Проект «Разноцветный мир»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Маликова Вера Николаевна

Проект «Разноцветный мир»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_tsveta.docx338.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №45 муниципального образования

город Новороссийск, ул. Алексеева 25-а, тел.: 71-35-20

ИНН/КПП 2315162190/231501001

Проект «Разноцветный мир»

Подготовил и провел воспитатель:

Маликова В.Н.

image.png

Цель проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Задачи проекта:

•        закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;

•        находить предметы заданного цвета в окружающем мире;

•        учить детей различать теплые и холодные цвета;

•        упражнять в умении рассказывать о цвете;

•        упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;

•        закреплять знания о цвете в памяти;

•         создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;

•        развивать речь и словарный запас детей;

•        воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.

Актуальность проекта:

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

Вид проекта: творческий,  познавательный

Продолжительность:  краткосрочный.

Участники проекта: родители, воспитатели, дети группы  «Почемучки».

Возраст детей: 4- 5 лет

Предполагаемый результат: дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

2. Практический этап

План реализации проекта:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Речевое развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Чтение В. Сутеев «Петух и краски». Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе и рисованию.

Беседа «Все цвета радуги».

Цель: Закрепить знания детей о цветах радуги;  развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Составление детьми рассказа  «Мой любимый цвет». Цель: Расширить знания детей  о цветовой палитре для формирования представлений об  окружающем  мире. Формировать умение составлять рассказ по теме.

Отгадывание загадок про цвета и краски. Цель: Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.

Рисование «Я рисую радугу». Цели: продолжить учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами; вызвать интерес к изображению радуги; дать элементарные представления по цветоведению; развивать чувство цвета; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Аппликация «Красное яблоко». Цель: развивать у детей интерес к творчеству путем использования нетрадиционной техники аппликации-обрыванием бумаги.

Лепка «Пирамидка». Цель: продолжать формировать умение раскатывать пластилин между ладонями

прямыми движениями и соединять концы получившейся колбаски.

Познавательное развитие

Экспериментальная деятельность «Смешиваем краски».

Цель: знакомить с новыми цветами и оттенками.

Дидактическая игра «Подбери предмет по цвету». Цель: Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Просмотр м/ф «Петух и краски». Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главного героя.

Физическое развитие 

Подвижная игра «Бабочки и цветочки». Цель: закреплять знания детей о цветах, развивать умение легко передвигаться и ориентироваться на игровой площадке, развивать слух, внимание, скорость реакции.

Физкультминутка «Радуга». Цель: Создание эмоционального настроения, снятие утомляемости.

Подвижная игра «Цветные автомобили». Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактическая игра «Сложи узор». Цель: Учить детей выполнять  действия по показу и образцу. Учить анализировать узор, состоящий из геометрических  фигур разной формы и цвета, действовать по образцу.

Дидактическая игра «В чем ошибся художник?». Цель: Учить детей находить несоответствия в изображении с реальностью.

Взаимодействие с родителями

Консультация «Цвет в детском рисунке».

Папка-передвижка «Изучаем цвета с ребенком».

3. Заключительный этап.

Развлечение «Поможем зайке найти краски».

Итоги проекта: в результате проведенной работы дети стали лучше различать и называть цвета и оттенки в окружающем. Отношение к процессу смешивания красок стало направленным на получение нового цвета. На протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности.

Приложение к проекту «Разноцветный мир».

Чтение В. Сутеев «Петух и краски».

Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе и рисованию.

Нарисовал Художник Петуха, а раскрасить-то его и забыл…
Пошёл Петух гулять, и все на дворе вдруг стали смеяться. Даже Цыплята.
— Почему они смеются надо мной? — спросил Петух Собаку.
— Ты же ходишь совсем нераскрашенный, — сказала Собака, — посмотри-ка на себя!

Подбежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно — Собака правду говорит.
Совсем расстроился Петух.

