Познавательно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Шкуренко Наталья Михайловна

Конспекты организованной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_material.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - «Центр развития ребёнка - детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»

Познавательно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.

       

                                      Савельева О.Н., Шкуренко Н.М.,

                                           воспитатели     Муниципального    дошкольного

                                                образовательного учреждения «Центр развития

                               ребенка - детский   сад   №4 п. Майский

                                           Белгородского района Белгородской области»

2020

Савельева Ольга Николаевна, воспитатель

Шкуренко Наталья Михайловна, воспитатель

       

Конспекты организованной образовательной деятельности

Тема: «Какого цвета бывает снег зимой?»

Деятельность: познавательно-исследовательская

Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)

Задачи:

  1. Расширять кругозор детей, развивать познавательную активность, умение выявлять причинено – следственные связи.
  2. Знакомить с методами и этапами исследовательской деятельности.
  3. Способствовать приобретению исследовательских навыков.
  4. Развивать навыки диалогической и монологической речи   в процессе исследовательской деятельности.
  5. Формировать художественно-эстетический вкус на основе знакомства с живописью художника И. И. Грабаря, изучения зимней цветовой гаммы.
  6. Формировать навыки сотрудничества, умение взаимодействовать в совместной деятельности.

Оборудование: 

- демонстрационный материал: презентация отрывка сказки «Снежная королева», модели этапов исследовательской         деятельности, схема стихотворения.

- раздаточный: таблица цветов для опроса взрослых, цветные пластиковые крышки, фонарики, белая бумага, картинки с зимними пейзажами и детали к ним (солнце, луна, тучи, фонарь и т.д.).

Методы и приемы:

Словесные: вопросы проблемного характера, беседы, отрывок сказки (рассказ педагога). Чтение стихотворения.

Наглядные: презентация (слайды), модели, схемы, картинки.    

Игровые: игры-имитации «Одеваемся на прогулку», «Убираем снег».

Практические: опыты с цветными крышками   и светом, дополнение картинок с зимним пейзажем недостающими деталями.

Ход:

 Iэтап. Вводная часть

1.1. Организационный момент

Ритуал «Хорошее настроение» (дети, стоят в кругу)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна. Я пришла к вам сегодня с хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы и у вас, и у наших гостей было также хорошее настроение.

II этап. Мотивационный 

2.1 Беседа:

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какой месяц зимы?

- Какой приближается праздник?

- Вы любите Новогодние сказки? Послушайте, какую сказку я вам сейчас расскажу.

                            Рассказ педагога сопровождается слайдами.

 «В одном городе жили-были брат и сестра. Девочку звали Герда, а мальчика Кай. Однажды Кая похитила Снежная королева, и спрятала его у себя в ледяном замке. Она живет в непростом королевстве, в нем всегда зима. А самое замечательное отличие зимы – это что ребята? (снег, холод, лед).

Как называется сказка? (Снежная королева). Так вот, ребята, Снежная королева освободит Кая, если мы правильно ответим на вопрос: «Какого цвета бывает снег зимой?»


- Ребята, как вы думаете, какого цвета бывает снег? (белого)

Смех королевы.

III этап. Поисковый

Воспитатель: Видите, Снежная королева не освободила Кая. Значит или Королева нас обманывает, или снег бывает не только белый!? Как вы думаете? (предположения детей)

Воспитатель: Вы больше склоняетесь к какому предположению: снег может быть только белый или нет? (предположения детей) Где мы можем найти ответ на наш вопрос? Вот для вас модели -подсказки.

(На магнитной доске модели – этапы исследовательской деятельности)

Дети:

-спросить у взрослого/специалиста;

-узнать из книги;

-узнать из Интернета;

-понаблюдать;

-провести опыт.

 Воспитатель: Чтобы помочь Каю, найти ответ на наш вопрос и доказать свое предположение мы попробуем использовать методы, которые нам сейчас доступны.

IV этап. Практический 

4.1. Первый   метод – спросить у взрослых.

Воспитатель: Какой первый метод? (спросить у взрослых). Ребята, мы можем спросить у взрослых, наших гостей?  (Да). Давайте проведем опрос. Чтобы вы чувствовали себя уверенно мы разобьёмся на пары – Катя с Колей, Таня с Витей и т.д. Я подготовила карточки, обратившись к взрослому, вы должны узнать их мнение.  Пусть они поставят галочку, напротив тех того цвета снега, который видели, когда – либо в своей жизни.

Дети выполняют, затем называют цвета, а педагог выставляет на таблице на магнитной доске на против данной схемы.

Воспитатель: Назовите, какого цвета снег видели взрослые? (дети называют). Видите, наши гости видели снег разного цвета.

4.2. Второй метод – узнать из книги.

Воспитатель: Следующий метод какой?

Дети: Посмотреть в книге.

Воспитатель: Много писателей описывают снег в своих произведениях. Послушайте стихотворение Алены Павловны

Какого цвета снег?

Утром солнечно, морозно,

Мы идем гулять с тобой,

А на веточках березы

Снег небесно-голубой.

Вон синичка полетела,

На окне – смотри! – снегирь!

Снег повсюду белый-белый,

Точно сливочный пломбир.

Мы идем дорогой зимней,

Возвращаемся вдвоем.

Снег кружится желтый-желтый

Высоко под фонарем.

Вот и ночь. На ветках иней.

В окнах гаснет желтый свет.

И сверкает синий-синий,

Словно звезды, синий снег.

Воспитатель: Каким цветом отразил писатель снег? Давайте вспомним с помощью карточек-подсказок.

(На доске карточки со снегом разного цвета: ветка березы, снегирь,

фонарь, ночь)

4.3. Третий метод-  Интернет

Воспитатель: Какой следующий метод? (Интернет.) Я предлагаю с помощью Интернета совершить виртуальную экскурсию в   художественную галерею. Как выдумаете для чего? (смотреть картины художников).

Физминутка – имитация одевания, расчистки снега.

Затем дети садятся перед экраном

Беседа по картинам (3- 4 картины). Мы с вами познакомимся с картинами известного русского художника Игоря Иммануиловича Грабаря

- Как вы думаете, какое время суток изобразил художник?

- Какого цвета снег?

- Почему снег розовый?

 - На этой картине изображен зимний день. Какого цвета снег?

Где снег темней, почему? (снег темней под деревьями).

- Какое время суток на этой картине? Какого цвета снег? (вечер/ночь, снег синий).

Воспитатель: Давайте расположим на доске напротив метода «Узнать в Интернете» цвета снега, которые вы видели на картинах художника.

4.4. Четвертый метод.

Воспитатель: Какой следующий метод? (опыт/эксперимент).  Подойдите к этому столу. Опыты будем выполнять в парах, перед вами белый лист, который символизирует что? (снег). Фонарик   - это наш источник света. Один из вашей пары возьмет цветное стекло, а второй будет светить фонариком через стекло на бумагу. Красное, оранжевое стекло, это – что? (солнце). Желтое? (фонарь).  Синее? (небо, ночь).

 Вывод: Какой вывод мы делаем, исходя из этого опыта: белая бумага меняет цвет, так же, как и снег под воздействием лучей разного цвета.

4.5. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Дети, перед вами картинки, на которых изображен зимний пейзаж в разное время суток. Вам нужно дополнить картину недостающим элемента в зависимости от того, какого цвета снег. Элементы выбираете сами (солнце, луна, тучи).

Дети наклеивают, проверяют друг друга и озвучивают.

V этап. Рефлексивный.

Воспитатель: Ребята, нам пора подводить итоги и освобождать Кая из плена Снежной королевы.

Итоговая беседа:

- На какой вопрос Снежной королевы мы искали ответ?  (Какого цвета бывает снег зимой?).

 - Какие предположения мы выдвинули? (ответы детей)

- Какие методы мы использовали? (посмотрите на схемы- подсказки)

- Какой вывод можно сделать из нашего исследования?  (ответы детей).

Вывод (воспитатель помогает детям его сформулировать): Да, снег белый, но его цвет может меняться в зависимости от времени суток, от цвета и яркости солнца или луны, от состояния погоды.  Ну, что Снежная королева, правильно мы ответили на твой вопрос.

На слайде- утвердительный ответ, Королева освобождает Кая и он встречается с Гердой.

Воспитатель: Вы рады, что смогли помочь нашим героям? Я тоже рада. Новый год не за горами, я хочу вам подарить в память о нашей встрече альбом с репродукциями, среди которых есть зимние пейзажи известных художников.  И я предлагаю вам дома нарисовать красивые зимние пейзажи и отразить в них цвет снега такой, какой вам нравится больше всего.

Конспект организованной образовательной деятельности

«Живи родник, живи!» (Родники Белгородского края).

Пояснительная записка: на примере знакомства с родниками Белгородского района данное мероприятие поможет сформировать у детей основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде, родникам), вырабатывать навыки грамотного поведения в природе, способствовать всестороннему развитию ребёнка.

Задачи:

-уточнить знания детей о роли воды в жизни человека, дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле;

- познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам, научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять;

- развивать логическое мышление, творческие способности детей;

- воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, минеральная вода.

Предварительная подготовка: дети учат информацию о родниках, знакомство с родниками и о пользе родниковой воды, стихи.

Ход.

          I. Вводная часть.

Запись журчание ручья, звуков природы

Воспитатель: чтение стихотворения А. Бунин «Родник». Ребята, а что вы знаете о родниках? Что такое родник? (рассуждения детей).

Воспитатель. Родник - это когда на поверхность земли выступает подземная вода. Выходы подземных вод на поверхность земли носят название родников, или источников, а от них берут в дальнейшем своё начало ручьи и реки.

Так вот, если идет дождь или снег, то вода проходит через почву и песок, фильтруется, очищается, пока не встретит слой глины. Встречая преграду, вода накапливается и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником.

II.Основная часть.

2.1. Рассказ педагога. Легенда «Как появились родники»

Много лет тому назад, возможно 500, а быть может и все 1000, возле озера жили сын и отец. Отец был лесником и растил сына один, и звали сына Янка и был он крепким малым, быстро рос. Благодаря тому, что отец был лесником, сын к 17 годам стал лучшим охотником всей округи. Пошел Янка на охоту, ближе к вечеру заметил Янка вдалеке между кустов красивого лося с большими рогами. Натянул Янка тетиву своего тугого лука и выпустил стрелу, пролетела стрела, задев ветку дуба и только ранила зверя. Лось испугался и бросился убегать, но оставил за собой след из крови. Пошел Янка по этому следу и вышел на берег озера, где стоял лось и услышал Янка, как лось просит его человеческим голосом, чтобы тот не убивал его. У парня от неожиданности даже лук выпал, так необычно было услышать просьбы животного. Лось пообещал Янку много счастья и долгую жизнь.

Янка поверил словам лося и не стал убивать. Лось ударил о землю копытом и из этого места забили родники, мощные и чистые. Лось продолжал: "Выпей, Янка, на 2 месяца продлит твою жизнь каждый глоток воды из этих родников". Единственную просьбу лось просил выполнить - показывать этот родник только добрым людям, отзывчивым, у которых сердце чистое.

2.2. Беседа.

Воспитатель.  А у нас в Майском поселке есть родники? Может вы с родителями ходили за водой набирали там родниковую воду? (Да в Капитанском лесу у нас есть родник и за ним ухаживают люди, которые набирают там воду). А еще у нас в Майском есть пруды, которые подпитываются родниками. (слушание песни О. Газманова «Родники, вы мои родники...)

Воспитатель. Послушайте музыку, а потом расскажете о своих впечатлениях (Дети делятся впечатлениями).

Воспитатель: Что вы представили, о чём вы думали, вспоминали? (Рассказы детей)

Воспитатель. Слово “родник” происходит от слова Родина! Поэтому издавна источники называют “глазами земли”. Он наделён даром приносить людям радость, возвращать молодость, одаривать здоровьем каждого, кто хоть однажды испил студеной прозрачной воды. Одаривая людей своими водами, а они за это платят своей заботой и вниманием. Вода очень чистая, необыкновенного голубого цвета. (Дети исполняют песню: «Живи родник, живи!» (Автор текста Дюков В., музыка Добрынина В.)

Воспитатель. Сейчас нас в гости приглашает Родник Белгородского района, который находится на территории Монастырского леса в деревне Зеленая поляна.

Ребенок-родничок. Источник известен с 18 века. Его появление связывают с явлением на этом месте чудотворной Корсунской иконы Богоматери. 

Есть “Святой источник” у дороги
Я подлечу ваши глаза.
Путник ты сядь, отдохни
Целебной водицы моей набери.
Хотите 100 лет прожить
Приходите мою воду попить.

Моя вода из святого источника помогает в лечении заболеваний глаз, дыхательной системы и проблемы с позвоночником.

Воспитатель: а это родник из села Ближняя Игуменка.

Ребенок-родничок. Небольшая деревушка, притаившаяся неподалеку от Белгорода, – значимое место для огромного количества верующих. Тут находится храм святого Николая Угодника и источник, чистая родниковая вода широко используется местным населением, незамерзающий источник славится своим целебным воздействием на организм человека и значимостью для церковных обрядов.

Воспитатель. Люди ценят и заботятся о родниках. В настоящее время в нашем районе проводится большая работа по облагораживанию родников. наши поэты даже сложили о родниках много добрых стихотворений. Дорогие родники, послушайте, как вас воспевают люди.

Дети читают стихи. (Иван Бунин «Родник", «Родник» Мурадин Ольмезов)


Воспитатель: родники собираются и превращаются в реки, реки впадают в моря. Получается, родник поит всю землю. Предлагаю поиграть.

2.3. Игра «Ручейки – озеро»

Дети строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. По сигналу: «Озеро!»  каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро».

    2.4. Игра «Сохрани родник»

 Для этого надо разделиться на 2 команды. Какая команда назовёт больше предложений, чтобы сохранить родник.

-не оставлять мусор;

-не строить рядом заводов;

-не мыть машины и велосипеды;

-очистить воду родника от ила, водорослей;

-нарисовать листовку для других людей.

   III. Заключительная часть

3.1. Релаксация (под звуки журчания ручья)

– А сейчас закройте глаза и представьте себе, что находитесь рядом с чудесным родником. Послушайте как чудесно он журчит, как прекрасно поют птицы...

3.2. Подведение итога

 – Что нового вы узнали о родниках?

- А теперь давайте попробуем минеральную воду, какая она чистая и вкусная.

Воспитатель: «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России» - сказал поэт. И нам, поколению XXI века нужно сделать так, чтобы спасти подземные воды Белгородчины от загрязнений, чтобы не иссякали живительные родники нашей малой родины. Помните, ребята, судьба природы – В наших руках! И для вас я приготовила сюрприз. Мы с вами посмотрим мультфильм о родничке. Просмотр мультфильма «Заяц Коська и Родничок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. "Что я знаю о своей семье?"

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в партнёрстве со взрослыми....

Познавательно - исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочен...

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

План по самообразованию воспитателя старшей  группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...