Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Федорова Галина Александровна
Программа «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Кружок способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_yunyy_ekolog.docx58.92 КБ
Файл prilozhenie.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:



1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

Актуальность программы и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что кружок «Юный эколог» направлен на воспитание любви к природе. Это одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В связи с этим возникла идея проведения кружка по экологии в нашей группе, где дети могут дополнительно узнать об окружающей нас природе, увидеть ее красоту, а также научиться заботиться о животном и растительном мире.

Кружок способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

  1. Образовательные. Формирование элементов экологического сознания; формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
  2. Развивающие. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о природе.
  3. Воспитательные. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

1.3. Принципы организации образовательного процесса.

В основу программы положены принципы:

  1. Опора на субъектный опыт дошкольника, который используется в качестве одного из источников обучения;
  2. Актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков;
  3. Индивидуализация и дифференциация обучение предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
  4. Системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
  5. Организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения; Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого - педагогических условий организаций учебного процесса:

  1. Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
  2. В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
  3. Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  4. Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
  5. Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.

1.4. Формы, методы, приемы проведения занятия.

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
  2. Определение типа вида и тематики занятия.
  3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
  4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
  5. Предварительная работа с использованием учебных пособий.
  6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
  7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. 

1.5 Организационно-методическое обеспечение программы.

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Юный эколог» рассчитана на 3 год (средний, старший и подготовительный дошкольный возраст) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 - 15 человека. Занятия проводятся два раза в месяц во всех возрастных группах с октября по май, во второй половине дня. В начале и конце учебного года проводится мониторинг.

Год
обучения

Количество занятий

Возраст детей

Продолжительность

Кол-во детей
в группе

в месяц

в год

2021 -  2022 учебный год

2

18

4-5 лет

20 минут

15

2022 -  2023 учебный год

2

18

5-6 лет

25 минут

15

2023 -  2024 учебный год

2

18

6-7 лет

30 минут

15

1.6. Ожидаемые результаты.

1.1.1. Для детей 4-5 лет.

  1. Должен знать виды домашних и диких животных и их детёнышей, части тела животных и их особенности, виды растений, основные части растений, правила ухода.
  2. Должны уметь устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных, устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
  3. Иметь представление о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

1.1.2. Для детей 5-6 лет.

  1. Должен знать и называть домашних животных и их детёнышей, части тела животных и их особенности, их среду обитания; знать виды растений, основные части растений, правила ухода.
  2. Самостоятельно наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами, делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире. Правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
  3. Иметь представление о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

1.1.3. Для детей 6-7 лет.

  1. Самостоятельно видеть проблему. Активно высказывать предположения выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планировать предстоящую деятельность. Осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.
  2. Действовать планомерно. Помнить о цели работы на протяжении всей деятельности.
  3. В диалоге со взрослым пояснять ход деятельности. Доводить дело до конца.
  4. Формулировать в речи, достигнут или нет результат, замечать неполное соответствие полученного результата гипотезе.
  5. Формировать умение устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делать выводы.

1.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по реализации программы.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие

принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость ДОУ для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Реальное участие родителей в реализации программы «Юный эколог»

Формы участия

В проведении мониторинговых исследований

анкетирование

В создании условий

помощь в создании предметно-развивающей среды, приобретение оборудования

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

- наглядная информация

- памятки;

- создание странички на сайте ДОУ;

- консультации,

- распространение опыта семейного воспитания;

- родительские собрания

1.8. Организация развивающей

предметно – пространственной среды.

Центры

Содержание        

«Маленький гений»

  • представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;  
  • природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; - бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка, гайки, винтики, гвоздик, проволока;
  • сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
  • детские халаты, фартуки.

«Уголок природы»

  • календарь природы, модель календаря природы;
  • уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями, паспорта растений);
  • различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки;
  • «природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
  • металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
  • игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…).

«Огород на подоконнике»

  • мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
  • уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями).

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

 

1.9. Диагностика уровня развития экологических представлений

у детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях является одним из важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе, что в свою очередь способствует появлению поколения с эгоцентрическом типом мышления, стремящегося преодолеть кризисные экологические явления.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.

Экологическая ответственность напрямую связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Система дошкольного воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Методику диагностирования экологических представлений у детей дошкольного возраста (см. Приложение 1)

Диагностические карты по всем возрастам (см. Приложение 2)


2. План работы кружка «Юный эколог» на 2021 – 2022 учебный год.

2.1. Календарный учебный график.

1

Режим работы кружка

2 раз в месяц (среда)

15.30-15.50

2

Продолжительность учебного периода

Начало: 01.10.2021 год

Окончание : 31.05.2022 год

3

Количество недель

16 недели

4

Продолжительность каникул

01.01.2019- 10.01.2019 - новогодние праздники

2.2. Учебно-тематический план кружка.

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

1

Мониторинг  

-

-

-

2

«Что такое Экология»

0,5

0,5

1

3

«Овощи и фрукты»  

0,5

0,5

1

4

«Грибное царство нашего края».  