— Не печалься, — сказала Собака, — иди к Краскам, они тебе помогут.
— Ку-ку-да к Краскам? — закудахтал Петух. — Где я найду их?
— Я научу тебя, — сказала Собака. — Иди всё прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра придёшь в Сказку и там найдёшь Краски!
И пошёл Петушок Краски искать: всё прямо, прямо, прямо…

Идёт Петух тёмным, дремучим лесом и всё прямо… Страшно ему, а он бодрится, вида не подаёт…

Заметили его Лисята, закричали:
— Мама, мама! Смотри — Петух!
— Где, где Петух? — заволновалась Лиса.

— Вот он! Совсем близко! — запищали Лисята.
Увидела Лиса Петуха и отвернулась.
— Нет, нет… Этот Петух не годится, — сказала она.
Лисята чуть не плачут.
— Как так? Почему не годится?
— Он — нераскрашенный. Это ненастоящий Петух!
А Петушок шёл всё прямо, прямо и вдруг белого Зайца повстречал.

— Скажи мне, Зайчик, — спросил Петушок, — где тут в Сказке живут Краски?
— Сказка здесь везде кругом, а Краски совсем рядом. Я сейчас у них был — краситься ходил.
— Краситься? — удивился Петушок. — Да ты весь белый, нераскрашенный, вроде меня.
— Ну нет, — сказал Заяц, — я летом был серый. А к зиме, мы, зайцы, все в белый цвет красимся: чтобы Волк нас в снежных сугробах не нашёл.

И показал белый Заяц Петуху, где Краски живут.

Пришёл Петух к разноцветному теремку, подошёл к крылечку, захлопал крыльями и крикнул:
— Ку-ка-ре-ку!
— Кто там? — спросили за дверью.
— Это я, Петух.

Вышли Петуху навстречу Краски и говорят:
— Здравствуй, Петя-Петушок, зачем пожаловал?
Поклонился Петух низко-низко и просит:
— Краски, Краски, помогите мне!
— Входи, милости просим!

— Я помогу тебе, — сказала Красная Краска и раскрасила Петуху гребешок и бородку.

А Синяя Краска — пёрышки на хвосте.

Зелёная — крылышки.

А Жёлтая — грудку.

Посмотрел Петушок в зеркало — себя не узнал! Такой стал красивый!

Поблагодарил Петух добрые Краски и весёлый зашагал домой — всё прямо, прямо, прямо… Поёт на весь лес:
— Ку-ка-ре-ку!

Лисята увидели его, запищали:
— Мама, мама! Смотри — Петух назад идёт!

Рассердилась Лиса:
— Тише! Я уже сказала вам — этот Петух не годится. Он ненастоящий, нераскрашенный…
— Мама, мама! Он настоящий! Настоящий живой Петух!
Хотела Лиса догнать Петуха, да поздно спохватилась: он уже далеко ушёл…

Вернулся Петух на знакомый двор.
— Теперь ты настоящий Петух, — сказала Собака.
Больше никто над Петухом не смеялся. Даже Цыплята.

Беседа  «Все цвета радуги».

Цель: Закрепить знания детей о цветах радуги; развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Ребята, смотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает изображение радуги).

Ответы детей.

Воспитатель: Здорово.

- На что похожа радуга? (ответы детей).

- В какое время года можно увидеть радугу? (весной, летом).

- После чего можно наблюдать радугу? (после дождя).

А вы знаете, как появляется радуга? – (дети проговаривают свои версии). 

Воспитатель: Дождь кончается – 
Она появляется,
Семицветная дуга
Под названьем …
(Радуга) 

Радуга появляется только тогда, когда на небе одновременно идет дождь и светит солнышко. Лучики солнца «купаются» в капельках дождя и отражаются в них разными цветами, это очень красиво, правда? Какие цвета вы видели на радуге, вы можете их назвать? – (дети перечисляют цвета). В радуге семь дужек, Семь цветных подружек! Красная дужка - оранжевой подружка! Желтая дужка - зеленой подружка! Синяя дужка - голубой подружка! А фиолетовая дужка – всем дужкам подружка! -А вы знаете, что эти цвета всегда располагаются в определенном порядке? Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Давайте выучим с вами стишок про цвета в радуге:

К (красный) - каждый,

О (оранжевый) - охотник,

Ж (желтый) - желает,

З (зеленый) - знать,

Г (голубой) - где,

С (синий) - сидит,

Ф (фиолетовый) - фазан.

