Проект «Добро пожаловать в страну Экология»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Добро пожаловать в страну Экология»
ВВЕДЕНИЕ
Автор проекта: Полежайкина Л.А.
Воспитатель МДОУ № 79
На сегодняшний день одной из актуальных тем является тема экологии. 2017 год объявлен годом экологии. Всем известно, в каких сложных экологических и социальных условиях растут наши дети. Оставлять этот факт без внимания, а тем более усугублять недопустимо. Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания XXI века.
Я считаю, что для наиболее успешного решения задач воспитания экологической культуры дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Учитывая все это, я решила разработать проект «Добро пожаловать в страну Экология».
Проект «Добро пожаловать в страну Экология» – эколого-оздоровительный. В эколого-оздоровительном образовании ребенка большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных связях и зависимостях в природе.
В результате совместной деятельности педагога и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребенка, развивается интеллект, выносливость, формируется познавательное, эмоционально-нравственное, практически – деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо надо мною- Это все мое, родное!» В. Орлов |
Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования.
Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы
Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека – это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. В этой связи актуальным является ведение эколого-оздоровительной работы.
Взаимосвязь экологического и физического воспитания отражается в комплексном использовании средств физической культуры (физических упражнений, оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов), которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой – воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.
Эколого-оздоровительная работа – не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего коллектива на длительный период.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРОЕКТА
Научная новизна проекта определяется целесообразностью интеграции двигательной и познавательной деятельности детей для формирования у них физкультурно-экологических знаний на основе общей задачи сохранения и укрепления здоровья:
- разработана система физкультурно-экологической работы в дошкольной образовательной организации, позволяющая объединить усилия сотрудников ДОО и родителей с целью сохранения и укрепления здоровья детей в условиях современной экологической ситуации;
- определен оздоровительный эффект применения методики физкультурно-экологической работы с дошкольниками в современных экологических условиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- результаты работы расширяют представления о возможности формирования экологических знаний у дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, позволяющей оптимизировать процесс образования в дошкольной образовательной организации;
- в работе конкретизируются положения интеграции физкультурного (физическое развитие) и экологического образования (познавательное развитие) на основе решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- результаты работы уточняют положения о деятельности инструктора по физической культуре в организации физкультурно-экологической работы в ДОО.
Практическая значимость заключается в том, что в результате исследования:
- разработаны рекомендации к физкультурным занятиям (играм) экологической направленности;
- определены особенности планирования, организации, содержания занятий (НОД) с целью комплексного решения задач физкультурного и экологического образования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для укрепления здоровья дошкольников, формирования основ ЗОЖ и экологической культуры на основе физкультурно-экологического интегрированного подхода.
Задачи:
- Создавать условия для эколого-оздоровительной работы.
- Приобщать детей к здоровому образу жизни.
- Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания.
- Формировать представление о единстве человека и природы.
- Улучшать эмоционально-психическое состояние детей.
- Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.
ГИПОТЕЗА
Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможны при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников ДОО и родителей.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Планируемая работа | Ожидаемый результат | Сроки | |
Цель: самосовершенствование по данной теме. | |||
| Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении. | Сентябрь 2016 г. | |
Цель: реализация проекта в образовательную практику | |||
| Появится устойчивый познавательный интерес к своему здоровью и природе родного края | Октябрь 2016 – май 2017г. | |
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив. | |||
| Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе. | Май 2017г. |
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
• Заведующий ДОО – создание условий для реализации проведения мероприятий.
• Старший воспитатель – координация проекта
• Инструктор по физической культуре – реализация проекта
• Дети дошкольного возраста – участники проекта
• Родители – участие и помощь в реализации проекта
• Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед) – проведение совместных мероприятий, помощь в реализации проекта.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально - техническое:
- Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Учебно-методическое:
- Детская художественная литература
- Методическая литература
- Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
- Конспекты занятий и бесед.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект может быть реализован в дошкольных образовательных организациях различного типа. Для его реализации не требуется дополнительных материальных затрат. Проект способствует консолидации усилий педагогов и родителей по формированию экологического сознания и основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, на основе эколого-оздоровительного интегрированного подхода .
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
- Формирование у дошкольников основ экологической культуры и основ валеологического сознания.
- Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.
- Овладение детьми элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.
На уровне педагога:
- Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
- Внедрение научно-методических подходов к организации эколого-оздоровительной работы в ДОО и семье.
На уровне родителей воспитанников:
- Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ экологической культуры.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм эколого-оздоровительного воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное образовательная организация призвана создать основу для развития ребёнка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.
Проведенная работа в ходе проекта оказалась эффективной, показала, что в результате совместной деятельности педагога и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребенка, развивается интеллект, выносливость, формируется познавательное, эмоционально-нравственное, деятельностное отношение к окружающей среде и своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488433-1411898980.jpg)
Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группе Тема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков»
Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группеТема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков» Цель:Воспитание безопасного п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-488433-1411898980.jpg)
Непосредственно-образовательная деятельность по социальному миру в подготовительной к школе группе Тема: «Добро пожаловать в страну дорожных знаков»
Цель:Воспитание безопасного поведения детей на дорогах посредством художественно-творческой деятельности.Задачи:Образовательные:· Расширять знания детей...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков"
Контрольно - учётное занятие....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698540-1446122821.jpg)
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков"
Конспект НОД для старшей группы...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Добро пожаловать в страну Музыкальных звуков"
Формирование знаний детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Развитие музыкальных способностей посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. Воспитание любови к музык...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541294-1417286601.jpg)
Проект «Добро пожаловать в страну Экология»
laquo;Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».Василий Ал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/19/picture-1165107-1568906475.jpg)
Педагогический проект по организации адаптационного периода детей к дошкольному образовательному учреждению «Добро пожаловать в страну «Детства»
Цель проекта: создание условий для безболезненного перехода ребенка из семьи в детский сад...