НОД по познанию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Григорьева Наталья Вячеславовна

Непосредственно образовательная  деятельность по познанию  "Экспериментирование  "Волшебная вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

   Григорьева  Наталья  Вячеславовна

Воспитатель МДОУ «Детский сад  «Светлячок»  

Тип НОД:  комбинированный

Подготовительная   группа  «Капельки»

Тема НОД:  « Волшебная  вода».

Цель: совершенствовать  представления  детей  о свойствах  воды,  воспитывать   уважительное   отношение  к воде,  как  удивительному  веществу.

Задачи:  

  1. Образовательная область:

«Познание»

  1.  способствовать  накоплению  у детей конкретных  представлений  о свойствах  воды,  воспитывать  у  детей сохранять  и  оберегать  природный  мир,  видеть его красоту,  развивать  любознательность, познавательный  интерес , через  знакомство  с техникой  проведения опытов  с  водой, мышление, умения делать  выводы,  находить  причинно-следственные  связи.

  1. Образовательная  область:

«Коммуникация»

Развивать  желание  участвовать  в  совместной коллективной деятельности, активизировать    слова:  прозрачная,  безвкусная,  бесцветная, упражнять  описывать  качество воды,  используя  прилагательные; способствовать  развитию  мышления, любознательности.

  1. Образовательная область:
    «Труд»

Воспитывать  аккуратность  во  время  работы,  сохранять свое  рабочее  место  в  чистоте, по окончании  работы  приводить  его  в  порядок.

  1. Образовательная  область:

«Социализация»

Осуществлять патриотическое  воспитание , воспитывать  любовь  к  природе,  развивать  экологическую  дисциплину.

  1. Образовательная  область:

«Здоровье»

Продолжать учить  принимать  правильную позу во время проведения опытов за столом.

Предварительная работа: беседа с детьми о значении воды, рассматривание глобуса  и карт, экскурсии  на разные водоемы, проведение дидактической игры «Кому нужна вода», чтение сказки «Путешествие капельки», познавательная игра «Где какая игра», просмотр презентации «Почему воду надо беречь»

Оборудование:  пластиковые  прозрачные  стаканчики  разной  формы, сахар,  чайные пакетики,  чайная  ложка, шарик,  куб, призма, цилиндр, цветной карандаш, стаканчики с делениями, тарелка, проектор для показа слайдов, листок бумаги.

Структура  и ход  НОД

№/№

п/п

Этап   НОД

Деятельность  воспитателя

Деятельность  детей

Время

1.

Вводная  часть (информационно-познавательная)

-Ребята,  вы  слышите?  

-   Где  это  шумит?

- Ребята,  что надо  сделать?

- Скажите,  а  почему  вода  течет из крана,  откуда она  взялась?

- Правильно, вода  по трубам,  с помощью  насосов  из водоемов  попадает  к нам  в кран.

- Какие  водоемы  вы знаете?

Ребята, давайте  пройдем в группу .

-Отгадайте  мою  загадку

«На  ноге  стоит одной

Крутит,  вертит, головой

Нам показывает  страны,

Реки, горы, океаны.

Воспитатель  показывает  глобус.

- Как вы  думаете  синим цветом  что  изображено на  глобусе?

-  Правильно.  Синим  цветом  на глобусе  изображена  вода. Посмотрите  сколько  её  много  на земле.

- Тоненькие  синие  извилистые  полоски – это реки,  синие  небольшие пятна – это моря  и  озера, большие  синие  пятна -  это  океаны.

А  что  вы  знаете о воде?

Какая она?

- Кому  нужна вода?

-Зачем нужна вода?

-  Что может  случиться,  если  с  земли  пропадет вода?

- Я вам прочитаю  стихотворение  о  воде:

«Вы  слыхали о  воде?

Говорят  она  везде!

В луже,  в море, в  океане

И  в  водопроводном  кране.

Без неё  нам  не  умыться,

Не наесться, не  напиться.

Смею  вам я доложить,

Без  воды  нам не  прожить.

-  Ребята, для  жизни  всего  живого  нужна вода, но  не  всю  воду можно использовать  для  еды и питья. Для человека, животных,  и  растений  нужна   пресная  вода.

- А  какая  это  пресная вода?

-  Правильно,  пресная вода  без  вкуса,  без  солей.

-  В  каких  водоёмах  пресная  вода,  а в каких  соленая?

- Люди для   своего употребления  используют  пресную  воду  из  рек, озер,  глубоких   скважин.

Вода  из  водоемов  поступает  на водоочистительные  предприятия,  где  лаборанты  следят  затем,  чтобы вода была чистая  и  хорошего  качества.

-Питьевую воду надо беречь.

- Почему?

- Воду  надо  беречь,  потому, что  запас  пресной  воды  уменьшается:  реки  высыхают,  глубоководные  реки  становятся  мелкими, водоемы  загрязняются.

-  Что мы  можем сделать, чтоб  сберечь  воду?

Дети прислушиваются,

идут в ванную  комнату  и видят,  что из  крана  течет  вода.

Ответы детей

Дети  закрывают  кран

Ответы  детей

Ответы  детей

Дети вместе  с воспитателем приходят  в  группу, стоят  вокруг  воспитателя

Отгадывают загадку

Рассматривают глобус

Ответы  детей

Ответы  детей

Ответы  детей

Ответы  детей

Просмотр  слайдов

Ответы  детей

Просмотр слайдов.

Ответы  детей

2мин.

4мин.

3 мин.

2мин

2.

Практическая (опытно-экспериментальная)

-Вы  хотите сегодня  узнать  больше  о воде?

- Сегодня мы с вами превратимся в  ученых  и будем проводить  опыты,  изучать  свойства  воды.