Загадки про цвета и краски.

Цель: Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.

Спрятан этот цвет в листочках

И в гороховых стручочках.

Даже огурец соленый

Тоже летом был...

Ответ: Зеленый

У малины и клубники,

Помидора и брусники

Вкус, конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — ...

Ответ: Красный

Снег, пшеничная мука,

В синем небе облака

И подснежник первый смелый —

Он по цвету тоже — ...

Ответ: Белый

У тебя ответ найдётся,

Цвет какой имеет солнце?

Ответ: Желтый

Им часто море называют.

Кто цвет возьмёт и отгадает?

Ответ: Синий.

Превращу лицо я в маску,

В этом мне помогут…

Ответ: краски

Рисование «Я рисую радугу».

Цели: продолжить учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами; вызвать интерес к изображению радуги; дать элементарные представления по цветоведению; развивать чувство цвета; воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование: карандаши цветные, листы бумаги для рисования.

Ход:

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Радуга»:

В радуге – семь дужек,

Семь цветных подружек!

Красная дужка – оранжевой подружка!

Желтая дужка – зеленой подружка!

Голубая дужка – синей подружка!

Фиолетовая дужка – всем дужкам подружка!

А как можно расшифровать слово «Радуга»?

Ответы детей (солнечная дуга или дуга солнца, или дуга радости, радостная дуга).

Воспитатель: А кто видел радугу? Расскажите об этом событии. Где это было, когда, шел ли в это время дождик или светило солнышко?

Дети рассказывают.

Воспитатель просит назвать цвета, начиная с верхней дуги.

Затем воспитатель рисует на листе бумаги и показывает детям, как одна дуга накладывается на другую.

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем большие – красивые и радостные картины про радугу.

Дети приступают к работе. Воспитатель напоминает о том, как надо пользоваться карандашом. После окончания работы дети устраивают выставку и любуются ей.

Аппликация «Красное яблоко».

Цель: развивать у детей интерес к творчеству путем использования нетрадиционной техники аппликации-обрыванием бумаги.

Оборудование: шаблоны в форме яблока, красная цветная бумага, разрезанная на маленькие квадратики, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки, муляж красного яблока, игрушка ежика.

Ход:

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришел?

Воспитатель показывает игрушку ежика.

Дети: Ежик!

Воспитатель: Почему то он очень грустный! Давайте у него спросим, что же случилось?

Ежик: Я собрал много яблок, чтобы угостить своих лесных друзей, но вдруг встретил волка, он потихоньку ко мне подкрадывался, я испугался и побежал. Только дома увидел, что у меня на спине осталось одно яблоко, остальные я потерял.

Воспитатель : Не переживай ежик, мы что-нибудь придумаем.

Ежик: Что же мне делать, как я вернусь к своим друзьям без угощения?

Воспитатель: Я знаю, что нам делать. Мы сейчас с ребятами сделаем тебе яблочки, красные красивые.

Ежик: Ура, спасибо.

Воспитатель: Посмотрите ребята как наш ежик повеселел, танцует.

Ежик: Давайте все вместе потанцуем! (Физкультминутка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо отдохнули! А теперь давайте сделаем аппликацию.

Воспитатель объясняет детям, что сначала необходимо смазать шаблон клеем, а затем на него приклеивать кусочки красной цветной бумаги.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо потрудились, у вас получились замечательные яблоки. Давайте подарим их нашему другу ежику.

Ежик: Спасибо большое ребята, вы мне очень помогли. До свидания!

Лепка «Пирамидка».

Цель: продолжать формировать умение раскатывать пластилин между ладонями

прямыми движениями и соединять концы получившейся колбаски.

Оборудование: пластилин красного, синего, жёлтого и зеленого цветов, доски для лепки, игрушка – пирамидка, игрушка – медведь.

Ход:

Появляется медведь – игрушка.

Медведь: Здравствуйте ребята. Я очень рад вас видеть. Я пришел к вам из магазина игрушек. У нас в магазин привезли игрушку, но она рассыпалась, и мы не можем ее собрать. Прошу вас, ребята, помогите мне и всем игрушкам.

