"Животные Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Программное содержание. Уточнять и закреплять знания детей о животных и птицах холодных стран: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах; обогащать словарный запас детей; учить рассказывать с опорой на схему; воспитывать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

Материал: презентация с изображением животных Севера, глобус, аудио записями шума ветра, вьюги, картинки со следами животных.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, чтение книг.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: да!

Воспитатель: Отлично! Тогда я хочу сегодня пригласить вас в путешествие. Мы отправимся в гости к одному животному. А к кому – угадайте!

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

 

Дети: Белый медведь

Воспитатель: Да! Мы отправляемся в гости к белому медведю! А чтобы нам быстрее добраться до него, давайте уточним где он живет? (ответы детей). Только, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус?

Дети. Модель Земли.

Воспитатель. Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?

Дети. Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.

Воспитатель. Где мы будем искать Арктику?

Дети. В верхней части глобуса, на макушке.

Воспитатель. Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Северный Ледовитый океан закован льдами.

Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север. На чем же мы с вами туда отправимся? На самолете! Вставайте в круг!

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет! (развести руки в стороны)

Правое крыло вперед,  (поворот туловища вправо)

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет

Замечательный пилот

В путь отправил самолет! (бег с расставленными в сторону руками)

Слайд № 2   Звук взлетающего самолета.

Включается фонограмма ветра, вьюги.

Воспитатель. Мы с вами попали на Крайний север!

Слайд № 3   В Арктике сейчас зима, а зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.

Слайд № 4   Зато в ночном небе бывает очень красивое явление. Кто помнит, как оно называется?

Дети: северное полярное сияние.

Воспитатель: да! Слайд № 5 Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Слайд № 6   А вот и белый медведь нас встречает! Хозяин Севера! Какой он, ребята? (большой) А почему он белый? (чтобы не видно было на снегу). Слайд №7   Как зовут детёныша медведя? (медвежонок). Чем же питается белый медведь? (тюленями и рыбой). Что он хорошо умеет делать? (плавать) Слайд №8   

Дети рассказывают.

Воспитатель:  Кто их животных еще живет в Арктике? Отгадайте следующую загадку:

У него большие бивни,
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живёт морях.

Дети: морж

Воспитатель: Слайд № 9  Да, это морж. Он тоже прекрасно плавает, не боится холода. Так чем же он отличается от белого медведя? Расскажет нам о морже опираясь на вот эту схему? Давайте сначала вспомним, что означает каждая картинка.

  1. Кто это?
  2. Животное или птица
  3. Где живёт.
  4. Окраска
  5. Части тела
  6. Чем покрыто тело
  7. Как называется детёныш
  8. Чем питается

 (одному из детей предлагается рассказать о морже по схеме)

Дети по схеме рассказывают о морже.

Слайд № 10   МОРЖ с МОРЖОНКОМ

Воспитатель. Следующий обитатель Севера – слушаем загадку:

Он на севере живёт,
Громким голосом ревёт,
В цирке мяч ловить не лень -
Там работает ...

Дети: Тюлень!

Слайд № 11   

Воспитатель. Чем он похож на моржа? А чем отличается? Чем он питается? Слайд № 12   Как называется детёныш тюленя? (белёк) А кто представляет для него самую большую угрозу? (ответы детей)

Следующий обитатель Севера – слушаем загадку:

Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода.

Дети: Песец!

Слайд № 13   

Воспитатель. Что отличает песца от других северных животных, про которых мы говорили? (у него есть длинный хвост). А как называется его детёныш? (щенок) Чем питается песец? (мелкие животные, рыба, птицами, ягодой)

Воспитатель. Ну, и еще одно животное:

Раскидистые ветки
Ношу на голове.
На Севере холодном
Приходится жить мне
Лишайник, мох и травку 
Весной и летом ем.
Зимой людей на санках
Вожу на радость всем…

Дети: Северный олень!

Слайд № 14   

Воспитатель. Кто его опишет по схеме?

Дети по схеме рассказывают.

Воспитатель: Мы с вами вспомнили животных Севера, которые умеют плавать, которые живут на суше. Но мы не сказали еще об одном обитателе этих суровых мест! Итак, последняя загадка:

Эта птица, тоже хищник,
В тундре северной живёт.
Любит мышкой подкрепиться,
Не шумлив её полёт.
Чисто – белым опереньем
Сплошь покрыта, с головой.
А в учебниках зовётся
Она полярною……

Дети:  Совой

Слайд № 15   

 

Воспитатель: Кто расскажет про сову по схеме?

