Конспект "Путешествие в город народных игрушек"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Голубева Наталья Владимировна

Расширить  представления детей о народном искусстве на примере народных игрушек (дымковские, каргопольские и матрешка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_gorod_narodnyh_igrushek.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в город народных игрушек»

Для детей средней  группы

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Форма организация НОД: совместная деятельность воспитателя с детьми

Цель: Расширить  представления детей о народном искусстве на примере народных игрушек (дымковские, каргопольские и матрешка).

Задачи: Формировать  знания о характерных особенностях дымковских, каргопольских игрушек, о матрешке; развивать связную речь детей; активизировать словарный запас; воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа

Индивидуальная работа: С Машей И. рассмотреть дымковскую игрушку, описать её.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический

Материал и оборудование: презентация, макеты домов, игрушки (дымковские, каргопольские), матрешки, музыкальное сопровождение – русские народные мелодии, изображения матрешек для дидактической игры.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о народных промыслах

Планируемые результаты: запомнить характерные особенности народных игрушек

Ход НОД

Воспитатель:  Доброе утро, ребята! (включается народная музыка)

Упражнение «С добрым утром».

Собрались все дети в круг. Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём (ходьба по кругу)

С добрым утром, глазки! (дети прикрывают глаза ладошкой)

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! (дети прикрывают уши ладошкой)

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! (дети трут ладони)

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! (топаем ногами)

Вы проснулись?

Глазки смотрят, ушки слушают, ручки хлопают, ножки топают.

Ура, мы проснулись! (прыжок на месте)

Мотивация

Воспитатель: Ребята, давным-давно, когда не было магазинов,  всё покупали на базарах и ярмарках. (слайд 2) У детей не  было столько игрушек, как у вас сейчас.  Родители придумывали детям игрушки сами.  Вот посмотрите, куколка из соломы, кукла из тряпочек (слайд 3,4).

Я приглашаю вас сегодня отправиться в город древних  мастеров, город, где живут и работают люди-мастера. Как вы думаете, что эти мастера изготавливают для детей? (ответы детей)

Все за мною становитесь, друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз, ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём, за вагончиком вагон.
Я колёсами кручу, прокатить вас всех хочу,
Чух- чух, ту- ту- ту, вас на ярмарку везу.

Основная часть

Воспитатель:  Вот мы и добрались…  В красивом городе на улице стоят три  домика. Посмотрите, ребята.. И живут в этих расписных  домиках  веселые игрушки. Хотите с ними познакомиться? (слайд 5)

Воспитатель: Дети в первом домике как вы думаете какие народные игрушки живут? (Дымковские игрушки)  (слайд 6,7,8)

Вопросы для детей:

- Из какого материала их мастер изготовил? (Из глины).

- А как их изготавливает мастер? (Ответы детей).

- Каким узором  они украшены? (Кружочки, точки, полоски).

- Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (Ответы детей). 

Воспитатель: Давайте ненадолго мы превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Подвижная игра «Дымковские игрушки».

Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, Воспитатель произносит «Баран», «Петух», «Олень»

Воспитатель: У нас ребята ещё есть второй дом на нашей улице, посмотрите на него (слайд9)

В этом домике живут Каргопольские игрушки, давай те и с ними познакомимся (слайд 10,11)

Предлагаю сравнить Дымковскую игрушку и Каргопольскую и выявить сначала сходства (ответы детей)

(Игрушки Дымковскую и Каргопольскую изготавливали из глины, сушили, обжигали в печи, изображали людей и животных)

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите отличия между игрушками? (Ответы детей)

(Отличия по форме игрушек и цветам, используемых  для росписи, а также отличаются узоры.  Дымковские - яркие игрушки, цвета в них красные, оранжевые, голубые, зеленые, желтые. В цветовую гамму росписи Каргопольской игрушки входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета.)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим заданием, а теперь предлагаю отдохнуть и поиграть в хороводную народную игру «Заинька».

Ну ка за руки берись, хоровод заводись.

Физминутка

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи, вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись, вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак покланись, вот так-этак покланись.

(движения согласно тексту)

Воспитатель: А теперь ребята, Вам интересно посмотреть, кто живёт в другом доме в городе Мастеров? (ответы детей)

Я думаю, вы сами догадаетесь, какая народная игрушка проживает во третьем доме?! (слайд 12,13)  (правильно, матрёшка)

Воспитатель:  К нам матрёшка пришла не одна, а своих младших сестрёнок привела. (выставляются матрёшки в ряд)

Вопросы для детей:

-Сколько матрешек у нас в ряду?

- А как вы думаете, ребята,  кто сделал таких красивых матрёшек? (Мастера-умельцы).

- А  из какого материала? (Из дерева). 

- Ребята,  во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки).

- Почему матрешки помешаются одна в другую? (ответы детей)

Воспитатель: Показывает 14 слайд и рассказывает о русской матрёшки.

Ребята давайте поиграем с нашими матрёшками

Дидактическая игра  «Собери матрешки»

Детям предлагается собрать матрёшки из двух частей, подбирая по цвету и рисункам на сарафанах. (похвалить детей после  проделанной работу)

Как быстро время пролетело, пора возвращаться в детский сад! А довезет нас лошадка!     Дети «садятся на лошадок» и проезжают по группе.

Рефлексия: Воспитатель: Ребята,  вот мы и приехали в детский сад. А где вы  сегодня были, кого видели, что делали? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности для детей старшего возраста лепка по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"

Конспект совместной деятельности лепки из глины по мотивам народных игрушек "Дымковская коняшка"....

История возникновения народных игрушек и игр, их применение в системе образования.

  В различных формах игра сопровождает человечество в течение всего его исторического развития с древних времён и до наших дней. Аристотель, известный  мыслитель античности, отмечал в...

Мастер - класс для педагогов "Организация игровой деятельности дошкольников с учетом ФГОС ". Изготовление города для игрушек.

Обобщение и дополнение знания педагогов о том, как правильно организовать игровую деятельность дошкольника, а именно, как сформировать у детей способность к принятию собственных решений, опираясь на с...

Открытое занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи " Строим город для игрушек".

Целями данного проекта являются обобщение, дополнение и использование знаний детей ( строительные профессии, строительные материалы, этапы постройки дома, интерьер) и развитие речи по данным тем...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию речи «Город для игрушек» с элементами конструирования

Цель: формирование умений научиться создавать схему постройки и конструировать ее по заданной теме.Задачи:1. Отрабатывать умения составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблицы.2.  ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы по формированию целостной картины мира «Город для игрушек».

Занятие направлено на развитие стойкого познавательного интереса к изучению родного города, развитие социальных навыков (умение работать в группе)....