программа кружка по экологическому воспитанию
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Лекомцева Елена Матвеевна

Формирование основ экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экологическая программа368.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №281» (МБДОУ №281)

«281-тӥ номеро нылпи сад» школаозь дышетонъя муниципал коньдэтэн возиськись ужъюрт

(281- тӥ номеро ШДМКВУ)

Ижевск 2019г.

  1.         Введение

Эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования и воспитания задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

Наше дошкольное образовательное учреждение стремиться к созданию нового культурного образа, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышения экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства. В программу внедряется также региональный компонент и краеведение.

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» базируется на основе программы А.А. Вахрушевой «Здравствуй, мир!» и Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа»,   а также природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята» в ДОУ РФ.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ  - это формирование основ экологической культуры, воспитание творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно и гуманно относиться ко всему живому.

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка:

  •  уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения
  • видеть и понимать красоту окружающего мира.
  • принимать посильное участие в улучшении окружающей обстановки.

Для решения этих задач используется разнообразные методы обучения: беседы, наблюдения, дидактические игры, опыты и эксперименты, проектирование, акции, труд, постановка спектаклей.

К концу года проводиться диагностика – мониторинг. Она признана выявить:

  • степень усвоения экологических знаний.
  • степень овладения познавательно – речевыми умениями.
  • степень усвоения ребенком трудовых навыков по уходу за живыми объектами.
  • отношение ребенка к природе (природоохранное, гуманистическое, познавательное)

  1. Условия реализации программы

2.1 Экологическое пространство

Территория детского сада хорошо озеленена. По периметру забора растут высокие деревья и кустарники, они  защищают внутреннее пространство участков от шума и пыли. Это позволили создать на территории нашего детского сада хорошую среду для пребывания детей.

На участке детского сада есть цветники, зеленые газоны. Они создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благоприятно действуют на психику, улучшают настроение.

Около хозяйственного двора по периметру забора растут высокие многолетние растения.  

  1. Создание среды для экологического воспитания
  • Зеленая комната с разнообразными видами комнатных растений
  • мини – лаборатории в групповых комнатах
  • календарь наблюдений
  • подбор литературы, методических пособий, дидактических игр в групповых комнатах
  • поляна эколят на территории детского сада
  • введение опытно – экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром

  1. Улучшение состояние территории ДОУ
  • уборка территории в течении все года
  • обрезка кустарников и деревьев
  • выращивание рассады цветов
  • формирование цветников
  • весенние, осенние посадки деревьев и кустарников
  • обновление и удобрение почвы

Старшая группа

СЕНТЯБРЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Вот и лето прошло»

Обобщить и систематизировать представления о лете, продолжительность дня и ночи, температуры, погода. Жизнедеятельность животных и растений в летнее время. устанавливать связь между живой и неживой природой. Познакомить детей с народным календарем.

  1.  Рассказ о лете.
  2. Знакомство с народным календарем (пословиц, поговорки, народные изречения).
  3. «Морфологический ящик»
  4. Чтение Соклов- Микитов «На лугу».

.

2

 «Что такое природа?»

Пройти вокруг территории д/с, обозначив «точки» - объекты живой и неживой природы. Выяснить, почему тот или иной предмет относиться к природе. Найти, что относиться к живой и неживой природе и доказать.

  1. Экскурсия вокруг детского сада
  2. Игра «Хорошо или плохо»

3

«Разведка осенних примет»

Углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений в осеннюю пору: похолодание, отмирание наземной части, созревание семян, листопад. Дать знания о значении плодов и семян, как они распространяются в природе.

  1. Экскурсия в лесопарк.
  2. рассказ воспитателя.
  3. Исследовательская деятельность – работа с плодами и семенами.
  4. Дидактическая игра «Детки на ветках».

4

«Осень в нашем крае»

Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их. устанавливать связь между сезонными признаками в природе. Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы. воспитывать чувство симпатии к родной природе. продолжать знакомит с народным календарем.

  1. Рассматривание иллюстрации с изображением природы.
  2. Дидактическая игра «Времена года»
  3. Знакомство с нар кал  (пословиц, поговорки, народные изречения)
  4. Работа в рабочей тетради.

ст 66

Бондаренко

Старшая группа

ОКТЯБРЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Как увидеть и услышать воздух»

Обобщить и систематизировать представления о воздухе и его свойствах, о роли в жизни человека.

