Рабочая программа «Друзья леса» по экологическому воспитанию на 2019-2020 учебный год (подготовительная группа)
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Пенкина Оксана Александровна

Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Работа по данной программе реализуется в разных видах детской деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, занятийной, практической, художественной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_druzya_lesa.docx46.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА»

(МБОУ «АСОШ №2»)

659653 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с.Алтайское, ул.З. Космодемьянской,46,

адрес электронной почты: altviсhenka@mail.ru

Рабочая программа «Друзья леса»  по экологическому воспитанию

На 2019-2020 учебный год

(подготовительная группа)

Разработала:

Пенкина О.А., воспитатель

Алтайское 2019

Содержание7

Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………3

Раздел 2.  Комплексно – тематическое планирование (6-7лет) ………………………...………………………………5

Раздел 3.  Календарно – тематическое планирование (6-7 лет) ………………………...………………………………6

Раздел 4.  Учебно-методический комплекс...…………………………………………………………………………….13

Раздел 1. Пояснительная записка

     

    Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

    В процессе ознакомления с законами природы нужно формировать в детях ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности; не запрещать действовать, а подвести к пониманию осознанного отношения к природе и умения самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней. Следует показать детям, что живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог; великий зодчий и строитель, непревзойдённый метеоролог. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. Человек должен учиться у природы.

     Крайне важно показать ребёнку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором мы живём. Именно родная природа является богатейшим источником экологического воспитания дошкольников, которое тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением удивляться и сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира.

      Работа по данной программе реализуется в разных видах детской деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, занятийной, практической, художественной.

Цель – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

  • воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней;
  • формировать знания о природе;
  • прививать начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;
  • вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • развивать познавательный интерес у детей;

Тип программы: программа дошкольного образования

Статус программы: рабочая программа по экологии «Друзья леса».

Режим деятельности:

Категория

Сроки освоения

                                                   Объём времени (ч)

        Неделя

            Месяц

                   Год

Дети 6-7 лет

1 год

2

9

70

Методы педагогической диагностики (мониторинга): карта наблюдений

Требования к уровню освоения рабочей программы:

После проведенной работы планируется, что дети должны знать:

  • что нужно разумно относиться к родной природе;
  • что нужно охранять окружающую среду.

Уметь:

  • видеть красоту природы вокруг себя;
  •  проявлять самостоятельность и активность в процессе познания живого.

Раздел 2.  Комплексно-тематическое планирование.

Срок проведения

Тема месяца

Сентябрь

         Откуда появились леса?

          Осень в лесу.

Октябрь

           Как устроен лес?

Ноябрь

           Какие бывают леса?

 

Декабрь

          Лиственные леса.

          Зима в лесу.

Январь

          Хвойные леса.

Февраль

          Смешанные леса.

Март

          Какую пользу приносит лес?

Апрель

          Научитесь беречь лес.

           Весна в лесу.

Май

          Что вы знаете о русском лесе?

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

Тема мероприятия

Цель

Дата проведения

Форма проведения

Количество занятий

Тема месяца: «Откуда появились леса? Осень в лесу.»

1.Как возникли леса?

Познакомить детей с тем, как и когда возникли леса. Дать знания об условиях произрастания предков современных деревьев. Способствовать развитию познавательного интереса.

1-я нед. сентября

Просмотр презентации. Рассказ педагога.

2

2.Какие деревья растут в современных лесах?

Закреплять и расширять знания детей о деревьях, произрастающих в современных лесах. Развивать логическое мышление.

2-я нед. сентября

Виртуальная экскурсия. Беседа.

2

3.Осень в лесу.

Дать детям представление о лесе, как о природном сообществе, научить понимать причины листопада, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни леса.  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

3-я нед. сентября

Наблюдение.

Беседа.

2

4Какие животные живут в лесу?

Научить детей искать необходимую информацию с помощью взрослых. Развивать коммуникативные навыки, умение делиться полученной информацией с окружающими.

4-я нед. сентября

Детские сообщения.

2

             

                                     Тема: «Как устроен лес?»

1.Лесные этажи.

Расширять представления о разнообразии природного мира, о том, как устроен лес. Учить детей с помощью картинок и иллюстраций природных объектов, схематично изображать природные зоны леса.

1-я нед. октября

Практическое занятие.

