Природа- могучий источник познания мира
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Хайдарова Гульнара Фаритовна

Цикл наблюдений за радугой, солнцем, деревьями, снегом ит.д.Наблюдение за природой, за изменениями, которые происходят вокруг нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_prirodoy.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Природа - могучий источник познания мира

Окружающая природа и предметный мир ставят перед ребенком множество познавательных и практических задач. Нередко, пытаясь решить их, но не обладая для этого достаточным запасом знаний и не получая необходимой помощи со стороны взрослых, дети приходят к неверным обобщениям и выводам – так рождаются ошибочные знания, искаженные представления о мире, избавиться от которых в дальнейшем очень сложно.

Для того чтобы предупредить эти нежелательные явления и в то же время не погасить стремление ребенка искать объяснение тому, что он видит вокруг себя, необходимо вооружить его правильными способами познания окружающей действительности.

Для детей дошкольного возраста основными способами познания окружающего мира являются наблюдения и экспериментирование, которые педагог проводит в сочетании с беседой.

Работы по формированию у детей представлений о природе целесообразно строить начиная с наблюдений в повседневной жизни, переходя затем к их обобщению в процессе специально организованных занятий и далее – к закреплению полученных представлений, вновь обращаясь для этого к различным явлениям окружающей жизни. Причем закреплению представлений надо уделять особое внимание, используя не только уже рассмотренные ранее, но и новые объекты, а также условия, отличные от прежних.

В работе с детьми надо учитывать, что наблюдение – это сложная деятельность, для которой требуется ряд умений: целенаправленно воспринимать объект или явления, выделять и принимать учебную задачу, определять способы наблюдения, выделять те свойства и качества, которые позволяет ее решить. Для того чтобы дошкольники научились наблюдать, воспитатель должен руководить этой деятельностью.  Степень этого участия в наблюдениях зависит от возраста детей.

При отборе содержания для наблюдений надо стараться, чтобы оно давало ребенку возможность увидеть, разглядеть неизвестное в привычном, давно знакомом и подчас даже не замечаемом. Это позволяет повернуть хорошо знакомые ребенку явления неожиданной стороной, подвести его к «собственным «открытиям», дать ему испытать радость познания. В свою очередь это побуждает детей к дальнейшим поискам решений новых и новых задач. Перед детьми могут, например, возникнуть такие вопросы: почему с одной стороны веранды еще лежат большие сугробы, а с другой уже стоят лужи? Почему зимой, когда они завтракают, на улице темно, а весной в это же время светло? Почему маленький гвоздик тонет, а большая деревянная дощечка плавает? Почему листья на деревьях появляются весной, а не зимой? Почему желтый луг из одуванчиков поздно вечером становится зеленым? И т.п.

В процессе наблюдений воспитатель создает эмоциональный настрой. Он как бы вновь открывает для себя явление и приглашает к открытию детей, выказывая собственное заинтересованное отношение («Смотрите, что происходит…»; «Поглядите-ка, может быть, вы догадаетесь, что это?..»;  «Помогите мне разобраться, почему?..»; «Оказывается…»; «Вы заметили?..»; «Я даже не знала, что бывает так…»).

Выделив задачу, педагог дает детям возможность высказаться, выслушивает все их предположения, догадки, вместе с ними обсуждает их. Далее появляется необходимость проверить эти догадки, найти способы решения возникшей задачи. Такими способами, помимо наблюдения, являются экспериментирование, элементарные опыты, также включающие наблюдения.

Для того чтобы поддерживать у детей активность и заинтересованность, воспитатель использует различные приемы. В первую очередь, он дает пример собственного вдумчивого и сосредоточенного рассматривания объекта или явления. При этом, словесно обозначая свои действия по обследованию предметов, эмоционально комментируя замеченное ( то с интонацией восхищения, то удивления), он направляет поиск детей. По ходу наблюдений и экспериментирования полезно использовать выражения и вопросы типа «Приглядитесь внимательно…»; «Всмотритесь…»; «Осмотрите со всех сторон…»; «Постарайтесь разглядеть и заметить…»; «Поглядите вокруг…»;  «Что происходит?..»; «Как происходит?..»; «Почему?..»; «Что изменилось?..»; «Как сделать, чтобы?..»; «Что будет, если?..» И т.п.

Общаясь с природой, ребенок воспринимает ее. Однако далеко не всегда он получат конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несущественные его детали, неправильно называют воспринимаемое. Так, например, ребенок 2-4 лет о плавающей в аквариуме рыбке говорит, что она «шагает» или «машет крылышками». Отсюда следует, что для ознакомления ребенка с природой мало показать предмет или явление; необходимо руководить познавательным процессом.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Методы и приемы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением он «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т.п. Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризуют мастерство воспитателя.

