Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Ты, Кубань, ты наша Родина».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Маликова Вера Николаевна

Краткосрочный проект для детей среднего возраста  «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_kuban.docx774.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №45 муниципального образования город Новороссийск, ул. Алексеева 25-а, тел.: 71-35-20

ИНН/КПП 2315162190/231501001

Краткосрочный проект для детей среднего возраста

 «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Подготовил и провел педагог:

Маликова В.Н.

2020  г.

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Паспорт проекта:

Вид: информационно - творческий

Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.

Возраст участников: 4-5 лет

Сроки реализации -  1 неделя.

Актуальность

Недавно мы с детьми вели беседу о том, где они живут, какой у них дом, на какой улице они живут, в каком городе, в каком крае, в какой стране. И один из ребят, на вопрос в каком крае он живет, ответил: «Кубань». Другие дети сказали, что он не правильно ответил, а мальчик настаивал на своем, что живет он на Кубани, и тогда возник у ребят вопрос: «А что такое Кубань?» . И мы вместе с детьми решили выяснить, что же такое – Кубань и действительно ли мы живем на Кубани.

Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции, восстановить их можно только через чтение книг, любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.

Мы с моей коллегой в ходе проекта хотели помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми.

Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.

Представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.

Цель:

Познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Углубить и уточнить представления о родном крае – Кубани, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

Задачи:

- формировать представления об историческом прошлом родного края, через знакомство с обычаями и традициями кубанских казаков;

- познакомить с промыслами предков, продолжать прививать любовь к народному творчеству;

- познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов Кубани, прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;

- продолжать знакомить с символикой Кубани.

- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;

- обращение детей к традициям кубанского казачества для глубокого осознания дошкольником сопричастности с родной землей.

Планируемый результат.

Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.

Этапы реализации проекта:

ЭТАП

ОПИСАНИЕ

  1. Организационный

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, составлен план взаимодействия с родителями.

Был изучен уровень знаний детей по теме проекта. Поставлены вопросы: «Что мы знаем о Кубани?», «Что хотели бы узнать?»

Осуществлялся подбор книг, картин и иллюстраций с изображением символики Краснодара и Краснодарского края, Кубанского быта, костюмов, памятников, исторических культурных ценностей.

Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с

использованием ИКТ – технологий.

Была изготовлена картотека казачьих игр и устного народного творчества.

  1. Практический

Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводится все виды деятельности, предусмотренные планом проекта, организовывается совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметом исследования.

  1. Результативный

Анализ достигнутых целей и полученных результатов. Видеоотчет о проделанной работе в ходе проекта. Выставка творческих работ воспитанников.

Перспективный план практического этапа:

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Кубанская семья».

Конструирование «Сплетем коврик».

Познавательное развитие:

Беседы: «Быт и традиции казаков», «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края», «Рождение Кубани».

Экскурсия в кубанский уголок детского сада.

Дидактические игры: «Выложи фигуру казака».

Просмотр мультфильмов: «Быт казаков» «Волк и пёс».

Рассматривание иллюстраций и картин: «Ремесла на Кубани», «Национальная одежда кубанского казака и казачки».

Речевое развитие:

Чтение кубанской сказки «Казак и птицы».

Чтение стихотворения В. Б. Бакалдин «На Кубани вырос я».

Знакомство с кубанским народным фольклором – пословицы, поговорки, стихи.

Знакомство с кубанским диалектом (балачками).

Инсценировка сказки «Казак и солнце».

Физическое развитие:

Кубанские подвижные игры: «Завивайся плетень», «Тополек».

Художественно-эстетическое развитие:

Аппликация «Овощи с кубанской грядки».

Раскрашивание «Казачьи картинки».

Лепка «Плетень для кубанского подворья».

Взаимодействие с родителями: 

Папка-передвижка «Мой край родной – Кубань!».

Консультация для родителей  «Как прививать детям любовь к родному краю Кубани?».

Консультация  «Традиции казачества в воспитании казачат».  

Выставка рисунков «Любимый мой край».

Вывод:

В результате проделанной работы в ходе проекта значительно расширился кругозор детей относительно темы кубановедения. У них появилось осознанное понимание своей принадлежности к кубанским землям, к казачьей истории, его быту и традициям. Дети стали проявлять интерес к истории и традициям Краснодарского края. Они смогли твердо ответить на вопрос: «Что такое Кубань?» и «Живут ли они на Кубани?».