Дети рассказывают.

Воспитатель. Вот сколько животных севера мы с вами сегодня вспомнили.

 

Физкультминутка Слайд № 16   

Воспитатель. Ребята, давно мы тут с вами на Севере находимся, замерзли даже немного. Давайте-ка согреемся:

Слайд № 17   

Здесь всюду холод, лед и тень,               дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                      закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                       Выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,            Соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                  Разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.     Ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.               Делают махи руками

Слайд № 18   

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,   Подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                        Руки на поясе, стоят смирно

 

Воспитатель: а теперь поиграем в игру! Я проверю, насколько вы внимательны!

Д/И «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Слайд № 19

Слайд № 20

- Бурый медведь, песец, северный олень, морж (Бурый медведь – не живет на Севере) Слайд № 21   

Слайд № 22   

- Белый медведь, тюлень, морж, северный олень (Олень не умеет плавать) Слайд № 23   

Слайд № 24   

- Полярная сова, белый медведь, песец, северный олень (Полярная сова – остальные животные не летают) Слайд № 25   

 

Слайд № 26   

- Пингвин, белый медведь, северный олень, полярная сова (Пингвин, потому что он живет в Антарктиде. Слайд № 27    Как называются дети пингвинов? Да, пока их родители добывают им еду, они живут в «детском саду». Чем они питаются?) Чем они любят заниматься? Слайд № 28    

Воспитатель: Молодцы ребята! Все ответы верные! А когда животные ходят по снегу, что на нём остается? (Следы). Слайд № 29    И у каждого животного свои следы, не похожие на другие! Поэтому человек может по следам понять, кто же прошел? Предлагаю вам превратиться в юных следопытов! Сейчас вы проходите по льдинкам на места около стола. На столе лежит листок, на котором нарисованы три животных (какие?) и три дорожки следов. Вам нужно соединить линией животное и его следы!

Давайте проверим, правильно ли вы сделали? Слайд № 30-31-32

Молодцы! И с этим заданием вы справились! Вы настоящие путешественники!

Вы очень много знаете про Север, про животных, которые здесь живут. Мне очень понравилось с вами играть и я предлагаю вам сыграть еще в одну! Я  попробую запутать.

Слайд № 33

Д/И «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ»

Я буду говорить утверждение, если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши. Если я скажу неправильно на ваш взгляд, топайте ногами!

- Белый медведь дружит с пингвином (Неправильно. они не могут дружить, т.к. пингвин живет на южном полюсе)

- Морж ест рыбу (правильно)

- У песца короткий хвост (Неправильно. У песца длинный хвост)

- У оленя мягкие лапы (Неправильно. У оленя ноги, на ногах копыта)

- Тело песца покрыто шерстью (правильно)

- Тюлень очень хорошо плавает (правильно)

- Белый медведь ловит рыбу на удочку (Неправильно. Он сторожит рыбу у лунки)

- Тюлень боится белого медведя (правильно, т.к. белый медведь питается тюленями)

Молодцы! Все ошибки нашли! А нам пора возвращаться в детский сад! Вставайте в круг:

Слайд № 34

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет! (развести руки в стороны)

Правое крыло вперед,  (поворот туловища вправо)

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет

Замечательный пилот

В путь отправил самолет! (бег с расставленными в сторону руками)

Мы с вами вернулись.

Итак, где мы с вами сегодня побывали?) Назовите мне животных, о которых мы говорили сегодня. Почему они не замерзают?

Дети. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех. Всё это согревает.

Воспитатели: Если вам понравилось путешествие, то я приглашаю вас в другой раз полететь в другие страны!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zantiya_zhivotnye_severa.docx47.32 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28

________________________________________________________________

143408, Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д.61, корп.2

тел./факс: (495) 563-43-64, (495) 563-06-56, http://sad28rosinka.edumsko.ru

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ

Тема: «ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН»

                                                                 Подготовила и провела:

Рудник И.Г. (воспитатель гр.№3)

                                                                      г.Красногорск

                                                                             2017г.

