КВЕСТ-ИГРА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
статья по окружающему миру

Елена Адамовна Пасько

Квест - игра, имеет четко поставленную дидактическую задачу и игровой замысел, у нее есть руководитель и четкие правила.  Она  реализуется с целью повышения у детей дошкольного возраста уровня определенных знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_kak_effektivnoe_innovatsionnoe_1.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

КВЕСТ-ИГРА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

                                                                                                                                          ФИО

                                                                                                                        Пасько Елена Адамовна

Должность

воспитатель

Место работы

МДОУ «ЦРР д/с №4 п.Майский.

В ФГОС ДО сказано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его самобытности и уникальности, создание возможностей раскрытия склонностей и способностей.[4]

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия педагогов с воспитанниками, в основе которых лежит активизация самостоятельной деятельности и непосредственное участие детей в воспитательно-образовательном процессе. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности. 

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игра ребенка связана со всеми видами его деятельности и выступает как форма познания, труда, общения, искусства и спорта.[4]

В настоящее время актуальным является то, что воспитатель ДОУ - это творческая личность. Именно творческая сущность определяет выбор форм и средств  его педагогической деятельности. Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет популярными стали квест-игры. Идея квест-игры актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Так как применение данной технологии в современном образовании при реализации ФГОС ключевым условием является использование системного подхода в образовании, к которым несомненной относится квест-технология. Поэтому одной из новых форм в нашей практике являются квест-занятия, проводимые в игровой форме.[1] 

Квест - это игра-приключение, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, у игры есть цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков.[3] 

Главное преимущество квест-игры в том, что такая форма организации образовательного процесса ненавязчиво, в игровой форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. В каждой квест-игре совмещаются элементы, как обучения, так и отдыха.

 Такая форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении имеет ряд преимуществ, что позволяет нам  решить следующие цели и задачи:

– создавать положительный эмоциональный настрой, повышать образовательную мотивацию, развивать инициативу, самостоятельность, и творческие способности;

– всесторонне развивать  дошкольников по различным направлениям;

– воспитывать помощь и взаимовыручку, возможность  действовать в команде, развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач;

– побуждать к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;

– формировать внимательность и смелость;

– обеспечивать интеграцию содержания различных образовательных областей.[2]

Образовательный квест в ДОУ – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дошкольники полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в образовательную деятельность. Игровой квест не только позволяет дошкольникам проявить свои знания и способности, но и способствует развитию коммуникационных навыков между детьми, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Квест - игра, имеет четко поставленную дидактическую задачу и игровой замысел, у нее есть руководитель и четкие правила.  Она  реализуется с целью повышения у детей дошкольного возраста уровня определенных знаний и умений. При планировании и подготовки квест-игры большую  роль играет сюжет и образовательное пространство где будет проходить мероприятие.

Квест-технологии имеют ряд особенностей: воспитательно-образовательные задачи осуществляются через игровую деятельность и несут в себе поисковый характер; внедрение инновационных средств обучения способствуют самовыражению ребенка-дошкольника; мотивируют эмоциональную и интеллектуальную активности детей. Образовательный процесс в детском саду мы стараемся  организовать в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей.

Идей для квест-мероприятий  у педагогического коллектива нашего ДОУ достаточно много, но главное условие – их грамотная реализация. Сценарий квеста должен быть понятен детям и продуман до мелочей. При подготовке и организации квест-игр мы  определяем цели и задачи, при этом учитываем категорию участников (дети, родители), а так же пространство, где будет проходить игра, и после этого начинаем написать сценарий. Самое главное в этом - это заинтересовать дошкольников.  

Так в преддверии Дня космонавтики нами  была организована и проведена познавательная квест-игра «Космический патруль».  Участниками, которой стали дети подготовительной группы. Они продемонстрировали свои знания о космосе, планетах Солнечной системы, космическом пространстве; коллективно выполняли предложенные им задания; выдвигали гипотезы, делали выводы и излагали свои мысли. По окончанию космической квест-игры, дошкольники, своими руками изготовили сувенир – самую красивую планету Солнечной системы «Земля».

  В ФГОС отмечено, что  одним из принципов дошкольного образования является партнерство с семьей, что является  основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.[4]

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квестов в том, что данная форма организации образовательной деятельности дошкольников ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Нами был проведен квест-поход «На поиски здоровья», который проходил на территории детского сада, в преддверии Дня здоровья. Целью этого квеста было формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Детей ждал Здоровичок нашего детского сада, который и попросил помощи. В квест-игре принимали участие старшие группы, то есть две команды. Маршрут дети искали по завязанным заранее ленточкам, у каждой команды свой цвет. Таким образом, каждая команда пошла по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Незнайку, Карлсона, Винни-пуха и Лунтика) и выполняя различные задания, развивающие мотивацию к сбережению своего здоровья.

Квест-технологии  требуют привлечения в их проведение родителей воспитанников. Совместные квест-игры создают условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания.  Эти игры  приносят большую пользу как детям, так и взрослым.

Именно поэтому, в рамках эффективного взаимодействия с родителями в нашей группе было принято решение провести квест-игру для детей и их родителей «В гостях у сказки», чтобы показать эффективные методы и игровые приемы данной технологии. Участниками игры стали семьи наших воспитанников. Команды проявили ловкость, эрудицию, смекалку и взаимовыручку, выполняя разнообразные задания. Увлекательное путешествие по маршруту квест-игры, где на каждой станции участников ждали любимые герои, позволило командам и гостям окунуться в атмосферу волшебного мира любимых сказок. В конце познавательного приключения ребята отыскали сказочный клад и получили массу положительных эмоций и хорошее настроение.

В заключении следует отметить, что квест-игры  очень актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельности ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения ООД  в детском саду в форме квест-игры нестандартна и интересна. Это увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-технологии помогают активизировать педагогов, детей и их родителей.

Таким образом, квест-игры, со своими безграничными возможностями, оказывают неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс в детском саду, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.  Квест-технологии  в воспитательно-образовательном процессе ДОУ представляют собой инновационную технологию, направленную на формирование у дошкольников определенных образовательных навыков.

Список литературы

  1. Акимова Е. В., Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения квест-игры [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф.— Казань: Молодой ученый, 2018
  2. Лебедева Л. В., Протопова С. П. Квест-игры для педагогов дошкольного образования  // Дошкольное  воспитание. — 2017. — №4.
  3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как средство развития дошкольников [Текст] / Н.В. Николаева. - Линка-Пресс Москва, 2017
  4. Польникова Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Польникова - М. : Академия, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Паспортизация кабинетов и групп ДОУ как средство формирования условий реализации требований ФГОС ДО

Создание среды, отвечающей всем этим условиям- задача очень непростая, и для того, чтобы оптимизировать работу старшего воспитателя и педагогов ДОУ по оценке и самооценке созданной в каждой возрастной...

Мастер-класс для педагогов "Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО".

quot;Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процессапри реализации требований ФГОС-ДО"....

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...

Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, ак...

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...

Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)

В аек быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально-адаптированного, акти...

« Квест –игра- как одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДОО по физическому воспитанию».

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания.В практике физического развития и воспитания дете...