Конспект "Путешествие в город народных игрушек"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Голубева Наталья Владимировна

Расширить  представления детей о народном искусстве на примере народных игрушек (дымковские, каргопольские и матрешка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_gorod_narodnyh_igrushek.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в город народных игрушек»

Для детей средней  группы

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Форма организация НОД: совместная деятельность воспитателя с детьми

Цель: Расширить  представления детей о народном искусстве на примере народных игрушек (дымковские, каргопольские и матрешка).

Задачи: Формировать  знания о характерных особенностях дымковских, каргопольских игрушек, о матрешке; развивать связную речь детей; активизировать словарный запас; воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа

Индивидуальная работа: С Машей И. рассмотреть дымковскую игрушку, описать её.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический

Материал и оборудование: презентация, макеты домов, игрушки (дымковские, каргопольские), матрешки, музыкальное сопровождение – русские народные мелодии, изображения матрешек для дидактической игры.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о народных промыслах

Планируемые результаты: запомнить характерные особенности народных игрушек

Ход НОД

Воспитатель:  Доброе утро, ребята! (включается народная музыка)

Упражнение «С добрым утром».

Собрались все дети в круг. Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём (ходьба по кругу)

С добрым утром, глазки! (дети прикрывают глаза ладошкой)

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! (дети прикрывают уши ладошкой)

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! (дети трут ладони)

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! (топаем ногами)

Вы проснулись?

Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают.

Ура, мы проснулись! (прыжок на месте)

Мотивация

Воспитатель: Ребята, давным-давно, когда не было магазинов,  всё покупали на базарах и ярмарках. (слайд 2) У детей не  было столько игрушек, как у вас сейчас.  Родители придумывали детям игрушки сами.  Вот посмотрите, куколка из соломы, кукла из тряпочек (слайд 3,4).

Я приглашаю вас сегодня отправиться в город древних  мастеров, город, где живут и работают люди-мастера. Как вы думаете, что эти мастера изготавливают для детей? (ответы детей)

Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз, ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём, за вагончиком вагон.
Я колёсами кручу, прокатить вас всех хочу,
Чух- чух, ту- ту- ту, вас на ярмарку везу.

Основная часть

Воспитатель:  Вот мы и добрались…  В красивом городе на улице стоят три  домика. Посмотрите, ребята.. И живут в этих расписных  домиках  веселые игрушки. Хотите с ними познакомиться? (слайд 5)

Воспитатель: Дети в первом домике как вы думаете какие народные игрушки живут? (Дымковские игрушки)  (слайд 6,7,8)

Вопросы для детей:

- Из какого материала их мастер изготовил? (Из глины).

- А как их изготавливает мастер? (Ответы детей).

- Каким узором  они украшены? (Кружочки, точки, полоски).

- Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (Ответы детей). 

Воспитатель: Давайте ненадолго мы превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Подвижная игра «Дымковские игрушки».

Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, Воспитатель произносит «Баран», «Петух», «Олень»

Воспитатель: У нас ребята ещё есть второй дом на нашей улице, посмотрите на него (слайд9)

В этом домике живут Каргопольские игрушки, давай те и с ними познакомимся (слайд 10,11)

Предлагаю сравнить Дымковскую игрушку и Каргопольскую и выявить сначала сходства (ответы детей)

(Игрушки Дымковскую и Каргопольскую изготавливали из глины, сушили, обжигали в печи, изображали людей и животных)

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите отличия между игрушками? (Ответы детей)

(Отличия по форме игрушек и цветам, используемых  для росписи, а также отличаются узоры.  Дымковские - яркие игрушки, цвета в них красные, оранжевые, голубые, зеленые, желтые. В цветовую гамму росписи Каргопольской игрушки входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета.)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим заданием, а теперь предлагаю отдохнуть и поиграть в хороводную народную игру «Заинька».

Ну ка за руки берись, хоровод заводись.

Физминутка

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи, вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись, вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак покланись, вот так-этак покланись.

(движения согласно тексту)

Воспитатель: А теперь ребята, Вам интересно посмотреть, кто живёт в другом доме в городе Мастеров? (ответы детей)

Я думаю, вы сами догадаетесь, какая народная игрушка проживает во третьем доме?! (слайд 12,13)  (правильно, матрёшка)

Воспитатель:  К нам матрёшка пришла не одна, а своих младших сестрёнок привела. (выставляются матрёшки в ряд)

Вопросы для детей:

-Сколько матрешек у нас в ряду?

- А как вы думаете, ребята,  кто сделал таких красивых матрёшек? (Мастера-умельцы).

- А  из какого материала? (Из дерева). 

- Ребята,  во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки).

- Почему матрешки помешаются одна в другую? (ответы детей)

Воспитатель: Показывает 14 слайд и рассказывает о русской матрёшки.

Ребята давайте поиграем с нашими матрёшками

Дидактическая игра  «Собери матрешки»

Детям предлагается собрать матрёшки из двух частей, подбирая по цвету и рисункам на сарафанах. (похвалить детей после  проделанной работу)

Как быстро время пролетело, пора возвращаться в детский сад! А довезет нас лошадка!     Дети «садятся на лошадок» и проезжают по группе.

Рефлексия: Воспитатель: Ребята,  вот мы и приехали в детский сад. А где вы  сегодня были, кого видели, что делали? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности для детей старшего возраста лепка по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"

Конспект совместной деятельности лепки из глины по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"....

Мастер - класс для педагогов "Организация игровой деятельности дошкольников с учетом ФГОС ". Изготовление города для игрушек.

Обобщение и дополнение знания педагогов о том, как правильно организовать игровую деятельность дошкольника, а именно, как сформировать у детей способность к принятию собственных решений, опираясь на с...

Открытое занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи " Строим город для игрушек".

Целями данного проекта являются обобщение, дополнение и использование знаний детей ( строительные профессии, строительные материалы, этапы постройки дома, интерьер) и развитие речи по данным тем...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию речи «Город для игрушек» с элементами конструирования

Цель: формирование умений научиться создавать схему постройки и конструировать ее по заданной теме.Задачи:1. Отрабатывать умения составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблицы.2.  ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы по формированию целостной картины мира «Город для игрушек».

Занятие направлено на развитие стойкого познавательного интереса к изучению родного города, развитие социальных навыков (умение работать в группе)....

Пересказ последней главы сказки "Путешествие в город Сломанных Игрушек" в старшей группе

Совершенствование навыков пересказывания последней главы сказки "Путешествие в город Сломаных игрушек"...

Мастер класс: «Изготовление народных игрушек как средство знакомства с традициями народной культуры»

Цель: познакомить участников мастер-класса с народной традиционной куклой.Задачи:привлекать внимание к русской народной культуре;заинтересовать разнообразием обрядовых кукол и оберегов, и их назначени...