План по самообразованию педагога «Формирование познавательных умений посредствам экспериментирования»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Пинчугова Марина Юрьевна

Цель:  создать оптимальные условия для формирования и развития познавательно-исследовательских умений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_16_-_17.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Самообразование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Ф.И.О. педагога: Пинчугова Марина Юрьевна
Тема самообразования: «Формирование познавательных умений посредствам экспериментирования».

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательных умений у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель:  создать оптимальные условия для формирования и развития познавательно-исследовательских умений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательные умения детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

План по самообразованию педагога

на 2016 – 2017 уч. г.г.

№  п/п

Задачи

Содержание работы/ Мероприятие

Дата

Результат

1.

Подбор методической и периодической литературы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

 Анализ изученной литературы.

2.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, пополнение центра природы и экспериментирования: дидактическим материалом, оборудованием.

Сентябрь - май

Мини – лаборатория.

4.

Создание картотеки опытов и экспериментов.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Сентябрь - май

Картотека опытов и экспериментов.

Работа с детьми

1.

Познакомить со свойствами песка.

Цикл экспериментов с песком:

 «Песчаная страна».

Сентябрь

Знают свойства песка.

2.

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Цикл экспериментов:

«Палитра».

Октябрь

                                                                                         

3.

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Цикл экспериментов:

«Фокусы магнита».

Ноябрь

 Выделяют предметы, взаимодействующие с магнитом.                                                                                        

4.

Познакомить со свойствами воды.

Цикл экспериментов:

«Вода – это жизнь».

Декабрь

Знают свойства воды.

5.

Формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств,  кожи  и их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Цикл экспериментов:

«Человек».

Январь

Знают строение человека, функции органов чувств.

6.

Познакомить детей с физическими понятиями: - сила», «трение»; выявить свойство предметов — массу; расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами.

Цикл экспериментов:  «Всё обо всём».

Февраль

Знают: понятия  масса, трение, сила; меры длинны.

7.

Выявит потребность растения в воздухе, дыхании; определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Цикл экспериментов: «Растение – живой организм».

Март

Определили факторы внешней среды необходимые для роста и развития растения.

8.

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

Цикл экспериментов:

«Свет и тень».

Апрель

Знают, как образуется тень.

9.

Развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе. 

Цикл экспериментов «Все обо всём»

Май

Самостоятельно с помощью алгоритма выполняют опыт.

Работа с родителями

1.

Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Сентябрь

Создание  и оборудование центра природы и экспериментирования.

2.

Проконсультировать родителей о значении экспериментальной деятельности.

Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка.

Октябрь

Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей».

3.

Составление памятки о поддержании  познавательного интереса детей.

Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность

Декабрь

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

4.

Составить рекомендации о экспериментировании и наблюдении и наблюдении о время прогулок с детьми.

Дать представление о том, что на прогулках предоставляется множество возможностей для всестороннего развития ребёнка.

Февраль

Рекомендации:         «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок»

5.

Фоторепортаж.  

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

В течении года

Фотовыставка «Юные исследователи».

План по самообразованию на 2017 – 2018г.г.

Задачи

Содержание работы/ мероприятие

Дата

Результат

1.

Подбор методической и периодической литературы.

Изучение методической литературы.

Сентябрь - май

Анализ изученной литературы.

2.

Создание предметно-развивающей среды.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, пополнение центра природы и экспериментирования: дидактическим материалом, оборудованием.

Сентябрь - май

Мини – лаборатория.

3.

Создание картотеки опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного  возраста.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Сентябрь - май

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.

Работа с детьми

1.

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, некоторые вещества растворяются в воде).

«Водичка –водичка»;

«Считалочка – купалочка».

Октябрь

Знают свойства (цвет, запах)  воды.

2.

Обнаружить воздух, образовать ветер.

«Ветер по морю гуляет»;

«Кто разбудил китёнка».

Ноябрь

Выявели, что ветер – это движение воздуха.

3.

Дать представление о свойствах снега и о том, что вода может превращаться в лед.

«Тайны снега и льда»;

«Тает льдинка».

Декабрь

Знают свойства снега и льда.

4.

Закрепить знания о свойства воды (может нагреваться, остывать, замерзать, таять).

«Времена года»;

«Горячо - холодно».

Январь

Закрепили знания о свойствах воды.

5.

Показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

«Сказка о камешке»;

«Тонет – не тонет».

Февраль

Знают о том, что предметы могут быть тяжёлыми и легкими.

6.

Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

«Как вода гулять отправилась»;

«Рыбалка».

Март

Знают свойства воды (текучая, меняет направление движения).