2

2.Что такое опушка?

Расширять представление о лесных зонах. Подводить к умению самостоятельно делать выводы об охране окружающей среды.

2-я нед. октября

Рассматривание фотографий, иллюстраций.

2

3.Лесная чаща.

Продолжать знакомить детей с лесом как природным сообществом. Формировать познавательный интерес. Развивать умение сравнивать. Воспитывать экологическую культуру.

3-я нед. октября

Рассматривание фотографий, иллюстраций.

2

4.Чем отличается лесная поляна от чащи леса?

Развивать умение сравнивать информацию, делиться информацией с окружающими. Развивать коммуникативные навыки познавательный интерес.

4-я нед. октября

«Круглый стол»

2

5.Это интересно.

Развивать умение делиться интересной информацией о лесах с детьми других групп, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

5-я нед. октября

Устный журнал.

1

Тема: «Какие бывают леса?».

1.Бывают ли у леса враги?

Формировать представление о том, что и у леса есть враги. С помощью энциклопедии выяснить кто и чем может вредить лесу. Развивать познавательный интерес к природе.

1-я – 2-я нед. ноября

Работа с энциклопедией «Я познаю мир»

Исследовательская деятельность.

2

2.Какие леса произрастают на нашей планете?

Познакомить детей с многообразием лесов на нашей планете. Систематизировать и расширить знания детей о разных деревьях (особенности строения, способы приспособления к условиям окружающей среды).  Способствовать развитию познавательного интереса.

2-я – 3-я нед. ноября

Виртуальная экскурсия.

2

3. «Урок мышления».

Расширять кругозор детей, развивать логическое мышление, внимание, память. Учить быстро находить ответ на вопрос.

3-я – 4-я нед. ноября

Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

2

4. Тайга.

Дать детям представление о природных условиях тайги. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы.

4-я нед. ноября

Видеожурнал.

2

Тема: «Лиственные леса. Зима в лесу.».

 1.«Эх, снег – снежок…»

Дать детям представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни животных зимой. Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность.

1-я нед. декабря

Наблюдение. Исследовательская деятельность.

2

2.Поделки из снега.

Учить воспитанников использовать знания о свойствах снега при изготовлении снежных фигур. Способствовать развитию творческого воображения. Воспитывать трудолюбие, желание участвовать в общем деле.

2-я – 3-я нед. декабря

Оформление участка снежными фигурами, участие в конкурсе зимних участков.

4

3.Какие деревья растут в лиственных лесах?

Расширять представление о многообразии деревьев и их значении в природе. Развивать любознательность, активность. Воспитывать бережное отношение к природе.

4-я нед.

декабря

Тематическая беседа.

2

Тема: «Хвойные леса».

1.Как растения в лесу переносят зимнюю пору?

Дать детям обобщённые представления о растениях и об их состоянии в зимний период. Закреплять знания о зависимости растений от условий внешней среды. Конкретизировать и углублять представления о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования. Развивать экологическое мышление.

2-я – 3-я нед. января

Экскурсия в зимний дендрарий.

2

2 Какие деревья растут в хвойном лесу?

Упражнять детей в определении деревьев по силуэтам. Учить определять дерево по цвету и поверхности коры, по расположению веток. Развивать экологическое мышление. Воспитывать любовь к родной природе.

3-я – 4-я нед. января

Исследовательская деятельность.

2

3.Почему хвойные деревья всегда зелёные?

Расширять представления детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать желание защищать и сохранять окружающую среду.

4-я – 5-я нед. января

Наблюдение. Беседа.

2

                                                                    Тема: «Смешанные леса».

1.Какие деревья растут в смешанных лесах?

Способствовать развитию логического мышления детей и основ экологических знаний.

1-я нед. февраля

Дидактические игры.

2

2.Какие условия нужны для роста деревьев в лесу?

Закрепить знания детей о том какие условия необходимы для роста деревьев лесу. Развивать умение сравнивать. Воспитывать экологическую культуру.

2-я нед. февраля

Исследовательская деятельность.

2

3. «Экологическая разминка»

Способствовать развитию логического мышления детей и основ экологических знаний. Воспитывать экологическую культуру.

3-я нед. февраля

Дидактические игры: «Парочки», «Экологическое лото» и др.

2

4.Моё любимое дерево.

Учить детей передавать красоту родной природы в рисунке разными изобразительными материалами. Развивать творческие способности детей. Воспитывать художественный вкус.

4-я нед. февраля

Рисование деревьев разными изобразительными материалами.

2

                                                                     Тема: «Какую пользу приносит лес?»

1..Чем полезны деревья?

Учить детей находить нужную информацию вместе с родителями в разных источниках и делиться ею с окружающими. Воспитывать культуру поведения.

1-я нед. марта

Сообщения детей.

2

2.Покормите птиц зимой».

Углублять представления детей о птицах как о живых существах, их предпочтениях в корме. Развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость. Вызвать у детей желание помочь птицам зимой и привлечь к этой акции окружающих.

2-я нед. марта

Экологическая акция.

2

3. Птичья столовая.

Учить детей изготавливать кормушки для птиц своими руками из подручных материалов. Вызвать положительный эмоциональный отклик от выполняемой деятельности. Прививать трудолюбие. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

3-я нед. марта

Изготовление кормушек.

2

4.Почему так говорят?

Учить детей объяснять смысл пословиц и поговорок о лесе. Развивать логическое мышление, умение доказывать свою точку зрения. Развивать коммуникативные навыки.

4-я нед. марта

Работа над пословицами.

2

Тема: «Научитесь беречь лес. Весна в лесу.»

1.Правила поведения в лесу.

Подвести воспитанников к пониманию того, что в лесу необходимо соблюдать определённые правила поведения. Стимулировать проявление любознательности. Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

1-я нед. апреля

Практическое занятие.

2

2. «В царстве Берендея.»

Используя игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию.

2-я нед. апреля

Экологическая сказка. (обыгрывание по ролям)

2

3.Заповедные леса.

Учить детей находить информацию вместе с родителями в разных источниках о лесах, в которых нельзя охотиться и рубить деревья, и делиться ею с окружающими. Воспитывать культуру поведения и общения.

3-я нед. апреля

Детские сообщения.

2

4.Как выращивают леса?

Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности.

4-я нед. апреля

Рассказ воспитателя.

Беседа.

2

5. Весна в лесу.

Познакомить детей с весенними изменениями в лесу. Способствовать эмоциональным реакциям на пробуждение природы, наступление тепла.

5-я нед. апреля

2

                                                                           Тема: «Что вы знаете о лесе?»

1.Придумывание загадок о лесе и его обитателях.

Расширять представление о многообразии растительного и животного мира. Развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес.

1-я нед.мая

Уроки мышления.

2

2. Лесоводы и лесники.

Познакомить детей с профессией человека, охраняющего лес, а также с профессией людей, занимающихся выращиванием лесов. Вызвать у детей желание стать в будущем лесниками и лесоводами.

2-я нед. мая

Практические занятие.

3

3. Почему лес называют «зелёными легкими» планеты?

Учить детей рассуждать на предложенную тему, отстаивать свою точку зрения. Развивать умение внимательно слушать высказывание товарищей. Воспитывать уважение к окружающим.

3-я нед. мая

Устный журнал.

2

4. «Друзья леса».

Воспитывать желание принимать активное участие в празднике у всех детей. Создать у воспитанников радостное настроение.

4-я нед. мая

Праздник

1

4. Учебно-методический комплекс

  1. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011
  2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. – ООО ТЦ «Сфера», 2008
  4. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – ООО ТЦ «Сфера», 2010
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живёт. – ООО ТЦ «Сфера», 2013
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. – ООО ТЦ «Сфера», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по организованной образовательной деятельности "Физическая культура" 2019-2020 учебный год

Работа  по физическому воспитанию в ДОУ ведётся по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., В...

Рабочая программа педагога-психолога Мальковой Н.В. на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС ДО. Данная программа содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА МУШКОВОЙ Е.А НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №73»                             ...

Рабочая программа для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫобщеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 летна 2019 – 2020 учебный год...

Перспективный план работы с родителями на 2019 – 2020 год учебный год (подготовительная к школе группа)

Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и ...

Сравнительные диаграммы по экологическому воспитанию за 2019 -2020 и 2020 - 2023 г.г.

В сентябре 2019 года была проведена педагогическая диагностика (методика Н.С. Николаевой), которая выявила снижение уровня развития воспитанников по вопросам экологического воспитания.Учитывая получен...