Но сначала отгадайте загадку и узнайте, что это за игрушка:

Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу - шире, сверху - уже.

Ответы детей (пирамидка).

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем медвежонку и научим его собирать пирамидку. Посмотрите сколько здесь много колечек, какие они все разные. Есть большие, а есть и маленькие. Ребята, а вы знаете, как правильно собрать пирамидку? Какое колечко надо поставить первым?

Дети помогают мишке собрать пирамидку.

Воспитатель: Молодцы ребята, какая красивая пирамидка у вас получилась. Давайте мы с вами слепим пирамидку и подарим ее нашим игрушкам.

Воспитатель объясняет и показывает детям как от основного куска пластилина отщипывается небольшой кусочек, как из него нужно скатать «колбаску», затем края колбаски соединить, чтобы получилось колечко.

Дети приступают к работе, педагог помогает и подсказывает им в процессе работы.

После завершения работы дети дарят свои пирамидки мишке и провожают его.

Экспериментальная деятельность «Смешиваем краски».

Цель: знакомить с новыми цветами и оттенками.

Оборудование: стаканчики с окрашенной в желтый, красный и синий цвет водой, пустые пластиковые стаканчики длясмешивания.

Ход:

Дети играют. Неожиданно звонит телефон у воспитателя.

Воспитатель: Алло, Здравствуйте. Да! Что вы говорите? Да, да хорошо.

Воспитатель кладет трубку и говорит детям: Ребята, только что позвонил художник и сказал, что у него пропали некоторые краски и без них он не может закончит рисовать свою картину. У него остались только желтая, красная и синяя краски. Он просит что-то придумать и сделать остальные краски. Поможем художнику?

Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите у меня в стаканчиках налита желтая краска, красная и синяя. Давайте будем смешивать их и посмотрим, что получится.

Дети приступают к экспериментированию.

Воспитатель контролирует процесс.

Воспитатель: Молодцы, ребята Спасибо ребята, вы нашли  нужные цвета, теперь мы знаем, как их получить если они опять потеряются у художника. Я ему сейчас позвоню  расскажу как сделать новые цвета.

Подбери предмет по цвету

Цель: Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Материал:

I вариант. Карточки-пазлы с цветными предметами и серединки-квадраты 6 основных цветов.

II вариант. Карточки-пазлы с цветными предметами и серединки-пазлы основных цветов и оттенков.

Ход: Дети выбирают серединку пазла любого понравившегося цвета, подбирают карточки соответствующего цвета.

Подвижная игра «Бабочки и цветочки».

Цель: закреплять знания детей о цветах, развивать умение легко передвигаться и ориентироваться на игровой площадке, развивать слух, внимание, скорость реакции.

Атрибуты: бумажные бабочки по количеству детей четырех основных цветов (красная, синяя, зеленая, желтая), бумажные цветы таких же цветов как и бабочки.

Ход игры:

Каждому ребенку выдают бумажную бабочку одного из основных цветов (красная, синяя, зеленая, желтая). Пере детьми воспитатель выкладывает цветы таких же цветов. Дети под музыку «кружатся» по полянке, как только музыка заканчивается дети должны найти цветок такого же цвета как у них бабочка. Игра проводится несколько раз со сменой цветов бабочки у детей.

Физкультминутка «Радуга».

Цель: Создание эмоционального настроения, снятие утомляемости.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

В небе гром, гроза. /Хлопки/

Закрывай глаза! /Закрыть глаза/

Дождь прошел. /Медленно присесть/

Трава блестит, /Развести руки в стороны. Встать/

В небе радуга стоит. /Нарисовать в воздухе дугу/

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей, /Зовущие движения/

По траве босиком, /Бег на месте/

Прямо в небо прыжком. /Прыжки/

Ладушки, ладушки!

По радуге, по радужке, /Хлопки/

По цветной дуге На одной ноге. /Прыжки на одной ноге/

Вниз по радуге верхом,

И на землю кувырком! /Присесть/

Подвижная игра «Цветные автомобили».

Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Атрибуты: флажки разных цветов по количеству детей.

Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила: Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.

Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Дидактическая игра «Сложи узор».

Цель: Учить детей выполнять  действия по показу и образцу. Учить анализировать узор, состоящий из геометрических  фигур разной формы и цвета, действовать по образцу.

Оборудование: плоские геометрические фигуры разной формы и цвета.

Ход игры:

Игровые правила: составить  из отдельных элементов узор в соответствии с правилами.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа.

Выбрав нужное количество элементов, дети составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Дидактическая игра «В чем ошибся художник?».

Цель: Учить детей находить несоответствия в изображении с реальностью.

Атрибуты: картинки, на которых изображены животные, овощи, фрукты, которые неправильно раскрашены.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации и найти ошибку художника, объяснить почему они так думают.

Развлечение «Поможем зайке найти краски».

Задачи:

- закреплять умение отгадывать загадки.

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;

- создать радостное настроение.

Оборудование: игрушка Зайчик, маска волка, ягоды (вишня, черная смородина), запись песни «Барбарики» «Друзья»

Ход:

Воспитатель: Ребята, добрый день, смотрите кто к нам в гости пришел – это Зайка. Он очень любит рисовать, но потерялись краски. Давайте, поможем Зайчику.

Ответы детей.

Воспитатель: Жили-были в доброй сказке

Дети и друзья их – краски.

Любили дети рисовать,

Песни петь и танцевать.

Появляется Волк (воспитатель в маске): Ура! Получилось! Это я спрятал все краски и никто их не найдёт! Всё вокруг должно быть серым! Это мой любимый цвет!

Воспитатель: Волк, отдай нам краски! Ведь без красок всё вокруг будет серым и некрасивым. Нам очень нужны все краски!

Волк: Я смогу вам их вернуть, если вы справитесь с моим заданием. Ну что выполните?

Дети: Да!

Волк: Тогда отгадайте мои загадки.

Снегом он лежит на крыше,

Чертят по нему и пишут,

Он в коровьем молоке,

И в сметане, и в муке.

Это - самый зимний цвет. Скажешь правильный ответ? (Белый).

У тебя ответ найдётся, - цвет какой имеет солнце? (Жёлтый).

Этот цвет темнее ночи, И его ты знаешь точно. (Чёрный).

Цвет травы и листвы. Назовёте его вы? (Зелёный.)

Им часто море называют. Кто цвет возьмёт и отгадает? (Синий).

(По мере отгадывания загадок Волк отдаёт краски).

Волк: Ох, устал я загадывать загадки…Грустно мне, все то вы цвета знаете. А вот вам новое задание, скажите мне из чего и как можно получить красную краску?

Воспитатель: Волк, ну ты и загадал нам загадку.

Волк: Я вам немного помогу, смотрите у меня есть ягоды, я их из леса принес – это вишня и смородина, как вы думаете из них можно краску получить?

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем.

Воспитатель проводит опыт - на белом листе бумаги дети раздавливают ягоды и таким образом доказывают волку, что из ягод можно получить красную краску.

Волк отдает им красную краску.

Волк: Молодцы, получилось у вас. А мне пора в лес.

Зайчик: Спасибо ребята, что помогли мне и нашли краски. А в знак благодарности я вас приглашаю потанцевать.

Воспитатель включает песню «Барбариков». Дети танцуют.

Консультация для родителей «Цвет в детском рисунке»

Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем изобразительным. Поэтому цветовая палитра рисунка и в этом возрасте, и даже позже выбирается не случайно.

Психолог и исследователь Макс Люшер впервые доказал, что выбор цвета отражает психическое и физическое состояние человека. Он определил символические значения цветов и предложил по любимому цвету определять характер ребёнка, психологический тип его личности и даже эмоциональную обстановку в семье.

Белый

Конечно, он встречается в рисунках очень редко, но если ребёнок явно проявляет любовь к белой краске, о нём можно сказать, что он эмоционально и духовно развит, чувствителен, склонен к философским размышлениям и замкнут.

Голубой

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет обычно предпочитают мальчики.

