Проект «Добро пожаловать в страну Экология»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Калачина Анна Петровна

«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,

 пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо,

 где живём мы, птенцы природы».

Василий Александрович Сухомлинский - педагог.

 

Тема: «Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества».                              

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее и сильнее. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития и обеспечения экологической безопасности, президентом Российской Федерации В.В. Путиным 05.01.2016 года был подписан указ № 7, о проведении 2017 года -  Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России. 
Но не следует забывать о том, что начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения, поэтому, экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. 

Данной проблемой занимались многие ученые. Большой вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги, как Константин Дмитриевич Ушинский,  Полина Григорьевна Саморукова, Майя Михайловна Марковская. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Ян Амос Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Все они понимали, что влияние природы на ребенка огромно ведь она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но, к сожалению, в веке современных технологий, ребенок перестает замечать волшебную красоту природы. Его восприятие становится поверхностным, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность.

Можно, сказать, что нашим детям повезло родится в Республике Мордовии, потому что мы проживаем в одном из экологически чистом и благоприятном регионе. Но, если мы хотим сохранить и приумножить это богатство, то о природе мы должны заботится с малых лет, с рождения, как мать заботится о ребенке, так и ребенок с малых лет должен научится беречь мир вокруг себя, чтобы оставить его для потомков.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает выделять себя из окружающей среды.  Важно на этом этапе пробудить в ребенке чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Наблюдая за своими воспитанниками, я замечаю, как дети могут, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях. Я поняла, что есть большая необходимость того, чтобы донести до ребенка важность и значение окружающего нас мира. С этой целью мною и был разработан проект на тему: «Знакомство с экологией родного края».

Не секрет, что природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! И чтобы сохранить эти яркие детские впечатления от происходящего вокруг нас, решено было развивать экологические представления детей посредством художественного творчества, это позволяет обогащать знания детей с родным краем посредством художественного творчества, совершенствовать экологическую работу, в этом заключается новизна моего проекта.

Гипотеза проекта: экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество.

Приобретая навыки художественной работы в области декоративно-прикладного, в том числе народного искусства, у детей развиваются познавательные способности, фантазия, воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к эстетическим явлениям в жизни, таким образом, у детей проявляется любовь к природе.

В основу проекта положен интегрированный метод обучения, а именно взаимосвязь с искусством.  Этот метод позволит ребенку открыть душевный мир и овладеть простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами, самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, такие как:

  • Техника выкладывания картин из войлока. 
  • Техника тычка.
  • Техника рисование пальцем или ватной палочкой.
  • Техника монотипия.
  • Техника набрызга.
  •  Техника выкладывания бумажной мозайки.
  • Техники кляксография.
  • Техника тиснения,
  • Техника печатание листьями, 
  • Аппликация из круп и семян,
  • Работа с кинетическим песком,
  • Работа со световыми столами для рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_1.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 80 комбинированного вида».

Презентация образовательного проекта

«Добро пожаловать в страну Экология».

Саранск, 2017г.

«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,

 пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо,

 где живём мы, птенцы природы».

Василий Александрович Сухомлинский - педагог.

Тема: «Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества».                               

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее и сильнее. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития и обеспечения экологической безопасности, президентом Российской Федерации В.В. Путиным 05.01.2016 года был подписан указ № 7, о проведении 2017 года -  Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России
Но не следует забывать о том, что начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения, поэтому, экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. 

Данной проблемой занимались многие ученые. Большой вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги, как Константин Дмитриевич Ушинский,  Полина Григорьевна Саморукова, Майя Михайловна Марковская. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Ян Амос Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Все они понимали, что влияние природы на ребенка огромно ведь она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но, к сожалению, в веке современных технологий, ребенок перестает замечать волшебную красоту природы. Его восприятие становится поверхностным, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность.

Можно, сказать, что нашим детям повезло родится в Республике Мордовии, потому что мы проживаем в одном из экологически чистом и благоприятном регионе. Но, если мы хотим сохранить и приумножить это богатство, то о природе мы должны заботится с малых лет, с рождения, как мать заботится о ребенке, так и ребенок с малых лет должен научится беречь мир вокруг себя, чтобы оставить его для потомков.

Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает выделять себя из окружающей среды.  Важно на этом этапе пробудить в ребенке чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Наблюдая за своими воспитанниками, я замечаю, как дети могут, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях. Я поняла, что есть большая необходимость того, чтобы донести до ребенка важность и значение окружающего нас мира. С этой целью мною и был разработан проект на тему: «Знакомство с экологией родного края».

Не секрет, что природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! И чтобы сохранить эти яркие детские впечатления от происходящего вокруг нас, решено было развивать экологические представления детей посредством художественного творчества, это позволяет обогащать знания детей с родным краем посредством художественного творчества, совершенствовать экологическую работу, в этом заключается новизна моего проекта.

Гипотеза проекта: экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество.

Приобретая навыки художественной работы в области декоративно-прикладного, в том числе народного искусства, у детей развиваются познавательные способности, фантазия, воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к эстетическим явлениям в жизни, таким образом, у детей проявляется любовь к природе.

В основу проекта положен интегрированный метод обучения, а именно взаимосвязь с искусством.  Этот метод позволит ребенку открыть душевный мир и овладеть простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами, самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, такие как:

  • Техника выкладывания картин из войлока.  
  • Техника тычка. 
  • Техника рисование пальцем или ватной палочкой.
  • Техника монотипия.
  • Техника набрызга.
  •  Техника выкладывания бумажной мозайки.
  • Техники кляксография.
  • Техника тиснения,
  • Техника печатание листьями,  
  • Аппликация из круп и семян,
  • Работа с кинетическим песком,
  • Работа со световыми столами для рисования.

Цель моего проекта:

Формировать у детей познавательный интерес к природе родного края, экологического сознания и организации творческой деятельности.

На основании цели были сформулированы следующие задачи:

  • Систематизировать знания об окружающем мире.
  • Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
  • Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать мелкую и общую моторику, посредством использования разнообразных техник и материалов.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.
  •  Обеспечить единство воздействия детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников.

Участники проекта: дети, родители, педагогический коллектив, детская городская библиотека им.  Н.А. Некрасова,  Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина.

Тип проекта: информационно-творческий, по времени - долгосрочный рассчитан на 3 года (4 – 7 лет).

Ожидаемые результаты: 

Воспитанники:

  • Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
  • Ознакомление с заповедниками, находящимися на территории Мордовии, с Красной книгой Мордовии.
  • Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе, познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
  • Формирование стремлений к исследованию объектов природы.
  • Овладение различными художественными средствами рисования.
  • Применение знаний о флоре и фауне Республики Мордовии на практике.

Родители:

  • Повышение экологической культуры родителей.
  • Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • вовлечение родителей в образовательный процесс.

Педагоги:

  • ​Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.
  • повышение профессионального мастерства.
  • Пополнение развивающей среды в группе.

Работа над проектом включает ряд этапов:

1 этап – подготовительный 

2 этап – основной

3 этап – заключительный 

1 этап проекта – подготовительный.

Цель данного этапа: определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, соответствующие им познавательные, речевые умения. Я изучила условия, имеющиеся в группе и семьях воспитанников, а также постаралась выявить уровень формирования у детей познавательного интереса к природе родного края.

Опираясь на диагностику по экологическому воспитанию: для детей дошкольного возраста, разработанную авторами программы: «Тропинка в природу»  В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфёнова,  а также педагогические наблюдения, анкетирования и беседы с воспитанниками и родителями, выяснилось, что у детей недостаточно сформированы знания о природе родного края, животных, инфраструктуре. В результате диагностики были получены следующие результаты:

•     Высокий уровень – нет

•     Средний уровень -19 детей 65 %

•     Низкий уровень – 10 детей 35%.      

Так же на первом этапе мною было проделана следующая работа:

  • Разработка стратегии реализации проекта;
  • Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсии, наблюдения;
  • Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы);
  • Изобразительная деятельность детей;
  • Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края посредством художественного творчества. В план вошли несколько блоков:

1.Блок: «Мордовия родина моя», здесь дети знакомятся с природой Мордовии её  уникальностью, заповедниками, инфраструктурой промышленностью нашего города.

2. Блок: «Растения Мордовии», здесь дети знакомятся с растительным миром Мордовии, с растениями, занесенными в Красную книгу Мордовии.

3. Блок: «Животные нашего края». Дети получат представления о животных нашего края, их приспособлении к среде обитания, о животных, занесенных в Красную книгу Мордовии.

4. Блок: «Насекомые нашего края».

2 этап проекта – основной.

Цель данного этапа: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

Совместно с родителями мы оформили:

- в группе - экологический мини-музей, хозяйкой которой является кукла «Модава» – мордовская богиня земли, от ее лица воспитанники знакомятся природными материалами, в нашем музее нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание воспитателей при знакомстве детей с экологией.

- на территории детского сада была оформлена - экологическая тропа, хозяйкой которой является мордовская покровительница лесов кукла «Вирь – ава», она знакомила детей с зелеными насаждениями, которые произрастают у нас на территории Мордовии, в том числе и на нашем участке детского сада.

- был создан альбом «Берегите наш дом - Землю».  В этот альбом мы заносили животных, насекомых, растения, которые находятся под охраной, или занесены в Красную книгу России и Мордовии;

- фотоальбом «Наедине с природой», здесь собираются фото воспоминания детей и их родителей о красивых местах нашего региона.

Участие в совместной деятельности вызвало большой интерес родителей. С целью усиления мотивации к участию в проекте были проведены консультации:

- «Воспитание любви к природе у детей»,

- «Прогулка в природу»,

- организована совместная экскурсия в Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина, детскую городскую библиотеку им.  Н.А. Некрасова.

- участие в акциях «Зеленая весна».

Мною был составлен перспективный план работы с воспитанниками. Предложена следующая модель учебно-методического комплекса:

  • Проведение НОД познавательного и художественно-эстетического циклов с использованием различных нетрадиционных техник рисования:
  • Техника выкладывания картин из войлока, где дети учились выкладывать картины природы, животных, насекомых из шерсти, занятие увлекательное и новое для детей, процесс поглощает с головой.  
  • Техника тычка, такой метод будет наиболее интересен самым маленьким художникам. Ведь здесь практически все, что нужно делать – это точечно наносить краску с помощью специального предмета.
  • Техника рисование пальцем или ватной палочкой,
  • Техника монотипия, это уникальная печатная техника, рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.  То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями.
  • Техника набрызга. Суть этой техники состоит в разбрызгивании капель краски, вокруг заготовок.
  •  Техника выкладывания бумажной мозайки, увлекательная техника, когда дети с помощью, нарезанной в разной форме бумаги выкладывают различные картины природы и пр.
  • Техники кляксография. С помощью кисти наносим большую кляксу на лист бумаги. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. А дальше дело фантазии.
  • Техника печатание листьями, на основу листа наносится краска и отпечатывается на листе бумаги, а дальше уже дорисовываем задуманное.
  • Аппликация из круп и семян, что может быть приятнее и благороднее природного материала? Соприкасаясь с природой, мы становимся добрее. И эта доброта помогает нам творить, давая простор фантазии и творчеству. Используя столь необычный материал, можно создать настоящее произведение искусства.
  • Работа с кинетическим песком, где дети учатся последовательно и точно передавать увиденное, и выстраивать композиции на песке по образцу, нужно так же не забывать и об удивительных особенностях кинетического песка.
  • Работа со световыми столами для рисования. Здесь дети не только учатся рисовать, но и снимают психоэмоционального напряжения.
  • Разучивание стихотворений о природе родного края;
  • Рассматривание иллюстраций, образцов для рисования, изо - деятельность детей;
  • Проведение консультаций, мастер-классов, презентаций для педагогов и родителей;

Использование словесных методов.

  • Беседы, о Республике Мордовия (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
  • Прослушивание аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (шум леса, голоса птиц, зверей). Игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей».
  • Прослушивание музыкальных композиций мордовских композиторов, таких как: Леонтий Петрович Кирюков, мордовских певцов - Яушева Иллариона Максимовича.
  • Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе составление сказки на тему: «Лес в беде», «Синичкин день» и др.
  • Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (НОД о диких животных, о зимующих птицах и др.)
  • Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности   природного материала (камни,  песок, глина).
  • Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).

Практические методы:

  • Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»;   конкурсы «Лучшая кормушка», конкурс рисунков «Синичкин день», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов  с картинками воспитанников. Участие в субботниках, в озеленении участков.
  • Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Составление  гербарии с рисунками: «Деревья и кустарники Мордовии». «Цветы и травы Мордовии».
  • Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (отражение воспитанниками последовательности изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной, наблюдение за насекомыми летом).
  • Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурс «Краски осени»).

Наглядные методы.

  • Рассматривание иллюстраций, мордовских художников, скульпторов: Степан Эрьзя, Валентин Алексеевич Попков, Владимир Евгеньевич Карасев.

3 этап проекта – заключительный.

Цель данного этапа: повышение уровня знаний по экологии у детей; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; создание на территории МАДОУ № 80 экологически благоприятной среды, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

- На данном этапе было проведено диагностирование уровня экологического развития дошкольников.

- Анализ уровня обогащения предметно – развивающей среды в группах, в детском саду и на территории ДОУ.

На сегодняшний момент моя работа не закончена, но анализ результатов повторного мониторинга позволяет сделать ряд положительных выводов.

У детей в целом сформирован познавательный интерес к природе родного края.

Дети могут не только назвать достопримечательности родного города, но и рассказать о них, опираясь, во-многом, на личный опыт.

Возрос интерес, как у детей, так и у родителей к проблеме охраны природных объектов.

Обогатился словарь детей.  Речь стала более правильной, выразительной, эмоциональной.

В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Выросло самосознание ребят. Дети стали более отзывчивыми, внимательными, милосердными по отношению к природе.

Стали более гармоничными отношения в семьях воспитанников, родители принимают заинтересованное, активное участие в жизни дошкольного учреждения.

Высокий уровень -7  ребенка 20%

Средний уровень - 20 детей  75%

Низкий уровень - 2 ребенок 5%

В заключение хочу сказать, целенаправленная и системная работа педагога по знакомству с экологией родного края посредством художественного творчества является благоприятным средством, которое способствует становление начал экологической культуры у детей. Реализация моего проекта продолжается.  Я верю, что смогу заложить в душах воспитанников великое и прекрасное чувство – любви и уважения ко всему живому и прекрасному на земле.

            Пусть на планете Земля будет чистый небосвод

         Пусть на планете Земля все живое пропоет

         Пусть на планете Земля будет счастлив человек

         И пусть в согласии с нашей Землей живет целый   век!

Список литературы.

  1. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
  2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», под редакцией: В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной и др.
  3. Валдоня (Светлячок): Программа и методические рекомендации/ Отв. ред. И. М. Фадеев. – Саранск: Тип. «Крсн. Окт.», 2001г.
  4. Иванова А.И., «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
  5. Н.А. Рыжова,  Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 г.
  6. Н.А. Рыжова, «Экологическое образование в детском саду» «Карапуз» М.: 2001г.
  7. А. А. Грибовская, «Коллективное творчество дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  8. Г.С. Швайко., «Занятия изобразительной деятельности в детском саду», Москва, «Владос», 2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группе Тема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков»

Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группеТема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков»  Цель:Воспитание безопасного п...

Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группе Тема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков»

Цель:Воспитание безопасного поведения детей на дорогах посредством художественно-творческой деятельности.Задачи:Образовательные:·         Расширять знания детей...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков"

Формирование знаний  детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Развитие музыкальных способностей посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитание любови к музык...