Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Баталова Мария Валерьевна

 Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zhivotnye_severa.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»

Цель: закрепление представлений о климатических условиях севера и тундры, приспособленности животных и растений севера к погодным условиям.

Задачи:

Образовательная: учить устанавливать изменения живой и не живой природы в сезонных и климатических изменениях, закрепить знания детей о животном мире: олени, песец, лемминг, куропатка, заяц; закреплять представления о приспособление растений и животных и условиям севера климата,

 Развивающая: развивать память, сообразительность, диалогическую речь, усидчивость, внимательность.

Воспитывающая: воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, интерес к разнообразию природы.

Планируемые результаты: дети обладают достаточным уровнем представлений о климатических условиях севера и тундры.

Словарная работа: 

Обогащение: Большеземельская тундра,

Активизация: олени, песец, лемминг, заяц, лишайники, мхи, карликовая береза, голубика, черника, брусника, морошка, грибы, ягель;

Оборудование:  презентация «Животные Севера», музыкальное сопровождение.

Этапы, продолжительность

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей, ответы детей

Методы приемы

1.

Организационно-мотивационный момент

Ребята, сядьте, пожалуйста, на стульчики. Представляете, у нас случилась беда! Недавно был такой сильный ветер, что он разбросал животных по разным странам и климатическим зонам! Животным очень некомфортно, давайте мы с вами поможем им добраться домой?

Какие молодцы, ребята, всех распределили!

Да, поможем!

Дети вместе с воспитателем распределяют верблюда в пустыню, медведя в лес, тюленя в снежные пустыни, рыбу в воду.

Не всех!

Организация детей

Проблемная ситуация

Дидактическая игра

2.

Основной этап

2.1

Этап

постановки проблемы

 Ой, кто же у нас остался? Ребята, скажите, что это за зверь?

И правда! Видимо, ветер был такой сильный, что отнес Олененка далеко-далеко. Скажите, мы можем помочь ему вернуться домой?

А как же мы можем узнать, где он живет и помочь ему добраться до его места обитания?

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие, чтобы найти дом Олененка! По секрету Олененок мне сказал, что его родители живут в Тундре! Но прежде чем отправиться в путь, нам с вами нужно узнать, где находится тундра.  А поможет нам в этом предмет, который вы сейчас видите на доске. Ребята, что это?

Что такое глобус?

Каким цветом на глобусе обозначена  природная зона тундра?

Ребята, а на чём мы с вами отправимся в путешествие?

Я предлагаю Вам полететь  на самолёте, чтобы быстрее добраться до места. Готовы? Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся! Занимайте свои посадочные места заводите моторы, полетели! 


Воспитатель включает музыкальное сопровождение, показывая детям движения, имитирующие полет на самолете.

Северный олень!

Да!

Мы можем спросить у него, попросить помощи у других оленей, отправиться с ним, чтобы он точно дошел домой.

Это глобус.

Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он позволяет представить форму нашей планеты

На глобусе тундра обозначена светло- зеленым цветом.

Ответы детей

Вопросы

Объяснение

Беседа

Вопросы

2.2

Этап практического решения проблемы

Воспитатель включает слайд с тундрой.

А вот и наша первая остановка!

Ребята, скажите, В каком городе мы живем? А на какой равнине расположен наш город?

Правильно! Значит, это наша остановка! Только я совсем не вижу оленей! Может, мы можем попросить у кого-нибудь помощи?

Посмотрим, есть ли кто-нибудь вокруг… Может, он прячется?

Ой, мы нашли его! Посмотрите, кто же это?

У песца  шуба белая, пушистая, которая согревает его в холодные полярные зимы. Он роет норы в  снегу, что  помогает ему спастись от непогоды. У песца чуткий слух, прекрасное  обоняние и  зрение.

Какого цвета песец становится летом?

Ребята, как выдумаете, почему песец меняет свою окраску?

В какое время года шуба у песца теплее?

Ребята, как вы думаете, на кого охотится песец?

Песец охотится на зайцев, грызунов, птиц.

Летом песцу корма хватает, он охотится на леммингов, куропаток, зайцев, может полакомиться выброшенной на берег рыбой, разоряет птичьи гнезда. Зимой песец охотится на леммингов. Бродит он по тундре, прислушивается,  где  пищит лемминг. Если услышит шорох, он  прыгает вверх, приземляется, быстро – быстро начинает  раскапывать снег и хватает добычу.

Ребята, как вы думаете, песец это животное травоядное или хищное?

Почему вы так решили?

Правильно! Ой, ребята, вы слышите этот шорох?

Кто же выбежал на полянку?

Самое маленькое животное тундры– лемминг. Лемминги — мелкие грызуны. У лемминга во рту прячутся острые, будто хорошо заточенные ножи, два верхних и два нижних зуба-резца. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться. У него очень короткие, едва различимые уши, середина спины рыжеватая, бока буровато- серые, низ немного светлее, а на спине  красивая темная полоса.

Ребята, чем питается лемминг?

 

А какие кустарники, лишайники и ягоды растут в тундре?

Как же лемминг спасается от хищников? Лемминг  роет  норки  с длинными  ходами, в них   прячется от хищников.

: Ещё леммингу помогает его пестрая окраска прятаться от хищников.  Скажите пожалуйста, кто из хищников на него охотиться?  

Ой, лемминг куда-то убежал! Видимо, кого-то испугался! Посмотрите, кто же спрятался на полянке?

Правильно! Посмотрите, какой он белоснежный!