Результатом проекта также стало то, что родители стали более внимательно относиться к своим детям, понимая важность духовно-нравственного воспитания для формирования личности ребенка и его здоровья. Они стали более активными в жизни детского сада, понимая то, что это нужно для их ребенка и является их участие положительным примером.

Приложение к проекту:

1. Сюжетно-ролевая игра «Кубанская семья».

Цель: Духовно-нравственное воспитание посредством игры, знакомство с укладом и устроем в казачьей семье.

Материалы: атрибуты для воссоздания казачьего быта: печь, горшки, ухват. Костюмы казака и казачки.

Ход:

Воспитатель: Семья – это самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят

взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей. Уважительное отношение к старшим было принято в каждой кубанской семье. Старик в доме – лицо почитаемое, его воля – закон для всех. Слово отца в доме было главным, без него не начинали даже есть. Семья рассаживалась за обеденным столом в определенном порядке впереди сидит

отец с матерью, подле него старший сын, затем второй, третий и т. д. Выйти из-за стола

младшие могли только после того как вставали взрослые. К родителям дети почтительно

обращались на «вы». Авторитет отца и матери считался непререкаемым. Они были

постоянным примером для детей. Большим грехом считалось обмануть родителей. Такое

уважение к старшим было золотым стержнем, который держал и крепил семью изнутри.

Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама,

папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству

поспевали, другие в поле трудились. Я предлагаю Вам сейчас поиграть в игру, давайте представим, что мы казачья семья. Давайте выберем героев – членов семьи.

Дети выбирают героев, переодеваются в костюмы. «Женщины» приступают к приготовлению обеда у печи, укачиванию ребенка в люльке, «мужчины» занимаются подготовкой коней к походу.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша игра? Что понравилось больше всего?

2.Конструирование «Сплетем половичек».

Цель: освоение новой техники: плетение из бумажных полос. Учить детей переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги 2-х разных цветов. Закреплять представление об узоре как ритмично повторяющемся рисунке. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус.

Материал: полоски цветной бумаги длиной 10 см, прямоугольная основа 12х20 см (из более плотной бумаги), 2-3 варианта «половичка» с разным узором.

Ход:

Воспитатель рассказывает детям о том, что во многих казачьи домах на полу лежали красивые половички, которые казачки плели сами и передавали свое мастерство из

поколения в поколение.

Воспитатель: Знаете ли вы, из чего и как делают половики? Половики ткались на специальном станке путём переплетения нитей, но часто это ручная работа, так как получить красивый узор можно только безошибочно чередуя и подбирая нити определённого цвета в нужном порядке. Сегодня мы с вами попробуем «окунуться» в это искусство и сделаем бумажный половичек, составив на нём свой узор.

Воспитатель показывает детям готовые половички, помогает увидеть их сходство: они сплетены из полосок. А отличаются они цветом и узором.

Для того, чтобы нам сплести такие половики понадобиться основа из прямоугольника, сложенного пополам и надрезанного на полоски определённой ширины и бумажные полоски разных цветов. Этими полосками дополняют основу, переплетая основные нити то сверху, то снизу.

Воспитатель говорит, что цвет полосок для своего коврика каждый ребёнок может выбрать самостоятельно, но надо стараться, чтобы цвета сочетались, смотрелись красиво. Объясняет, для того чтобы получились разные узоры, полоски должны по-разному переплетать основу.

Дети приступают к работе, педагог помогает, подсказывает, если у ребенка возникают трудности.

В конце занятия все работы рассматриваются, выделяются наиболее удачные по подбору цвета и расположению узора.

3. Беседа «Быт и традиции казаков».

Цели:

- расширять знания детей о жизни и быте казаков

- воспитывать чувство уважения к нашим предкам.

Материал: круглая буханка хлеба, иллюстрации, запись песни Кубанского казачьего хора.

Ход:

Внести буханку хлеба, рассмотреть её, понюхать, затем спросить: Что это? Что вы можете сказать о хлебе?

        После ответов сказать, что этот хлеб называется буханка, так его называли казаки. Выращивали казаки хлеб сами. При помощи сохи, казаки пахали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была рядом с ним и в труде, и в бою  (показать иллюстрацию).

        На мельнице мололи зерна в муку, а затем выпекали буханки хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Тяжел был труд казаков, потому что казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит».

