Проект "Русская матрешка"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Задорина Марина Андреевна

Целью данного проекта является воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Проект краткосрочный, рассчитан на месяц. Обогатить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Русская матрешка"92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 22 комбинированного вида Красногвардейского района города Санкт-Петербург

ПРОЕКТ

«Русская матрешка»

для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                                        

Воспитатель:

                                                                                                    Задорина М.А.

2020 г.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на месяц.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Презентация для детей «Русская матрешка».

5. Итоговое НОД по изо-деятельности «Русская матрешка»

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

1. Опрос.

2. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

2 этап. Основной

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Учить детей отличать Загорскую, Семеновскую и Полхов – мойданскую матрешек.

5. Познакомиться с этапами создания матрешек.

6. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

7. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».

3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».

5. Беседа: «о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

7. НОД «Эти разные матрешки»

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек»

8. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек.

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».

Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Русская матрешка»

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрёшка.» 

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

«Собери матрешку».

«Построй ряд с закрытыми глазами».

«Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры :

      «Мы матрешки».

      «У Матрениной сестрицы».

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».
  3. Советы родителям «В какие игры можно играть с матрёшками?»; 

     «Нетрадиционные методы рисования»

Совместная деятельность детей и родителей:

1. Ознакомление детей с семейными реликвиями – старинными игрушками.

2. Помощь в оформлении мини-экспозиции, выставки детских рисунков.

3. Помощь в подготовке к развлечению «Матрёшкины развлечения».

4. Помощь в подборке стихов, частушек, загадок о матрешке, народных песен.

5. Выставка «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Презентация «Русская матрешка».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Итоговое  НОД  по изо-деятельности «Русская матрешка». 

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.    

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства

Использованная литература:

1.Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968

2.Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб. : Акцидент, 1996. – 224с.

4. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. “Мы гордимся стариной, стала нам она родной…”, Апатиты, 1999.

5.Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М. : - “Издательство Скрипторий 2003”, 2008. – 104с.

6.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006. – 128с., ил.

  7.Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003

  8. Русская матрешка. М.: Мозаика 2003

  9.Народные художественные промыслы. общ. ред.

  10.М.А. Некрасовой и др. - Мн.: Мисанта, 2004

• Интернет-ресурсы:

1. http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/;

2. http://rus-promisel.ru/istoriya-promyslov/sergiev-posadskaya-matreshka.html;

3. http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006333/

Приложение:

НОД по изодеятельности «Русская матрешка»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес.

Задачи:

Образовательные: знакомить дошкольников с игрушкой – матрешкой, историей возникновения, появления ее на Руси; с разными видами матрешек: Семеновской, Загорской матрешкой и Полхов-Майданской матрешкой.

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрешки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении, развивать внимание.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке – матрешке, любовь к изделиям народных мастеров и труду. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

Материалы:

Презентация «Русская матрешка», а также игрушки - матрешки; фонограммы русской народной музыки; трафаретные формы матрешек для росписи; акварельные краски; кисти; стаканчики с водой; салфетки для промакивания кистей.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Дети, к нам сегодня пришли гости – другие воспитатели. Давайте поздороваемся с ними.

Теперь друг друга поприветствуем.

«Давай дружок, скорей дружок, встанем в дружный наш кружок.

 Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся,

 Я твой друг и ты мой друг, здравствуй весь наш дружный круг».

 Другой воспитатель стучит в дверь (сюрпризный момент):

-Группа «ПОЛЯНКА?»

Дети: Да.

Другой воспитатель: Вам пришла посылка, получите.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же там может быть. Но сначала пройдите, пожалуйста, к столу. Встаньте вокруг.

Воспитатель открывает посылку и вынимает по одной игрушке, ставит игрушку на стол.

Воспитатель: Что это за предмет?

Дети: Пирамидка.

Воспитатель: Что это за предмет?

Дети: Машина и т. д.

