Педагогический проект "Прикоснись к природе сердцем"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Педагогический проект эколого-познавательной направленности, целью которого служит формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной дятельности, освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья,физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikosnis_k_prirode_serdtsem.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Веселый рюкзачок»

ТЕМА: «Прикоснись к природе сердцем »

        

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ:  

          В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС) педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Непреходящие общечеловеческие ценности – являются основой культуры, усваиваются и становятся личностно значимыми в процессе воспитания. В современных условиях к числу важнейших следует отнести экологические ценности – природу, жизнь и здоровье человека, его духовную суть.. Особое место в дошкольном образовании занимает экологическое образование, которое является одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному, физическому и эмоциональному развитию ребенка. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.                          

       Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

ПРОБЛЕМА:  

          Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет, так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле и им необходимы экологические знания.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:  

– формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности;

– освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.

ЗАДАЧИ:

  • физического воспитания и оздоровления: укрепить здоровье, приучать к закаливанию, обеспечить активный отдых; закреплять и формировать новые двигательные навыки и умения, развивать физические качества (силу, быстроту, двигательную координацию, выносливость, ловкость.
  • коммуникативные: формировать основы компетентного общения, развивать умение воспринимать специальную информацию в процессе  образовательной деятельности.
  • познавательные: развивать любознательность, устойчивый интерес к природе родного края; расширить объём знаний о родном крае — улице, районе, городе, области, социально-культурных и исторических объектах; общению с разными людьми, получению новой информации об окружающем мире; обогащать экологические знания и представления.
  • воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, гуманное отношение к окружающему миру; воспитывать основы ценностного отношения к миру природы и социальному окружению; воспитывать гражданственность, формировать позитивную социальную позицию; воспитывать уважение к истории и культуре родного края, национальным и культурным традициям, развивать основы эстетической культуры.

ВИД ПРОЕКТА:

Долгосрочный, групповой

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети подготовительной группы, родители воспитанников и педагоги муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 «Виктория» города Смоленска.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

 1 октября 2020 года-30 апреля 2021года

РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТА:

  • Информационные (методические материалы и пособия);
  • Материально-технические (ПК, интерактивная доска, проектор, магнитофон)
  • Глобус Земли физический М 1 : 50 млн.
  • Физические карты РФ, мира

ЭТАПЫ

ПРОЕКТА

ЗАДАЧИ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРОКИ

Подготовительный этап

  1. Осуществить подбор методического материала.

  1. Сбор информации по теме проекта;
  2. Подбор и изготовление материала, для продуктивной деятельности.

1.10.2020-

15.10.2020

2. Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности.

Подбор, разработка и составление  тематических мероприятий.

3. Создать предметно-развивающую среду группы.

Предметно-развивающая среда, соответствующая теме проекта

15.10.2020-

30.04.2021

Основной этап

  1. Развитие эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка 
  2. Способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру
  3.  Содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка

  1. Развивать двигательные способности, психические познавательные процессы
  2. Содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности
  3.  Воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни

Программа мероприятий  с детьми, направленная на развитие двигательной и познавательной активности дошкольников, формирова- ние у них осознанного отношения к здоровью, ценностного отношения к природному и социальному окружению  

01.11.2020-

30.04.2021

Результативный этап

Проведение итоговых мероприятий по каждой теме

Презентация проекта

1 раз в 2 месяца

       

                                                                                                                                   ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:   

  • физическое здоровье:

 – ребёнок приобретает хорошую физическую форму; повышается индекс здоровья детей в ДОО; психическое здоровье:

– ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, вступать в свободную коммуникацию со взрослыми и сверстниками;

  • социальное здоровье:

– следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;

– обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ

направленных на развитие двигательной и познавательной активности детей подготовительной группы, формирование  осознанного отношения к здоровью, ценностного      отношения к природному и социальному окружению.