        Буханки выпекали казачки дома в печах (иллюстрации). В печи пекли хлеб, варили еду, спали на печах, сушили овощи, фрукты, грибы. Печь обогревала и кормила. Если казаки выращивали хлеб, то казачки занимались хозяйством.

        А вечером,  за столом собиралась вся большая  казачья семья и ужинали все вместе: мать, отец, дети  и внуки.

        Проводив казака в поле, казачка сначала управлялась по хозяйству: кормила всех, доила корову, выгоняла на пастбище, будила детей. Мальчики постарше уезжали с отцом в поле, а мальчики помладше шли пасти  коров, коз, овец, гусей, а девочки оставались при матери, помогали ей по хозяйству. Как только вся скотина

была накормлена, казачки брались за другое дело: ткали (иллюстрация), вязали

(иллюстрация), пряли (иллюстрация), шили  (иллюстрация).

        По праздникам казаки пели песни, танцевали. Послушайте веселую песню из репертуара Кубанского хора.

4.Беседа «Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края».

Цель: закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани, воспитание патриотических чувств - любви к Родине, уважению к флагу, гербу, гимну Кубани.

Материал: карта Краснодарского края, флаг Кубани, изображение герба, запись гимна Кубани.

Ход:

Воспитатель: Вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких. Как называется наша страна.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Мы должны с вами гордиться тем, что живем в такой большой и прекрасной стране. А кто из вас  скажет, как называется наш край, в котором вы родились и растете?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно. У нас очень большой и богатый  край, в нем живут трудолюбивые и гостеприимные люди. Я хочу познакомить вас со стихотворением В.Бакалдина «Моя Кубань»:

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди, прославленный край.

Там вечер просторный  и песня простая,

У клуба парнишек и девушек стая.

Там примут тебя, как хорошего друга,

Покажут как землю ворочают плугом,

Как хлеб убирают, как стол накрывают,

Как в горнице гостя у нас угощают.

Кубанцы на зависть умеют трудиться!

Тем где-то саманный курень мой дымится …

Люблю тебя край мой, простор краснодарский,

И труд хлебороба, и песни, и пляски.

И пыль под копытами на ипподроме,

И яркую лампочку в маленьком доме.

Улыбку и радость на лицах казачьих,

Суровых и смуглых, простых, но горячих.

Ты был на Кубани? А ты побывай:

Отличные люди,  прославленный край!

Как вы уже знаете, ребята, у каждой  страны есть  отличительные знаки - государственные символы: флаг, герб, гимн. Есть они и у Кубани. Вот один из них  - это флаг  (педагог показывает флаг).  Какие цвета мы видим на полотнище кубанского флага? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно: синий, малиновый, зеленый. Что вам напоминает синяя полоса?

Ответы детей (небо, реки, моря).

Воспитатель: Малиновая полоса?

Ответы детей (цвет солнца, огня, тепла).

Воспитатель: Зеленая полоса?

Ответы детей (леса, поля, луга).

Воспитатель: Молодцы. А это герб Кубани  (педагог показывает изображение герба). Это герб Краснодарского края. На зеленом щите изображена крепость, говорящая о военных заслугах Казачества. Щит окружают знамена, пожалованные наши предкам за мужество и верную службу. На полотнище, расположенные посредине,- буквы РФ, означающие, что наш край входит в состав Российской Федерации. Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?  

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. На пограничных столбах, которые устанавливаются на границах России с другими странами, на важных документах, на деньгах. Третий отличительный символ - это гимн - это торжественная песня. Когда звучит гимн, его слушают стоя.

Включается аудиозапись гимна Кубани, дети встают.

Воспитатель: Что мы сейчас слушали?

Ответы детей.

Воспитатель: Очень хорошо. Он был написан в годы войны. Каждая строка гимна проникнута бесконечной любовью к земле Кубани и гордость за ее славу. Ребята, напомните мне о каких символах Кубани, мы сегодня говорили?

5.Беседа «Рождение Кубани».

Цель: познакомить детей с историей рождения Кубани.

Материал: иллюстрации Екатеринодара, станиц, домов, убранство старых хат куреней, одежды казаков и казачек.

Ход.

Воспитатель: Самой большой рекой была река Кубань. На её высоком берегу  заложили  первые переселенцы крепость, построили укрепления. С неё и начинался город Екатеринодар. Вы еще его знаете под названием город Краснодар.А вокруг стояли вековые дубы, да камыши шелестели на болотистом берегу реки.

