Конспект НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Филатова Елена Валерьевна

Цель.

Расширить обобщенные представления детей о зимующих птицах: где они живут и чем питаются.

Задачи:

-Учить детей классифицировать птиц; использовать в активной речи обобщающие слова: "перелетные", "зимующие" птицы.

-Уточнить представления детей о питании пернатых.

- Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе.

Тема: "Зимующие птицы"

Цель.

Расширить обобщенные представления детей о зимующих птицах: где они живут и чем питаются.

Задачи:

-Учить детей классифицировать птиц; использовать в активной речи обобщающие слова: "перелетные", "зимующие" птицы.

-Уточнить представления детей о питании пернатых.

- Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», картинки перелетных птиц, картинки семена деревьев.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте мы сейчас закроем с вами глаза и представим, что мы находимся в зимнем лесу. Тихо в лесу зимним утром.

Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу. 

(Звучит аудиозапись пения птиц)

Воспитатель: Ребята, чьи голоса вы сейчас услышали?

Дети: (птиц)

Воспитатель: А как называются птицы, которые остались с нами зимовать? Дети: (зимующие)

Воспитатель:А что это за птицы такие – зимующие, почему их так называют?

Дети: (Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных местах).

Воспитатель: Почему мы не услышим голосов многих птиц в зимнем лесу?

Дети:  (Они улетели в теплые края)

Воспитатель: Зачем они улетели? Как называются птицы, которые меняют место жительства в зависимости от времени года?

Дети: (перелетными)

Воспитатель: Правильно дети!

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в лес и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? 

Дети: (Дети предлагают свои варианты.) 

Воспитатель: Давайте отправимся на лыжах.

Физкульминутка

Мы на лыжах в лес идем,          (Дети машут руками, словно 
Мы взбираемся на холм.           работают лыжными палками)
Будет нам легка дорога.

Палки нам идти помогут,

Вдруг поднялся сильный ветер,      (Вращение туловищем 
Он деревья крутит, вертит                    вправо и влево)
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.


По опушке зайчик скачет,                      (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!


Хоть приятно здесь кататься,              (Дети садятся на стульчики)

Надо снова заниматься.

Воспитатель:  Как же птицы приспособились к жизни зимой?

 Об этом мы с вами и будем сегодня говорить.

1 картинка

Посмотрите, это что за птица. (Дятел.) А зачем ему такой сильный клюв? Зачем дятел долбит дерево? (Он достает из щелей коры насекомых и личинок.)

-Правильно, его за это называют санитаром леса. Он долбит больное дерево, или погибшее, так как в этих деревьях больше вредителей.

2 картинка

Ребята, посмотрите, кто это здесь в гнездо уселся в самый разгар зимы?(Самочка-клест, она высиживает птенцов.)

-Как же птенцы выживут в такую стужу? (Самка их согревает своим телом, а самец приносит им пищу.)

-Эти птицы немного больше воробья. Оперение самца коричнево-красного тона, а самки зеленоватого цвета. Ноги сильные с цепкими когтями.

-Питаются они семенами шишек ели и сосны. Перекусывает клювом веточку, на которой она держится, опираясь на одну лапу, другой поддерживает шишку, а затем расщепляет чешуйки и с помощью языка достает семечко. Свои гнезда они устраивают на деревьях, где большой урожай шишек.

3 картинка

Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена. К нам на площадку прилетают снегири.

4 картинка

Кедровка - эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги. Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек. Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох или щели гнилых деревьев.

5 картинка

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немногои птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

6 картинка (Воробей)

Вот прилетела стайка маленьких, серых птичек.  У воробья серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.

-Воробьи, так же, как и синицы, приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.

(На столе разложены картинки зимующих птиц)

Воспитатель:  Посмотрите на картинку. Каких еще зимующих птиц, которых мы постоянно видим рядом, вы можете назвать? 

Дети: (Сорока, ворона, голубь).

Игра "Меню для птиц"

Воспитатель:  Ребята, давайте немного с вами поиграем.

На столе лежат карточки с изображением зимующих птиц и карточки с изображение семян ясеня, клен, ели, почек липы, рябины, вредных насекомых и т.д.

Вы должны выбрать карточку с изображением птицы и составить для нее меню, выбирая карточку с изображение корма только для своей птицы.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель:  Молодцы!

Игра "Четвертый лишний"

Воспитатель:  Какая птица в ряду лишняя - перелетная или зимующая?"

Голубь, воробей, ворона, ласточка.

Утка, гусь, индюшка, стриж.

Соловей, скворец, трясогузка, ворона.

Синица, снегирь, соловей.

Рефлексия:

Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?

Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...