эксперименты
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Коченовская Ольга владимировна

конспекты экспериментов в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного-исследовательской деятельности
в средней группе на тему «Стекло»

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.

Задачи:

  • Познакомить с рукотворным материалом — стеклом, рассказать и показать некоторые его свойства и качества;
  • Развивать любознательность, речь детей, умение правильно обращаться со стеклянными предметами на основе полученных представлений;
  • Воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость, бережное отношение к вещам.

Оборудование: различные стеклянные предметы: стакан, елочные игрушки, лампочка, ваза, флакон, очки, бусы (подбираются различные по толщине, цвету, прозрачности). Пластмассовый кубик, резиновый мяч, деревянный карандаш, железная ложка. Мыльные пузыри.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в волшебную комнату-лабораторию!!Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Что из чего сделано?» Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать, из чего они сделаны (мяч из резины — резиновый, карандаш из дерева — деревянный, кубик из пластмассы — пластмассовый, кружка из стекла — стеклянная!).

Воспитатель: В нашей лаборатории есть предметы из стекла. Я предлагаю поиграть. Условия игры: Кто найдёт предметы из стекла, пусть подойдёт ко мне и шепнёт на ушко. Выиграет тот, кто увидит больше предметов из стекла и назовет мне. Но есть правило: руками предметы не трогать, увидеть глазами и назвать.

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поговорим о стекле, которое всем хорошо известно. Сегодня стеклом никого не удивишь.  Были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Стекло — это природный материал? Или рукотворный? Это дело рук человека.

Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки — камни, которые образовались из сплава песка и соды (показать в емкости песок и соду) Ребята, из чего образовалось стекло? (ответы детей).

Физкультминутка:

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают
(ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают
(приседают, руки свободные).  

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте определим свойства стекла: опустить в стакан маленькую матрешку.

Воспитатель: Ребята, скажите, что я опустила в стакан? Почему вы узнали, что там именно матрешка? (потому что стекло прозрачное).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поближе познакомимся со стеклом (воспитатель предлагает детям пройти за столы, перед каждым ребенком флаконы и бутылочки разного цвета: прозрачные, темные, зеленые, матовые).

Воспитатель: Ребята, возьмите бутылочку в руки, рассмотрите ее, поднесите флакон к свету, что вы можете сказать? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «У меня бутылочка прозрачная», а у тебя (имя ребенка)? «У меня бутылочка темная»).

Воспитатель: А где еще используется прозрачность стекла?

Ответы детей: Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и т.д. Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки).

Вывод: Стекло бывает разного цвета.

Воспитатель: Сейчас попробуйте надавить, сжать руками бутылочку. Что вы можете сказать?

Дети: бутылочка крепкая, форму не меняет.

Вывод: Стекло твёрдое

Воспитатель: А если уронить предмет из стекла? (Правильно, он разобьется, потому что стекло хрупкое.)

Вывод: Стекло хрупкое.

Воспитатель: Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь? Правильно (гладкое, холодное, скользкое).

Воспитатель Ребята, есть у стекла и еще одно свойство — оно может петь, т.е. издавать мелодичный звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом)

Воспитатель: А как нужно обращаться со стеклом? (аккуратно пользоваться стеклянными предметами, они могут разбиться; не играй с мячом около окон).

Воспитатель: Ребята, стекло — это не природный материал, это дело рук человека. Такая профессия называется стеклодув. Он берёт большую трубку, набирает жидкость-просмотр видеоролика о производстве стекла

Стекло представляет собой жидкость как эти мыльные пузыри. Получается фигура или сосуд, который застывает, затвердевает и становится вазой или фигуркой слоненка, который украшает полочку в вашей комнате. Представьте, что вы стеклодувы и попробуйте создать свой предмет или игрушку

(Дети надувают мыльные пузыри, воспитатель рассматривает).

Воспитатель: Давайте все вместе повторим правила обращения со стеклом (не бить, не бросать, аккуратно пользоваться стеклянными предметами)

Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что нового узнали о стекле? Вспомните, как получается стекло? Давайте пройдем поближе, рассмотрим и полюбуемся нашей выставкой предметов из стекла.

Конспект познавательного-исследовательской деятельности
во 2 младшей группе на тему «Бумага»

Цель: Уточнять и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах.

Программное содержание:

  • Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги способом сравнения.
  • Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (может рваться, мокнет, сгибается, можно складывать).
  • Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.

Оборудование: Бумага (три вида) — салфетка, картон и белая писчая бумага, емкость с водой, ножницы, ватные палочки.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы сегодня попали в очень интересное место-волшебную лабораторию! я вас всех превращаю в волшебников и волшебниц! Посмотрите, что находиться на столах в нашей волшебной лаборатории (ответы детей-бумага). А она вся одинаковая? или отличается? давайте вспомним, а что мы знаем о бумаге и ее назначении в нашей жизни? Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

- Для чего же она нужна? (Ответы детей)

- Вспомните, где применяется бумага? (Ответы детей) 

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

Макулатура бережет наши леса!!!

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Дидактическая игра «Бывает — не бывает»

Воспитатель: Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга…   (стул, кораблик, полотенце, обувь, пальто, газета, тетрадь, альбом, салфетка, деньги).

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Сейчас, мои волшебники и волшебницы, мы поколдуем!!

Опыт №1 «Бумага мнется»

Воспитатель: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Вывод: бумага мнется, чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги.

Опыт №2 «Бумага рвется»

Воспитатель: Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, тем легче она рвётся.

Опыт № 3 «Бумага режется»

Воспитатель: Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги — картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон — труднее.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.

Опыт № 4 «Бумага намокает»

Воспитатель: Для следующего колдовства нам понадобится вода.

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (Ответы детей).

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Дети: Бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Опыт №5 «Бумага издает звук»

Воспитатель: Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения — стирка белья, а теперь картон. Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод: при смятии, трении — бумага издает звук.

Опыт №6 «Бумага горит»

Воспитатель: (участвует только воспитатель, дети-наблюдатели.) Как вы думаете, что произойдёт, если бумагу поднести к огню?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, бумага загорится. А это — очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому, какой вывод мы можем сделать? Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

Вывод: Бумага горит.

Вывод: Нельзя баловаться со спичками и бумагой-может случится пожар, а огонь больно обожжёт руку!

Подведение итогов:

Бумага горит, рвётся, режется, намокает, издаёт звук.

Воспитатель: Ну вот, закончилось наше занятие, наши волшебники превращаются снова в детей! Понравилось колдовать? Вернёмся ещё в нашу волшебную лабораторию? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

«Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент».

Реферат по психологии На тему: «Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент»....

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...