рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Лобанова Светлана Владимировна

познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2-3_goda.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83»

Утверждено на педагогическом совете  №          от    «   »             2015 г.

 

                                                    Утверждаю

Директор МАДОУ «Детский сад № 83»                      

____________________Г.Н. Вахнина                                

от    «   »                   2015 г.

Рабочая программа

по образовательной области

«Познавательное развитие»

                                для детей 2-3 лет

                   второй группы раннего возраста

                 

Автор - составитель:

Воспитатель : Лобанова С.В.

   

Сыктывкар. 2015 г.

Содержание

1. Целевой раздел……………………………………………………………………..

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………

1.2. Планируемые результаты…………………………………………………………

2. Содержательный раздел…………………………………………………………….

2.1. Описание образовательной деятельности……………………………………….

2.2 Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников……………………………

2.3 Организация предметно-пространственной среды……………………………….

3. Литература…………………………………………………………………………….

           1.  Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

           Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве и др.), о малой родине, об особенностях природы.

    Основные цели и задачи Программы по познавательному развитию:

-формирование элементарных математических представлений: учить различать количество предметов (один- много); привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров(большой- маленький); учить различать предметы по форме и называть их(кубик, кирпичик, шар, пр.); расширять опят ориентировки в частях собственного тела(голова, лицо, руки, ноги, спина).

-развитие познавательно-исследовательской деятельности: стимулировать любознательность, продолжать работу по обогащению непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия; развивать аналитические способности; проводить дидактические игры на развитие внимания, памяти, тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

-ознакомление с предметным окружением: вызывать интерес к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства; способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами.

-ознакомление с социальным миром: напоминать детям название города, в котором они живут; вызывать интерес к труду близких взрослых.

-ознакомление с миром природы: учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их; узнать на картинке некоторых диких животных(медведя, зайца, лису и др.) и называть их; учить различать по внешнему виду овощи(помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты(яблоко, груша и др.); воспитывать бережное отношение к животным; обращать внимание детей на сезонные изменения в природе.

                                    1.2  Планируемые результаты

        К концу третьего года жизни ребенок умеет  различать количество предметов (один - много), предметы контрастных размеров (большой - маленький),  различает предметы по форме и называет их(кубик, кирпичик, шар, пр.), ориентируется в частях собственного тела(голова, лицо, руки, ноги, спина). Проявляет интерес к предметам ближайшего окружения (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства), овладевает действиями с предметами. Узнает в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называет их; узнает на картинке некоторых диких животных(медведя, зайца, лису и др.) и называет их;  различает по внешнему виду овощи(помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты(яблоко, груша и др.); обращает внимание  на сезонные изменения в природе.

№ Тема учебной недели

Название

занятия

Программные задачи

Методы, приёмы, современные технологии

1.Как я провёл лето.

«Какое оно лето?»

1.Познакомить с признаками времени года: лето.

2.Развивать умение слушать взрослого, отвечать на вопросы.

3.Воспитывать внимательное отношение к говорящему взрослому, слушать не перебивая.

Рассматривание картин о лете, объяснение.

2.Дары осени.

«Овощи с нашего огорода»

1.Учить различать по внешнему виду и называть овощи (огурец, помидор, морковь)

2.Расширять знания о том, что овощи выращивают на огороде.

3.Приучать детей не перебивать говорящего взрослого.

Рассматривание натуральных овощей, сравнение, образец взрослого.

3.Осень золотая.

«Листопад, листопад, листья жёлтые летят»

1.Дать элементарные представления об осенних изменениях в природе.

2.Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку.

3.Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, рассматривание картины, беседа.

4.Наш любимый детский сад.

«Наш любимый детский сад»

1.Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (групповой комнаты)

2.Побуждать узнавать некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца)

3.Воспитывать уважение к труду взрослых.

Показ инструментов помощника воспитателя, объяснение, практическая помощь помощнику воспитателя.

5.Неделя доброты.

«Дорогою добра»

1.Закрепить слова вежливого обращения: «Спасибо», «пожалуйста»

2.Развивать умение пользоваться словами вежливого обращения.

3.Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности.

6.Основы безопасности жизни.

игру-путешествие в лес.

 «Что такое хорошо и что такое плохо?»

1.Познакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить).

2.Развивать умение находиться в лесу (не шуметь, не рвать растения) через игру-путешествие в лес.

3.Воспитывать заботливое, бережное отношение к животным и растениям.

Рассматривание картинок о правилах поведения в лесу

, беседа о  бережном отношении к животным  , сравнение.

Игра -путешествие

7.Правила дорожного движения.

«Красный, жёлтый, зелёный»

1.Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге, светофоре.

2.Развивать умение называть цвета светофора(красный, жёлтый, зелёный)

3.Воспитывать навыки спокойного поведения на улице.