Программное содержание. Уточнять и закреплять знания детей о животных и птицах холодных стран: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах; обогащать словарный запас детей; учить рассказывать с опорой на схему; воспитывать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

Материал: презентация с изображением животных Севера, глобус, аудио записями шума ветра, вьюги, картинки со следами животных.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, чтение книг.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: да!

Воспитатель: Отлично! Тогда я хочу сегодня пригласить вас в путешествие. Мы отправимся в гости к одному животному. А к кому – угадайте!

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

Дети: Белый медведь

Воспитатель: Да! Мы отправляемся в гости к белому медведю! А чтобы нам быстрее добраться до него, давайте уточним где он живет? (ответы детей). Только, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус?

Дети. Модель Земли.

Воспитатель. Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?

Дети. Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.

Воспитатель. Где мы будем искать Арктику?

Дети. В верхней части глобуса, на макушке.

Воспитатель. Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Северный Ледовитый океан закован льдами.

Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север. На чем же мы с вами туда отправимся? На самолете! Вставайте в круг!

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет! (развести руки в стороны)

Правое крыло вперед,  (поворот туловища вправо)

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет

Замечательный пилот

В путь отправил самолет! (бег с расставленными в сторону руками)

Слайд № 2   Звук взлетающего самолета.

Включается фонограмма ветра, вьюги.

Воспитатель. Мы с вами попали на Крайний север! 

Слайд № 3   В Арктике сейчас зима, а зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.

Слайд № 4   Зато в ночном небе бывает очень красивое явление. Кто помнит, как оно называется?

Дети: северное полярное сияние.

Воспитатель: да! Слайд № 5 Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Слайд № 6   А вот и белый медведь нас встречает! Хозяин Севера! Какой он, ребята? (большой) А почему он белый? (чтобы не видно было на снегу). Слайд №7   Как зовут детёныша медведя? (медвежонок). Чем же питается белый медведь? (тюленями и рыбой). Что он хорошо умеет делать? (плавать) Слайд №8  

Дети рассказывают.

Воспитатель:  Кто их животных еще живет в Арктике? Отгадайте следующую загадку:

У него большие бивни,
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живёт морях.

Дети: морж

Воспитатель: Слайд № 9  Да, это морж. Он тоже прекрасно плавает, не боится холода. Так чем же он отличается от белого медведя? Расскажет нам о морже опираясь на вот эту схему? Давайте сначала вспомним, что означает каждая картинка. 

  1. Кто это?
  2. Животное или птица
  3. Где живёт.
  4. Окраска
  5. Части тела
  6. Чем покрыто тело
  7. Как называется детёныш
  8. Чем питается

 (одному из детей предлагается рассказать о морже по схеме)

Дети по схеме рассказывают о морже.

Слайд № 10   МОРЖ с МОРЖОНКОМ

Воспитатель. Следующий обитатель Севера – слушаем загадку:

Он на севере живёт,
Громким голосом ревёт,
В цирке мяч ловить не лень -
Там работает ...

Дети: Тюлень!

Слайд № 11  

Воспитатель. Чем он похож на моржа? А чем отличается? Чем он питается? Слайд № 12   Как называется детёныш тюленя? (белёк) А кто представляет для него самую большую угрозу? (ответы детей)

Следующий обитатель Севера – слушаем загадку:

Что за хищник за такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны —
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода.

Дети: Песец!

Слайд № 13  

Воспитатель. Что отличает песца от других северных животных, про которых мы говорили? (у него есть длинный хвост). А как называется его детёныш? (щенок) Чем питается песец? (мелкие животные, рыба, птицами, ягодой)

Воспитатель. Ну, и еще одно животное:

Раскидистые ветки
Ношу на голове.
На Севере холодном
Приходится жить мне
Лишайник, мох и травку 
Весной и летом ем.
Зимой людей на санках
Вожу на радость всем…

Дети: Северный олень!

Слайд № 14  

Воспитатель. Кто его опишет по схеме?

Дети по схеме рассказывают.

Воспитатель: Мы с вами вспомнили животных Севера, которые умеют плавать, которые живут на суше. Но мы не сказали еще об одном обитателе этих суровых мест! Итак, последняя загадка:

Эта птица, тоже хищник,
В тундре северной живёт.
Любит мышкой подкрепиться,
Не шумлив её полёт.
Чисто – белым опереньем
Сплошь покрыта, с головой.
А в учебниках зовётся
Она полярною……

Дети:  Совой

Слайд № 15  

Воспитатель: Кто расскажет про сову по схеме?