Воспитатель: Как назвать, одним словом все эти предметы?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Дети, в посылке осталась одна игрушка. Чтобы узнать, какая игрушка осталась, надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть у меня для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка -

А красавица девица,

У нее – сестрицы.

Каждая сестрица -

Для маленькой темница.

Дети: Матрешка.

Воспитатель показывает игрушку.

Воспитатель: Правильно матрешка! Ребята, а, как и когда появилась матрешка в нашей стране?

Дети поочередно: Появилась первая матрешка в России более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

Он увидел в Японии деревянную куклу с вытянутой от постоянных раздумий головой и узкими глазами. Называлась эта кукла – старичок Фукурума (в Японии его считают богом учености и мудрости). Внутрь старичка вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше (ребенок сопровождает свой рассказ показом картинки).

В России похожую куклу из дерева выточил токарь по фамилии Звездочкин. Художник Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвал ее старинным русским именем — Матрёшей или Матрешкой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все правильно рассказали нам об истории этих деревянных кукол. Матрешки пришли к нам из разных художественных промыслов. А каких матрешек вы знаете?

Дети: Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская.

Воспитатель: Все правильно. А расскажите, чем они отличаются друг от друга?

Дети поочередно: Они отличаются друг от друга формой и приемами росписи.

1)Эта матрёшка (показывает картинку) пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрешки приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.

Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эта матрешка обычно держит в руке или петушка, или лукошко, или букет полевых цветов и т. д.

2) Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

Цвета росписи: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких платках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

3) Есть такое село в Нижегородской области – Полховский Майдан.

В нем тоже живут замечательные мастера по изготавлению матрешек. У Полхов - Майданских матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вверху в овале лицо, оно немного грустное. Под лицом еще большой овал - фартук, украшенный крупными и яркими цветами в черном контуре. Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид.

Что же общего во всех матрешках? (1. сделаны из дерева, 2. открываются одинаково, 3. такие яркие расписанные цветочками.

Посмотрите, какие разные на картинках эти матрешки. Ой, они рассыпались. Помогите мне их собрать.

Дидактическая игра : «Собери матрешку»

- Вот, молодцы! Теперь вы сами видите, что у всех матрешек разные узоры. И от этого они еще красивее! Давайте рассмотрим их узоры. Из чего они состоят? Где расположены цветочки? Какие они большие или маленькие? Что еще нарисовано?

Воспитатель: Спасибо, ребята за интересные рассказы!

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Сегодня мы с вами, ребята, тоже превратимся в мастеров искусства и распишем своих матрешек .Но сначала подготовим свои руки к работе и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «У Матрениной сестрицы….»

У Матрениной сестрицы            рит-ие удары пальцев правой руки

По деревни небылицы                рит-ие удары пальцев левой руки

Ходит утка в шубке                     на каждое название животного

В теплом полушубке                   загибаем пальцы на руках.

Курочка в жилете

Петушок -в берете

Коза – в сарафане

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже.                   Чередуется хлопки в ладоши

Корова в рогоже                         удары кулочками.

Воспитатель: А сейчас – кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в ваши мастерские (к своим столам, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрешку).

Дети садятся за столы.

На столах:

• Стаканчики с водой

• Кисточки

• Тычки

• Ватные палочки

• Краски

• Заготовки матрешки

Воспитатель: Садитесь поудобнее, спинка ровная, коленочки под столом дружат, рукава засучены.

Объяснение и показ педагога последовательности рисования.

Дети приступили к работе.

В конце занятия итог:

Воспитатель: Ой, какие матрешки получились красивые. Какие хорошие мастера. А сейчас мы из мастеров превратимся в ребят и полюбуемся нашими матрешками. Во время работы звучит русская народная мелодия.

Воспитатель: а сейчас давайте потанцуем. Мальчики играют на ложках, а девочки танцуют под песню «Мы – веселые матрешки, ладушки, ладушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...