Экскурсия, рассматривание светофора, обсуждение, беседа.

8.Все профессии нужны, все профессии важны.

«Зачем дворнику метла?»

1.Познакомить с трудом дворника.

2.Развивать умение находить и называть инструменты дворника, некоторые трудовые действия(подметает двор)

3.Воспитывать интерес к деятельности взрослых.

Наблюдение за трудом дворника, обследование инструментов дворника, беседа.

9.Мои игрушки.

«Моя любимая игрушка»

1.Дать представление об обобщающем понятии «игрушки».

2.Развивать, вызывать интерес детей к предметам ближайшего окружения - игрушкам

3.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

10.Мой город.

«Город родной»

1.Познакомить детей с названием родного города.

2.Напоминать название города, в котором они живут.

3.Воспитывать любовь, уважение к родному городу, Родине.

Беседа.

11.Я-человек.

«Я- человек»

1.Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

2.Развивать умение называть части тела.

3.Воспитывать бережное отношение к частям собственного тела.

Беседа, показ, объяснение.

12.Моя семья.

«Моя семья»

1.Познакомить с понятием «семья».

2.Развивать умение называть свое имя, поощрять умение называть имена членов своей семьи.

3.Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям.

Беседа, рассказы детей, рассматривание фотоальбома «моя семья».

13.Зимушка-зима.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

1.Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идёт снег.

2.Развивать умение определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку.

3.Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Наблюдение на прогулке, рассматривание картин о зиме, беседа о погоде зимой, сравнение картинок с разным состоянием погоды

Игра « Одень куклу на прогулку»

14.Зимние забавы.

«С горки, ух…»

«Зимние забавы»

1.Познакомить детей с зимними забавами (катание с горы, на коньках, на лыжах, на санках).

2.Развивать умение различать по внешнему виду и называть: санки, лыжи, коньки.

3.Воспитыватьинтерес к зимним забавам.

Рассматривание картин, беседа, показ, обсуждение.

15.Мастерская Деда Мороза.

«Ёлочная игрушка»

1.Познакомить детей с понятием «ёлочная игрушка».

2.Развивать умение группировать игрушки для украшения или  для игры.

3.Воспитывать интерес к празднику Новый Год.

Рассматривание картинок о  ёлочной игрушке  , беседа об игрушках в Детском саду

Игра на классификацию

 Игра-украшение ёлки

16.К нам идёт Новый Год.

«Скоро, скоро Новый Год»

1.Познакомить детей с обычаями празднования Нового года.

2. Развивать умение говорить поздравление при вручении подарка,

3. Развивать внимание и тактильные ощущения в игре «Что у Деде мороза в мешке»

 4.Воспитывать интерес к празднику.

Рассматривание картины «С новым годом» , беседа о  празднования Нового года, показ вручения  подарка, обсуждение «Что у Деде мороза в мешке»

17.Рождественские истории.

«Накроем праздничный стол»

1.Дать представление об обобщающем понятии «посуда».

2.Развивать умение группировать по способу использования.
3.Воспитывать интерес детей к предметам ближайшего окружения – учить играть с посудой.

Рассматривание картинок и игрушечной посуды, беседа о способах использования, показ разнообразного игрового действия, обсуждение «Какая бывает посуда».

18.Красная книга.

«Кто не спит зимой?»

1.Учить узнавать на картинке диких животных (зайца, лису, волка).

2.Развивать умение называть их.

3.Воспитывать бережное отношение к животным, птицам.

Рассматривание картин, беседа, показ, обсуждение.

19.Край наш северный.

«Оденемся тепло!»

1.Дать представление об обобщающем понятии «одежда».

2.Развивать умение группировать по способу использования.

3.Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

Рассматривание картин, беседа, показ, обсуждение.

20.Русские самоцветы.

«Маленькие ножки надели сапожки»

1.Дать представление об обобщающем понятии «обувь».

2.Развивать умение группировать по способу использования.

3.Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

Рассматривание картин, беседа, показ, обсуждение.

21.

У лукоморья…

«Поможем друзьям»

1.Продолжать знакомить детей с домашними животными: кошка, собака.

2. Развивать умение называть их и сравнивать по внешнему виду, упражнять в звукоподражании.

3.Воспитывать заботливое отношение к животным.

Картинки с изображением домашних животных

22.Широкая масленица

«Блинчики от Колобка»

1.Учить различать круг, квадрат, треугольник.

2. Развивать умение группировать предметы по форме.

3. Воспитывать отзывчивость, желание помочь персонажу Колобок.

Сравнение и обследование геометрических фигур

Сюрпризное внесение предметов из различных материалов

23.Наша армия сильна

«Что привез грузовик?»

1.Познакомить с обобщающим понятием «транспорт».

