Конспект занятия с элементами экспериментирования " Волшебство бумаги".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 

Конспект занятия с элементами экспериментирования

Тема занятия: «Волшебство бумаги»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами экспериментирования

 в подготовительной группе в МКДОУ №22 г. Аши

Власовой Оксаны Владимировны

  1. Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
  2. Тема занятия: «Волшебство бумаги»
  3. Программное содержание:

 Образовательная задача:

Уточнять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах

Развивающая задача:

Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).

Воспитательная задача:

Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, умение доводить начатое дело до конца.

Словарная работа на занятии: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы

Предшествующая работа с детьми: знакомство с историей появления бумаги, рассматривание иллюстраций по теме

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня возле нашего садика нашла сумку, на ней написано «Почта». Ребята, как вы думаете чья она?

Дети: Почтальона

Воспитатель: Верно, посмотрим, что же в ней! А тут письмо, а в нем загадка:

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.

 Что это? Догадайтесь сами!

Дети: Бумага

Ход занятия:

Воспитатель: Правильно ребята, это бумага. Сегодня мы с вами будем проводить опыты с бумагой. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду. Где применяют бумагу?

Дети: Мы на ней рисуем, книги из бумаги, есть пекарская бумага и т.д.

Воспитатель: Верно. Но писать и рисовать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. (воспитатель по презентации рассказывает историю  происхождения бумаги).

Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой. У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

Бумага применяется во всех сферах жизни, ее применяют по-разному, а еще у каждой бумаги  свое название. В сумке почтальона еще, что то лежит. Давайте достанем все оттуда. (воспитатель достает разные виды бумаги). Возьмите каждый одну из бумаг, рассмотрите ее и назовите для чего она нам нужна. (салфетка, картон, альбомная, обои, фантик, пергамент).

Дети: в фантик заворачивают конфеты, из картона мы делаем подделки, коробки, в альбоме мы рисуем и т.д.

Воспитатель: Молодцы, все верно назвали. Ребята, давайте проведем опыт и посмотрим мнется ли бумага. Возьмите каждый по листу бумаги, попробуйте ее смять. У всех бумага смялась?

Дети: Да

Воспитатель: А всем было легко смять?

Дети: Нет

Воспитатель: А почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно?

Дети: тонкая бумага мнется легко, а картон трудно.
Воспитатель: Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Значит какой мы с вами можем сделаем вывод? Вся бумага мнется. А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?

Дети: Да
Воспитатель: Какой делаем вывод?

Дети: Бумага рвется.

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по нашей группе, найдите и принесите по  одному предмету, сделанному из бумаги.

(Дети приносят предметы и раскладывают их на столе, сами садятся на  стульчики вокруг стола).

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, сколько оказывается разных и нужных вещей сделано из бумаги. Подумайте и скажите, а мебель, одежда или дом может быть сделан из бумаги?

Дети: Нет, потому что бумага не прочная.

Воспитатель: Верно, вы правильный сделали вывод, если бумага рвется, то она не прочная и дом или мебель из нее не получиться. Ну а что касаемо одежды, мне кажется, что из бумаги можно делать ее или я ошибаюсь?! Давайте проведем еще один опыт и поймем ошибаюсь я на счет одежды или нет! Ребята, в следующем опыте нам необходимо проверить мокнет ли бумага. Что нам необходимо чтобы провести этот опыт?

Дети: вода и листки бумаги.

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Вы выберите любой лист бумаги и опустите его в воду. И смотрите, что происходит?

Дети: Бумага намокает

Воспитатель:  У всех бумага намокла?

Дети: да

Воспитатель: Какая бумага намокла быстрее?

Дети: салфетки и газета, они распались в воде.

Воспитатель: Верно, а картон тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Делаем вывод?

Дети: Бумага намокает и распадается.

Воспитатель: Так я права или ошибаюсь, что смогу сшить из нее одежду?

Дети: Ошибаетесь, при попадание в бумажной одежде под дождь, ваша одежда просто исчезнет.

Воспитатель: Правильно, умницы! Но все таки я хочу вам доказать, что и бумага может быть прочный. Например, маленький бумажный мост между двумя стаканами выдержит вес яблока!
Дети: Не выдержит, яблоко намного тяжелее бумаги.

Воспитатель: А я вам сейчас это докажу. (воспитатель ставит два стакана, из бумаги собирает гармошку и делает мост между стаканами, затем кладет сверху яблоко, мост удерживает яблоко). Вот видите, как думаете почему бумага выдержала яблоко?

Дети: Из-за того что сложена гармошкой

Воспитатель: Верно. Рёбра жёсткости, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и мост смог выдержать яблоко. Мы с вами так много провели опытов. Давайте немного отдохнем. А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает». Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы  хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова:  книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал, куртка, коробка).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо сегодня потрудились, так давайте назовем, какими же свойствами обладает бумага?

Дети: бумага мнется, рвется, растворяется в воде.

Воспитатель: Верно. А еще бумага – это отличный материал для подделок. Так как за окном уже лежит снег, я предлагаю вам сделать красивые снежинки для наших окон в группе.

Дети с воспитателем вырезают снежинки, после чего украшают окна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами экспериментирования.

Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Круглый год"

Конспект занятия для детей 5-6 лет. На данном занятии дети учаться устанавливать законномерности в природе; закрепляют знания о приметах осени и зимы; у детей формируется представление о планете Земля...

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Круглый год"

Конспект занятия для детей 5-6 лет. На данном занятии дети учаться устанавливать законномерности в природе; закрепляют знания о приметах осени и зимы; у детей формируется представление о планете Земля...

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Бумага и её свойства"

Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. Уточняются и расширяются представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Дети знакомятся с  историей появления бума...

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Царство трёх ветров»

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Царство трёх ветров»...

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Волшебство воздуха» в старшей группе.

Познакомить детей с понятием и свойствами воздуха, его ролью в жизни человека....