Дети рассказывают.

Воспитатель. Вот сколько животных севера мы с вами сегодня вспомнили.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд № 16  

Воспитатель. Ребята, давно мы тут с вами на Севере находимся, замерзли даже немного. Давайте-ка согреемся:

Слайд № 17  

Здесь всюду холод, лед и тень,               дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                      закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                       Выпрямляются, поднимают руки вверх

Из льда здесь люди строят дом,            Соединяют руки над головой — «крыша»

И океан покрыт весь льдом.                  Разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.     Ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.               Делают махи руками

Слайд № 18  

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,   Подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                        Руки на поясе, стоят смирно

Воспитатель: а теперь поиграем в игру! Я проверю, насколько вы внимательны!

Д/И «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Слайд № 19 

Слайд № 20 

- Бурый медведь, песец, северный олень, морж (Бурый медведь – не живет на Севере) Слайд № 21  

Слайд № 22  

- Белый медведь, тюлень, морж, северный олень (Олень не умеет плавать) Слайд № 23  

Слайд № 24  

- Полярная сова, белый медведь, песец, северный олень (Полярная сова – остальные животные не летают) Слайд № 25  

Слайд № 26  

- Пингвин, белый медведь, северный олень, полярная сова (Пингвин, потому что он живет в Антарктиде. Слайд № 27    Как называются дети пингвинов? Да, пока их родители добывают им еду, они живут в «детском саду». Чем они питаются?) Чем они любят заниматься? Слайд № 28    

Воспитатель: Молодцы ребята! Все ответы верные! А когда животные ходят по снегу, что на нём остается? (Следы). Слайд № 29    И у каждого животного свои следы, не похожие на другие! Поэтому человек может по следам понять, кто же прошел? Предлагаю вам превратиться в юных следопытов! Сейчас вы проходите по льдинкам на места около стола. На столе лежит листок, на котором нарисованы три животных (какие?) и три дорожки следов. Вам нужно соединить линией животное и его следы!

Давайте проверим, правильно ли вы сделали? Слайд № 30-31-32

Молодцы! И с этим заданием вы справились! Вы настоящие путешественники!

Вы очень много знаете про Север, про животных, которые здесь живут. Мне очень понравилось с вами играть и я предлагаю вам сыграть еще в одну! Я  попробую запутать.

Слайд № 33

Д/И «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ»

Я буду говорить утверждение, если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши. Если я скажу неправильно на ваш взгляд, топайте ногами!

- Белый медведь дружит с пингвином (Неправильно. они не могут дружить, т.к. пингвин живет на южном полюсе)

- Морж ест рыбу (правильно)

- У песца короткий хвост (Неправильно. У песца длинный хвост)

- У оленя мягкие лапы (Неправильно. У оленя ноги, на ногах копыта)

- Тело песца покрыто шерстью (правильно)

- Тюлень очень хорошо плавает (правильно)

- Белый медведь ловит рыбу на удочку (Неправильно. Он сторожит рыбу у лунки)

- Тюлень боится белого медведя (правильно, т.к. белый медведь питается тюленями)

Молодцы! Все ошибки нашли! А нам пора возвращаться в детский сад! Вставайте в круг:

Слайд № 34

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет! (развести руки в стороны)

Правое крыло вперед,  (поворот туловища вправо)

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет

Замечательный пилот

В путь отправил самолет! (бег с расставленными в сторону руками)

Мы с вами вернулись.

Итак, где мы с вами сегодня побывали?) Назовите мне животных, о которых мы говорили сегодня. Почему они не замерзают?

Дети. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех. Всё это согревает.

Воспитатели: Если вам понравилось путешествие, то я приглашаю вас в другой раз полететь в другие страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Тема недели: Зоопарк. Животные жарких стран. Животные Севера.

Лексические игры и упражнения для развития и активизации словаря....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»...

Презентация для занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»

Презентация для занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»...

Проект "Животные Севера, Африки и экзотические животные"

Проект знакомит детей с классификацией животных северного континента и африканского. Так-же в проекте речь идет о редких животных. Дидактические игры, в игровой форме знакомят детей  тем, чем пит...

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие на Север» в рамках изучения темы «Животные Севера»...