Картотека игр по экологии
картотека по окружающему миру

Поезжаева Вера Валерьевна

картотека игр экологического содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_ekologii.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

игр по экологии

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепить умения детей классифицировать.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением насекомых и животных.

Ход игры:

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра с мячом «Знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.

Материалы и оборудование:

мяч.

Ход игры:

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

голубая ткань или бумага (пруд),

несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Ход игры:

детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Цепочка»

Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением объекта живой и неживой природы.

Ход игры:

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

Цель: развивать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением животных,

карточки с изображением мест обитания различных животных.

Ход игры:

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Цель: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.

Ход игры:

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование:

игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

«Выбери нужное»

Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование:

картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.

Ход игры:

На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Игра "Птица без гнезда".

Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.

Ход игры:

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладёт руки на плечи впе реди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится за нять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы выле тают только на счёт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Игра "Пищевые цепочки"

Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Материалы и оборудование:

карточки с силуэтами обитателей луга.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Материалы и оборудование:

карточки с силуэтами обитателей водоёма,

Ход игры:

Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы и оборудование:

предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Ход игры:

Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.


Игра «Фотограф»


  
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
Ход игры:

«Хорошо ли я фотографирую».
   Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит  «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши), предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что «сфотографировала»  «камера»?
Что хотел  «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
   Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.
  Второй вариант: «Мгновенная фотография».
   Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера»   мгновенно открывает и закрывает глаза).  Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).


Игра «Звуки»


  
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).
Материалы и оборудование:

Различные звуки природы.

Ход игры:

 Воспитатель даёт задание:
   «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все  пять пальцев  будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».  
  Воспитатель задаёт  детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
  В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).

Игра «Повтори»

  Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Ход игры:
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
   Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
   В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков

Игра «Угадай, кто я»

 Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Ход игры:
   Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
   Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.

Игра «Чудесный мешочек»

 Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Материалы и оборудования:

мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Ход игры:
    Первый вариант: «Опиши и угадай».
  Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
  Второй вариант:  «Спроси и угадай».
  Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Какой оно формы?
Сколько у этого предмета углов?
   Третий вариант:  «Угадаем вместе».
   В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.



Игра «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Материалы и оборудование:

фланелеграф,

нарисованные веточки яблони ,крыжовника, груши, и их плоды и листья.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.


Игра «Две корзины»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы.

Материалы и оборудования:

муляжи овощей и фруктов, 2 корзины.

Ход игры:

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

Игра «Угадай, что в руке?»

Цель: развивать сенсорные ощущения.

Материалы и оборудование:

муляжи фруктов.

Ход игры:

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять знания об овощах.

Материалы и оборудование:

картинки с изображением овощей.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта        Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух.     Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...

Картотека опытов по экологии

Картотека опытов по экологии...

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

картотека игр по экологии

подборка по темам...