  1.  Работа с таблицей «Свойства воздуха»
  2. Рассматривание картин, где и как человек использует воздух.
  3. Игра «Где и как человек использует воздух» экспериментально – опытническая деятельность со свойствами воздуха.

2

«Ветер, ветер ты могуч»

 Познакомить детей со значением движения воздуха. Направление ветра и его влияние на состояние погоды. учить рассуждать о роли ветра в природе и его значении в жизни человека, растений и животных. Познакомить с прибором определения силы и направления ветра.

  1. Игра «Как увидеть воздух».
  2. опытническая деятельность на определение направления ветра.
  3. Рассматривание картин (бури, урагана, ветра)

3

«Летающие семена»

Познакомить с семенами деревьев и кустарников, имеющие разнообразные крылышки для переноса их ветром.

  1. Рассматривание семян.
  2. экспериментально-  опытническая деятельность с семенами.
  3. Игра «Дерево и семена»

4

«Покровители воздушного пространства»

Углубить знания детей о жизни животных приспособленных к обитанию в воздушной среде, о их особенностях строения, способах питания, жилья.

  1. беседа.
  2. Подбор карточек.
  3. работа по модели.

5

«Вот труба – над нею дым»

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха. Какую опасность для здоровья представляет грязный воздух. Познакомить с правилами экологической безопасности.

  1. Познавательные беседы.
  2. Решение экологических задач.
  3. Чтение рассказа «Экологическая природа»

Старшая группа

НОЯБРЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

 «Вода вокруг нас»

Показать детям, где и в каком виде существует вода, познакомить с различными природными явлениями (радуга, облака, туман, роса и т.д.). показать различные состояния воды в природе через живопись и картины.

  1. рассматривание иллюстраций
  2. Загадки по таблице «Вода вокруг нас», о разных состоянии воды.
  3. Работа с моделью «Вода» - решение логических задач

2

«Родниковый край»

Показать детям, где и в каком виде существует вода. Обратить внимание на значение воды в жизни растений, животных и человека. Познакомить с тем, как рождается родник, откуда берется начало Вода и куда бежит

  1. Чтение стихотворения О. Поскребышева.
  2. Работа с таблицей «Откуда речка берет начало»

ст 106

Бондаренко

3

« Круговорот воды  на дачном участке»

Показать детям, где и в каком виде существует вода. Обратить внимание на значение воды в жизни растений, животных и человека. С помощью таблицы установить переход воды из одного состояния в другое на дачном участке. Закрепить свойства воды.

  1. Работа с таблицей «Круговорот воды на дачном участке».
  2. Творческие рассказы детей на тему «Путешествие капельки»

ст 30

4

«Подводные этажи на ижевском пруду».

Формировать представления детей о жизни водоема. Биоценоз водоем. Учить правила поведения у реки. Познакомить с природоохранными знаками

  1. Работа с таблицей «Подводные этажи пруда»
  2. Игра «Пирамида»
  3. Игра «Правила поведения у реки»
  4. Чтение рассказа «Как люди речку обидели»

Старшая группа

ДЕКАБРЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

 «Район, в котором ты живешь»

Познакомить детей с историей и культурой родного города, района, улицы. Развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами составления плана (услов. обозначения) и умение пользоваться ими в повседневной жизни. Развивать умение наблюдать и описывать.

  1. рассматривание иллюстраций, элементарного плана.
  2. экспериментальная – опытническая деятельность.
  3. Рассказ воспитателя.
  4. Игра «Скажи, что это обозначает»

2

«Помощники в путешествии: глобус и карта»

Познакомить с глобусом – моделью земного шара, дать элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному. Воспитывать бережное отношение к Земле, к своему дому.

  1. Игра – модель «Улица»
  2. легенда о матушке –природе.
  3. Знакомство с условными знаками.
  4. Рассматривание карты.
  5. Игра –путешествие  по карте.
  6. Работа в тетради

3

« В гостях у хозяйки хвойного леса»

Формировать у детей представления о хвойном лесе: темно, сыро; уточнить породы хвойных деревьев, произрастающие в наших лесах. Назвать животных, обитающих в еловом лесу, растения, грибы, растущие в нем, их взаимосвязях. Формировать представления многостороннем значении ели в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

  1. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Ель»
  2. Игра «Засели хвойные леса».
  3. Работа с картиной «Невидимые нити в еловом лесу.
  4. Логические упражнения «Чтобы о лесе сказали люди разных профессий».