ФОРМЫ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Создание предметно – развивающей среды

  • Альбомы, посвящённые географии нашей страны, символике родного края, его городам
  •  Альбомы «Символы, спасающие жизнь» (о разрешающих и запрещающих знаках, устанавливаемых в общественных местах, знаках дорожной безопасности); «Правила безопасного поведения в природе»; «Что нужно для здоровья»;
  •  Куклы в национальных костюмах.
  •  Видеоматериалы на темы «Мой город», «Моё село»; «Моя родина — Россия».
  •  Сборник дидактических игр: лото «Прогулка по городу», «Цветы», «Смотри, запомни, расскажи», «Подбери картинки», ; «Парочки» (по темам: речное дно, насекомые, животные, птицы), «Природные и погодные явления», «Зоологическое», «Зелёный друг»; «В саду, на поле, в огороде», «Грибы», «В лесу»; кубики «Узнай и назови»; пазлы «Мой дом», «Рыбачёк», «Попади, не промахнись», «Чей хвост?», «Чьи ноги?», «Чьи детки?», «Чей клюв?», «Чьи следы?»; домино «Ягодка», «Животные».
  • Волшебная коробка «Узнай на ощупь».
  • Набор карточек: домашние и дикие животные, динозавры, насекомые.
  • Альбомы:  ««Правила поведения на природе», «Паспорт комнатных растений», «Красная книга»,  «Лекарственные растения»,  «Погода по приметам», «Животные-синоптики», «Узнай по следам».
  •  Детские работы на темы «Мы рисуем природу», «Мы познаём мир», «Что нас окружает?», «Мой край родной», «Народные промыслы», «Как я путешествовал»
  • Схема-цепочка «Взаимосвязь в природе»; схема составления описательных рассказов о животных.
  • Коллекции шишек, песка, ракушек, семян, камней.
  •   Гербарии: «Цветы», «Листья».
  •   Открытки на темы о природе.
  • Картотеки на темы «Лесная копилка», «Зимующие птицы», «Наблюдаем за природными явлениями», «Изучаем, наблюдая» (картотека включает информацию об объекте, его изображение, стихи и загадки, вопросы к детям, творческие задания)
  • Картотека укрепляющих упражнений для глаз
  • Лэпбук «Народные промыслы  Смоленского края»
  • Дидактические игры: «Собери натюрморт», «Собери пейзаж»
  • Книжки-раскраски: «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Лес», «Луг»

Книжный уголок, в котором представлены книги для чтения и рассматривания:        

  С. Махотин «Прогулки по Москве», Т. Федотова «Чтоб не ссориться с огнём», Т. Шорыгина «Беседы о временах года», В. Бианки «Синичкин календарь», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Г. Снегирёв «Я путешествую», И. Ищук «Хрюша- грибник», В. Степанов «Моя Родина — Россия» и «Животный мир России», В. Даль «Старик-годовик», В. Астафьев «Зорькина песня», А. Томилин «Как люди открывали свою Землю», Е. Ракитина «Большое путешествие домой» и «Серёжик», В. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина», А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», М. Зощенко «Великие путешественники»; Р. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»                                                                                                                                  

c 01.10.20  по 15.04.2021

Непосредственно образовательная деятельность по разделу: «Рюкзачок открывает мир»  (Темы: «Природа родного края», «Мой край родной», «Давайте познакомимся», «Вместе с мамой, вместе с папой)

ФЦКМ «Климатические зоны России»

15.10.2020

Коммуникация «Растения леса»

НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Лесные ягоды и грибы»

22.10.2020

29.10.2020

ФЦКМ  «А у нас на лугу»

5.11.20

Коммуникация «Болотное царство»

ФЦКМ «Как звери зиму встречают»

12.11.20

19.11.20

Образовательная ситуация по экологическому воспитанию «Речные обитатели»

26.11.20

Коммуникация «В мире насекомых»

3.12.20

ФЦКМ «Птицы»

10.12.20

ФЦКМ «Тайны живой природы. Животные и их развитие»

17.12.20

Коммуникация «История Смоленской крепостной стены»

ФЦКМ «Смоленск-город  герой»

24.12.20

14.01.21

21.01.21

ФЦКМ «Спортивная история города»

Коммуникация «Традиционные ремесла края»

ФЦКМ «История возникновения русской матрешки»

Коммуникация «Коллекционирование»

28.01.21

04.01.21

11.01.21

18.01.21

Совместная деятельность воспитателя и детей

Коммуникативные игры на развитие навыков взаимодействия «Мы - одна команда»

25.01.21

С 15.01.20 по

10.01.20

Мини беседы:  

-«Азбука леса»

-«Взаимосвязь растений и животных в дикой природе»

  -«Знакомые незнакомцы: растения-барометры,   насекомые-синоптики»                                              

Рассматривание:

- глобуса - макета Земли

 -атласа Смоленской области

- карточек «Дикие и домашние животные»

- альбома «Мы их знаем» (развитие насекомых)

-Красной книги растений Смоленской области

- карточек  «Правила поведения на природе»

-схем «Взаимосвязь растений и животных в дикой природе»,  «Круговорот воды в природе»

- альбомов «Как животные готовятся к зиме»,  «Птицы»

Наблюдение

- «Что происходит с растениями с наступлением холодов?»

-«Как насекомые готовятся к зиме?»

-«Какие птицы на юг улетают?»

-«Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?»

-«Как растут растения в тепле (группа ДС) и на участке весной» (сравнение)

-«Как изменяется жизнь насекомых с наступлением весны?» (установление причинно-следственных связей)

С 18.01.20 по 29.03.20

С 18.10.20

по 29.04.20

С 22.10.20 по

17.04.20

С 22.10.20 по

23.10.20

10.03.21

20.03.20

С 1.11.20 по

10.12.20

В течение всего срока проекта

Опыты:                                                    - «Круговорот воды в природе»

-«Нужен ли корням воздух»

-«Растения пьют воду»

-«Состав почвы»

-«Воздух в почве»

Дидактические игры:                              - «Прогулка по городу», «Цветы», «Мы готовимся в поход», «Найди место на карте», «Смотри, запомни, расскажи», «Подбери картинки», «Собери рюкзак», «Совунья в походе»; «Парочки» (по темам: морское дно, насекомые, животные, птицы), «Природные и погодные явления», «Зоологическое», «Зелёный друг»; «В саду, на поле, в огороде», «Грибы», «В лесу»; кубики «Узнай и назови»; пазлы «Мой дом», «Рыбачок»,  «Попади, не промахнись», «Чей хвост?», «Чьи ноги?», «Чьи детки?», «Чей клюв?», «Чьи следы?»;

Сочинение былей и небылиц о животных, растениях, насекомых.

Подвижные игры:

-«Тир»

 - «Не оставайся на земле»

-«Ловишки»

Сюжетно-ролевые игры:                       

-«Юные путешественники»

-«Экологический патруль»

-«Мы строим экоград»

-«Лесное приключение»

Ручной труд: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Взаимодействие с родителями

Беседы о безопасности: отработка правил поведения на природе

25.11.20

4.02.21

КВН «Знатоки природы»

Мини беседы:                                                    - «Памятные места Смоленска»

-«Знаменитые люди в истории края»

-«Исторические события, произошедшие в смоленской области»

С 17.12.20 по

по28.01.21

С 17.12.20 по

по28.01.21

18.12.20

21.01.21

14.01.21

28.01.21

4.03.21

21.01.21

11.02.21

18.02.21

Рассматривание альбомов «Горжусь тобой, родной Смоленск», «Памятные места Смоленска»

Творческие рассказы о путешествиях с семьей по Смоленской области, о посещении памятных мест Смоленска

Сюжетно-ролевые игры:                       - «Иностранец в городе»            

- «Путешествие по городу».