7.

Расширять представления о свете.

«Что в коробке»;

«Солнечные зайчики».

Апрель

Сформированы представления о свете.

8.

Познакомить со свойствами песка, развивать игровые навыки.

«Песок - это множество песчинок»;

«На мокром песке остаются следы, отпечатки».

Итоговое мероприятие: «Путешествие капельки»

Май

Знают свойства мокрого и сухого песка.

Работа с родителями

1.

Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Сентябрь

Создание  и оборудование центра природы и экспериментирования.

2.

Приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях.

Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка.

Октябрь

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

3

Составление рекомендаций о поддержании  познавательного интереса детей.

Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность

Декабрь

Рекомендации «Поддержание активности в познавательной деятельности ребёнка».

4.

Составить рекомендации о экспериментировании и наблюдении и наблюдении о время прогулок с детьми.

Дать представление о том, что на прогулках предоставляется множество возможностей для всестороннего развития ребёнка.

Февраль

Рекомендации:         «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок».

5   .

Оформить фотовыставки для родителей

Фотозарисовка детей во время познавательно исследовательской деятельности.

В течении года

Фотовыставка «Юные исследователи».

План по самообразованию на 2018 – 2019 г.г.

Тема самообразования: «Формирование познавательных умений посредствам экспериментирования»

Задачи

Содержание работы/ мероприятие

Дата

Результат

1.

Подбор методической и периодической литературы.

Изучение методической литературы.

Сентябрь - май

Анализ изученной литературы.

2.

Создание предметно-развивающей среды.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, пополнение центра природы и экспериментирования: дидактическим материалом, оборудованием.

Сентябрь - май

Мини – лаборатория.

3.

Создание картотеки опытов и экспериментов для детей среднего  дошкольного  возраста.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Сентябрь - май

Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста.

Работа с детьми

1.

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды; дать понятие о значимости воды в жизни человека.

«Путешествие с капелькой»;

«Значение воды в жизни растений»;

Игра « Водяной у нас в гостях».

Октябрь

Знают свойства воды, его значение; знают о важности воды для жизни и роста растений.

2.

Расширять   знания о воздухе; познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

«Поиски воздуха»;

«Ветер, ветер, ветерок»;

Ноябрь

Умеют называть свойства воздуха; делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

3.

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы и дерева.

«В гостях у Карандаша Карандашовича»;

«В мире пластмассы».

Декабрь

Знают свойства дерева и пластмассы, а также их различия.

4.

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие.

«Почему растаяла Снегурочка»;

«Вода, лед, снег».

Январь

Знают сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

5.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики.

«Метал»;

«Действие магнита на предмет».

Февраль

Выделяют предметы, взаимодействующие с магнитом.                                                                                        

6.

Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его свойства.

«Путешествие в мир стеклянных вещей»;

«Стекло, его качества и свойства».

Март

Определяют свойства стекла.

7.

Помочь выявить причину потребности растения в воде, свете, воздухе.

«Чудеса растений»;

«Зачем растения вертятся».

Апрель

Определили факторы внешней среды необходимые для роста и развития растения.

8.

 Дать элементарные понятия о почве, песке, глине, камнях.

Почва( песок, глина камни);

«Песочная страна».

Май

Различают почву, песок, глину, знают некоторые их свойства.

Работа с родителями

1.

Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Сентябрь

Создание  и оборудование центра природы и экспериментирования.

2.

Проконсультировать родителей о значении экспериментальной деятельности.

Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка.

Октябрь

Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей».

3

Составление рекомендаций о поддержании  познавательного интереса детей.

Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность

Декабрь

Рекомендации «Поддержание активности в познавательной деятельности ребёнка».

4.

Проконсультировать родителей о необходимости наблюдения и наблюдении о время прогулок с детьми.

Дать представление о том, что на прогулках предоставляется множество возможностей для всестороннего развития ребёнка.

Февраль

«Научите ребенка любить живую природу».

5.

Оформить фотовыставки для родителей

Фотозарисовка детей во время познавательно исследовательской деятельности.

В течении года

Фотовыставка «Юные исследователи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

Практикум для педагогов «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экспериментирования»

        Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши  дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очен...

План по самообразованию педагога «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Х.Кюизенера»

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиск...

План по самообразованию педагога «Формирование представлений о профессиях через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В данн...

План по самообразованию: Тема: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

План по самообразованию: Тема: Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.Подготовила воспитатель: Христофорова Екатерина АфанасьевнаСоде...

Перспективный план по формированию познавательного интереса посредством экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для формирования и развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, стремление к самостоятельному познанию и размышлению....