        Осмотрелся атаман казаков  и воскликнул: «Здесь быть граду!», т.е. городу. Провели казаки борозду в дикую степь, чтобы обозначить центральную улицу города- Красную и начали строить город. А затем построили ещё 40 станиц по всей земле кубанской. В центре станицы была – площадь, церковь, школа. Хаты – курени казаки строили из местных природных материалов: хворост, камыш, глина, солома. Каркас из камыша  и соломы, пол из глины, хаты белили, чтобы было красиво.

        Так и жили казаки: выращивали хлеб, сажали виноградники, растили скот. А самое главное охраняли  - южные границы от набегов врагов. Земля кубанская стала ещё красивее от нарядных белых хат, цветущих садов и ярких цветов, которыми украшали казачки свои подворья.

В ходе беседы педагог показывает иллюстрации Екатеринодара, станиц, домов, убранство старых хат куреней, одежды казаков и казачек.

6.Экскурсия в кубанский уголок детского сада.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков, воспитывать в детях патриотические чувства на основе ознакомления с культурой и историей своей малой Родины.

Ход:

Воспитатель: Добрый день, ребята. Сегодня мы отправимся на экскурсию в одно очень замечательное место. Это кубанский уголок в нашем детском саду. А замечательно это место тем, что там находятся предметы, которыми пользовались люди, жившие давным давно. Мы с вами посмотрим как же жили наши предки – казаки и казачки .

Дети вместе с педагогом отправляются на экскурсию.

Возле кубанского уголка воспитатель рассказывает:

Раньше дом назывался хатой, а двор подворьем, где было хозяйство казаков. Печь, скотный двор, стол, лавки, колодец, сторожевая башня, а комнату, где встречали гостей – кубанская горница. Хату отапливала печь, в ней готовили пищу, выпекали хлеб. На печке можно было сушить одежду и даже спать. Топили печь дровами. У хозяйки раньше много было дел по дому: надо печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, ребёнка укачать. Еду готовили не в кастрюлях, а вот в таких чугунках (показывает). В них варили кубанский борщ, да кашу. У печи жарко и чугунок руками взять нельзя. А брали ухватом.

В углу напротив печки стояли большой стол и лавки, за столом собиралась вся семья. Семьи были большие и дружные. Дочери помогали матери по хозяйству, а сыновья отцу.

Смотрите какая посуда была у казаков. Ее делали из дерева: миски, ложки, и из глины: кувшины, горшки.

В каждой хате стоял самовар, из которого пили чай с плюшками и пряниками.

Долгими зимними вечерами девушки занимались рукоделием (показ скатерти); шили, вязали, пряли пряжу. А из ниток ткали ткань, сшили одежду. А ещё из холста шили полотенца и вышивали разными узорами. Их вешали на иконы и зеркала (показывает полотенце). Раньше такое полотенце называли рушники. Кубанские костюмы для женщин и мужчин шили и вышивали сами.

Как ваши мамы ухаживают за одеждой.

Ответы детей (стирают и гладят).

Воспитатель:  А помогают вашим мамам в этом стиральная машина и утюг. А раньше электричества не было и люди, все делали, когда светло, но вечером зажигали фонарики.

Вот и закончилась наша экскурсия в кубанский уголок.  Вы узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали.

7.Дидактическая игра «Собери фигуру казака и казачки».

Цель: закрепление знаний ребёнка о строении тела, о деталях кубанских национальных костюмов.

Ход игры: детям предложены части фигуры казака и казачки. Задача детей правильно сложить фигуру человека: казака и казачки. Можно играть сразу нескольким участникам, тогда можно поставит правило – собрать не только правильно, но и быстро.

8. Просмотр мультфильмов: «Быт казаков» «Волк и пёс».

Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к жизни, быту казаков посредством просмотра мультфильмов.

9.Рассматривание иллюстраций и картин: «Ремесла на Кубани»,

Цель: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда.

Материал: иллюстрации с изображением ремесел на Кубани.

Ход:

Воспитатель: Дети, скажите, где мы с вами живем?

Ответы детей (в России, на Кубани).

Воспитатель:

Край родной Кубанский-

Родина моя,

В этом крае выросли

Он, и ты, и я.

Горы и долины,

На Кубани есть,

Есть, сады и нивы

Все не перечесть…

На Кубани люди добрые живут,

Ремесла знают, ценят труд.

