Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Федорченко Валентина Николаевна

Консультация создана для родителей дошкольников, чтобы показать важность экологического воспитания детей в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlyaroditeley_po_ekologii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Консультация для родителей

             «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»

Цель: формирование начал экологической культуры.

В современном мире все больше актуальность приобретает проблема взаимодействия человека с окружающей средой. Люди начинают отчетливее осознавать, что их благополучие и благосостояние зависят от состояния природной среды. Природа играет важную роль в жизнедеятельности человека.

И сегодня, воспитывая наших детей, наше новое поколение, мы должны позаботиться не только о их развитии, о моральных принципах и физическом здоровье, но также важную роль, как никогда, играет экологическое воспитание детей.

Экологическое воспитание — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире. Именно в семье откладываются представления у ребенка о добре и зле.

В наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, что мы, родители, вложим в их мышление, в их образ жизни, в их жизненную позицию, определит, то, как ребенок уже в сознательном возрасте будет относиться к окружающему его миру. Ведь потребительское отношение к природе нашей планеты, ставит под угрозу не только существование отдельных экосистем, но и человечества в целом.

Все чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология».

Экология — это «логос» - наука и «ойкас» - дом, жилище, место обитания, это - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой, попугаем. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное, полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни.

Экологическое воспитание в семье – это, прежде всего, наш с вами пример. Взрослые должны сами бережно относиться к природе и чаще обращать внимание детей на это. Хорошо, если родители научат выбрасывать мусор в специальные контейнеры и не ломать на деревьях ветки, но ведь этого недостаточно, чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в будущее окружающей среды.

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, положительное отношение к природе, окружающему миру; формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой; проявляется гуманное отношение ко всему живому и формированию осознанного поведения в природной среде.

Важно научить наших детей:

- Беречь растения.

-Любить животных.

- Не бросать мусор, где попало.

-Беречь природные ресурсы.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде. Заинтересовывать ребёнка вы, родители, можете самыми разнообразными способами. Например, выращивание комнатных растений, наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония.

В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями, они растут такими яркими и красивыми, но, стоит только перестать за ними ухаживать, они погибают. Ответственность - важное человеческое качество. В возрасте 3 – 5 лет дети очень эмоциональны и восприимчивы, поэтому начинают сочувствовать растению, если ему недостаточно ухода, или наоборот, радоваться распустившимся цветкам.

Не менее важным является содержание домашних животных, которые полностью зависят от своих хозяев.

Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растений, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена). Узнают, что все растения – живые существа, что для их жизни, роста, созревания семян, они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. При наблюдениях детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. К любым наблюдениям детей необходимо относиться серьезно, хвалить их, как можно чаще за то, что заметили какие - либо изменения в природе.

В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. В процессе изучения дерева ребенок открывает много интересного. Ведь дерево может быть разным в зависимости от погоды, от времени года, на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).

При знакомстве с зимующими и перелетными птицами дети узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения; чем питаются.

Птицы, по-разному приспосабливаются к жизни в зимнее время: есть птицы перелетные, которые кормятся насекомыми, с наступлением холодов улетают в теплые края, где нет снега и морозов, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это птицы - зимующие. В нашей местности зимующие птицы - воробей, синица, голубь, дятел, снегирь, ворона и другие.                                                                

Отмечаем, что зима – тяжелое время года для всех птиц: с наступлением холодов все труднее становится добывать пропитание. Весь короткий световой день уходит на поиски пищи. Маленькие птички должны часто есть, чтобы не замерзнуть. Для сохранения птиц, которые остаются на зимовку в нашем регионе, необходимо регулярно их подкармливать. Поэтому была организована экологическая акция «Покорми птиц зимой», где вы, родители, приняли активное участие – своими руками смастерили замечательные кормушки для птиц! Ваши дети очень рады, что могут помощь птицам холодной зимой! Ведь мелким птицам страшен не холод, а голод.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, вовлекая родителей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы: наблюдения, рассматривание картин, прогулки, труд в природе, элементарные опыты, игра, рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, экскурсии.

Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. С помощью игры ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать, усваивает новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивая мышление и речь, получает знания о правилах поведения в природе. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

И если Вы, родители, будете продолжать работу по экологическому воспитанию в семье, то у детей сформируются экологическое сознание, ориентированное поведение и деятельность в природной среде, гуманное отношение к живым существам; повысится экологическая культура дошкольника.

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов. Рассказывайте, как губительно действует на обитателей леса шум. Из-за шума птицы бросают гнезда, а лесные животные убегают из леса. Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину. Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя ломать ветки деревьев, разорять гнезда, засорять территорию водоемов, разорять муравейники и еще многое другое.

Ведь уже в дошкольном возрасте дети должны усвоить и знать:

Надо охранять и беречь полезные виды растений, животных;

Надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, мусорить, шуметь; нельзя забирать живые существа из места их обитания;

Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, так как это среда, где существует все живое. О земле надо заботиться, подкармливать ее, потому что нельзя только брать от нее и не давать ей ничего; воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям. Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах.

Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своим малышам.

И помните, что главное – это ваш пример.

Необходимо объяснить, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и растений.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он - сам её часть. Всё необходимое уже заложено в каждом человеке с рождения. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет....

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического созна...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье".

quot;Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро". В.А.Сухомлинский....

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. В дошкольном возрасте начинается становление осознанно пра...