0,5

0,5

1

5

«Домашние любимцы» 

0,25

0,25

0,5

6

«А снег идет.»  

1

0,5

1,5

7

«Водичка-водичка». 

0,25

0,25

0,5

8

«Елочка-красавица всем ребятам нравиться

0,5

0,5

1

9

«Зимушка-зима».  

0,5

0,5

1

10

«Крылатые соседи»  

0,5

0,5

1

11

«Веселый огород»  

1,5

0,5

2

12

«Комнатные растения».  

1

0,5

1,5

13

«Весна идет!»  

0,5

0,5

1

14

«Весенние секреты»  

0,25

0,25

0,5

15

«Что растет в нашей степи?»  

1,25

0,25

1,5

16

«Камни и песок»  

0,5

0,5

1

17

«Растения на территории детского сада»  

0,5

0,5

1

18

Мониторинг  

-

-

1

 

Всего:

10

8

18

2.3. Календарно – тематическое планирование на 2021 – 2022 учебный год.

Месяц

Тема

Интеграция

образовательных областей

Формы работы

Отметка о выполнении

Октябрь

1.  

Мониторинг  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Наблюдение.
  2. Беседа.
  3. Игра – ситуация.

2

«Что такое Экология»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Сказка о капельке.
  2. Беседа «береги природу».
  3. Д/и «Живое - неживое».

3.

«Овощи и фрукты»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.
  2. Разгадывание загадок.
  3. Игра «Угадай на вкус».

Ноябрь

1.

«Грибное царство нашего края».  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

  1. Разгадывание загадок о грибах.
  2. Д.И. «Найди лишний гриб».
  3. Игра «Собери грибы» 

2.

«Домашние любимцы» 

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

  1. Беседа «У меня дома живет…» (рассказы детей об их любимцах).
  2. Д.И. «Хорошо-плохо».

Декабрь

1.

«А снег идет.»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» 

  1. Наблюдение «Снег, какой он?» 
  2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».
  3. Игра «Собери фигурки».

2.

«Водичка-водичка». 

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» 

1. Беседа «Что было бы, если не было воды?»

2. Эксперименты по определению свойств воды.

Январь

1.

«Елочка-красавица всем ребятам нравиться

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

 

  1. Сравнение живой и искусственной елей.
  2. Игры с шишками.
  3. Чтение стихотворения

К. Чуковского «Ёлка».

2.

«Зимушка-зима».  

«Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие»         

1. Беседа «Что нам нравится зимой».

2. Эксперименты с водой.

Февраль

1.

«Крылатые соседи»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие» 

  1. «Чтение художественной литературы»
  2. Д.И. «Опиши птичку» 
  3. Д.И. «Собери из частей»
  4. П.И. «Снегири» 

2.

«Веселый огород»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие» 

  1. Беседа о временах года, о посадке лука.
  2. Проращивание и посадка семян.
  3. Д.И. «Сложи картинку».

Март

1.

«Комнатные растения».  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» 

  1. Беседа о строении растения.
  2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим уходом за растением)

2.

«Весна идет!»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» 

  1. Разгадывание загадок о весне.
  2. Чтение стихотворений о весне.
  3. Эксперимент «Таяние снега».

Апрель

1.

«Весенние секреты»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие» 

1. Путешествие в весенний лес.

2. Д.И. «Назови детёныша».

3. Игра «Отгадай».

2.

«Что растет в нашей степи?»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

1. Рассказ Лесовичка о степи.

2. Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

3. Эксперимент «Здравствуй, ветер!»

Май

 

1.

«Камни и песок»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие» 

1. Рассматривание камней и песка на прогулке.

2. Эксперименты с камнями и песком.

2.

«Растения на территории детского сада»  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие» 

  1. Наблюдение за растениями.
  2. Д.И. «Угадай растение».
  3. Чтение стихотворений.

3.  

Мониторинг  

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Наблюдение.
  2. Беседа.
  3. Игра – ситуация.


2.4. План работы с родителями на 2021 – 2022 учебный год.

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Октябрь

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». 

Папки-передвижки «Животные в доме»

Ноябрь

Фотовыставка «Мой домашний питомец»

Декабрь

Семинар - практикум для родителей «Путешествие в экологию». Акция «Покормите птиц зимой!»

Январь

Консультация для родителей на тему «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка» 

Акция «Берегите, дети, елку!».

Февраль

Оформление огорода на окне детей и родителей дома (посадка семян овощей).

Март

Папки-передвижки для родителей «Комнатные растения».

Апрель

Презентация по итогам оформления огорода на подоконнике «Вот что выросло у нас»

Май

Фотовыставка для родителей «Я маленький эколог»

Консультация для родителей «Зачем беречь природу»

Сентябрь - май

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью воспитания у детей экологической культуры поведения и изучения основ экологической культуры.

 3. План работы кружка «Юный эколог» на 2022 – 2023 учебный год.

3.1. Календарный учебный график.

