Конспект "Откуда появляется песок?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kp_otkuda_beryotsya_pesok.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект культурной практики
Тема: Откуда берётся песок?
Связь темы с другими культурными практиками текущего периода образовательной деятельности: В эту неделю идет реализация проекта по знакомству дошкольников с разными природно-климатическими зонами земли, которая подразумевает создание макета пустыни.
Смысл для детей: понять, как получается песок в природе, создать схему с результатами исследования, сделать макет пустыни.
Цель: Познакомить с образованием песка в природе.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
- Дети проявляют воображение при создании макета пустыни;
- Дети способны сами выбирать материалы для изготовления недостающих частей макета.
Познавательное развитие:
- Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности.
- Дети используют объекты исследования для изучения свойств объекта: камни, кусочка сахара, песка.
- Дети способны представить результаты исследования в схеме на листе бумаги: как влияет вода, солнце (тепло), ветер (холод), камнепад.
Речевое развитие:
- Используют объяснительную и доказательную форму речи для защиты своих гипотез.
- Дети способны отразить в речи результаты познания.
Социально-коммуникативное развитие:
- Дети оценивают свои достижения в соответствии с поставленной задачей, определяют, что было сделать легче, а что труднее.
- Дети способны договориться между собой, распределить обязанности.
Ход культурной практики (занятия):
Этап культурной практики | Методы и приемы образовательной деятельности | Ситуация взаимодействия педагога с детьми | Организация детей в пространстве группы | Необходимые материалы |
Ситуация вхождения в культурную практику, постановка перед детьми задачи. | Проблемно-игровая ситуация | Дети рассматривают основу для создания макета пустыни. Воспитатель напоминает детям о том, что они познакомились с новой природно-климатической зоной - пустыней. Уточняет у детей, чем отличается пустыня от других климатических зон земли. Спрашивает, чего не хватает в макете (песка, животных, растений). Спрашивает у детей, почему в пустыне образуются барханы? Как вообще появляется песок? Откуда появляются волнистые линии (волны) на песке? Дети выдвигают гипотезы, а педагог записывает их с целью дальнейшего подтверждения или опровержения. | Дети находятся с воспитателем в игровом уголке | Основы макетов, которые дети изготовили накануне |
Освоение детьми способов решения задачи. | Рассматривание иллюстраций пустыни, барханов, гор, камней. Сенсорное обследование камней, кусочка сахара, песка. Беседа в процессе рассматривания иллюстраций. | Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации пустыни, барханов, гор, камней. Обращает внимание детей на то, что барханы в пустыне имеют разную форму, высоту. Предлагает детям рассмотреть объекты, представленные на толе (камни, кусок рафинада, песка). Похожи ли горные породы в горах на камни, песок, которые они рассмотрели. В чём сходство, в чём различия. Похож ли кусок рафинада на камень? В чём сходство, в чём различия. | Дети подходят и встают вокруг стола, на котором разложены иллюстрации и объекты исследования. | Иллюстрации пустыни, барханов, гор, камней. Объекты исследования. |
Решение детьми задачи. | Практическое решение проблемной ситуации. | Педагог спрашивает у детей, что будет, если на сахар капнуть водой? Педагог предлагает детям капнуть водой на косок рафинада и посмотреть что происходит. Вода, попадая на сахар, разрушает его, вследствие чего он ломается. С камнями происходит все то же самое только медленнее. Вывод: под воздействием воды камни разрушаются. Воспитатель спрашивает ребят, из-за чего камни могут ещё разрушаться? Предлагает детям посмотреть видеофрагмент, где показано, что происходит с сахаром под воздействием тепла. Обращает внимание детей на то, что происходит с формой сахара. Кусочек рафинада начинает таять, плавиться. То же самое происходит и с камнями под воздействием солнца. Вывод: под воздействием солнца камни разрушаются, меняют свою форму. Но как только солнце спрячется, подует ветер, станет прохладно, что случиться с камнем? Педагог даёт каждому ребёнку кусочек сахара затвердевшего. Во время рассматривания происходит обсуждение совместно с педагогом. Что произошло с его формой? Как вообще изменился сахар? Толщина его такая же? Вывод: изменилась форма, цвет, разная толщина, где-то толще где-то тоньше. В месте, где сахар стал тоньше, становится хрупким, может легко сломаться. То же происходит и с камнями. Воспитатель предлагает взять два камня и потереть их друг об друга над тёмным картоном. Ребята увидят небольшое количество песка. Вывод: когда камни падают, сталкиваются, друг с другом они разрушаются, появляется песок. Педагог предлагает взять тарелки с насыпанным песком и трубочки. С помощью трубочки подуть на песок и посмотреть что получилось. Вывод: песчинки, встречающие на своем пути какое-либо препятствие (куст или кусок скалы), задерживаются и со временем превращаются в целую стену, которая становится препятствием на пути других песчинок. Этому процессу никто и ничто не мешает, и постепенно «горка» вырастает, а ее края сдвигаются под потоком ветра и получается форма полумесяца. Вот почему в пустыне песок образует барханы. Педагог предлагает детям создать схему на листе бумаги того как разрушаются камни и получается песок. | Дети подходят к объектам исследования. | На столах лежат объекты исследования. Листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры. |
Оценка результативности решения задачи. | Проблемно-игровая ситуация, беседа Педагогическая оценка | Дети и воспитатель обсуждают результаты исследования. Подтверждают или опровергают гипотезы, которые выдвигали. Предлагает детям рассказать, чему научились во время занятия, что было легче всего, что было трудно. | Дети стоят вокруг стола. | |
Развитие культурной практики (использование изготовленных материалов, результатов познания в деятельности детей) | Предложить детям объединиться в группы по 3-4 человека, договориться, кто, чем будет дополнять макет (животные, растения, создание барханов). Из чего будут делать животных, растения, в каком месте макета будут размещать, на каком расстоянии друг от друга стоит их размещать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как появляется бабочка"
Уважаемые коллеги.Предлагаю вашему вниманию презентацию "Как появляется бабочка", созданную по книге И.Гуровой. Буду рада, если кому-то пригодится....
Презентация "Как появляется лягушка"
Уважаемые коллеги. Данная презентация создана по книге "Как появляется лягушка", автор И.Гурина из серии "для детского сада". Презентация позволит преподнести материал в более красочной и...
Проект "Как появляется птица"
1. Развитие потребности в получении новых знаний о птицах. 2. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших. 3. Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализир...
Когда в вашей семье появляется второй ребенок
Большинство детей испытывают сильное чувство ревности при появлении в семье новорожденного. Особенно остро реагируют на эту ситуацию дети до 5 лет, так как они еще очень зависимы от...
Сюжетно – игровое занятие по физической культуре « Человечек непростой появляется зимой »
В данном конспекте рассказывается о путешествии в Лапландию, входе которого дети выполняли разнличные физические упражнения....
Учебно-методическое пособие по экологии:" Кто как на свет появляется?"
Пособие представлено в виде дидактической игры, которая поможет детям старшего дошкольного возраста сформировать представление о том, как появляются на свет различные живые существа....
"Как появляется бабочка"
Презентация "Как появляется бабочка"...