Дидактические игры:                             - «Угадай по описанию»

- «О каком месте я говорю»

Что? Где? Когда? «Люби и знай свою Смоленщину»

Мини беседа «Интересные профессии жителей города»

Мастер-класс «Расписываем матрешку»

Выставка совместных работ «Край мой родной»

Беседы:

-«Любимые семейные места на природе»

-«Как мы путешествуем»

-«Мои коллекции»

-«Кто такой экскурсовод?»

25.02.21

С 04.03.21 по

25.03.21

Оформление фотоальбома «Путешествуем с семьей»

Изготовление стенгазеты «Как мы в поход ходили»

Создание коллекции на тематику «Мои путешествия»

01.04.21

8.04.21

15.04.21

Сюжетно-ролевые игры:

-«Собираемся в поход»

-«Коллекционер»

-«На экскурсии»

С 01.04.21

По 29.04.21

-Привлечение родителей к участию в изготовлении Красной книги

-Консультация для родителей «Как помочь ребенку запомнить свой адрес?»

-Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»

-Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе -«Памятка «Любить и понимать природу»

-Консультация «Берегите воду»

-Папка-копилка «Бабушкины советы» -Экологический стенд «Витаминные препараты – это не лакомство»

-Папка-передвижка «Умейте видеть прекрасное»

В течение всего срока реализации проекта

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА: семинар – практикум в ДОУ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

п/п

ИСТОЧНИК

1

А.А. Чеменева А.Ф. Мельникова В.С. Волкова Парциальная Программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок»

2

Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. № 3. 1997.

3

Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.

4

Большакова Л.И. Воспитание у детей любви к родному краю // Детство. Отрочество. Юность. 2014. № 5/6.

5

Водолажская И.А. Программа занятий кружка «Мир вокруг нас» для под- готовительных групп детского сада // Туристско-краеведческая деятельность дошкольников и младших школьников. Образовательные программы. Вып. 1. Омск, 1996

6

Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опытах дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). М., Ставрополь, 1999

7

Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и раз- влечения с детьми. М., 2002.

8

Земскова-Названова Л.И. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами. М., 2006

9

Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание. 1996. № 7

10

Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2.

11

Кокуева Л.В. «Я и моя родина». Программа воспитания, развития и саморазвития детей дошкольного возраста. Ярославль, 2001.

12

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «С чего начинается Родина…» // Управление ДОУ. 2002. № 6

13

Королёва А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка. Авторская программа / Вестник АсЭкО. 1994. Вып. 3–4.

14

Кравченко Т.А., Фокина И.М. Особенности социально-коммуникативного развития ребёнка-дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. Том I.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прикоснись с природе сердцем"К

КВН (совместное мероприятие детей и родителей)...

КВН для родителей: «Прикоснись к природе сердцем.»

Родительское собрание в форме КВН на тему:  - "Прикоснись к природе сердцем." направленное на поблему экологической этики,поведение человека в природе....

"Прикоснись к природе сердцем"

Традиционный конкурс чтецов проходил под девизом "Сбережем окружающий мир". Дети демонстрировали свои умения выразительного исполнения стихов, участвовали в речевых играх, отгадывали загадки и ребусы ...

педагогическое эссе "Чуткому детскому сердцу сердце своё открой"

На определённом этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад, где его окружают новые люди - взрослые и дети, которых он раньше не знал. В последнее время всё больше появляется в группах "особ...

Педагогический проект "Прикоснись к природе сердцем"

Проект в подготовительной группе "Прикоснись к природе сердцем"...

Проект Психолого-педагогической деятельности по экологическому развитию детей дошкольного возраста. «Прикоснись к природе сердцем»

Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи:Учить детей понимать и оценивать при...

КВН по природе Прикоснись к природе сердцем

КВН по природе Прикоснись к природе сердцем...