2.Развивать умение устанавливать сходство и различие между машинами.

3.Вызвать интерес к предметам ближайшего окружения – машинам-игрушкам

Просмотр презентации «Какие бывают машины?»

Сравнение машин разных размеров и назначения

Обыгрывание новых машин

24.Скоро праздник у девчат

«Поможем маме»

1.Вызвать интерес к труду близких взрослых.

2.Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия.

3.Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к маме.

Художественное слово, ситуативная беседа, проблемная ситуация.

25.Весна- красна.

«Весна- красна»

1.Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег и др.

2.Развивать умение замечать красоту природы в разное время года.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение на прогулке, обсуждение, беседа.

26.Юные натуралисты.

«Далеко, далеко на лугу пасутся ко…»

1.Учить узнавать на картинках и в игрушках домашних животных(корову, козу, лошадь).

2.Развивать умение имитировать и движения домашних животных.

3.Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

Показ игрушек- животных, картинок  с изображением домашних животных, беседа, художественное слово

27.Золотой ключик

«Поставим стол, поставим стул»

1.Дать знания об обобщающем понятии «мебель».

2.Развивать умение группировать предметы по способу использования.

3.Вызывать интерес к предметам ближайшего окружения.

Показ способов использования мебели, картинок с изображением предметов мебели, художественное слово.

28.Веселые затейники

«Не утонет в речке мяч»

1.Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

2.Развивать умение исследовать объекты окружающего мира

3.Стимулировать любознательность.

29.Космические просторы

«Звездочка свети»

1.Учить обследовать предмет, выделяя цвет, величину, форму.

2.Развивать умение включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить и т.д.)

3.Обогащать непосредственно чувственный опыт детей, включая все виды восприятия

Обследование предметов разной величины, формы, цвета, беседа, обсуждение,  художественное слово

30.С днем рождения детский сад

«Мой детский сад»

1.Продолжать накапливать опыт практического освоения окружающего пространства(помещений группы и участка детского сада).

2.Развивать умение ориентироваться в групповой комнате и на участке детского сада.

3.Воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения

Экскурсия в кабинеты детского сада, ситуативная беседа, художественное слово

31.Огород на подоконнике

«Напоим цветочки водичкой»

1.Формировать экологические представления о растениях, об уходе за растениями

2.Развивать умение различать части растения (стебель, лист),

3.Воспитывать бережное отношение к растениям

Наблюдение на прогулке, показ, беседа, художественное слово

32.Салют победы

«Наш дедушка»

1.Вызывать интерес к труду близких взрослых.

2.Развивать умение узнавать и называть трудовые действия.

3.Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к близким людям.

Беседа, художественное слово

                   

           2.2 Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников

        Ведущая цель взаимодействия Детского сада с семьей – создание в Детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, успешное введение его в социум, повышение компетентности родителей воспитанников в области воспитания.

        Взаимодействие педагогического коллектива Детского сада  с семьями воспитанников носит целенаправленный, систематический, планомерный характер и строится по двум основным направлениям.

     Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по интересующим вопросам, повышение психолого-педагогической культуры родителей в данном направлении используются такие формы работы, как оформление наглядной агитации в уголках для родителей, анкетирование, индивидуальное и подгрупповое консультирование, родительские собрания, ведение официального сайта детского сада и страничек групп.

   Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, активное участие в образовательной работе и в отдельных мероприятиях, которые включают родителей и детей в общее интересное дело: вовлечение родителей в образовательный процесс, изготовление кормушек для птиц, построек снежных фигур на проулочных участках, участие в конкурсах детского сада.

        Задачи взаимодействия Детского сада с семьей:

   -формирование психолога педагогических знаний родителей, информирование родителей о задачах познавательного развития детей 2-3 лет;

  -приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества для познавательного развития детей 2-3 лет;

  -оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей 2-3 лет.

  Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Детского сада по познавательному развитию детей 2-3 лет.

                2.3  Организация предметно-пространственной среды

Основными принципами организации предметно-развивающей среды являются безопасность, вариативность, полифункциональность, трансформируемость, эстетическая привлекательность.

Развивающая предметно - пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду, чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу, а также необходимо пополнять  среду игрушками и игровыми пособиями для формирования элементарных математических представлений, развития познавательно-исследовательской деятельности(пирамидки, складные кубики, башенки и др.), ознакомления с предметным окружением,  ознакомления с миром природы.

                                  3.Литература

1.  Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.

2.  Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.

3. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.

4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.

5. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

7. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1982..

8.  Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.:»Карапуз-Дидактика»,2007.

10.  Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.

11.  Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

12.  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.

13. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения : метод, разработки / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград : Перемена, 1998.

14. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

15.  Соло.менникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

16.  Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения : пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1979.

17.  Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.

18.  Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.

19. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста 1-3года Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...