4

«Путешествие в смешанный лес».

Формировать у детей представления о смешанном лесе. Назвать животных, обитающих в смешанном лесу, растения, грибы, растущие в нем, их взаимосвязях. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

  1. Игра «Засели смешанный  лес».
  2. Работа с картиной «Невидимые нити в  смешанном лесу.
  3. Логические упражнения «Чтобы о лесе сказали люди разных профессий».

Старшая группа

ЯНВАРЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Путешествие в тайгу»

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов в условия тайги. Развивать интерес к познанию природы, поошерять самостоятельные открытия.

  1. Игра «Засели тайгу».
  2. Работа с картиной «Невидимые нити в тайге».
  3. Работа с таблицей экосистемы «Тайга»

2

«Путешествие в тундру

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов в условия тайги. Развивать интерес к познанию природы, поошерять самостоятельные открытия.

  1. Игра «Засели тундру».
  2. Работа с картиной «Невидимые нити в тундре».
  3. Работа с таблицей экосистемы «Тундра»

3

«Идет Волшебница зима»

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать учить их самостоятельно находить и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Воспитывать чувство симпатии у родной природе.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением русской природой зимой.
  2. Календарь природы
  3. экспериментально – опытническая деятельность.
  4. работа в рабочей тетради

4

«Чудесная кладовая»

Познакомить детей с почвой, разнообразием почв: глина, песок, чернозем. Обобщить знания о том какую роль играет почва в жизни растений. Почва – это дом многих животных, которые играют важную роль в образовании почвы.

  1. Чтение Е. Сигал «Чудесная кладовая»
  2. рассматривание образцов почвы камней.
  3. Работа с картиной «Невидимые нити в природе».
  4. экспериментально – опытническая деятельность.

Старшая группа

ФЕВРАЛЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Мир растений»

Дать детям знания о зеленом наряде земли. Уточнить знания детей о многообразии растительного мира. Дать навыки наблюдения в природе за растительным миром. Воспитывать бережное отношение к  природе, поошерять самостоятельные открытия.

  1. Дидактическая игра «Растения планеты».
  2. Игра «Что, где растет?»
  3. Работа со схемой «Роль растения в природе».
  4. Работа с набором карточек  «Одуванчик»

2

«Путешествие в мир комнатных растений»

Ввести понятие декоративное растение. Учить рассматривать внешнее строение растений и на основании этого относить их к засухоустойчивым и влаголюбивым. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями. Учить способам пересадки и размножения.

  1. Работа с комнатными растениями.
  2. Показ способов размножения комнатных растений.
  3. посадка растений детьми.

стр 115

Колом

3

«Растения луга, леса и поля»

Познакомить детей с растительным миром экосистем: луг, лес, поле. Уточнить характерные особенности строения цветка, стебля, листьев разных растений, обитающих в одной экосистеме. Рассказать о способах распространения семян и роли животных.

  1. Работа с картинами: луг, лес, поле.
  2. работа с таблицей «Роль животных в жизни растений.
  3. Дид игра «Кто, где живет?»

4

«Роль растений в природе и жизни человека»

дать детям понятие  о декоративных, дикорастущих и лекарственных растениях. Рассказать, как человек использует растения в своей жизни. Учить отслеживать причинно – следственные связи в изменении жизни растений в зависимости от времени  года.

  1. Игра «В лесу, саду огороде»
  2.  Рассматривание лекарственных растений.
  3. рассказ о способах сбора лекарственных растений.

Старшая группа

АПРЕЛЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Свети, свети

солнышко»

Познакомить детей с тем, что солнце источник жизни на земле, понимать, почему происходит смена дня и ночи и смена времен года в зависимости от солнцестояния

  1. Этюд « Звездочка на  ладони.
  2. Рассказ воспитателя

о солнце, как звезде

  1. Работа с таблицей

«День, ночь»

  1. Дидактическая игра

«Времена года»

2

« Мрак и свет. Растения – барометры»

Выяснить роль света в жизни растений и животных. Обратить внимание, как комнатные  растения тянутся к свету. Познакомить с животными,

обитающими в почвах, пещере

на морском дне. Особенности маскировки частей тела

  1. Рассматривание

комнатных растений

  1. Беседа о животных,

обитающих на морском дне.

  1. Чтение Николаева

«Слепые землекопы»

  1. Опыты «Нужен ли свет растениям?»

