Конспект по окружающему миру в средней группе на тему "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анненкова Татьяна Алексеевна

Конспект по окружающему миру в средней группе  на тему "Перелетные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Золотой ключик» г. Кызыла Республики Тыва

Конспект комплексного занятия в средней группе

На тему: « Перелетные птицы »

Выполнила:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Анненкова Татьяна Алексеевна

г. Кызыл-2020г.

Образовательные области:  познавательное развитие, речевое развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,  физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Лексическая тема: Перелетные птицы.

Вид занятия:  Комплексное занятие.

Форма образовательной деятельности:  подгрупповая, индивидуальная.

Цель:  формировать представления о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные задачи:

Уточнить и продолжить закреплять знания детей о перелетных птицах

(грач, скворец, соловей, ласточка, кукушка). Познакомить с новой перелетной  птицей: жаворонок. Продолжить формировать знания об общих признаках птиц (клюв, части тела, перьевой покров). Продолжать учить детей составлять рассказы с помощью  мнемотаблицы.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь детей по теме «Перелетные птицы». Развивать зрительную и словесно-логическую памяти.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброе отношение, желание им помочь.

Планируемый результат:

Дети обогатят знания о видах  и  внешнем виде перелетных птиц, об особенности строения птиц. Научаться составлять описательные рассказы по мнемотаблице. Пополнится и активизируется словарь по теме «перелетные птицы». 

Предварительная работа: просмотр мультфильмов,  рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, работа с дидактическим фартуком в свободной деятельности и в режимных моментах по теме «перелетные птицы». Разучивание п/и «Птицы в  клетке».

Словарная работа: 

Жаворонок,  перелетные птицы.

Методы и приёмы: словесный – беседа, рассказ, вопросы, разгадывание загадки;   метод наблюдения; практический метод - дидактические игры,  «Чем питаются перелетные птицы», «Какой птицы не стало».

Оборудование: Игрушка - гномик Любознайка, тематический фартук, игры из фетра для работы с фартуком  по теме «Перелетные птицы».

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Вводная часть

Организационный момент

- Здравствуйте, детишки!

Девчонки и мальчишки!

Я фартук волшебный сейчас завяжу

И в гости к Любознайке вас приглашу.

Дети подходят к воспитателю.

1 мин.

Основная часть

Выполнение действий по задачам НОД

-Утром рано на полянке повстречался домик Любознайке

Домик новый не знакомый.

Что за дом среди берез, под открытым небом?

Угощает птиц зерном и хлебом?

Что это ребята может быть?

- Так вот Любознаечка, ребята говорят, что это кормушка.

- Да правильно ребята, это кормушка.

- Ребята, Любознайка принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют.

- Кто это?

- Да правильно ребята, это птицы.

-Любознайка, а ты каких птиц знаешь?

-Совсем не знаешь? А ребята знают, и они тебе подскажут.

- Давайте мы поможем Любознайке и вспомним, каких мы с вами знаем птиц.

- Ребята, грач, скворец, соловей, ласточка, кукушка это какие птицы? Перелетные или зимующие?

- А почему их называют перелетные?

- Ребята, а вот и первые гости прилетели к нашей кормушке (воспитатель достает по очереди птиц и показывает детям)

- Кто это?

- Альберт, что есть у птиц?

-Любознайка, а ты знаешь, чем покрыто тело птиц? А давай мы спросим об этом у детей.

- Альберт, чем покрыто тело птиц?

 - Любознайка интересуется, а чем же питаются перелетные птицы.

Д/И «Чем питаются  перелетные птицы» (на фартуке)

Воспитатель предлагает детям найти подходящую картинку, на которой изображен корм для птиц.

-Ой, а кто это к нам прилетел? Ребята и Любознайка, эту птицу называют Жаворонок. Жаворонку вдруг стало интересно, что есть у нас на кормушке.  Окраска жаворонка серо-коричневая, желтоватая. Спина этой птицы серая, оперение живота белое, грудка коричневая, на головке жаворонка красуется небольшой хохолок, а хвостик окаймляют белые перья. Такая окраска называется защитной. В густых зеленых и желто-зеленых травах жаворонка трудно приметить. Где обычно живут жаворонки, знаете? Я вам скажу. Они выбирают для жизни открытые холмистые пастбища или слегка заболоченные равнины.