Жёлтый

Жёлтый цвет вызывает положительные эмоции и о фанате этого цвета можно сказать, что он свободолюбив, любознателен, оптимист, фантазёр и большой оригинал. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, в то же время он может оказаться безответственным. Ребёнок чувствует себя комфортно в своём окружении, хотя вынужден постоянно бороться за право быть другим, отличаться от большинства.

Зелёный

Зелёный – символ настойчивости и даже упрямства, независимости, любознательности, уравновешенности, благородства и честолюбия. Предпочитающим в своих рисунках тёмно-зелёный цвет детям недостаёт внимания и любви. Если ситуация не изменится, ребёнок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия.

Коричневый

Коричневый вызывает отвращение, чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Поклонники этого цвета стараются создать вокруг себя собственный мир, надёжный, но не приносящий тепла и нежности. Родителям следует выяснить причину, по которой их ребёнок стремится отгородиться от реальности.

Красный

Красный цвет противоречив. С одной стороны, он агрессивен, символизирует раздражение и гнев. С другой стороны, говорит о здоровье и силе. Его предпочитают люди энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые, общительные, открытые. Часто фанатам красного цвета присущи эгоизм и лидерские задатки. Внезапная любовь к красному у скромного ребёнка означает напряжение, агрессию. Возможно, такому ребёнку требуется отдых – как физический, так и эмоциональный.

Оранжевый

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Выбор этого цвета свойственен детям открытым, эмоциональным, общительным, весёлым, непосредственным, часто меняющим своё мнение и увлечения. Неустойчивость нервной системы такого ребёнка делает его вспыльчивым и плаксивым.

Розовый

Ещё один «женский» цвет, который, как и лиловый, ассоциируется с нежностью, а также с робостью, женственностью и эмоциональностью. Поклоннице розового требуется повышенное внимание, ей жизненно необходимо чувство безопасности. Следует насторожиться родителям мальчика, который часто выбирает розовый карандаш. Это может говорить о неприятии его в коллективе, настороженности, слабости, замкнутости.

Серый

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Цвет простого карандаша – отсутствие всякого цвета, тревожный сигнал. Фанат серого, как правило, тихий, «невидимый» ребёнок, зависимый от взрослых, не умеющий и не желающий учиться общаться.

Синий

Этот цвет ассоциируется у психологов с тревогой, концентрацией, потребностью в покое. Синий – в некотором смысле противоположность красному. Ребёнок, у которого синее не только небо и море, но и деревья, и солнце, и люди, — спокойный, неторопливый, обстоятельный, склонен к размышлениям, любит порядок и последовательность. Бывает, дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда ищут покой.

Фиолетовый

Фиолетовый – цвет фантазёров, людей творческих, с отличной интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям. Этот цвет тайны предпочитают ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение.

Чёрный

Пожалуй, наибольшую озабоченность вызывает у родителей появление в детских рисунках чёрного цвета в больших количествах. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным, переживают стресс, им необходима забота и обязательно – консультация психолога.

Можно также обратить внимание на то, какие в целом оттенки чаще всего использует ваш ребёнок в своём творчестве.

Пастельные тона – это знак спокойствия, зависимости, инфантильности. Их, а также тёмные оттенки, любят тихие и скромные дети.

Хорошо, когда ребёнок чаще рисует и раскрашивает такими цветами, как розовый, жёлтый, оранжевый, синий, голубой и зелёный. Эти цвет говорят о спокойствии и положительном настрое.

Не делайте ошибки, пытаясь найти в рисунке вашего ребёнка все цвета и, таким образом, приписав ему все возможные состояния и проблемы. Цвет имеет значение лишь когда он преобладает или когда выделяется на фоне остального рисунка. А также, если конкретный цвет используется при изображении одного и того же человека на разных рисунках.

И, конечно, не стоит беспокоиться, если вы сегодня нашли в рисунке своего ребёнка что-то настораживающее. Волноваться стоит тогда, когда определённый цвет или цветовая гамма используются постоянно на протяжении более чем двух недель.

Кроме того, любые сделанные по рисуночным тестам выводы – это лишь предположения, подтвердить или опровергнуть которые может только опытный специалист на основании полноценного обследования.