- У каждого  из вас готово  свое  рабочее  место  для экспериментов.

Опыт  первый. Какой  формы вода?

- Ребята,  посмотрите  на  эти предметы,  назовите  их.

-  А теперь давайте посмотрим, имеет ли вода  форму?  

- Возьмите баночки  разной формы: круглой,  прямоугольной, овальной. Перелейте воду  из  одной  баночки  в другую.

- Что происходит?

- Какой  формы  вода?

- Правильно,  вода  не имеет  формы,  она  принимает  ту форму,  в  которую её  налили.

Опыт  второй. Какого  цвета  вода?

- Возьмите  цветной карандаш. Поднесите его  к баночке  с водой. Вы можете  определить  цвет  карандаша, если будете  смотреть  через  воду?

- Почему можно  увидеть  цвет  карандаша?

- Какая вода?

- Правильно,  вода  прозрачная, поэтому  через  неё  можно увидеть даже  какого цвета  карандаш.

Опыт  третий.  Меняется ли  объем  воды.

- Посмотрите,  на баночку с водой.

- Определите  по  шкале,  сколько воды  у  вас, запишите  на  листочек  эту цифру.

- Перелейте воду в большую  банку.

- Воды стало  больше или  меньше?

- Из  большой  банки  перелейте воду  в  маленькую емкость.

- Воды стало  больше  или меньше?

-  Перелейте  воду  снова  в  баночку  со  шкалой.

-Сколько  стало воды

-Изменилось  ли количество  воды?

- Почему  в  других баночках  воды  казалось больше или меньше?

Опыт  четвертый. Когда  идут  дожди.

Показ  воспитателя.

- У меня в  кружке  очень  горячая вода.  Посмотрите,  как  можно  определить, не дотрагиваясь до кружки,  что  вода  горячая?

- Поднесите  по очереди,  очень аккуратно  руку над  кружкой?

- Что вы чувствуете?

- Посмотрите  над  кружкой.

- Что  вы  видите?

- Как  вы  думаете,  что  такое пар?

-  А теперь  сверху на кружку  положу тарелочку.

- Посмотрите  что произошло?

- Откуда появились капельки воды на тарелке?

- Вот, ребята, также  появляются  и дожди.

Посмотрите на  слайды.

- Вода в водоёме нагревается солнцем, в виде  пара  поднимается на  небо, пар там остывает  и снова  превращается в капельки  воды.  

- Собирается много  много  капелек,  получается туча,  а  уже  из  тучи  дождь  идет на  землю.

-  Так  повторяется  всегда, и это  явление называется круговорот  воды  в  природе.

Ответы   детей

Дети  садятся  за  рабочие  столы.

Ответы  детей  (шар,  куб,  призма,  цилиндр)

Дети  выполняют  действия.

Ответы  детей

Вывод «Вода не имеет  формы»

Дети  проводят  опыт

Ответы  детей

Ответы  детей

Вывод «Вода  прозрачная»»

Дети  проводят  опыт

Дети записывают  на  листок  цифры по  шкале

Дети продолжают проводить  опыт, отвечая  на  вопросы  воспитателя

Ответы  детей.  Вывод « Объем воды не изменяется, если  её  переливать  в  разные  емкости.

Ответы детей

Аккуратно  подносят  руку  над  кружкой

Ответы  детей

Дети  смотрят на тарелку,  трогают  капельки воды.

Вывод «Горячий  пар- это мелкие  капельки воды, они поднялись  вверх и  осели  на тарелку и превратились  в капельки воды, которые  уже  видно.

Смотрят  слайды

Вывод «Вода при нагревании превращается в пар, поднимается вверх,  при  охлаждении  пар  превращается  в воду»

3мин

2мин

4мин

4 мин

3мин

3

Динамическая

Делать  научные  открытия  сложно, поэтому  в  лабораториях  специально делают перерывы для  отдыха.

- Давайте и мы с  вами отдохнем.

Физкультминутка:

« Капля  упала - кап!

И вторая пробежала – кап!

Мы  на небо посмотрели,

Капельки кап-кап запели,

Намочились наши лица,

Мы их  вытирали.

Плечами дружно поведем

И все капельки встряхнем.

Руки поднимают вверх

Голову поднять наверх

Вытирают  лицо

Поднимают и опускают плечи

Повторяют 3раза и садятся  на места

2мин

4

Основная часть

5. Опыт «Вода  растворитель»

- Возьмите  стакан  с теплой водой.

- Попробуйте воду на вкус.

- Имеет ли вода вкус?

-Положите в  стакан  пакетик  чая, чайную  ложку  песка.

- Что  произошло?

- Какого цвета  стала вода?

- Какой по вкусу стала вода?

- Может ли вода растворять?

- Все ли вещества растворяет вода?

- Посмотрите, я в воду добавила подсолнечного масла.

-Что с ним случилось?

- Оно растворилось?

- Какой напиток у нас получился?

Дети  проводят  опыт.

Вывод «Вода вкуса не имеет»

Продолжают опыт

Ответы детей

Смотрят в стакан  воспитателя

Ответы  детей

Вывод «Вода является  растворителем, но растворяет не все вещества.

4мин

5.

Итог

- Ребята, время работы научной лаборатории подошло к концу.

- Скажите, что вам  больше всего понравилось, когда вы проводили опыты.

- Что вы интересного узнали о свойствах воды?

- Где бы вы могли использовать свои знания?

-Кому бы вы  хотели рассказать о своих научных  опытах?

- Чтобы вы хотели ещё узнать про воду?

Ответы детей

2мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

   Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...

Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

   Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...

Статья с мини-презентацией по теме:“ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.

Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. ...