3

«Роль света в жизни растений и животных

Углубить и обобщить знания детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных в зависимости  от солнечного света. Влияние  искусственного освещения на жизнь  комнатных растений. Адаптация растений и  животных в условиях жары и

холода.

  1. Рассказы детей по

модели

  1. Беседа «Комнатные

растения в разное

время года»

  1. Цветочные часы.
  2. Беседа «Почему

белые медведи и слоны не живут у нас?»

  1. Игра «Рассели

животных по континентам»

4

«Солнце и здоровье»

Показать значение солнца в жизни человека. Уточнить знания о деятельности человека в разное время года. Учить  правильно, использовать

лучи солнца во время отдыха и загара

  1. Беседа с

рассматриванием

иллюстраций

  1. игра  - Модель «Что  человеку нужно для жизни и от чего зависит»
  2. Работа с таблицей «Как человек использует солнечную энергию»

Старшая группа

МАРТ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«В мире животных»

Расширить знания детей о многообразии животного мира,

называть отличительные признаки одних видов животных от других.

Знать способы передвижения в зависимости от среды обитания

  1. Телевикторина «В мире животных»

2

«Кто у кого»

Познакомить детей  со способами размножения животных, условия жизни

отдельных групп животных,  их жилище. Уточнить способы адаптации животных  к  условиям среды обитания, научить правилам поведения в лесу.

  1. Дидактическая игра

«Кто у кого»

«Кто, где живет»

3

«Животные в разное время года»

Закрепить и уточнить знания детей о сезонных изменениях в жизни животных. Способы адаптации разных животных к сезонным изменениям. Охрана животных. Экологические взрывы и как их можно  предотвратить. Почему исчезают животные?

  1. Рассказы детей по

схеме «Животные

нашего леса в  разное время года

  1. Рассматривание картин из серии Удивительные животные»
  2. Чтение рассказа

Николаева

4

«Птичий город»

Уточнить знания детей о птицах. Уметь отличать их от других животных. Углубить знания детей о жизни птиц в  весеннее время, знать, как и в каком порядке птицы  возвращаются с юга. Роль птиц в природе. Познакомить с заповедниками.

  1. Игра «У кого какие лапы и клюв?»
  2. Беседа «Крылья у

птиц бывают

разные»

  1. Беседа «О жизни

птиц в весеннюю

пору»

  1. Чтение рассказа

Николаевой

«Птичий город на деревьях»

Старшая группа

МАЙ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Что такое лес»

познакомить детей с экосистемой леса. Знакомство детей с этажами леса. установить пищевые цепочки между обитателями леса. познакомить с разными лесополосами: березняк, ельник, сосновый бор. характерные особенности представителей растений и животных каждой лесополосы

  1. экологическая сказка «Что такое лес?»
  2. Работа с картиной «Этажи леса».
  3. Работа со схемой «Невидимые нити елового леса»

2

«Экскурсия в парк»

Познакомить детей с работой лесничего, его ролью и влиянием на охрану лесной зоны. Уточнить знания  о правилах поведения в лесу. Познакомить с охранными знаками лесной зоны и таблицами.

  1. Экскурсия
  2. Беседа

3

«Лес – наше богатство»

Конкретизировать знания детей о внешнем виде леса, лесных деревьях. Закреплять знания детей о разнообразных профессиях. Устанавливать связи между деревьями и изготовленными предметами. Формировать умение осознавать последствия своих действий по отношению к лесу. Воспитывать желание жить а гармонии с природой.

  1. Прослушивание звукозаписи «Шум леса.
  2. Беседа «Для чего нужен лес»
  3. Игра «Если я был столяром, сто бы я рассказал о лесе. Музыкантом… Врачом…»
  4. Игра – аттракцион «Кто что любит
  5. Настольная игра «Путешествие по родному краю»

4

Диагностика - мониторинг

Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Воспоминание о лете»

Уточнить представления детей о летних месяцах и их характерных признаках, обобщать представления о правилах и нормах поведения в природе, продолжать знакомить детей с народным календарем. воспитывать любовь к родному языку.

  1. «Дид игра «разложи по порядку».
  2. Знакомство с народным календарем.
  3. Беседа «Как я лето провел..»
  4. беседа «Берегите природу» (знакомство с профессиями людей охраняющие природу)
  5. Работа с сюжетными картинками
  6. Работа с картиной «Правила поведения у реки».