Работают, не зная скуки.

А мастера уж! На все руки.

Как вы думаете, ребята, кто такие мастера?

Ответы детей.

Воспитатель: Это люди, которые очень хорошо умеют выполнять какую – то работу.

А слово ремесло означает  – это то, что сделано своими руками. Основными ремеслами на Кубани являлись: гончарное производство, вышивка, вязание кружев, плетение из лозы, соломы, листьев, початков кукурузы, ковань, роспись.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей.

Еще одно ремесло - вышивка, вязание кружев. Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства Кубани. Основной цвет вышивок - красный с небольшим добавлением черного, синего, желтого.  На территории Краснодарского края и сегодня бытует традиция вязания крючком, которая передавалась и передается из поколения в поколение благодаря народным мастерам. Кружево на Кубани использовалось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Изготавливались накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывала.

Плетение лозой – старинный народный промысел. На Кубани плели корзины в основном из вербы.

Резьба по дереву на Кубани – еще одно ремесло, которым занимались казаки.  На Кубани мастера украшали резьбой по дереву фронтоны домов, наличники, подзоры, крылечки.)

Кузнечное ремесло или кузнечное дело или ковань известно с глубокой древности. С переселением казаков на Кубань возникла потребность в изготовлении предметов быта из железа: плуги, бороны, серпы, вилы, ухваты, подковы и многое другое, а значить и кузнечное ремесло на Кубани было востребовано.

Кубанская роспись (Петриковская роспись). Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.

10. Рассматривание иллюстраций  «Национальная одежда кубанского казака и казачки».

Цель: Дать детям знания о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях.

Материал: костюмы казака и казачки, иллюстрации с изображением элементов кубанских костюмов.

Ход: 

Звучит фонограмма песни Кубанского казачьего хора.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, смотрите, что я вам сегодня принесла.

Педагог показывает детям костюм казака и казачки.

Воспитатель:  Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками, в первую очередь это относится к штанам. Оки называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары - в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтаны красного цвета. Но была и другая форма костюма казаков. Еще казаки носили черкеску черного цвета и башлык - теплая накидка с двумя длинными концами. Зимой казаки сверху одевали бурку. Рукава были с широкими отворотами. Ребята, посмотрите внимательно на костюм казака. Что вы видите у него на груди?

Ответы детей.

Воспитатель: На груди у него газыри. Газыри - это кармашки для патронов. На голове носили шапку. На ногах у казака должны быть сапоги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака. А еще есть капюшон-бешмет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на костюм казачки. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться гак, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Костюм состоял из юбки и кофты. Одежду шили из ситца, щелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.

Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. На голову надевали красивые платки. На ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.

Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты. Женщины заплетали волосы вокруг головы. А ещё все женщины носили кружевные платки,

без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Дети часто донашивали старую одежду, оставшуюся от старших братьев и сестер, так как семьи были большими, и детей было много. Но жили все дружно, любили веселиться.

Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы кубанских народных ремёсел. В нашем крае постоянно проводятся праздники, фестивали. Народные песни и танцы, одетые в национальные одежды. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюма, как настоящие казаки и казачки.

11. Чтение кубанской сказки «Казак и птицы».

Цель:  продолжать знакомить с кубанским бытом и народным фольклором.

Давным-давно в одной из станиц Кубанской области жил казак по имени Сашко. И так как война с турками в то время прекратилась, Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием.

Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб и варил крепкую кубанскую горилку. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом и крепкой горилкой.

Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок.

Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видали. Даже река Кубань - быстрая и бурлящая - покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало.

Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. Набил люльку табаком, закурил и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.

Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.

С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.

Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: "Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.

И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит - шум, гам да удивление соседей на улице. "Что такое?” - думает, и вышел во двор.

Глядит, а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и скворцы, и воробьи, и множество других птиц, и каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз.

Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.

А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской области и родилось у них много казачат. И были они счастливы до конца. 

12. Чтение стихотворения В. Б. Бакалдина «На Кубани вырос я».

Цель: знакомить детей с творчеством кубанских авторов.

Я не рос среди берез,

Я не рос под елями,

Мне не пел седой мороз

Вьюгами – метелями,

Я черемух не ломал

Ночью под окошками,

Сок березы не пивал

И грибов не собирал

Целыми лукошками.

