Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Апельсиновая лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Гамолей Любовь Николаевна

Данный конспект будет интересен педагогам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Апельсиновая лаборатория».

Цель: Формировать представления детей о явлениях и процессах, происходящих в природе.

Задачи: 

Развивающие: Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами. Развивать способности самостоятельного поиска, умения делать выводы в ходе работы с материалами. 

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 

Обучающие: Закреплять знания детей о здоровом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Уточнение и соблюдение правил безопасности при работе с различными материалами. 

Воспитательные: Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности. 

Материалы к занятию: емкости для воды, фрукты, лупы, квадраты (красный, зеленый, желтый) иллюстрации продуктов питания, презентация, картинки с изображением птиц (воробей, утка, ворона), бумага, карандаши.

Ход занятия

Разминка

Воспитатель: 

Придумано кем – то просто и мудро- 

При встрече здороваться: «Доброе утро!» 

Улыбнитесь друг другу. 

Мотивационная основа деятельности:

Воспитатель: «Если ты весел – ты здоров, если – хмур - заболел». 

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей) 

Что нужно для того, чтобы быть веселым и здоровым? (ответы детей).

Еще необходимо правильное питание. 

А что это значит? (ответы детей). (Это еда полезная для человека).

Демонстрация слайдов с продуктами питания

Воспитатель: Теперь мы с вами поиграем в игру «Красный, желтый, зеленый». Я вам буду показывать картинки с изображением продуктов питания, а вы будете поднимать карточки с нужным цветом. (Зеленый – польза, желтый – можно есть, но не очень полезно, красный – лучше воздержаться и не есть). 

В каждом продукте можно найти что-то полезное и вредное. 

Вывод - Правильное питание-залог здоровья! 

Воспитатель: Мы с вами поиграли в полезные и вредные продукты. Назовите продукты, в которых много витаминов. Что это за продукты. (фрукты). 

(Показываю картинки с изображением фруктов) 

А давайте мы в нашей лаборатории их обследуем. 

Воспитатель раскладывает на столе фрукты: яблоко, груша, апельсин, мандарин, лимон, банан.

Воспитатель: У нас на столе лежат разные фрукты. 

Давайте их назовем. Все фрукты разные. 

Чем они отличаются, по каким признакам их можно сгруппировать? 

- Посмотрите, отличаются ли они по форме (круглые, овальные)

- По размеру (большие и маленькие)

- По цвету (оранжевые, зеленые)

- По запаху

- По структуре кожуры (пористые и гладкие)

Итак, мы с вами выяснили, что фрукты можно сгруппировать по форме, размеру, цвету, вкусу, запаху, по структуре кожуры. 

Воспитатель: Сейчас я вам хочу загадать загадку. 

С оранжевой кожей, 

На мячик похожий, 

Но в центре не пусто, 

А сочно и вкусно. 

(Апельсин) 

Пальчиковая гимнастика

Приготовьте пальчики, сейчас мы с ними поиграем. 

Мы делили апельсин, -- (одна рука сжата в кулак) 

Много нас, а он один. -- (второй рукой показываем движения по тексту) 

Эта долька - для ежа, -- (выставляем большой палец вверх) 

Эта долька - для стрижа, -- (выставляем указательный палец вверх) 

Эта долька - для утят, -- (выставляем средний палец вверх) 

Эта долька - для котят, -- (выставляем безымянный палец вверх) 

Эта долька - для бобра, -- (выставляем мизинец вверх) 

А для волка - кожура. -- (выражаем удивление) 

Он сердит на нас - беда! -- (обе руки кладём на голову) 

Разбегайтесь кто-куда -- (энергичное разжимание кулаков) 

Воспитатель: Что вы знаете об апельсине? (ответы детей)

— Где растет апельсин? (на дереве) 

Правильно, значит, как можно сказать: апельсин фрукт или овощ? Ответы детей. 

Презентация 

Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых образуются плоды, которые вы все любите. 

На планете Земля апельсины растут очень давно, более 4 тысяч лет. 

Родина апельсинов — Китай. Поэтому их так и называют: апельсин — китайское яблоко. В нашей стране апельсины появились 200 лет назад. 

Беседа с детьми: 

«Чем полезен апельсин» 

Раньше появление на прилавках мандаринов и апельсинов, ассоциировалось исключительно с приближением Нового года. В наше время, апельсины, можно купить в любое время, но мы по старой памяти считаем его новогодним фруктом. 