2

«Земля – планета – наш дом»

В научно-познавательной

форме рассказать детям как выглядит Земля в космосе. Объяснить, почему ее называют «голубой», «жемчужиной Вселенной». Воспитывать любовь к своей планете, любить  окружающий  мир.

  1. Показ слайдов о космосе,
  2. рассказ 3емли.
  3. Работа с гло6усом и картой.
  4. Игра «Мой космический адрес»

3

«Легенды и мифы о происхождении Земли»

Рассказать детям в интересной  познавательной форме историю происхождения жизни на земле. В занимательной форме прослеживать историю развития человека.

  1. Рассказ легенд  и Мифов о создании Земли.
  2. Работа с таблицей «История происхождения человечества»

4

«Путешествие в Европу»

Формировать у детей представления об особенностях природы Европы, о взаимодействиях  живых организмов со  средой обитания (хвойные и смешенные леса). Формировать представления об изобретателях и изобретениях европейского народов, о человеке, как часть живой природы.

  1. Игра «Сказки»
  2. Путешествие по карте Европы.
  3. беседа о животном и растительном мире хвойных и смешанных лесов
  4. рассказ воспитателя о народах Европы и их занятиях
  5. Дид игра «Сюжет на пустом месте»

Подготовительная группа

ОКТЯБРЬ

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Путешествие в Азию»

Формировать у детей представления об особенностях природы Азии, о взаимодействиях  живых организмов со  средой обитания (животные гор). Находить взаимосвязи деятельности человека с животными и неживой природой (на примере возделывания риса, Великого шелково пути). Формировать представления о человеке, как часть живой природы.

  1. Работа с картой «Прир климат зоны».
  2. Рассматривание иллюстрации с изображением
  3. флоры и фауны Азии – знакомство с животным и растительным миром гималайских гор.
  4. Игра «Где, что растет?»
  5. Рассказ о бамбуковых и рисовых полях, чайной церемонии, великом шелковом пути.

2

«Путешествие в Африку»

Дать детям элементарное представление о6  особенностях географического расположения Африки. Формировать представления о взаимодействиях  живых организмов со  средой обитания.

  1. Географическая карта, иллюстрации с изображением

флоры и фауны Африки

  1. Материал  для макета.
  2. Рабочая тетрадь.

3

«Путешествие

в Австралию и

Антарктиду»

Дать детям элементарное представление

об особенностях географического расположения

Австралии и Антарктиды.

Формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых

организмов со средой обитания.

  1. Географическая карта,
  2. иллюстрации с изображением

флоры и фауны Австралии и

Антарктиды.

  1. Материал для макета.
  2. Рабочая тетрадь

4

«Путешествие

в Южную Америку»

Дать детям элементарное представление

об особенностях географического расположения

Южной Америки..

Формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых

организмов со средой обитания.

  1. Географическая карта,
  2. иллюстрации с изображением флоры и фауны Южной Америки
  3. Материал для макета.
  4. Рабочая тетрадь

5

«Путешествие в Северную Америку»

Формировать у детей представления об особенностях природы Северной Америки, о взаимодействиях  живых организмов со  средой обитания (растения пустыни). Формировать представления о человеке, как часть живой природы

  1. решение проблемных ситуаций через игру «лото животных»
  2. Рассказ воспитателя о пустынях и степях  Северной Америки.
  3.  «В гостях у индейцев»  - работа с пособями.

Подготовительная группа

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Я и мой дом - Природа»

Дать понятие, что Земля – это наш общий дом. Рассказать о разнообразии царства Природы. Учить отличать природные объекты от искусственных, созданных руками человека. Обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Устанавливать взаимосвязи, понимать, что природа – это весь мир вокруг нас. Уничтожим природу – исчезнет все вокруг. учить разумно пользоваться тем, что окружает нас.

  1. Работа с картиной «Дом природы».
  2. Работа с картой и игра « Природа и  не природа.
  3. решение проблемных ситуаций, решение экологических задач.

2

«Унылая пора»

Обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни короче, холодно, идут дожди, останавливается рост растений, исчезают насекомые, звери готовятся к зиме). Учить устанавливать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием живой природы.

  1. Иллюстрации об осени.
  2. Игра «морфологический Ящик», «Когда это бывает?»
  3. работа с календарем.

3

«Воздушный океан»

Познакомить детей с атмосферой, рассказать, что собой представляет воздушный океан: воздушная оболочка позволяет следить за климатом, предохранять Землю от прямых солнечных лучей и космических метеоритов, познакомить со свойствами воздуха.