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес – так южный лес

Перед перевалами…

Я запомнил у крыльца

Тополя зеленые

Черномазого скворца

Песни немудреные,

В завитушках виноград,

Горы седовласые…

И поток,

Что вечно рад

Меж теснин

Отплясывать…

Но, наверно, потому,

Что рожден в России я,

Не пойму,

В каком краю,

Где у нас красивее.

Вид везде

Знакомый, свой,

Близким с детства кажется –

Над Окою ли рекой,

На Кавказе кряжистом.

Велики у нас края –

Вся земля российская,

И везде она –

Моя…

Потому

И близкая.

13. Знакомство с кубанским народным фольклором – пословицы, поговорки, стихи.

Цель:  продолжать знакомить с кубанским бытом и народным фольклором.

Кубанские пословицы

Хата тепла - людэ добри.

Хлиб, силь та вода- всэ козацькая ийда.

Хто рано встае, тому Бог дае.

Май творит хлеба, а июнь – сено.

Стихи о родном крае

               

Чёрное море, Азовское море

мирно живут, меж собою не споря.

Разной солёности и глубины

оба курортникам очень нужны!

Хочешь любое из них выбирай.

Гостеприимен кубанский наш край!

                        ***

Мы в кабине самолёта,

а внизу кипит работа:

Краснодарский хлебный край

собирает урожай.

В поле трудится станица,

будет добрая пшеница-

золотистое зерно,

зрело в колосе оно

станет пышным караваем.

С ним гостей мы принимаем

                    ***

Наш Кубанский хор казачий

он известен всей земле!

За границей ждут с ним встречи,

ждут с ним встречи и в Кремле.

Голоса , костюмы ,танцы-

земляков мы узнаем!

Не как все поют кубанцы –

по – казачьи, о своем.

Помогая возродиться

песням предков удалых,

ищут песни по станицам,

с хуторов привозят их.

                   ***

Кубанская природа

родные нам места.

Живет здесь сто народов,

а может, больше ста.

Кубанец я, ты тоже.

Мы вместе, мы дружны.

Мы делать всё что можем

для  Родины должны!

14.Знакомство с кубанским диалектом (балачками).

Цель: познакомить детей со словами кубанского диалекта.

Кубанские балачки:

Рушнык-вышитое полотенце.

Люлька – трубка для табака.

Диду – дед.

Божница- святой угол , где располагаются иконы.

Робыть- работать.

Амбар – строение для хранения зерна.

Плетень- изгородь из плетенных прутьев и кольев.

Скрыня – сундук.

Лихо – беда.

Маты – мать.

Колода – короткое толстое бревно.

Харчи - еда.

Справный  хозяин - крепкий богатый хозяин.

Линейка – повозка.

Очи - глаза.

Пчельник – пасека.

Подворье – двор.

Дымарь - печная труба, возвышающаяся над крышей.

Каганец – масляный светильник.

Котомка, торба - сумка.

Вечерять – ужинать.

Сивый – седой.

Ладанка - маленький кожаный мешок.

Мазанка - дом из глины, дерева, самана , обмазанных глиной.

Ярморище - ярмарка, базар.

Зыркать – смотреть.

Напхал - натолкал, напихал.

Опустив долу голову - опустив  вниз,  к земле, головы.

Шлях- дорога, путь.

Хата – дом казака, который строился из самана или турлука.

Саман- глиняные кирпичи большого размера.

Турлук- переплетенные стволы молодых деревьев, их обмазывали глиной  и белили мелом.

Сырно- маленький круглый стол на четырех ножках.

Гарбуз – тыква.

Кавун- арбуз.

15. Инсценировка сказки «Казак и солнце».

Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы вместе с вами будем рассказывать, и показывать сказку. А сказка это кубанская, называется она «Казак и солнце». Сейчас мы с вами выберем, кто у нас будет в качестве актеров, остальные будут зрителями.

Воспитатель читает текст сказки, актеры выполняют действия согласно тексту сказки.

«Случилось как-то в Кубанской области, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу.

Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы.

Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения. Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил.

Пуля до цели не долетела, но солнце все равно прогневалось на казака и говорит:

- Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой казак.

И после этого взяло солнце самую грозную тучу и повесило ее прямо над двором этого казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно стало яркого неба и теплого солнца.

Станичники глядят и удивляются—везде солнце и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда такого не видели.

А казаку в первый день такой ливень понравился. Вышел он на крыльцо и говорит:

- Испугалось солнце меня. Будет знать в следующий раз, как честных казаков шмалить своим жаром.

Но прошел день, другой, третий. Затем неделя, другая, а туча как висела над двором казака, так и висит. И как лил дождь из нее, так и льет.

По всему двору казака глубокие лужи стоят, урожай на корню гибнуть стал. А на сороковой день грозы в доме крыша стала протекать, а постройки размыло, и они стали потихоньку рушиться. И все птицы и животные, которые были у казака в хозяйстве, разбежались от него, и деревья поломались и повалились, а некоторые погорели от молнии. А затем и дом начал проседать, и стена треснула.

Воды было и во дворе и в доме высотою в косую сажень. Горевал-горевал казак, да и решил влезть на крышу и просить у солнца прощения. Три дня он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то, что так плохо поступил, за свою злобу и нетерпение.

Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного казака. И простило его. Убрало тучу с неба и озарило его двор своим сиянием.

И занялся казак восстановлением своего жилища и хозяйства. И помогали ему в этом деле все станичники.

С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы.

И счастье после этого никогда не покидало казака».

После представления актеры кланяются, а зрители им хлопают.

16. Кубанская подвижная игра «Тополек».

Цель: развитие быстроты.

Правила:

В игре участвуют: ведущий – «тополек», игроки – «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:

На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!

После этих слов прилетают «ветры» и уносят (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

17. Кубанская подвижная игра «Завивайся плетень».

Цель: развитие быстроты, ловкости.

Правила:

Играющие делятся на 2 равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят 2 параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:

 «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев.

18.Аппликация «Овощи с кубанской грядки».

Цель: Учить детей создавать композицию из изображений овощей и фруктов, выполненных на цветной бумаге.

Материалы: Альбомный лист, клей, кисти для клея, клеёнка, салфетки, заготовки овощей из цветной бумаги.

Ход: 

Воспитатель: Что весною мы сажали,

Потом летом поливали.

Все, что осенью на грядках

Поспевает: вкусно, сладко!

Не зевай и собирай

Наш осенний…

Ответы детей (урожай).

Воспитатель: Молодцы, отгадали, а вы знаете, какие овощи растут на грядках в огородах в станицах Кубани?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно, правильно назвали. Посмотрите, на столе лежат заготовки из цветной бумаге. Это тыква, лук, свёкла, морковь, помидор, огурец, картофель. Предлагаю вам выбрать понравившиеся заготовки овощей и наклеить их на альбомные листы, которые лежат перед вами. Расположите композицию из выбранных предметов и приклейте их последовательно.

Самостоятельная деятельность детей.

Закончив свою работу, дети рассматривают свои аппликации. Педагог предлагает сделать выставку из этих работ.

19. Лепка «Плетень для кубанского подворья».

Цель: закрепление ранее изученного прием - раскатывание колбаски, развитие мелкой моторики.

Материал: пластилин, доски для лепки, картинки с изображением кубанского подворья, на котором нет забора – плетня – по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Люблю тебя, земля родная.

Куда не глянь – поля без края

Течет Кубань, пестрят луга…

Ой, земля моя родная,

Всегда ты сердцу дорога.

Давным - давно, когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей и родителей. У каждой семьи было подворье, которое огораживалось изгородью. Семья жила в хате. Стены и пол были глиняными. Рядом с хатой казака всегда размещалась конюшня, сараи, в каждом подворье был свой колодец. В каждом дворе огород, росли фруктовые деревья.

Вот смотрите у меня картинка, на которой изображено кубанское подворье, но на этой картинке чего-то не хватает. Чего не хватает, как вы  думаете ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите внимательно, хата есть, и хозяйство есть, а вот изгороди, которая должна огородить двор казака нет. Сегодня слово изгородь практически не употребляется, мы говорим сейчас – забор. А вообще у казаков забор назывался –

плетень. Такое название он получил, потому что был сплетен из веток ивы. Я вам предлагаю слепить плетень для двора нашего казака. У каждого из вас есть картинка, на которой не хватает плетня. Для того, чтобы слепить плетень надо скатать много длинных колбасок, а затем сплести их между собой.

Педагог показывает как катать из пластилина заготовки, а затем сплести плетень и разместить его на картинке подворья.

Самостоятельная деятельность детей.

В конце занятия рассмотреть подворья. Поблагодарить за работу.

Работа с родителями.

Консультация для родителей

«Как прививать детям любовь к родному краю Кубани?»

        В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Так  что же передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  

       Дошкольное детство — начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Основы отношения  к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее  ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

        Кубань — благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой — места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кирпили, расположенных рядом. дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края — кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками — всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

       Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, патриотом своего отечества надо в нем формировать:

чувство привязанности к своему дому, друзьям в детском саду, своим близким;

чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, к традициям наших предков, к уважению и быту кубанским казаков.

С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять

внимание нашим детям. Необходимо  развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине.

Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Консультация  «Традиции казачества в воспитании казачат».  

Прошлое казачества и его заслуги не всем известны, поэтому пришло время, когда можно приоткрыть страницы истории. Сегодня народная педагогика и казачество – неотделимы. Казаки никогда не были пассивными в воспитании своих детей. В старину казачьи семьи были многочисленными и очень набожными. В казачьих семьях детей до 7 лет считали младенцами и все грехи, совершаемые ими в этом возрасте, оставались на совести матери.   Мать  –  ответчица  за  дитя  перед  Господом,  поэтому казачата до  7  лет  не исповедались.  Семья  казаков  строго  выполняла  свои  обязанности  перед  казачьей общиной.   Казак должен был строго воспитывать детей, учить чтить старших, выполнять 10 Заповедей Господних, являющихся жизненным правилом казака-христианина.  

  Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

  Казаки все равны в правах.

  По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

  Служи преданно своему народу, а не вождям.

  Держи слово, слово казака дорого.

  Чти старших, уважай старость.

  Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

  Погибай, а товарища выручай!

  Будь трудолюбив, не бездействуй.

  Береги свою семью, служи ей примером.  

Казак  разъяснял, толковал, показывал  значения заповедей  детям. В семьях постоянно напоминалось, что за непослушание последует наказание, чтобы проступки больше не проявлялись, и ребенок должен научиться избегать повторения ошибок.  

Казаки в течение многих веков создали и своеобразную школу  воспитания  моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам:

  Не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, чтобы относились к вам,

разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями.

  Быть всегда правдивым и искренним не только на словах и делах, но и в мыслях.

  Жить только за счет своего труда, избавиться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.

  Соблюдать воздержание и умеренность во всем.

  Быть свободным от накопительства.

Настоящий казак должен приобретать те вещи, которые необходимы, подарки, преподносимые от всего сердца, в которых есть истинная нужда. Казаки, отцы и деды, говорили своим детям и внукам: «Каждый вечер вы должны 10 – 15 минут уделять внимание воспитанию и размышлению, чтобы мысленно оценить прожитый день».  Старшее поколение внушало сыновьям и внукам необходимость распознавать настрой человека: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, человека – со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте, что человек всегда злой, корыстолюбивый и он постоянно стремится властвовать над другими». Направления семейного воспитания казаков. Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы доброты и послушания, совести, справедливости, прилежания к труду. Воспитание трудолюбия.  В казачьих семьях в труде принимали участие даже малые дети. Мать следила за тем, чтобы с малых лет дети умели заботиться о других, оказывали помощь друг другу, старикам. Роль отца возрастала по мере роста мальчика. Он учил «порядку и делу», как говорят в народе. Меньше баловал, был строг, требователен.  С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству. В труде вырабатывалась сноровка, сообразительность, крепость мышц. В 3 года казачата свободно сидели на лошади.

  С 7-летнего возраста на казачат возлагали посильные работы - уходу за домашней птицей, прополку сорняков на приусадебном участке, уборку во дворе и по дому,    в 10 лет - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь лошадь, пасти коней в ночном; в 14 – 15- летние подростки могли наряду со взрослыми  преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу.      

        Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака.  Девочки начинали работать рано. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших!  

Учение добру, благожелательности. Как только ребенок начинал понимать, ему старшие давали почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу. Одновременно с этим детей учили отличать истинную правду от ложной,  героическое от трусости.

Казаки учили, что во всем должен быть лад и порядок. Особое значение предъявлялось в семье к здоровому образу жизни: физической закалке, трезвости, чистоте. Казак не мог показаться пьяным на улице, дети не имели права садиться за стол с грязными руками.  

Учение послушанию. Из послушного ребенка всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного –

верхогляд, вор, обманщик, насильник.  

Учение жить своим умом и сочувствовать боли близких. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства.  

Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Уже к 6 годам ребенок знал почти всех своих близких родственников, проживающих в станице.