Апельсины положительно воздействуют на организм благодаря содержанию в них большого количества биологически активных веществ. В зависимости от сорта, в них содержится до 12% сахара, в основном это глюкоза и фруктоза, а также большое количество аскорбиновой кислоты. В отличии, от остальных цитрусовых, в апельсинах много, калия, магния и клетчатки. Апельсиновый сок помогает удерживать в организме кальций, что имеет огромное значение для детских косточек. Пектин, который в большом количестве содержится в апельсинах, улучшает пищеварение. 

Апельсины – это отличный десерт, который, наверняка придется по вкусу, а также это отличное средство повышающее иммунитет. 

Может ли апельсин поднять настроение? Раньше думали и люди, что запах растений может отгонять болезни, и носили с собой апельсины, в которые вставляли семена гвоздики. (Дети получают семена гвоздики и украшают ими апельсины. Пусть и у нас с вами всегда будет хорошее настроение и здоровье! 

А давайте поэкспериментируем с апельсином. 

Как вы думаете, умеют ли апельсины плавать? (предположения детей). А давайте проверим. 

Опыт №1. «Почему апельсин не тонет?»

Воспитатель. Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (Да.) Почему? (Он тяжелый.) Проверьте, он достаточно тяжелый, чтобы утонуть.

Дети выполняют.

Воспитатель. Что вас удивило? (Апельсин не утонул.) Как вы думаете, почему это произошло? (Предположения детей) Давайте очистим апельсин и бросим его в воду.

Дети выполняют.

Воспитатель. Что произошло? (Он утонул.) Что мы можем предположить? (Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.) Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (Бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет она или нет.)

Дети выполняют.

Опыт №2. «Тонет ли апельсиновая кожура?» 

Воспитатель. Что произошло? (Кожура не утонула.) Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая. Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет) Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Теперь мы можем дать правильный ответ на этот вопрос? (Ответы детей.)

Какие еще фрукты из предложенных могут плавать и почему? Проверьте.

Дети выполняют.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) Где человек нашел применение этого свойства воздуха? (Надувные круги, матрасы, лодки.)

Физкультминутка 

Давайте с вами отдохнем 

Эй! Попрыгали на месте. – (прыжки) 

Эх! Руками машем вместе. - («ножницы руками) 

Эхе – хе! Прогнули спинки, - (наклоны вперед, прогибая спину) 

Посмотрели на ботинки. - (наклоны головы вниз) 

Эге – ге! Нагнулись ниже - (наклон вниз стараться дотронутся до пола) 

Наклонились к полу ближе. 

Э – э -э! Какой же ты лентяй! - (выпрямится, погрозить друг другу пальцем) 

Потянись, но не зевай! - (руками тянуться вверх, поднявшись на носки) 

Повертись на месте ловко. - (покружиться) 

В этом нам нужна сноровка. 

Что, понравилось, дружок? - (прыжки на 2 ногах) 

Завтра будет вновь урок! - (ходьба на месте) 

Итак, что вы знаете об апельсине? (Апельсин круглый, оранжевый, сочный и т. д.) Давайте попробуем видоизменить его, придумать такой фантастический апельсин, какой еще никогда в жизни не видели. Согласны? Помогут нам в этом картинки с изображениями птиц.

Подберем слова-характеристики к слову «птица». Какая она? Плавающая, крикливая, прыгающая, летающая. А теперь вместо слова «птица» поставим слово «апельсин», например: апельсин летающий. Представьте себе, какой он (с крыльями.) Как может выглядеть прыгающий апельсин? (на ножках.) Представьте себе смеющийся апельсин. Какой он? (Ответы детей.)

Что хорошего в том, что у нас получились такие необычные апельсины? (Апельсины стали как живые.) А что в этом плохого? (Такие апельсины нельзя съесть.) Предлагаю вам нарисовать эти фантастические апельсины и устроить выставку для детей нашего детского сада и родителей.

Рефлексия: Посмотрите на ваши ладошки, на правой поселилась улыбка, на левой радость, давайте похлопаем, пусть хорошее настроение останется с нами.

Воспитатель. О чем мы с вами сегодня говорили? Что особенно понравилось на сегодняшнем занятии? Вы молодцы, отлично поработали и узнали много интересного.

Разработала:

воспитатель Гамолей Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Конспект игрового занятия в рамках кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Веселые посиделки"

В данной методической разработке представлен опыт работы педагога по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятель...

Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»

Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Фруктовая лаборатория» Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных св...

Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»

quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Удивительные свойства воздуха».

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.Задачи: «Познание»1. ...