Приобщение детей к русскому народному творчеству через сказки, потешки, прибаутки, песенки и скороговорки"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Романова Ольга Владимировна
Проект "Приобщение детей к русскому народному творчеству через сказки, потешки, прибаутки, песенки и скороговорки" в младшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_2017.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Проект « Приобщение детей к русскому народному творчеству через сказки, потешки, прибаутки, песенки и скороговорки»

2-я младшая группа №6

Руководитель проекта:

Воспитатель

Романова О.В.

Актуальность

        Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.  Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, частушки, колыбельные и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.

Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.  Таким образом, влияние народных жанров на развитие лексики ребенка неоспоримо. Устное народное творчество является самым доступным и понимаемым средством для обогащения и активизации словаря.

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В возрасте до 4-х лет процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Необходимо проживать вместе с ребёнком чувство удивления, радости познания.

        Многочисленные вопросы, которые задают дети, свидетельствуют об активном проявлении потребности в познавательном общении со взрослыми.

Проблема:  

        Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать.

Общаясь со своими детьми, родители  редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них разрешается суть любого конфликта.

        Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную и однообразную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЛАДАЕТ УДИВИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ДОБРОЕ НАЧАЛО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАЕТ УНИКАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНОГО ОПЫТА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

Цель проекта:  

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта :  

  • Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство с устным народным творчеством.
  2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
  3. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели.                
  4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация»

Руководитель проекта: воспитатель

Участники проекта: дети второй младшей  группы, воспитатель, родители воспитанников.

План реализации проекта.

№ п\п

Мероприятие

сроки

Ответственные

Выход

Подготовительный этап

1.

Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек, материалов для игр.

Сентябрь

Воспитатель

Родители

Оборудование и дидактические материалы

2.

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, видеоматериалов

Сентябрь

Воспитатель

Родители

3.

Оформление  центра науки по теме «Русское народное творчество» в группе

В течение работы по проекту

Воспитатель

Родители

Центр науки:

Книги, игры, костюмы

4.

Оформление «Уголка ряжения» костюмы и элементы русских народных костюмов

В течение работы по проекту

Воспитатель

Родители

Костюмы  и элементы костюмов

Этап реализации проекта

Формы  активной детской деятельности

сроки

участники

выход

1.

Коммуникативная:

1.1.

 Отгадывание загадок

Октябрь-май

Воспитатели

Дети

Сборник загадок

1.2.

Разучивание стихов, песен, потешек,  пословиц, поговорок

Ежедневно

Воспитатели

Муз. руководитель

Дети

Материалы

1.3.

Постановки  кукольного театра: 

«Репка»,

«Колобок»,

«Теремок»

Ноябрь

Январь

Март

Воспитатели

Муз. руководитель

Дети

Спектакли

2.

Игровая:

2.1

Дидактические игры

«Угадай сказку»,

«Из какой сказки герой?»

«Собери картинку»

Постоянно

Воспитатели

Дети

Описание игр

2.2.

Сюжетно-ролевая игра

«Угостим матрёшек чаем»

Декабрь

Воспитатели

Дети

Описание игр

3.

Продуктивная:

3.1.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала к сказкам

В течение работы по проекту

Воспитатели

Дети

Родители

Иллюстрации

4.

Физкультурно-оздоровительная

4.1

Подвижные игры:

«Огуречик-огуречик», «Жаворонок»,

«Морская фигура»,

«Утка и селезень»,

«У медведя во бору», «Мосток»

Постоянно

Воспитатели

Дети

Описание игр

4.2.

Физкультминутки на основе фольклорных произведений

В течение работы по проекту

Воспитатели

Дети

Текст

4.3.

Комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей на основе фольклорных произведений

В течение работы по проекту

Воспитатели

Дети

Текст

5.

Читальный зал

5.1.

Знакомство с русскими сказками:

 «Курочка Ряба»,

«Репка»,

«Колобок»,

«Теремок»,

«Маша и медведь»,

 «Гуси-лебеди»,

 «Три медведя»,

«Заюшкина избушка»

В течение работы по проекту

 

Воспитатели

Дети

Выставка в центре чтения

5.2.

Оформление библиотеки русских народных сказок.

В течение работы по проекту

Воспитатели

Дети

Выставка в центре чтения

5.3.

Разучивание потешек, считалок, закличек  во время режимных моментов  

В течение работы по проекту

Воспитатели

Дети

Родители

Тексты в род.уголках

5.4.

Домашнее чтение: русские народные сказки

В течение работы по проекту

Родители

Дети

Список литературы

5.

Художественно-музыкальная:

5.1.

Разучивание  хороводных игр:

«Ручеек»,

«Каравай»,

«Гори, гори ясно»

В течение работы по проекту

 Муз. рук.

Воспитатели

Дети

Сценарий

5.2.

Рассматривание иллюстраций художников  к  русским                                                                                                                                                                                            

народным сказкам.

В течение работы по проекту

Воспитатели

Дети

Книги с иллюстрациями

5.3.

 Выставка репродукций художников иллюстраторов «Русские сказки»

Апрель

Воспитатели

Родители

Дети

Репродукции

5.4.

Кинозал 

Просмотр мультфильмов с русскими народными сказками

В течение работы по проекту

Воспитатели

Родители

Дети

Фильмотека

Заключительный этап

1.

Оформление материала по проекту

Май

Воспитатели

Родители

Материалы по проекту

2.

Оформление материалов на сайте МДОУ.

Май

Воспитатель

Материалы по проекту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

«Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

 Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям ж...