Жаворонок — перелетная птица. В наши края она прилетает ранней весной. Ещё не зазеленели поля, не проснулись насекомые, а жаворонки в синем небе уже трепещут крылышками и радостно поют. Их песенка похожа то на трель, то на звон колокольчиков. Давайте послушаем, как поет жаворонок. (Воспитатель включает запись пения жаворонка).

Чем же питаются жаворонки в это ранее весеннее время? Они ищут на проталинках личинки насекомых, выбирают из бороздок на полях прошлогодние семена.

-Ребята как называют эту птицу?

-Ксюша, как называют эту птицу?

- Ребята, Любознайка нашел колокольчик и предлагает его тоже положить в кормушку для птиц.

-Нет, Любознайка, птицы колокольчиком не питаются. С колокольчиком можно поиграть. И мы сейчас вами поиграем.

Физминутка «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили  (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели  (улетают», садятся)

 -Любознайка и ребята, а я вам предлагаю еще поиграть в одну игру,  которая называется

Д/И «Какой птицы не стало?»

На фартуке картинки с изображением перелетных птиц. Воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из картинок. Затем воспитатель спрашивает: «Какой птицы не стало?»

- Ребята,  Любознайка хочет больше узнать о перелетных птицах, о ласточке. Давайте мы ему сейчас расскажем о ласточке.

Составление описательного рассказа о ласточке с помощью мнемотаблицы.

-А расскажут сейчас нашему Любознайке о ласточке  Вова, Намчалмаа, Анжелика.

- Любознайка говорит вам спасибо, за то, что ему рассказали про ласточку. Теперь он никогда не перепутает ее с другой птицей.

Дети: Это кормушка.

Дети: Это птицы.

Любознайка: я не знаю птиц.

Дети называют птиц.

Дети: Это перелетные птицы.

Дети: потому что они улетают от нас на зиму в теплые края.

Дети: отвечают в зависимости от того, какую показывает птицу воспитатель   (грач, скворец, соловей, ласточка, кукушка).

Альберт: у птиц есть клюв, лапки, голова, туловище, хвост, крылья.

Альберт: тело птиц покрыто перьями.

Дети на тематическом фартуке находят подходящие картинки из фетра, на которых изображены виды корма и прикрепляют на кормушку для птиц.

Дети: Эту птицу называют жаворонок.

Ксюша: Эту птицу называют жаворонок.

Дети выполняют движения согласно текста

Дети по команде воспитателя закрывают и открывают глаза и  отвечают: «Не стало грача», «Не стало скворца» и т.д.

Анжелика:

Это ласточка.  У ласточки есть крылья, хвост, лапки, клюв. Все тело покрыто перьями

Вова:

Ласточка питается, насекомыми.

Намчалмаа:

Ласточка вьет гнездо. Ласточка это перелетная птица.

16 мин.

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Ну что, Любознайка, много нового ты узнал сегодня?

Ребята, давайте еще раз с вами вспомним, о чем мы рассказывали нашему Любознайке.

- Каких вы знаете перелетных птиц?

-С какой еще перелетной  птицей вы сегодня познакомились?

-Чем отличается жаворонок от других перелетных птиц?

-О какой птице мы рассказывали Любознайке?

- А в какие игры мы играли с Любознайкой?

Ребята, вы большие молодцы! Любознайка дарит вам по одной птичке.

Дети: Мы говорили о перелетных птицах.

Дети:  грач, скворец, соловей, ласточка, кукушка. 

Дети: мы познакомились  с жаворонком.

Дети: у жаворонка  грудка коричневая,

на головке жаворонка небольшой хохолок.

Дети: мы рассказывали о ласточке.

Дети: «Какой птицы не стало?», «Чем питаются перелетные птицы?»

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром в средней группе. "Зимующие птицы"

Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строение. Формировать понятие «зимующие птицы».  Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложение. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...

Конспект по окружающему миру в средней группе тема: "Весна пришла, весне - дорогу"

Весенние месяцы, первые признаки, изменения происходящие ранней весной в природе...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»Тема: «Зимующие птицы»Цели и задачи: расширять знания детей о зимующих птицах, об их ...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе "Зимующие птицы"

Цель данного занятия закрепить понятие «зимующие» птицы;  дать детям представление о том, чем можно кормить  птиц; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодн...