Познавательно- исследовательский проект "Почему осенью листья желтеют и опадают?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

В сентябре на прогулке дети увидели первые опавшие листья. Дети с радостью стали их поднимать и что то с них мастерить.Потом дети спросили:"А кто сорвал эти листья?","Листья рвать нельзя".Я  обьяснила,что в природе бывае такое явление листья  сами падают.  Потом , дети поинтересовались почему листья с чёрными пятнами и желтыми. 

Дети стали высказывать разные предположения. И в итоге мы решили выяснить, как живут листья: почему зелёные весной и летом они меняют свой цвет осенью, почему опадают, почему болеют и как им можно помочь. Так и родился этот проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2pozna-issl_pr_osen.doc824.5 КБ

Предварительный просмотр:

познавательно-исследовательский проект

подготовительной группы

«Почему осенью листья желтеют и                                    опадают?».

                           Выполнила: Полоумова С.А

                                                            воспитатель МБДОУ № 8


             Проект:  «Почему осенью листья желтеют и опадают?»

Автор проекта: Полоумова Светлана Анатольевна

Продолжительность проекта:  краткосрочный

Вид проекта: познавательно-исследовательский.  

Участники: дети 6-7 лет, педагоги, родители.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект.

У детей накопилось много вопросов познавательного характера, а именно: Почему именно осенью бывает листопад?. Почему листья желтеют?

Цель: создание  условий для развития познавательных и исследовательских способностей детей в процессе получения углубленного представления об изменениях в природе в осенний период, с учетом природно-климатических условий , изучить природное явление  – листопад.

Задачи:

для детей

  • Выявить причины раннего природно-климатического явления  – листопад;
  • выяснить, почему не все деревья одновременно теряют листву;
  • установить, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят людям;

для педагогов

  • развивать навыки анализа, наблюдения, сравнения;
  • активизировать словарь по данной тематике;
  • привить навыки восприятия красоты осенней природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

для родителей

  • приобщать к совместной деятельности детей и родителей ,как в саду так и дома.
  • участвовать в организации выставок творческих работ
  • помочь в сборе природного материала

Форма проведения итогового мероприятия: занятие, презентация,

      Название итогового мероприятия проекта: «Путешествие в золотую осень»

                                             

                                                      Продукты проекта

Для детей

  • гербарий из листьев;
  • рисунки детей «Дары осени»;
  • коллаж из осенних листьев;
  • поделки из природного материала.

Для педагогов:

  • альбом стихов, загадок об изменениях в природе осенью;
  • подбор иллюстраций к теме «Осень»;
  • создание папки-передвижки для родителей «Красота осени».

Для родителей:

  • участие с детьми в выставке поделок. 

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

  • создание эмоционально-положительного климата в группе;
  • дети получают возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность и инициативу в действиях;
  • дети овладевают средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учатся планировать свои действия в социуме;
  • дети получают новые знания об изменениях в природе осенью.                            Для педагогов:
  • расширять свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности коллектива детского сада.

Для родителей:

  • расширят свои возможности влиять на процессы воспитания детей;
  • нормализуют психолого-педагогическую атмосферу;
  • наладят взаимоотношения с детьми;

Краткое содержание проекта

Краткое содержание проекта

Краткое содержание проекта

Краткое содержание проекта

Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов/продуктов проекта)

Педагоги обсуждают разные приемы и ситуации в решении познавательной деятельности детей

Ожидаемые результаты:

-загадки об изменениях в природе, о дарах осени;

-подборка иллюстраций к теме «Осень»;

С детьми ведется беседа о изменениях в природе осенью. В ходе беседы обсуждаются вопросы:

Почему листья желтеют?

Что такое листопад?

Ожидаемые результаты:

- вызвать интерес к данной проблеме

- создать альбом рисунков «Золотая осень»;

-выставка поделок и рисунках «Осенняя ярмарка».

Пригласить к участию проекта родителей.

Ожидаемые результаты:

Повысить роль родителей в воспитание любознательной личности;

- привлечь родителей в участие с детьми в выставке поделок и рисунков.

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту)

-проведение непосредственно образовательной деятельности «Изменение в природе осенью»

-беседа о пользе овощей и фруктов;

-чтение и обсуждение рассказов, стихов об осени;

-подбор загадок об изменениях в природе;

-создание картотеки о дарах природы.

Вывод:

Педагоги способствуют расширению знаний у детей.

Дети учатся находить знания в

различных видах деятельности.

Просмотр и отбор рисунков,  для оформление выставки.

Вывод:

Дети приобретают предпосылки к поисковой деятельности

Изготовление поделок из природного материала. Экскурсия по территории детского сада.

 Вывод:

Активность родителей способствует развитию у детей познавательных способностей

Завершающий

(презентация продуктов проекта).

-выпуск загадок об изменениях в природе, « Дары природы».

Выставка поделок и рисунков «Осенняя ярмарка».

Выставка поделок и рисунков «Осенняя ярмарка».

                                           Системная паутинка по проекту

«Почему осенью листья желтеют и опадают?»

                                                   Автор проекта:   Полоумова Светлана Анатольевна

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Беседы:

  • о деревьях, их классификации;
  • деревья нашего участка;
  • чтение и разучивание стихов:                      

А.С Пушкин «Осень»,

Н.Ссладков «Осень на пороге»

Токмакова «Деревья»

Ушинский «4 желания»

Рассказ педагога:

  • об изменениях, происходящих в природе.
  • Почему листья опадают осенью

Исследовательская деятельность:

  • С листьями.

Рассматривание осенних пейзажей И.Шишкина, И.Левитана, И.Остроухова.

 

Просмотр презентаций: «Зачем деревьям листья?»

«Почему листья желтеют и опадают?

Подвижные игры

  • «Поймай листок»;
  • «Листопад».
  • «Послушный листок»
  • «К названному дереву беги»
  • «Мы осенние листочки»

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность в режимных моментах

Формы взаимодействия с семьей

      рисование –

  • «В осеннем парке»;

     лепка –

                 «Гроздь рябины»;

    аппликация –

           «Лес, словно терем

»;         расписной»

      составление коллажа;

     рисование

Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования «оттиск», «отпечаток листьями»

Рисование в нетрадиционной технике «Золотая осень»

изготовление поделок из листьев;

  •      

Д/и«Загадай, мы отгадаем»

Д/и «Опиши листок,а мы угадаем»

Д/и «Сдуй листок со стола»                                                  

Д/и «Листья»

Д/и «Что здесь лишнее» Д/и «Найди такой же листочек»,

«Что изменилось»

 Настольно-печатные игры «Ботаническое лото», «Парочки»,

Сюжетно-ролевая игра:

    «Защитники природы»;

    «Магазин семян».

      Сбор листьев для

 гербария;

Чтение дома с детьми:

М.Пришвин «Листопад», «Осенние листики», «Птицы и листья»,Л.Поцепун «Приключение дубового листочка», Т.Скребицкий «Осень»М.Волошин, «Осенью»;

      И.Бунин, «Листопад»;

К. Ушинский, «Спор

       деревьев»;      

     Н.Сладков, «Осень на

        пороге».

     

Социально –коммуникативное развитие

    Эколого-психологический                    тр  тренинг:  «Осень»;

     знакомства с профессией – о    дворник;

Театрализация сказки В.И.Мирясова «Осенний листочек»

Экскурсии в парк на участок

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ

Методическая литература:

1. Иванова А. И. Живая экология 2006г.

2. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.

4. В.Н Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников».

5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 1987г.

6. Метлина Л. С. Математика в детском саду 1984г.

7. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г.

8. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. 2006г.

9. Аксенов З. Ф. Войди в природу другом 2008г.

10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет 20

   

 Приложение 1

                                                         БЕСЕДЫ 

 «Деревья и кустарники нашего участка» 

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель.

Развивающие: Развивать умение сравнивать и анализировать. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов. Обогащать словарный запас детей и их знания о кустарниках и деревьях.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

Предварительная работа:

- Наблюдение за кустами и деревьями на участке детского сада.

- Игры «С какого дерева детки?», «Соберитесь вокруг березы» (рябины, липы и др.) и т.п.

- Сбор листьев для гербария.

- Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

- Труд на участке детского сада.

- Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза».

Ход беседы:

1. В гости к ребятам приходит кролик, грустный и просит помощи у детей. Рассказывает, что ему пришло письмо от Пятачка, который пригласил его в гости и прислал план, как к нему добраться. Но он не может разобраться, потому что на плане нарисованы одни кирпичи какие-то и короны. (Показывает план.) 

Дети рассматривают план и рассказывают: то, что похоже на кирпич - это схема дерева, а «корона» - этосхема куста. Кролик спрашивает: «Как вы различаете деревья и кусты?». Дети показывают картинки и рассказывают об отличительных особенностях: деревья высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты - низкие, имеют несколько стволов.

2. Игра «Выбери правильно».

К схеме дерева раскладываются картинки с изображением деревьев, а к схеме куста- картинки с изображением кустов. Кролик, желая помочь детям, ошибается. Дети самостоятельно подбирают нужные картинки и доказывают правильность своего выбора Кролику.

3. Беседа «Какие растения есть на нашем участке детского сада».

Вопросы:

- Какие кусты и деревья есть на участке нашего детского сада? Дети рассказывают и показывают картинки.

- Вы, наверное, ломаете себе ветки в букеты? (Нет.) А почему?

- Как ухаживаете за растениями на участке?

- Что это у вас в группе за листочки такие красивые? Дети отвечают, что это за листья, рассказывают, с каких они деревьев и кустов.

4. Игра «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы - одни деревья, а другие - листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

«Беседа о деревьях и их классификации».

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Здоровье».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цели: познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям; учить раскрашивать рисунок красками.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, вы-сказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки и т. д.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент. Воспитатель. Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.

А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.

Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы.

Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

2. Ознакомление с названиями деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением деревьев, дети называют их, затем дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку и задает вопрос: «Чего не хватает?» Игра повторяется несколько раз.

3. Игра «Плоды и листья». Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по заданию необходимо определить пары картинок.

hello_html_m58ccc610.jpghello_html_m30a20048.jpghello_html_afc8398.jpghello_html_7effdd9.jpghello_html_m56b78590.jpghello_html_1b3e49c1.jpg

4. Упражнение «Покажи и назови части дерева».Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, крону, листья, затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

5. Игра «Один – много». Воспитатель называет дерево в единственном числе, а дети – во множественном.

Клен – клены, сосна – сосны, береза – березы, ива – ивы, ель – ели, рябина – рябины, дуб – дубы.

6. Упражнение «Какой листик?».

Если лист дуба, то он (какой?) – дубовый.

Если лист березы, то он – … (березовый).

Если лист рябины, то он – … (рябиновый).

Во множественном числе:

Листья на клене – кленовые.

Листья на рябине – рябиновые.

Листья на березе – березовые.

Листья на дубе – дубовые.

Во множественном числе в родительном падеже:

Зимой на березе нет каких листьев? Березовых.

На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых. На иве? Ивовых.

7. Слушание пьесы П. Чайковского (из «Детского альбома»).После прослушивания дети описывают характер мелодии, темп музыки, придумывают танцевальные движения. Во время повторного прослушивания дети выполняют соответствующие музыке движения.

8. Раскрашивание листьев. Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие им цвета красок (желтая, красная, оранжевая) и раскрашивают их.

hello_html_m5bb4a6f9.gif

9. Рефлексия. Создание коллажа из осенних листьев. Дети наклеивают разноцветные листья на большой лист бумаги, создавая коллаж.

  1. Вопросы: – Какие деревья вы знаете?

– Из каких частей состоит дерево?

– Что вам понравилось на занятии?

Приложение 2

                                           РАССКАЗЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ

 Почему опадают листья осенью?

Осень — очень красивое время года. Все вокруг окрашено в сотни оттенков: от светлых золотистых, до насыщенных багряных. Под ногами шуршат опавшие листья, в которых так приятно валяться детям. Школьники собирают гербарии для творческих работ. Взрослые устраивают фотосессии на фоне разноцветной листвы.

А знаете ли вы, почему опадают листья осенью?
Летом даже довольно сильному ветру с трудом удается сорвать с дерева лишь несколько листочков. Но как только приходит осень, все меняется. Осенью листья опадают даже в безветренную погоду.

Причины осеннего листопада?

Существует целый комплекс причин, обуславливающих сброс листьев деревьями:

Избавление от ненужного балласта.
Все мы хоть раз в жизни слышали о том, что листья называют легкими растений. В летний период в листьях под воздействием света протекает процесс фотосинтеза, когда благодаря зеленому пигменту, хлорофиллу, углекислый газ, вода и минеральные соли превращаются в кислород и органические вещества. Из-за этого к осени в листьях скапливается много побочных продуктов фотосинтеза и ненужных веществ. К тому же под воздействием низких температур прекращается выработка хлорофилла и листья перестают выполнять свою функцию, а затем, став ненужными, опадают.

Защита от повреждений.
Если бы листья оставались на дереве в зимнее время, то в сезон снегопадов, на них бы задерживался снег, под тяжестью которого ветви могли бы сломаться. Благодаря листопаду этого не происходит, и деревья остаются целыми.

Экономия влаги.
Листья имеют большую площадь поверхности, с которой происходит испарение влаги. В холодное же время года почва промерзает, поэтому корням становится сложно обеспечивать растения водой. Если бы листья при этом продолжали испарять влагу, деревья и кустарники бы просто погибли от ее недостатка. Таким образом, сбрасывая листья, растения защищают себя от высыхания.

Осенний листопад — это процесс, который не зависит напрямую изменений в окружающей среде. Он заложен природой в единый биологический цикл деревьев. На это ушло не одно столетие. Именно поэтому даже в том случае, если мы перенесем растение в благоприятные условия, к примеру, в оранжерею, оно не перестанет сбрасывать листья.

 Как листья отделяются от дерева?

В летний период листья очень прочно соединяются с ветвями, на которых растут. Но постепенно в месте прикрепления листа у основания черешка происходит образование пробкового слоя, который отделяет черешок от ветки. Именно поэтому листья осенью гораздо легче оторвать от веток, чем летом или весной. По окончании образования разделительного слоя листья теряют свою связь с деревом. Дальше все просто. Часть листьев облетает под воздействием ветра и прочих внешних факторов, остальные же падают сами благодаря работе силы тяжести.

Что происходит после опадения листьев?

Избавившиеся от листьев растения погружаются в состояние анабиоза, которое можно сравнить с очень глубоким сном. Деревья и кустарники перестают расти и просто отдыхают в ожидании прихода весны, экономно расходуя накопленные летом запасы питательных веществ.

Но даже опавшие листья продолжают приносить пользу. Во-первых, они не дают земле и корням промерзнуть в зимние холода. А во-вторых, листья постепенно превращаются в перегной, который обогащает почву ценными для растений веществами.

Теперь вы знаете, причины, благодаря которым каждую осень мы имеем возможность лицезреть такое удивительно красивое и завораживающее природное явление, как листопад.

Советуем также посмотреть видео с интересными осенними пейзажами.

                                                                                                          

 Приложение 3

                                   ПРОГУЛКИ И ЭКСКУРСИИ

Прогулки в парк.

 Обратите внимание детей, как тихо в парке или сквере. На фоне голубого неба красиво выделяются ярко-желтые листья клена и березы, ярко-красные листья осины. Приучайте детей наслаждаться красотой природы с самых ранних лет.
Объясните, что осенью листья деревьев изменяют свой цвет, у разных деревьев они окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного и коричневого. Посмотрите, как долго не опадают и остаются зелеными листья сирени. Предложите детям узнать знакомые деревья и кустарники по стволу, форме и цвету листьев.
Поиграйте в игру «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой — что у нее желтые листья; третий — что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.
Объяснения детей помогут им всматриваться, хорошо запоминать внешний вид и названия деревьев. В конце прогулки воспитатель предлагает найти несколько красивых листьев, чтобы поставить их в вазу в уголке живой природы.
Через некоторое время придите с детьми в парк перед листопадом. Они его не узнают. Кажется, что стало просторнее.
Преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев: почти черный у липы, зеленый у осины.
 

Прогулка  во время листопада

. Можно всем раздать корзиночки для сбора листьев. Предложите детям сесть на скамейку и полюбоваться красотой осени. Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают освещенные яркими лучами осеннего солнца разноцветные листья. Воспитатель объясняет, что это листопад. «Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев опадают»,— уточняет он.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди лист определенного дерева», которая помогает закрепить знания, полученные на предыдущих прогулках.
Можно поиграть в игру «Деревья». Дети, изображая различные деревья, держат в руках листья. Воспитатель говорит: «Дует сильный ветер — у-у-у — и качает деревья». (Все дети качают руками с листьями.) «Закружились листочки». (И дети кружатся, подняв руки.)
«А теперь листочки полетели на землю». (Дети подбрасывают листья и приседают.) И т. д.
Интересна такая игра: сделав всем детям шапочки из листьев, воспитатель говорит: «Я собрала листья, сейчас сплету гирлянду». (С этими словами она берет ребенка за руку, он — следующего, и все, взявшись за руки, идут «змейкой».)
«Длинная гирлянда получилась. А теперь я сплету венок». (Все встают в круг и идут сначала в правую сторону, а потом — в левую.) При этом можно спеть хороводную песню.
Дети очень любят раскладывать листья на бумаге, составляя различные узоры. Воспитатель дает им бумагу разного размера и цвета, советует, какие лучше подобрать цвета, чтобы получилось красивое сочетание. Дети раскладывают листья по размеру, начиная с больших и кончая самыми маленькими, составляют узоры определенной формы, что помогает им закрепить пространственное представление — середина, углы, вверху, внизу и т. д.
В конце прогулки предложите детям побегать по листьям, поиграть с ними. Прочитайте четверостишие:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Летят,
Под ногой шуршат,
Шуршат...
Перед уходом предложите глубоко вдохнуть, спросите, чем пахнет в воздухе. Невозможно забыть чудесный запах осеннего вянущего листа.

Экскурсия в парк после листопада.

Дети тотчас заметят, что на деревьях нет листьев, они лежат на земле, побуревшие и сухие, а в парке стало светло. Небо как будто увеличилось. Хорошо видно, что оно темно-голубое, а по краям светлее.
Прогулки на водоем. Во время прогулки к водоему посмотрите на берега: вся растительность пожелтела, увяла. Цветут лишь некоторые растения, например омежник, который растет у самой воды. Он похож на зонтик.
На поверхности воды растений стало тоже меньше. Ряски — маленькие растения, которые покрывали большую часть водоема, теперь осталось немного.
Цветник. Обратите внимание, что в цветнике стало меньше цветущих растений. Рассмотрите цветы, оставшиеся на рабатках.
Вспомните, какие цветы цвели летом, как много их было. Поиграйте в игру «Найди цветок по описанию»: вы описываете внешний вид цветка (высоту, окраску, форму), а дети отыскивают его в цветнике.
Выкопайте кусты астры или сальвии, посадите в ящики и поставьте в групповой комнате. При уходе за ними привлекайте детей. Дети средней группы уже могут собирать семена в цветнике. Научите их делать это осторожно, чтобы не помять стебли.
Нужно собирать семена не более двух растений, например настурции и ноготков, чтобы малыши могли сравнить их и складывать в две коробочки. Покажите, где и как будете сушить семена.

 Приложения 4

                                                                      ИГРЫ

Игра «Сдуй листок со стола»

На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз. Цель – развивать речевое дыхание.                                         П/ иг «Поймай листок»                                                                                                  Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
 Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху. 

 П/ и «Листопад»

Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».

Всем детям раздаются листья из осеннего букета.

 Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:

 “А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.) 

 Налетел ветер, и листочки стали опадать.

 Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).

 Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

П /и «Мы осенние листочки»

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

П/и «К названному дереву беги»

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

П/и «Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Приложения 5

                                   

                             ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЕ И РАЗУЧИВАНИ                                                         Пушкина — Осень

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Н. Сладков «Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Почему сосна и ель вечно зелёные ?

(Чувашская сказка)

Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру. Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать — не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», — подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу. На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой: — Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать. — Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, — ответила берёза. Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит — стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать: — Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить. — Вот ещё придумала, — ответил дуб. — Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой. Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит — на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла. — Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, — просит и ветлу бедная птаха. — Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ветла. Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока. Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель. — Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? — спросила она птаху. — Куда иду, и сама не знаю, — ответила та. — Как же не знаешь? — удивилась ель. — Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, — печально сказала птичка. — Иду, куда глаза глядят. — А что же ты со своими подругами не улетела? — Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать — никто не пустил, никто не пожалел. — Ах, бедняжка! — жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку — она самая тёплая. Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку. — У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она. Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра. Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник. — Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами. Так раненая птичка зажила хорошей жизнью. Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза: — Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить? Царь холода, Моров, сказал: — С берёз, с вётел — со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными. Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелёными. 

К.Ушинский  «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Весна

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Сенокос

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Осень

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Осенние загадки для детей

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

 

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

 

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

 

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

 

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

 

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

 

Пареньку почти семь лет.

За плечами ранец.

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата?

Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)

 

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

 

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

 

Осенью он часто нужен -

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (Зонтик)

 

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

 

Лист осенний долго кружит,

И его Варвара сушит.

А потом мы вместе с Варей

Дома делаем... (гербарий)

 

С ветки в речку упадет —

И не тонет, а плывет.   (Лист)

 

Растут — зеленеют.

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют.   (Листья.)

 

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.   (Ветер.)

 

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

В городе ясно и чисто,

В наших краях... (листопад).

 

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.   (Ягоды рябины.)

 

Покуда было малым,

Не падало оно,

А выросло — упало.

Не правда ли, смешно?    (Яблока.)

 

Птицы с длинными ногами

До весны простились с нами,

Машут крыльями вдали

И курлычут... (журавли).

 

Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажи-ка нам скорей!   (Туча.)

 

Подниму крышу по столбу выше.

Куда я, туда и крыша моя. (Зонт.)

 

Бываю я лишь раз в году,

За летом жарким я иду

Пред белою зимою.

Подружишься со мною?

Догадались, кто я? (Осень)

 

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

 

С деревьев сыплются монетки

От сильного дождя и ветра.

Я подниму десять монеток

И соберу большой букетик. (Осенние листья)

 

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

Приложение 6

                               

НОД «Путешествие в золотую осень»

Цель. Обобщать и расширять представления о признаках осени, деревьях и кустарниках разных видов. Развивать мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику рук. Закреплять умение составлять рассказ по сюжетным картинам, по наводящим вопросам.

Материал и оборудование. Сюжетная картина «Осень в лесу». Ковёр (покрывало). Корзины разного цвета (3 шт.). Осенние листья (гербарий) Акварельные краски. Пластилин. Цветные карандаши и фломастеры. Цветная бумага. Клей, ножницы. Листья, вырезанные из картона.

 

Воспитатель.

Быстро лето улетело

Перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

(По М. Дорофеевой)

Что происходит в природе с приходом осени? О какой шали, говорит автор стихотворения? (Ответы детей.) Давайте отправимся в лес и посмотрим, как он изменился с приходом осени.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель. Осень часто называют волшебницей, поэтому нам придётся воспользоваться сказочным транспортом.

Дети предлагают различные виды транспорта, которые упоминаются в сказках: сапоги-скороходы, ступа, ковёр-самолёт и др.

Воспитатель. Думаю, нам подойдёт ковёр-самолёт, ведь на нём все мы разместиться. Давайте дружно произнесём волшебные слова.

Раз, два, три,

Ковёр-самолёт, к нам прилети,

По следам осени нас пронеси.

Дети повторяют слова.

Воспитатель (указывает на свёрнутый ковёр (покрывало). Смотрите, а ковёр-самолёт уже здесь. Давайте его развернём, сядем на него и отправимся в путешествие.

Дети разворачивают ковёр (покрывало) садятся на него. Звучит аудиозапись сказочной музыки.

Воспитатель. Под нами расстилается лес. Давайте опустимся на землю и погуляем по его тропинкам.

Ребёнок.

На опушке осень краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

(З. Федоровская)

Воспитатель (выставляет на мольберт сюжетную картину «Осенний лес»).

Что вы видите на картине? (Ответы детей.) Что делают птицы и насекомые? (Птицы улетают на юг. Червяки, жуки прячутся глубоко в землю.) Как светит солнце и какое оно? (Солнце не яркое и светит слабо. День становиться короче.) Как выглядят деревья и трава? (Деревья почти все пожелтели, на некоторых деревьях листья стали красными. Только ели и сосны стоят зелёные. Трава, цветы желтеют и увядают.) Как выглядит земля? (Она покрылась красивыми разноцветными листьями.)

Два-три ребёнка составляют рассказ по картине.

Воспитатель. Да, осень не пожалела для леса ярких красок. А какой здесь удивительный воздух. Ветерок доносит до нас запах опавших листьев. А вам хотелось бы превратиться в ветерок и полетать? (Да.)

Проводится разминка «Ветер по лесу летал» (по стихотворению Н. Нищевой.)

Ветер по лесу летал,

(Бегут по залу, машут руками, как крыльями.)

Ветер листики считал:

(Останавливаются, вытягивают руки перед собой, поочерёдно сжимают и разжимают пальцы в кулаки.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

(Встряхивают кистями рук.)

Вот последний лист с осинки

(Кружатся на месте.)

Ветер бросил на тропинку.

(Садятся на корточки.)

Воспитатель. Смотрите, какое интересное дерево выросло на опушке (указывает на пособие «Деревце дыхания»).

Воспитатель. Давайте с ним поиграем. Представьте, что подул сильный ветер, и листья на деревце начали шелестеть. А потом ветер стал постепенно стихать, и листья медленно закачались.

Проводится дыхательная гимнастика (по стихотворению Е. Карельской).

Ветер-ветер-ветерок,

(Вдыхают через нос, выдыхают через рот. Затем дуют на листья то сильно, то слабо.)

Ты подуй на мой листок,

Чтоб летел как мотылёк.

Ветер северный подул – с-с-с,

Все листья с липы сдул.

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Как называется природное явление, при котором листья с деревьев опадают? (Листопад.) Вспомните стихотворение о листопаде.

Ребёнок.

Листопад? Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

– Ты не жалуйся врачу,

Конопатых я лечу:

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!

(Н. Егоров)

Воспитатель. Посмотрите, сколько красивых осенних листьев разбросал по земле ветер. Соберите их. В красную корзинку положите кленовые листья, в синюю – берёзовые, в жёлтую – липовые.

Проводится игра «Разложи листья».

Под аудиозапись спокойной музыки дети собирают листья, лежащие на полу, и раскладывают их по корзины.

Воспитатель. Какие только слова не используют люди, чтобы описать осень: золотая, разноцветная, красочная, яркая, волшебная… А сколько пословиц и поговорок придумано об осени! Вспомните их.

Дети. Весна красна цветами, а осень снопами. Осень – запасиха, зима – подбериха. Осенью и воробей богат.

Воспитатель. Полюбовались мы осенним лесом, пора в детский сад возвращаться. Возьмём разноцветные листья с собой, они нам пригодятся.

Звучит аудиозапись сказочной музыки. Дети садятся на ковёр (покрывало), произносят волшебные слова: «Раз, два, три, ковёр-самолёт, домой нас неси!»

Воспитатель. Посмотрите, пока нас не было, на столах появились листья разной формы и разной величины. Но они белые. Может быть, у осени не хватило красок, чтобы их раскрасить? Давайте ей поможем: сделаем листья красивыми и яркими, золотыми, красными, оранжевыми. Пусть они станут похожими на настоящие осенние листья. А перед началом работы разомнём руки.

Пальчиковая гимнастика «Листья» (по стихотворению Н. Нищевой).

Раз, два, три, четыре, пять,

(Вращают кистями рук.)

Будем листья собирать.

(Поочерёдно загибают пальцы рук.)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Тополя листья,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём,

(Делают «цветок», соединяя кисти рук.)

Маме осенний букет отнесём.

Дети подходят к столам, выбирают материалы и украшают листья, используя разные изобразительные техники и приёмы (пластилинография, монотипия, рисование по-сырому, мозаика). По окончанию работы закрепляют листья на мольберте.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Листья у вас получились замечательные. Сразу видно, что вы очень старались. А теперь скажите, с каких деревьев опали эти листья.

Проводится игра «С какого дерева лист?»

Дети по очереди говорят, с какого дерева упал лист, который они украшали(«Мой лист упал с берёзы. Это берёзовый лист». «Мой лист с осины. Это осиновый лист». «Мой лист слетел с ветки клёна. Это кленовый лист». И т.д.)

Воспитатель. Ребята, вам понравилось в осеннем лесу? Что вам запомнилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей.)

 

Приложение 7

                           ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

У осени особый цвет, за это мы ее так любим. Почему же листья желтеют? Вы можете грамотно ответить своим детям на этот вопрос? Почему одни деревья одеваются в багрец, а другие — в золото? Может у художницы-осени закончились краски? Проводим осенние опыты и ищем научные объяснения природным явлениям вместе!

Почему желтеют листья?

В осенних листьях содержится 3 вида пигментов, от их сочетания и зависит цвет:

  • желто-оранжевые — каротиноиды,
  • зеленые — хлорофиллы,
  • красные — антоцианы.

В зеленых листьях всегда присутствует 2 группы пигментов: зеленые хлорофиллы и желто-оранжевые каротиноиды.

Весной и летом каротиноиды так маскируются, что их незаметно — мы видим зеленую листву. Осенью начинается распад пигментов, постепенно прекращается выработка хлорофилла — листья меняют цвет. Хлорофилл разрушается быстрее всего, поэтому листва осенью из зеленой превращается в желтую (остаются каротиноиды). Красный пигмент вырабатывается осенью лишь у некоторых растений.

Почему осенние листья разного цвета?

В природе нет двух растений, которые имели бы абсолютно одинаковый цвет.

В каждом растении разное количество пигментов и они распадаются с разной скоростью. На цвет влияет также и само строение ткани листа.

В некоторых листьях осенью увеличивается количество каротиноидов (отвечают за желтые оттенки), в некоторых появляются антоцианы (отвечают за красные оттенки).

Каротиноиды и антоцианы устойчивее хлорофиллов, поэтому листья быстро меняют зеленый цвет на желтые и оранжево-красные оттенки.

У некоторых деревьев и кустарников антоцианы вообще не образуются, поэтому их листья желто-зеленые или желтые.

Окраска листьев зависит еще и от освещения, температуры воздуха, наличия воды. Одно и то же дерево может менять цвет по-разному в разные годы или просто потому, что растет в разных местах и при разных погодных условиях.

                                как освещенность влияет на окраску листьев

Осенью дни становятся короче, следовательно, растения получают меньше света. Попробуем в домашних условиях повторить ситуацию:

1. Возьмите крупный лист, который еще не начал желтеть.
2. Половину листа заклейте черной бумагой (ограничьте доступ света).
3. Поставьте лист в стакан с водой и поместите в хорошо освещенное место.
4. Примерно через неделю снимите бумагу и сравните половинки листа.

Выводы:
Та часть листа, которая была прикрыта черной бумагой, пожелтела первой. Делаем вывод: хлорофилл распадается быстрее, если лист получает меньше света.

Задание. Можно для сравнения поставить в воду листья разных деревьев и сравнить, какие пожелтеют быстрее. Сравнить, как изменятся молодые и старые листья одного и того же растения. 

 как кислород влияет на разрушение хлорофилла

1. Возьмите стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист.
2. Опустите в стакан с водой так, чтобы только половина его находилась под водой.
3. Стакан поставьте в темное место.
4. Через 3–5 дней вы заметите, что та часть листа, которая находилась в воде, сохранила зеленый цвет, а другая половинка пожелтела. 

Выводы:
В воде намного меньше кислорода, чем в воздухе. Выходит, что хлорофилл разрушался медленнее при недостатке кислорода, так как процесс дыхания листа был замедлен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский проект "Почему листья желтеют"

гуляя в парке, в лесу, на территории нашего детского сада взрослые и дети любуются красотой природы нашего края. осень пора самое прекрасное и красочное время года. во время наблюдений на прогуке за п...

Исследовательская работа "Почему осенью листья желтеют?"

Исследовательская работа "Почему осенью листья желтеют"+ сказка "Волшебное превращение" + фото с опытами...

экологический исследовательский проект "Почему листья желтеют"

Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев — одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, ясени и липы желтеют, пунцово-красными становятся узорные...

Исследовательский проект «Почему листья желтеют?»

Исследовательский проект «Почему листья желтеют?»...

Исследовательская работа "Почему листья желтеют и опадают".

Деревья окружают нас повсюду, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают ра...

Познавательно-исследовательский проект "Осенние листья"

Осенью у воспитателя есть прекрасная возможность научить детей создавать гербарий, а также пронаблюдать, совместно с детьми – что становиться с листьями, оставшимися на земле и листьями, положен...

Детский исследовательский проект «Почему осенью листья желтеют и опадают?» ...

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необы...