1

Режим работы кружка

2 раз в месяц (среда)

15.30-15.50

2

Продолжительность учебного периода

Начало: 01.10.2022 год

Окончание : 31.05.2023 год

3

Количество недель

16 недели

4

Продолжительность каникул

01.01.2019- 10.01.2019 - новогодние праздники

3.2. Учебно-тематический план кружка.

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

1

Мониторинг

-

-

-

2

«Вот она, какая, осень золотая!»

0,5

0,5

1

3

«Экскурсия в осенний парк»

0,5

0,5

1

4

«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят…»

0,5

0,5

1

5

«Кто живет в степях нашего края?»

0,25

0,25

0,5

6

«Воздух»

1

0,5

1,5

7

«Путешествие по временам года».

0,25

0,25

0,5

8

«Лесные жители в зимнем лесу»

0,5

0,5

1

9

«Зимушка-зима».

0,5

0,5

1

10

«Зимние явления в неживой природе»

0,5

0,5

1

11

«Домашние животные – друзья человека».

1,5

0,5

2

12

«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями».

1

0,5

1,5

13

«На птичьем дворе».

0,5

0,5

1

14

«Весенние секреты»

0,25

0,25

0,5

15

«Водоемы родного края»

1,25

0,25

1,5

16

«Камни и песок»

0,5

0,5

1

17

«Друзья мухи Цокотухи».

0,5

0,5

1

18

Мониторинг

-

-

1

Всего:

10

8

18

3.3. Календарно – тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный год.

Месяц

Тема

Интеграция образовательных областей

Формы работы

Отметка о выполнении

Октябрь

 

1.

Мониторинг

«Социально-коммуникативное развитие»

«познавательное развитие»

«речевое развитие»

«художественно-эстетическое развитие»

  1. Наблюдение.
  2. Беседа.
  3. Игра ситуация.

2.

«Вот она, какая, осень золотая!»

«Социально-коммуникативное развитие»

«познавательное развитие»

«речевое развитие»

  1. Чтение пословиц, поговорок и примет.
  2. Игра «Найди такой же листочек».
  3. Эксперимент «Легкий - тяжелый» 

3.

«Экскурсия в осенний парк»

«Социально-коммуникативное развитие»

«познавательное развитие»

«речевое развитие»

«Физическое развитие»

  1. Рассказ о росте растений.
  2. Д.И. «Найди, что опишу»
  3. физкультминутка «Поход».

1.

«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят…»

«Социально-коммуникативное развитие»

«познавательное развитие»

«речевое развитие»

  1. Наблюдение за аквариумными рыбками.
  2. Кормление рыбок.
  3. Игры с водой«Рыбаки». 

Ноябрь

2.

«Кто живет в степях нашего края?»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое» 

1. Рассказ зайчонка о наших степных соседях.

2. Упражнение «Изобрази дикое животное».

3. Д.И. «Что за зверь?» 

4. Развлечение «Волшебница-осень!» 

Декабрь

1.

«Воздух»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое» 

  1. Эксперимент «Что в пакете?» 
  2. Игры с воздушными шариками и соломинкой.

2.

«Путешествие по временам года».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое» 

  1. Путешествие по временам года.
  2. Д.И. «Какое время года?» 

 

Январь

1.

«Лесные жители в зимнем лесу»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое» 

  1. Беседа о зимних изменениях в природе.
  2. Игра «Угадай по описанию».
  3. Эксперимент «Лед- твердая вода»
  4. Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла».

2.

«Зимушка-зима».

«Социально-коммуникативное» «познавательное»

«речевое»         

1. Беседа «Что нам нравится зимой».

2. Эксперименты с водой.

Февраль

1.

«Зимние явления в неживой природе»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое» 

  1. Встреча со снеговиком.
  2. Беседа о свойствах снега.
  3. Эксперименты со снегом.

2.

«Домашние животные – друзья человека».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа о домашних животных.

 2. Отгадывание загадок про домашних животных.

1. Беседа о домашних животных.

 2. Отгадывание загадок про домашних животных.

1. Беседа о домашних животных.

 2. Отгадывание загадок про домашних животных.

  1. Беседа о домашних животных.
  2. Отгадывание загадок про домашних животных.
  3. Д.И. «Кого не стало».

Март

1.

«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое» «художественно-эстетическое» 

  1. Встреча с Веснянкой.
  2. Беседа об уходе за комнатными растениями.
  3. Д.И. «Живые картинки».

2.

«На птичьем дворе».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»        

1. Встреча с курочкой Рябой.

2. Д.И. «Кто как говорит?»

3. Загадки.

Апрель

1.

«Весенние секреты»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое» 

1. Путешествие в весенний лес.

2. Д.И. «Назови детеныша».

3. Игра «Отгадай».

2.

«Водоемы родного края»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое» «художественно-эстетическое» 

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Беседа о водоемах.
  3. Игра «Кто это потерял».

Май

 

1.

«Камни и песок»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие» 

1. Рассматривание камней и песка на прогулке.

2. Эксперименты с камнями и песком.