  1. Деловая игра «Откуда у воздушного шарика такая фамилия».
  2. Рассказ воспитателя о значении воздушной оболочки.
  3. Экспериментально – исследовательская деятельность.

4

«Буря мглою небо кроет…»

Познакомить детей с таким природным явлением , как ветер, с причиной его возникновения. Рассказать о бурях, вьюгах, смерчах. Роль ветра в жизни человека и причины загрязнения воздуха. Растения, как зеленые пылесосы.

  1. Деловая игра «Что умеет делать ветер и откуда он берется?»
  2. Рассматривание и работа по таблице «Движение потоков воздушного океана», «Зеленая фабрика»
  3. Беседа с решением экологических ситуаций

5.

«Кому без воздуха не прожить»

Уточнить и углубить знания детей о роли ветра в жизни растений и животных, приспособленность животных к обитанию в воздушной среде. Познакомить с тем, какую роль ветер играет в жизни человека, как человек использует ветер в хозяйстве и в быту. Причина загрязнения воздуха человеком, безопасное поведение в окружающей природе.

  1. Игра «Летает – не летает».
  2. Выкладывание модели «Насекомые – птицы».
  3.  Дидактическая игра «Летающие семена».
  4. Рассматривание иллюстраций, картин.
  5. Составление экологической газеты (страничка воздуха)

 НОЯБРЬ

Подготовительная группа

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Куда бежит река?»

Познакомить с особенностями водоема. дать понятие о русле и устье реки, что такое естественный водоем. Показать где и в каком виде существует вода в окружающей среде, оценивать  поступки человека, путем решения экологической ситуации.

  1. Работа со схемой «Река»
  2. Просмотр слайдов.
  3. Чтение стихотворения «Откуда ты»
  4. Решение проблемных ситуаций, решение экологических задач.
  5. Работа с картиной «почему погибло озеро».

2

«Ходит капелька по кругу»

Углубить знания детей о круговороте воды в природе и влияние круговорота на климат планеты Земля. уточнить знания о переходе воды из одного состояния в другое, учить устанавливать причинно – следственные связи. Уточнить знания о некоторых свойствах воды и как человек может использовать эти свойства в жизни. Значение свойств воды в природе.

  1. Работа с таблицей «Круговорот воды в природе.
  2. Сочинение сказок «путешествие капельки»
  3. Работа с таблицей «Уроки гнома Кузи»
  4. Решение проблемных ситуаций, решение экологических задач.

3

«По морю, по океану…»

Познакомить детей с подводными этажами  в море. Море – это среда обитания живых организмов. Учить устанавливать взаимосвязи и взаимозависимость обитателей подводного мира. Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природой (добыча прир ископаемых, рыбий промысел океанического лайнера, работа службы предупреждения о природных бедствиях)

  1. Работа со схемой «Подводные этажи»
  2. Дидактическая игра «Пирамида»
  3. Работа с картой мира «Мировой океан»
  4. Рассказ воспитателя о науки океанологии.

4

«Путешествие на морское дно»

Продолжать формировать представления детей о природе, как едином целом. Уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире океанов.

  1. Игра «рыба, птица или зверь?»
  2. Рассказ воспитателя о китах и дельфинах
  3. Рассматривание иллюстраций с последующей беседой, опираясь на знания детей «Обитатели глубин»
  4. Игра – викторина.

ДЕКАБРЬ

Подготовительная группа

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Идет волшебница Зима»

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжить учить самостоятельно находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Познакомить детей с особенностями зимних месяцев. Приобщать детей у русской национальной культуре.

  1. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением русской природы зимой
  2.  Календарь погоды
  3. Экспериментально – исследовательская деятельность.
  4. Работа в тетради.

2

«Космическое путешествие»

Сформировать у детей представление о солнечной системе. Солнце – это самая большая и близкая звезда к планете Земля. Вокруг Солнца вращаются девять планет, все они разные по характеру.

  1. Легенды  и мифы о Солнце
  2. Рассматривание и работа с картиной «Вселенная»

3

«Звездный зоопарк»

Познакомить детей с созвездиями, учить находить их по описанию. Учить ориентироваться по солнцу.

  1. Психологический этюд «Звездочка на ладони».
  2. Рассматривание слайдов «Созвездия»
  3. работа с таблицей «ориентир по солнцу»

4

«Кладовая солнце»

Углубить и уточнить знания детей о роли солнца  в жизни человека. Как человек использует энергию солнца в своей жизни. Объяснить детям процесс накопления солнечной энергии в природе: Солнце – растение – твердь – человек.

  1. Игровая ситуация, работа с таблицей «Поток солнечной энергии»
  2.  Решение проблемной ситуации с последующей беседой  о космическом угле (его происхождении)
  3. «Откуда электричество в дом прибежало?»
  4. Экономическая игра «Ждем гостей»

ЯНВАРЬ

Подготовительная группа

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Чудесные звуки земли»

Познакомить детей со строением внутренней оболочки земли. Земля – это, почему мы с вами ходим. Она разноцветная: белая на полюсах, коричневая в пустынях, серая в горах, зеленая на лугах. Познакомить с внутренним строением земли, как возникают землетрясения. Воспитывать эмоционально – чувственное отношение к земле.

  1. Чтение Седлецкой «Чудесные звуки земли».
  2. Работа с пособием «Внутренняя оболочка Земли».
  3. Беседа «Отчего возникают землетрясения?»
  4. Просмотр слайдов.

2

«Почва, опыты с почвой»

Познакомить детей с верхним слоем почвы. Уточнить способа образования плодородной почвы. Значение и способы ухода за почвой. Рассказать, как образуется песок, глина (из-за разруш гор)

  1. Экспериментально – исследовательская деятельность с рассматриванием образцов почв.
  2. беседа об образовании гумуса.
  3. Чтение сказки «Как медведь тень потерял».

3

«Что мы ищем под землей»

Познакомить детей с с коллекцией камней, полезными ископаемыми, находящимися глубоко в недрах земли: каменный уголь, нефть, природный газ. Знать о пользе и использовании в промышленности и хозяйстве.

  1. Рассматривание коллекции минералов и кристаллов.
  2. Работа с таблицей «Что мы ищем под землей?», потоки солнечной энергии» (см кн  «малышам о минералах»).

4

«Путешествие по Земной поверхности»

Познакомить детей с особенностями рельефа Земли. ознакомить с условным обозначением разных рельефов почвы. Учить ориентироваться на местности, используя условные обозначения..

  1.  Знакомство с рельефными особенностями земной поверхности.
  2. Знакомство с условными обозначениями земной поверхности
  3. игра – экскурсия по карте (с условными обозначениями знакомой местности_.

ФЕВРАЛЬ

Подготовительная группа

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Как образовалось болото»

Познакомить детей с тем, как образуется болото, рассказать о значении болота в природном сообществе (это хранилище воды, ресурсов Земли). Познакомить с экосистемой  «болото», со способами охраны болота.

см.  конспект А.А. Вахрушевой

2

«Зеленый наряд планеты»

Расширить представления детей о многообразии растений в природе: деревья, кустарники, травы, цветы, грибы. Уточнить их характерные признаки, части растений в сравнении. Формировать представление о декоративных, комнатных, культурных растений. Учить любоваться растениями в природе.

  1. Беседа  «Почему планету называют зеленой?».
  2. Игра на классификацию «деревья, куста, травы»
  3. Дидактическая игра «Где, что растет?»
  4. Рассматривание цветов сада, луга, леса.

3

«С чего начинается жизнь цветка»

Уточнить знания о характерных особенностях цветковых растений, называть части и значение каждой части в жизни растения. Знать назначение цветов и семян

  1. Работа с моделью «Части  растения»
  2. рассматривание плодов и семян.
  3. Работа с таблицей «как питается растение?»

4

«Среда обитания растений»

Учить устанавливать взаимосвязи растений и зависимость их роста и развития от количества тепла, влаги и солнечного света, понимать роль растений в природе. Знать некоторые лекарственные и ядовитые растения нашего края.

  1. Игра «Что, где растет?»
  2. Рассказ «Где  у саксаула листья»
  3. Рассматривание  лекарственных и ядовитых растений Удмуртии

МАРТ

Подготовительная группа

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Грибы»

Познакомить детей с грибами, растущими в наших лесах. Научить правилу сбора грибов, рассказать о роли грибов в природе. Ядовитые грибы.

  1. Рассматривание  муляжей и коллекций грибов.
  2. Игра «Не каждый грибок положи в кузовок»
  3. Работа с таблицей «Почвообразователи»

2

«Это все животные»

Познакомить детей с разнообразием представителей животного мира, учить находить отличительные черты питания, внешнего вида, способа передвижения, жилья, способа размножения.

  1. загадка – сказка «Муравьишка»
  2. Игра «Кто, где живет?»
  3. Чтение Николаевой «Почему белые медведи не живут у нас?»

3

«Почему тигр полосатый?»

Рассмотреть животных с разными типами окраски. Уточнить роль окраски в жизни животных: защищающая, предупреждающая, отпугивающая.

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Беседа «Почему у всех разная окраска?»
  3. Работа с таблицей «Адаптация и приспособленность»

4

«Нужны все на свете»

Роль животных в природе, важность деления на красивых и некрасивых, вредных и полезных, хороших и плохих. Понимать  - все, что есть в природе должно быть сохранено независимо от нашего отношения к ним. Человек должен следовать законам природы, познакомить с Красной книгой и указать причины создания заповедников – заказников.

  1. Работа с таблицей «Роль животных в природе»
  2.  Игра «невидимые ниточки  природы».
  3. Чтение Б. Заходера «Нужны все на свете»
  4. Рассматривание Красной книги Удмуртии.
  5. Рассказ о заповедниках.

АПРЕЛЬ

Подготовительная группа

Недел

Тема

Цель

Методические приемы и материалы

Прим

1

«Путешествие назад в прошлое и заглянем в будущее»

Рассказать детям в интересно – занимательной форме об истории возникновения и развития человека. Познакомить детей с правилами поведения  в разное время, закреплять умение анализировать ситуации и выбирать оптимальное решение и стили поведения. Показать факты влияния человека на дикую природу и последствия разрушения природы. Закрепить умение соблюдать правила безопасности.

  1. Работа по набору картин «История развития человечества»
  2. Диафильм «Доисторический мальчик».
  3. Решение экологических задач.
  4. Чтение сказки «Серый волк и красная шапочка»

см Вахр

2

«Голубая планета»

(занятие –диагностика)

Рассказать детям о заповедниках и красной книги. Формировать представления о природе, как о едином целом. Продолжать формировать представления о человека, как о части живой природы.

  1. Рассказать о Нечкин. заповедниках
  2. Краткая беседа о многообразии животного и растительного мира Земли.
  3. Игра «Разбегалочки» (с инд картами)
  4. Игра «Хорошо – плохо» (с карточками «Как поступает человек в природе»)

см Вахр

3

«Кругосветное путешествие»

(занятие - диагностика)

Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

  1. Игра – эстафета «Собери рюкзак»
  2. Игра – лото «Карта»
  3. Физ.минутка «На базаре мира»
  4. Конкурс эрудитов (рассказы детей по схеме о различных континентах)
  5. Работа с пособиями

см Вахр

4

«Я – гражданин мира»

(занятие – диагностика)

Закреплять у детей культурно – исторические и географические  знания о земле, воспитывать любовь к Родине, толерантность и уважение к традициям других народов. Закреплять умение соблюдать правила безопасности

Игра - викторина:

  1. этап «Природа и люди»
  2. этап «Правила поведения»
  3. этап «Я – гражданин России»
  4. этап «Я – гражданин мира»

см Вахр

МАЙ

месяц

мероприятие

ответственный за отчет

сентябрь

Вступление в Эколята – молодые защитники природы

ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

октябрь

Выставка поделок из природного материала «Улыбки осени», «Сохраним это чудо»

ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

ноябрь

Тематические беседы «Синичкин день»

Воспитатели групп, ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

декабрь

Конкурс рисунков «Природа – это сказка!»

воспитатели групп

ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

январь

Мастерская  Эколят (изготовление кормушек) Акция «Птицы – наши друзья! Помоги другу!».

ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

Фотоконкурс «Покормите птиц зимой!»»

ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

февраль

Экологическая викторина «Знатоки природы»

воспитатели групп, ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

март

Изготовление познавательного пособия «Рыбы»

фиалка- ребусы

незабудка – кроссворды

василек – загадки

ландыш - раскраски

воспитатели групп

ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

апрель

День Земли.

Воспитатели групп, ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

май

Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с природой!»

Воспитатели групп, ст. воспитатель Лекомцева Е.М.

План мероприятий на 2019-2020 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"

laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возра...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Выполнила:  воспитатель  Попова Е.А.Воронеж  2021-2022г. Пояснительная записка      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "Юный эколог"

Программа «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с ч...

Программа кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»

Программа кружка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Юные экологи»...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"

Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников...