярностью у меня и моих коллег пользуются интеллектуальные игры такие, как «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников.

Наблюдения показали, что в самостоятельных играх дети редко включают экологическое содержание. Самостоятельная игра в детских садах требует особого внимания, расширения сюжета и создания необходимых условий для игр такого плана.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач. Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Игры, применяемые мной в образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Гуляя с детьми по лесопосадкам, стараюсь обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараюсь снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

Обобщая все выше сказанное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

Также, кроме игр, я в своей работе использую разнообразные познавательные природоведческие пословицы, поговорки, пальчиковые игры и физкультминутки, которые я собрала и систематизировала в картотеке.

Мои воспитанники активно принимают участие и занимают призовые места в районных, областных и всероссийских конкурсах экологической направленности:

- рисунок Телеляева Виктора «Проснулись насекомые» занял 1 место по Пензенской области во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Паучок и червячок» в номинации «Я сам, я сама» - 1 младшая группа;

- Цыганков Даниил  с рисунком «Лесное озеро» стал победителем регионального уровня в ежегодном открытом Национальном конкурсе социального проектирования: «Новое пространство России» в номинации «Люблю свою Родину» - средняя группа.

Как я уже сказала, наше дошкольное учреждение работает на основе региональной программы «Ребенок и весь мир», то и диагностику мы используем предложенную Е.Ф. Купецковой, с помощью данной методики мы определяем уровневые показатели сформированности представлений детей о природе. По результатам диагностики у моих воспитанников наблюдается позитивная динамика сформированности системы знаний о природе. К концу младшего дошкольного возраста, я вижу, что мои воспитанники имеют разнообразные впечатления об окружающей действительности, говорят о необходимости беречь природу, знают некоторые правила поведения человека в природе, устанавливают простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, ведут сезонные наблюдения, рассказывают о способах ухода за растениями, с удовольствием участвуют в посильном труде на участке и цветнике детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Методическая разработка - Методический материал - Презентация "Малышам о транспорте"

Этом материал помогает расширить и закрепить представления детей о транспорте, классифицировать транспорт на воздушный, наземный, водный....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Методический материал для родителей и методические рекомендации для домашнего выполнения для родителей и их детей по теме "Посуда".

В данной разработке представлены материалы для усвоения и закрепления знаний по лексической теме "Посуда". Задания помогут усвоить детям основные понятия по лексической теме, расширить актив...

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...