2.

«Друзья мухи Цокотухи».

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое» «художественно-эстетическое» 

  1. Наблюдение за насекомыми на прогулке.
  2. Беседа о том, что нельзя обижать маленьких соседей.
  3. Д.И. «Летает – не летает».

3.  

Мониторинг

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

  1. Наблюдение.
  2. Беседа.
  3. Игра – ситуация.

3.4. План работы с родителями на 2022 – 2023 учебный год.

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Октябрь

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». 

Папки-передвижки «Животные в доме»

Ноябрь

Фотовыставка «Мой домашний питомец»

Декабрь

Семинар - практикум для родителей «Путешествие в экологию». Акция «Покормите птиц зимой!»

Январь

Консультация для родителей на тему «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка» 

Акция «Берегите, дети, елку!».

Февраль

Оформление огорода на окне детей и родителей дома (посадка семян овощей).

Март

Папки-передвижки для родителей «Комнатные растения».

Апрель

Презентация по итогам оформления огорода на подоконнике «Вот что выросло у нас»

Май

Фотовыставка для родителей «Я маленький эколог»

Консультация для родителей «Зачем беречь природу»

Сентябрь - май

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью воспитания у детей экологической культуры поведения и изучения основ экологической культуры.


Заключение


 



Предварительный просмотр:

Заключение.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка. ……………………………………. 3

1.1. Актуальность……………………………………………. 3

1.2. Цели и задачи программы……………………………… 3

1.3. Принципы организации образовательного процесса… 4

1.4. Формы, методы, приемы проведения занятия………... 4

1.5. Организационно-методическое обеспечение программы 4

1.6. Ожидаемые результаты ………………………………...

1.1.1. Для детей 4-5 лет…………………………………...

1.1.2. Для детей 5-6 лет…………………………………...

1.1.3. Для детей 6-7 лет…………………………………...

1.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по

реализации программы………………………………………..

1.8. Организация развивающей предметно – пространственной

среды…………………………………………

1.9. Диагностика уровня развития экологических представлений у

детей дошкольного возраста………………….

2. План работы кружка «Юный эколог» на 2021 – 2022 учебный год

2.1. Календарный учебный график………………………...

2.2. Учебно-тематический план кружка…………………...

2.3. Календарно – тематическое планирование на 2021 – 2022

учебный год…………………………………………………

2.4. План работы с родителями на 2021 – 2022 учебный год.

3. План работы кружка «Юный эколог» на 2022 – 2023 учебный год

3.1. Календарный учебный график. ………………………

3.2. Учебно-тематический план кружка………………......

3.3. Календарно – тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный год

3.4. План работы с родителями на 2022 – 2023 учебный год

4. План работы кружка «Юный эколог» на 2023 – 2024 учебный год…

4.1. Календарный учебный график. ………………………

4.2. Учебно-тематический план кружка………………......

4.3. Календарно – тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный

год…

4.4. План работы с родителями на 2022 – 2023 учебный год

Заключение

Методическое обеспечение

Приложение.



Приложение 1

Бумажный пакет


Система дошкольного воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста. 

Ниже представлены методики диагностирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

 

Методика № 1 «Добровольные помощники»

(методика С.Н. Николаевой)

        Методика состоит из трех этапов, которые последовательно усиливают и конкретизируют способы выявления детских побуждений, степень направленности их на природу.

Цель методики: выявить уровень сформированности положительного отношения детей к объектам природы. Наблюдения за реакциями детей на взаимодействие с объектами природы.

             1 этап. Воспитатель всю неделю перед выходом детей на прогулку демонстративно громко, чтобы слышали все, объявляет: «Ребята, я сейчас буду убираться в уголке природы, поливать цветы (небольшая пауза), потом мы пойдем гулять». Задача воспитателя – увидеть общую и частную реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы. Воспитатель должен заметить следующие особенности в поведении детей:

1) все ли «оторвутся» от своих дел (затихнут, посмотрят на говорящего), кто вообще не среагирует на объявление;

2) что будут делать дети, когда воспитатель пройдет в уголок природы и начнет уборку:

- продолжать играть или заниматься своим делом;

- подойдут к взрослому и будут смотреть, что и как он делает;

- захотят включиться в его деятельность.

            Сама «уборка» может быть непродолжительной или вообще инсценировкой – это лишь способ выявить реакцию детей. Ребятам, которые проявили желание помочь, воспитатель дает несложное поручение. Завершив «уборку», воспитатель сразу же записывает в диагностическую тетрадь картину поведения детей, выделяет тех, которые среагировали иначе, чем все.

        2 этап. Воспитатель ежедневно делает это же объявление, но выразительно добавляет вопрос – приглашение оказать ему помощь. Педагог опять наблюдает общую картину поведения детей, замечает реакцию определенных ребят, включает в диагностическую тетрадь.

          3  этап. Воспитатель делает все так же, как и на предыдущих неделях. Только за помощью обращается к конкретным ребятам, которые, как он уже установил, совсем равнодушны к делам воспитателя и обитателей уголка природы. Но при этом оставляет за ними право выбора, помогать или не помогать взрослому. Педагог опять наблюдает поведение, их реакции, а затем делает запись в диагностическую тетрадь.

Высокий уровень

                 Дети откликаются на сообщение воспитателя. Дети реагируют с инициативой – предлагают свою помощь.

                По результатам наблюдений воспитателя за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, в наблюдении за игрой, рисованием, высказываниями, дети проявляют различные чувства и эмоции: сочувствие и сопереживание, познавательную заинтересованность, радость от восприятия красоты природы, позитивных изменений в мире растений и др.

Положительные отношения проявляются в делах и поступках:

 - добровольное и заинтересованное участие в уходе за растениями уголка природы; отсутствие агрессивных и разрушающих действий.

- в вербальных проявлениях: дети задают вопросы, делают сообщение, охотно слушают пояснения, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Средний уровень

              Дети реагируют на сообщение воспитателя, отрываются от своих дел, подходят к взрослому, смотрят, что и как он делает, задают вопросы. Иногда высказывают желание включиться в деятельность взрослого. Дети иногда проявляют сочувствие и переживание к живым существам ближайшего окружения. Дети по просьбе воспитателя участвуют в уходе за обитателями уголка природы, в совместном труде в природе. У детей отсутствует агрессивное действие по отношению к объектам природы.

Уровень ниже среднего

             Дети не реагируют на сообщение воспитателя, продолжают заниматься своими делами. По результатам наблюдений воспитателя за поведением детей, их поступками, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, высказываниями, дети не проявляют познавательную заинтересованность, сочувствие, переживание по отношению к объектам природы. Наблюдаются агрессивные и разрушающие действия, направленные на живые существа ближайшего окружения.

 

Методика № 2. Диагностика экологических знаний дошкольников

 О. А. Соломенниковой, адаптированная для детей

 младшего дошкольного возраста

1 -й вариант.

Цель методики: Определить критерии сформированности знаний:

- о растительном мире;

- о мире животных;

- о неживой природе;

- о временах года;

- отношение к миру природы.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников

Задание №1. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей мира животных.

Оборудование: Дидактическая игра для детей младшей группы «Угадай, где мы живем».

Проведение:  Предлагаю поиграть ребенку в игру «Угадай, где мы живем». Перед ребенком две картинки: одна с изображением деревенского дома, вторая – с изображением леса и картинки с изображением разных домашних и диких животных. Ребенку нужно «поселить» каждое животное в среду его обитания.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Различает и называет при рассмотрении картинок домашних и диких животных. Выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Имеет представление о диких и домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, живут в лесу, сами добывают пищу). Узнает основные признаки типичных представителей разных групп животных (у птиц – крылья, хвост, клюв, тело покрыто перьями; у животных – лапы, хвост, уши, тело покрыто шерстью; у рыб – туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуей).

Средний уровень.

Ребенок допускает незначительные ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяет характерные особенности строения животных, их внешнего облика.

Называет не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускает неточности.

Уровень ниже среднего.

Часто допускает ошибки при различении и назывании домашних и диких животных, затрудняется в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика.

Задание №2. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Карта с изображением травы, деревьев, цветов. Карточки-модели с изображением частей дерева, частей растений.

Проведение: Воспитатель просит показать на карте деревья, траву, цветы. Спрашивает названия деревьев, изображенных на картине (ель, береза). Спрашивает, чем ель отличается от березы, что у них общего.

Далее воспитатель предлагает карточки-модели с изображением частей дерева и просит собрать дерево, называя при этом его части. Аналогично собирается растение.

Затем воспитатель подводит ребенка к уголку природы и просит назвать части комнатного растения, затем задает вопросы по уходу за комнатными растениями.

Высокий уровень.

Ребенок различает траву, деревья, цветы. Называет их отличительные признаки (трава низкая, деревья – высокие, цветы разной окраски, имеют запах). Различает березу и ель. Называет их отличительные признаки ( у березы – листья, ствол белый с черными пятнами; у ели – листьев нет, есть иголки). Называет соответствующим словом. Понимает необходимость ухода за комнатными растениями, рассказывает, как нужно ухаживать. Узнает некоторые овощи и фрукты, называет соответствующим словом.

Средний уровень.

Допускает незначительные ошибки в называниях отличительных признаков деревьев, травы, цветов.

Различает березу и ель, затрудняется в назывании отличительных признаков березы и ели, называет их с помощью наводящих вопросов. Затрудняется в выделении частей дерева, растения (выделяет не все части, либо не может назвать какую-то часть соответствующим словом). В различении и назывании овощей и фруктов допускает незначительные ошибки. О способах ухода за комнатными растениями рассказывает с помощью взрослого.

Ниже среднего.

Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, трава, цветы. Различает березу и ель, не может назвать отличительные признаки. Не выделяет части дерева, части растения, не может назвать соответствующим словом. Не может рассказать, как нужно ухаживать за комнатными растениями. В различении овощей и фруктов также допускает ошибки.