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой- это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского сада нельзя решать задачи сенсорного развития.

Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредоточиваться

на явлениях природы,мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием « готовность детей к обучению».

Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок познает окружающий мир, а так же явления природы, события общественной жизни доступные наблюдению. В ходе наблюдения, на основе совместной деятельности  анализаторов наблюдение организуется воспитателем.

Одной из форм организации восприятия природы является наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развиваются мышление, речь, воспитываются материалистическое отношение, интерес и любовь к природе, чувство красивого.

Организованное воспитателем наблюдение натуральных объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой. В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течении многих дней, а иногда и недель.

В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы они рассматривали объекты, слушали издаваемые звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое.  Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Наблюдения можно проводить на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в уголке природы.

Наблюдения во время прогулок. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же  объектом или явлением природы.  Подготовка к наблюдению. Прежде всего воспитатель определяет м е с т о наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, з а д а ч и (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности, Затем выбирает о б ъ е к т для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны: хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызовет интерес к нему. Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и о р г а н и з а ц и ю д е т е й : как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза). При наблюдении за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из линолеума постелить коврик (половичок), чтобы животное передвигалось без труда. Пространство, в котором будет находиться животное, нужно огородить. Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.     1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. 2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. 3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. 4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка). 5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. 6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. 7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами и птицами уголка природы. Наблюдения эти кратковременны, но часто повторяются. В средней группе, кроме кратковременных наблюдений, организуют и более длительные, например, за ростом и развитием растений, посеянных или посаженных в уголке природы и на земельном участке. В старшей и подготовительной к школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место: дети следят за развитием растений из семян, превращением насекомых, сезонными изменениями в природе.  

Подготовка и организация наблюдений.

             С младшими детьми следует планировать кратковременные, 

Часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т.к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво.

           В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры –поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др.

            В старших группах – более длительные, иногда повторные наблюдения одного итого же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Прогулки сдетьми будут радостными, интересными, познавательными и, достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатитьзнания детей. Руководствуясь программой, следует определить круг представлений, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти представления постепенно. Надо обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этими изменениями. Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.

Методика проведения разных видов наблюдений

Распознающее наблюдение. Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений.

Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. При этом чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем представлений, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.

Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет  материал (ветки, семена, овощи, фрукты).  Неменее важна подготовка объектов наблюдения.

У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы, вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и зарядить аквариум или, перед  тем как показать им кролика, почистить овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.

Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основныхэтапа.

На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление обобъекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должныудовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему своеотношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи. Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении, разнообразныхпроявлениях. Рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные представления.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которогоявляется воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умениясоотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значениев данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.

Кроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделять эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут, и длительныенаблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении используются  индивидуальные, групповые и фронтальные формы проведения.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объектенаблюдения информации).

Объектами наблюдений могут быть:

Живая природа: растения и животные;

Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения по продолжительности.

Кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений освойствах и качествах предмета или явлениях (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности), а приознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

Длительные наблюдения организуются для накопления представлений о росте иразвитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этомсравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Планирование наблюдения.

Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами впроцессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности напрогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, гдеособенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексногозанятия и займет 10—15 минут.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес кокружающему, к познавательной деятельности. Таким образом, в процессенаблюдений ребенок развивается всесторонне.

Виды наблюдений:

1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратитьвнимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформированоокончательно чувство равновесия.

2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдаютза транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят кзабору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группедетей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

4.Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основыбезопасности.

5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают затрудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают затем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующийэтап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться насвоей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (ферму, магазин).

Наблюдение, как прием используется с младшего возраста. С приметами начинают знакомить со средней группы.

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности(подготовительная группа):

1-я неделя - экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;

2-я неделя - наблюдение за бытовыми объектами;

3-я неделя - наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);

4-я неделя - наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

Требования к организации наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с теместь общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всехслучаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление обокружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, ис использованием обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысльребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можнобольше узнать о ней.

6. Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и формработы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Роль педагога.

Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итогеследует воспроизвести весь, цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательнопроводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в видерассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями вразные сезоны».

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. Устанавливать факты;

2. Формировать связи между частями объекта;

3. Накапливать  представления у детей;

4. Проводить сопоставления;

5.Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

природа- источник познания и развития.

эклогическое воспитание дошкольников....

родительское собрание 2 мл.группа "Природа - источник познания. Сбережём родную природу"

Много чудес на Земле. Наша задача их познать, рассказать и показать своим детям....

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является преобладания образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Основная функция умственного воспитания детей ...

Консультация для родителей «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Опыт работы на тему: «Лепка из глины – источник познания окружающего мира».

laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...