Зааяц  плохо различает предметы, находящиеся прямо перед ним ,но зато во время бега  заяц всё время видит врага, не поворачивая головы. Задние ноги длиннее передних. Зимой окраска снежно  белая, только кончики ушей чёрные. Летом заяц меняет окраску и становится серым.

Ребята, чем питается заяц?

Что помогает зайцу спасаться от хищников?

А ещё, для того, чтобы спрятаться от врага  заяц запутывает следы, сначала он идёт по своей тропе, затем делает большой скачок в сторону, петляет, идёт кругами, вновь идёт рядом со свои следом, но в обратном направлении; сделав ещё несколько прыжков.

Ребята, кто охотится на зайца  в тундре?

Сейчас, я предлагаю вам сделать заячью зарядку.

Раз - присядка,

приседают

Два - прыжок

Это заячья зарядка.

лёгкий прыжок

И зайчата как проснуться

кулачками потереть глаза

Любят долго потянуться

потянуться

Обязательно зевнуть

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

Ну и хвостиком вильнуть

движение бедрами в стороны

А теперь мы спинку выгнем

прогнуться в спине вперед

И легонечко подпрыгнем

легкий прыжок вверх

А кому зарядки мало -
           Начинает все сначала!

развести руки в стороны на уровне                                

пояса ладонями вверх

Молодцы какие, хорошую зарядку сделали! Предлагаю вам сесть на стульчики,  и продолжим наше путешествие по тундре.
Ну-ка, давайте оглянемся и посмотрим, есть ли здесь кто-нибудь еще?

Правильно! Но прежде чем нам отдавать им олененка, нужно убедиться, что это действительно его семья!

Олень – это большой, красивый зверь, в тундре он не имеет ни дома, ни норы. Его тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Волоски шерсти жесткие и грубые на вид, внутри каждый из них заполнен воздухом, который помогает сохранять тепло, выделяемое животным. Под шерстью прячется еще и густейший, пышный, короткий подшерсток. Зимой окраска оленьего полушубка очень красивая - светлая, серебристо-белая.

Чем в тундре питается олень?

Молодцы, правильно. Ходит, бродит он по тундре всё лето, ягоды, травы ест. С холодами к горам уходит, где лишайников много, особенно ягеля, где добывает его, разрывая снег копытом. Самое любимое лакомство у оленя грибы, если увидит их  даже на другом берегу реки, обязательно  переплывёт через реку, и при этом  останется сухим. Широкие копыта помогают оленям не проваливаться в болото. 

Почему для людей, живущих в тундре, олень стал помощником?  

Как человек помогает оленю?

Правильно, молодцы! Ну-ка, олененок, это твои родители?
Посмотрите, он сам к ним побежал! Значит, мы смогли ему помочь добраться до дома! Молодцы, ребята, теперь  мы можем  отправляться домой!

Воспитатель включает музыкальное сопровождение.

Мы живем в Воркута.

Большеземельской тундре!

Вот он!

Это песец!

Коричневый, бурый!

Чтобы стать незаметным летом.

Зимой!

На мелких зверей.

Хищное!

Потому, что он не питается травой, а охотится на других животных,

Это лемминг!

Он питается зимой  лишайниками, которые находит под снегом,  а летом   ягодами, побегами кустарника.

Карликовая береза, голубика, черника, брусника, морошка, грибы, ягель;

На лемминга охотятся песец, волк.

Заяц-беляк!

Летом он питается различными растениями и побегами кустарников, ягодами и даже грибами, а зимой - ветками и корой кустарников.

Длинные уши помогают зайцу услышать приближение хищника. Летом и зимой меняет цвет шубы, чтобы спрятаться от врагов. Длинные задние лапы позволяют быстро бегать. 

На зайца охотятся волк и песец.

приседают

лёгкий прыжок

кулачками потереть глаза

потянуться

зевнуть, прикрывая рот ладошкой

движение бедрами в стороны

прогнуться в спине вперед

легкий прыжок вверх

развести руки в стороны

на уровне                                

пояса ладонями вверх

Да, олень!

Олень питается ягодами, грибами.

В тундре – он для них и средство передвижения и пища, и одежда, и кров.

Человек спасает оленей от хищников.

Дети имитируют полет на самолете

Вопросы

Рассматривание иллюстраций

Объяснение

Вопросы

Объяснение

Похвала

Рассматривание иллюстраций

Объяснение

Вопросы

Объяснение

Похвала

Объяснение

Вопросы

Рассматривание иллюстрации

Вопросы

Объяснение

Вопросы

Физминутка

Похвала

Вопросы

Объяснение

Вопросы

Объяснение

Вопросы

Похвала

 

3.

Заключительный этап

Вот мы и снова в нашей любимой группе!

 Ребята, как к жизни в тундре приспособились животные?

Правильно! А каких животных мы с вами сегодня рассматривали?

Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательные!

 

Животные тундры имеют густой мех. Зимой – белая окраска меха. Летом окраска меха пестрая. К зиме животные накапливают слой подкожного жира.

Олень, песец, заяц-беляк, лемминг.

Подведение итогов

Похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе "День кошек"

Занятие проходит в первых числах марта, т.к. 1 марта в России отмечают День кошек. Цель данного занятия : расширять знания детей из семейства кошачьих, воспитывать любовь к животным...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе. Тема: «Чудо песочек. Необыкновенные свойства песка».

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе . Тема: " Чудо песочек"....

Конспект занятия по экологическому воспитанию. В подготовительной к школе группе.

Конспект  занятия  по экологическому воспитанию. В подготовительной  к школе группе....

Презентация для занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»

Презентация для занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Животные севера: среда обитания животных в разных климатических условиях»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.Тема: Путешествие в «страну чудес» - вторая жизнь мусору....