Задание №3. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: в центре песка и воды: тазик с песком, тазик с водой, поднос с камнями, лейка с водой, совочек, прозрачная баночка из пластика.

Проведение: После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, воспитатель предлагает ответить на вопросы о свойствах песка и воды, камня

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок без труда определяет объекты неживой природы. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы: (вода: течет, бывает холодная, горячая, теплая, ею умываются, купаются, пьют, вода прозрачная; песок: бывает сухой, мокрый. Сухой сыплется, из него нельзя строить, он рассыпается, мокрый – липкий, из него можно строить; камни бывают разной формы, цвета, размера, твердые, прочные.)

Ребенок имеет представление о возможности получить нужные свойства по желанию. Рассказывает, для чего нужны вода, песок, камни, что можно с ними делать.

Средний уровень.

Ребенок определяет объекты неживой природы. Называет основные отличительные признаки объектов неживой природы. Аргументирует свои ответы с помощью наводящих вопросов взрослого. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего.

Ребенок определяет объекты неживой природы. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов. Не аргументирует свои ответы. Затрудняется ответить на вопрос, как люди используют объекты неживой природы.

Задание № 4. (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знания времен года.

Оборудование: Дидактическая игра «Времена года».

Проведение: Ребенку предлагаются картинки с изображением времен года и предлагают подобрать к ним соответствующие картинки (картинки, подходящие по содержанию к каждому времени года, на которых изображены явления живой природы, деятельность людей в определенное время года). Воспитатель по ходу выполнения задает вопросы по каждому времени года.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок знает времена года, правильно называет их. Знает характерные признаки каждого времени года. Замечает и называет состояние погоды, явления природы (тепло, холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер), их взаимосвязь (солнце – светло, тепло; нет солнца – пасмурно, и т.д.

Средний уровень.

Ребенок правильно называет времена года. В назывании явлений природы допускает незначительные ошибки. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

Уровень ниже среднего.

Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется в определении явлений природы, состояния погоды. Не знает характерных признаков разных времен года.

Методика диагностика экологических знаний

старших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой).

2 й вариант.

        В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

        Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым предлагаются контрольные задания.

Задание №1 направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом:

1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;

2)  выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;

3) выбрать насекомых и разместить их на карте.

После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы. 

Задание №2 направлено на определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношении к растительному миру.

Затем предлагается из представленных растений выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Задание № 3 направлено на определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах их использования.

Задание №4 направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Процедура проведения заключается в том, что педагог задает вопросы об особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы.

Задание №5 направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель -  определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т.п.

Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире животных, растениях, неживой природе, временах года (высокий, средний, низкий).

Методика № 3. Диагностические задания (Суркова С.А.):

  I..Позволяющие выявить уровень сформированности экологической культуры у дошкольников, направленные на следующее:

1. Выявление эмоционального отношения к природе.

«Немая загадка» — представление этюдов-загадок («Что за животное?», «Какое растение?» и т. д.) командами с последующими ответами детей.

2. Выявление нравственного отношения к природе.

«Смелые пожарные», «Отдых у реки», «Друг из леса» — анализ рассказа и представление своего варианта решений проблемных ситуаций, рисование знаков-памяток поведения в природе.

3. Выявление экологических знаний.

«Кто где живет?» — необходимо дать характеристику среды или природной зоны (лес, степь, почва, море) и определить, какие организмы могут в ней обитать.

«Многообразие и значение растений». Детям раздаются рисованные карточки с изображением растений из различных групп со всеми органами. В процессе игры дети вычеркивают органы, отсутствующие на самом деле у данного растения, а также оценивают выполнение задания товарищем.

 II. С помощью которых выявляется объем экологических знаний, широта кругозора.

1.Подвижные дидактические игры: «Развитие животного», «Пищевая цепочка» были направлены на выявление знаний о стадиях развития животных, о биоценозе, биогенном круговороте веществ в природе. В ходе игр дети должны выстраивать логические комбинации пищевых отношений, давать характеристики животных, опираясь на основные особенности класса, проявлять умения действовать сообща.

2.«Лесные этажи» — устное задание на определение ярусности растений.

3.«Порядок на фито огороде» — задание на нахождение лекарственных растений с последующим рассказом об их пользе.

4.«Природа подсказывает, что...» — объяснение примет, с помощью которых можно предсказывать погоду. В данном случае объяснение той или иной народной приметы требовало от ребенка умения сопоставлять определенные факторы в природе, рассуждать, делать умозаключения.

5.«Где ошибка» — чтение педагогом фенологических рассказов — загадок о сезонах, где преднамеренно включены 8—12 ошибок. Задача детей — найти эти ошибки.

III. Направленные на выявление степени осознания ребенком взаимозависимости действий человека в природе и ее состояния.

1.«Опиши знак» — устное задание на придумывание ситуации, иллюстрирующей знак.

2.«Помоги планете Земля» — поиск правильного решения экологической проблемы родного края.

3.«Что же сделано не так» — объяснение неправильных действий человека в экосистеме.

  IV. С помощью этих заданий выявляются практические навыки экологической деятельности ребенка:

1.«Цветы — это прекрасно» — посадка цветов на клумбе;

2.«Во саду ли, в огороде» — посадка и уход за огородом.

  V. Носящие характер свободного детского творчества, направленные на отражение личного опыта деятельности в природе.

1.«Музыкальная угадай-ка» — угадывание произведений на природную тему отечественных и зарубежных композиторов. Детям предлагаются отрывки из музыкальных произведений К. Сен-Санса «Карнавал животных», П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года» и они должны отгадать название музыкального произведения, объяснить состояние природы и описать повадки того или иного животного. Данное задание развивало у ребенка умение проводить аналогии между природными явлениями, объектами и их отражением в произведениях музыки.

2.«Как я помогал природе» — сочинение в рисунках-картинках.

VI. Направленные на выявление глубины знаний о том или ином живом природном объекте.

1.«Консультация юного огородника» — рассказ о растении, о среде его обитания и приспособленности к ней, о способах посадки и ухода.

2.«Братья наши меньшие» — рассказ-загадка о животном.

Диагностический материал по возрастным группам.

Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

 

Диагностика по экологическому воспитанию детей средняя группа.

«Живая природа»

Задание 1 «Растительный мир».

 Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем они отличаются

2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

6. Почему нужно беречь природу?

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание 2 «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: Картинки с животными домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.

1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?

2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?

3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь засыпает зимой? Куда улетают птицы?

5. Каких животных, живущих в воде ты знаешь?

6. Почему нужно охранять исчезающих животных?

Инструкция к проведению

Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

«Характерные особенности времён года»

Задание 1 «Осень».

Цель: выяснить знания детей о приметах осени.

Материал: панно «Осень», картинки осенней природы,людей работающих в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и назови приметы осени.

2. Что происходит с погодой осенью?

3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?

4. Куда осенью улетают птицы?

5. Как животные готовятся к зиме?

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Задание 2 «Зима».

 Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.

1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?

2. Расскажи, как животные проводят зиму?

3. Какая погода зимой?

4. Что ты любишь делать зимой на улице?

5. Какой праздник мы отмечаем зимой?

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов. 

Задание 3 «Весна».

Цель: выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.

Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.

1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.

 2. Как изменилась погода с приходом весны?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями?

 5. Чем занимаются люди весной на своих участках?

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание 4 «Лето».

 Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.

Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и назови приметы лета.

2. Что делают животные летом?

3. Чем занимаются птицы?

4. Какая погода летом?

5. Назови все времена года и покажи их на картинке.

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Диагностика по экологическому воспитанию детей - старшая группа.

«Характерные особенности времён года»

Задание 1 «Осень».

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

 1. Какие приметы осени тебе известны?

 2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?

 3. Почему осенью становиться меньше насекомых?

 4. Как животные готовятся к зиме?

 5. Куда улетают птицы осенью?

 6. Что происходит с растениями осенью?

Инструкция к проведению

Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

    наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание 2 «Зима».

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

 1. Какая погода зимой?

 2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.

 3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?

 4. Почему стало меньше птиц?

 5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?

 6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению

Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание 3 «Весна».

 Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

1. Какие приметы весны тебе известны?

 2. Как изменяется погода весной?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями весной?

 5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?

 6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению

Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Лето».

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

 1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?

 2. По каким приметам ты узнал, что это лето?

 3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?

 4. Что делают животные летом?

 5. Чем занимаются птицы?

 6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению

Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

«Живая природа»

Задание 1«Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.

Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.

1.Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?

2.Чем дерево отличается от кустарника?

3.Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

4.Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

5.Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?

6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.

7.Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.

8.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?

9.Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?

10.Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению

Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Задание 2 «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

1.Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?

2.Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?

3.Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4.Каких животных, живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?

5.Какие животные живут в почве?

6.Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.

7.Относятся ли животные к живым организмам?

8.Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.

9.Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».

10.Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению

Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

Диагностика по экологическому воспитанию детей

- подготовительная к школе группа.

 

«Характерные особенности времён года»

Задание 1«Лето».

Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения происходят в природе, у растений и животных. 

Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.

1. Какое время года показано на картинке?

2. Какие приметы лета тебе известны?

3. Какая погода летом?             

4. Как изменяется жизнь животных летом?

5. Что происходит с растениями летом?

6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?

7. Что ты любишь делать летом?

8. Назови летние месяца.

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

Задание 2 «Осень».

Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.

 Материал: картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле, саду, огороде.

1. Назови приметы осени.

2. Почему осень называют «золотой порой»?

3. Что происходит с растениями осенью?

4. Что собирают с полей, огородов?

5. Почему осенью становится меньше насекомых?

6. Куда улетают птицы?

7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?

8. Назови осенние месяца.

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

Задание 3 «Зима».

Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни животных. 

Материал: картинки -  медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.

1.Как ты узнаешь, что наступила зима?

2.Что происходит с природой зимой?

3.Почему уснул медведь?

4.Почему на деревьях зимой нет листьев?

5.Куда зимой пропали насекомые?

6.Почему стало меньше птиц?

7.Какие праздники мы отмечаем зимой?

8.Чем ты любишь заниматься зимой на улице?

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

 1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

Задание 4 «Весна».

Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.

Материал: картины весенней природы, животных, растений.

1. Как изменяется природа весной?

2. Что происходит с растениями весной?

3. Почему возвращаются птицы?

4. Как изменяется погода весной?

5. Что весной делают животные?

6. Чем занимается человек весной на своём участке?

7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?

8. Назови весенние месяца.

Инструкция к проведению

Проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1.Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.

2.Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3.Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

«Живая природа»

Задание 1 «Растительный мир».

Цель: выяснить представление о разнообразии растительного мира, производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.

Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.

1.Расскажи, чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

2.Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.

3.Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4.Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным   условиям жизни?

5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?                

6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.

7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?

8.Назови органы растения и их функции.

9.Назови стадии развития и роста растения.

10.Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.       

11.Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

12.Для чего растениям нужна вода?

13.Почему нужно рыхлить и удобрять почву?

14.Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?

Инструкция к проведению

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

1.Ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.Ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов 

    воспитателя – 2 балла.

3.Ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать по 

    картинке – 1 балл.

Высокий уровень -  40 – 45 баллов.

Средний уровень – 25 – 30 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Задание 2 «Животный мир»

Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.

Материал: картинки с изображением животных разных классов, домашних и диких животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка).            

1.Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?

2.Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они кормятся?

3.Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему рыбы могут жить только воде?

4.Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?

5.Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?

6.Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?

7.Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?                

8.Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?

9.Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.

11.Разложи картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?

12.Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?

13.Сравни живую рыбку с игрушечной.

14.Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?

Инструкция к проведению

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

1.Ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.Ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.

3.Ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать по 

   картинке – 1 балл.

   Высокий уровень -  40 – 45 баллов.

   Средний уровень – 25 – 30 баллов.

   Низкий уровень – 10 – 15 баллов.


Методическое обеспечение.

  1. Артемова Л.Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 г.
  2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 г.
  3. Бондаренко Т.М. «Конспекты занятий во второй младшей группе», Воронеж, 2007 г.
  4. Бондаренко Т.М. «Конспекты занятий в средней группе», Воронеж, 2007г.
  5. Бондаренко Т.М. «Конспекты занятий в старшей группе», Воронеж, 2007г.
  6. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург, 2007г.
  7. Гризик Т. «Познаю мир» - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». www/vospitalochka/ru и др.
  8. Калегина Н.Г. «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников"» Книжный дом Казань – 1994 г.
  9. Карпухина. Н.А. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада», Воронеж, 2007 г.
  10. Николаева С.Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания дошкольников -М.: Мозаика-Синтез, 2002 г.
  11. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада\ С.Н.Николаева: Просвещение- 1999 г.
  12. Николаева С.Н. "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве", Москва 1995 г.
  13. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников «От рождения до школы» - инновационная программа дошкольного образования под редакцией Веракса Н. Е.
  14. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  15. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.
  16. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  17. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп.: Мозаика-Синтез; Москва, 2009 г.

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания\ Автор составитель Николаева С.Н.-М.:ООО Фирма<<Издательство АСТ>>- 1998 г.


Приложение 2

.

Диагностические карты

по экологическому воспитанию дошкольников.


Средний дошкольный возраст.

Ф. И.

ребенка

Знает

название

города,

домашний

адрес

Называет животных, обитающих в регионе

Называет растения растущие в регионе

Называет времена года, основные признаки

Знает о значении

для здоровья утренней гимнастики, закаливания

соблюдает режима дня

Знает правила поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми,

ядовитыми растениями.

Знает правила здорового

образа жизни

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Старший дошкольный возраст.

Ф.И. ребенка

Знает название

города,

домашний

адрес.

Называет

географические

особенности

города

Знает о

Значении солнца, воздуха воды для человека

Называет

животных, обитающих в регионе.

Называет

растения, растущие в регионе

Называет времена года, месяцев и их последовательность

Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдении  режима дня.

Знает правила поведения в лесу, на водоемах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Подготовительная к школе группа.

Ф. И. ребенка

Знает герб, флаг, гимн России, столицу.

Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни

граждан России

Различает герб и флаг города.

Может назвать некоторые достопримечательности

родного города

Может описать богатства

своего региона. Называет

природные ресурсы

 Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых.

Называет растения, растущие в регионе

Знает правила

поведения в лесу, на

водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.

Знает о принципах

ЗОЖ: двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается и соблюдать

Знает

Умеет выстраивать алгоритм действий в экстремальных

ситуациях (пожар,

наводнение, жара, мороз и др.).

 

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию старших дошкольников "Эколята"

laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинск...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Данная программа заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возра...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию «Юный эколог» в средней группе

Выполнила:  воспитатель  Попова Е.А.Воронеж  2021-2022г. Пояснительная записка      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры...

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"

Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников...