Проект по развитию экспериментальной деятельности "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру

Белоус Юлия Владимировна

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_eksperimentirovaniyu_-_kopiya.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 4 «Солнышко»

пгт Камских Полян НМР РТ

Проект по развитию

экспериментальной деятельности

Мир вокруг нас

на 2018 – 2019 учебный год

Возрастная группа: разновозрастная для детей с 3 до 7 лет

Специфика группы: коррекционная (для детей с ЗПР), разновозрастная

Разработчики проекта:         Белоус Ю. В., воспитатель,

                                        Рыбочкина Е.А., воспитатель.


Пояснительная записка

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Детям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. 

А эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.


Тип проекта – познавательный

Форма проведения – групповая

Возраст участников – от 3 до 7 лет

Сроки исполнения – 2018 - 2019 учебный год

Цель – стимулирование интереса к изучению окружающего мира путем непосредственного включения ребенка в процесс познания

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

4. Развитие коммуникативных навыков.

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • Организованная образовательная деятельность;
  • Продуктивная деятельность
  • Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

  • Консультации;
  • Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

  • Консультации.

Презентация проекта – выставка продуктов творчества детей, фото и видеоматериалы.


Свойства воздуха

«Игры с воздушными шариками»

Задачи: 

познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

- развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

- активизировать словарь: упругий, мягкий, плавно,.

Оборудование: 2 воздушных шарика

Методические приемы :

Предложить детям рассмотреть 2 воздушных шарика.

Игры с шариками. С каким шариком удобнее играть? Почему? ( с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает» , плавно опускается).

Обсудить причину различий: один упругий, а другой мягкий. Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Что находиться внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.

«Почему появляется ветер»

Задачи:

- познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности  с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.

Оборудование

Полоски бумаги

Методические приемы.

Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.

Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится

« ветерок». Ветер - это движение воздуха.

«Вертушка»

ЦельВыявить, что воздух обладает упругостью.

 Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:

 Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

Ход опыта:

Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).

Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.

Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.

«Реактивный шарик»

Цель:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:

Воздушные шары.

Ход опыта:

Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность его полета.

 Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.

Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

«Парашют»

Цель:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Оборудование:

Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

Ход опыта:

Дети рассматривают парашют, проверяют его в действии. Взрослый предлагает детям опустить игрушечного человечка на парашюте и без него.

Дети опускают со стула человечка на пол, а затем — в песок, обращая внимание на вмятину в песке после спуска человечка. Делают вывод о силе удара в обоих случаях. Выясняют, почему с парашютом снижение медленнее,

а удар слабее (воздушное давление сдерживает падение); что надо сделать, чтобы парашют снижался медленнее (надо увеличить купол парашюта).

Дети запоминают, что при увеличении купола сопротивление воздуха парашюту будет большим падение — более медленным; при уменьшении купола сопротивление воздуха парашюту будет меньшим, а падение более быстрым.

Взрослый предлагает детям изготовить парашют по алгоритму: вырезать из папиросной бумаги круг поперечником в несколько ладоней; посередине вырезать круг шириной в несколько пальцев; к краям большого круга привязать нитки, продев их через дырочки (концы ниток должны быть одинаковой длины), а затем пускать из окна второго этажа парашюты с грузами разной тяжести.

Свойства неживой природы

«Чудесный мешочек»

Задачи :

- научить определять температуру веществ и предметов;

- развивать логическое мышление, умение сравнивать;

- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;

-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

 -развивать связную речь; активизировать словарь

Материал: 

Предметы из металла, дерева, мешочек

Методические приемы

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. « Холодные предметы складывают вместе и  выясняют, из чего они сделаны. ( из железа).

Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.

Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стал?

Если предметы  долго держать на улице,  то предметы из какого материала станут холоднее?

Выводы.

«Легкий - тяжелый»

Задачи :

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

Материал:  песок, камешки, ведерки.

Методические приемы

 Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

«Свойства песка и глины»

Цель:

Определить свойства камней и глины:  сыпучесть, рыхлость.

Оборудование:

Емкости с песком, камнями, палочки, ситечки.

Ход опыта:

Взрослый вместе с детьми пробует воткнуть палочку сначала в емкость с песком, потом — в емкость с камнями.

 Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный).

Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в камнях, она плотнее).

Пробуют пересыпать камни и песок сквозь сито.

Определяют, что проходит через дырочки, а что - нет, почему. Камни плотные и твердые, песок рыхлый, сыпучий.


Методическая литература:

1. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

3. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно – экологического образования и нравственного воспитания детей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по опытно-экспериментальной деятельности «Мир вокруг нас»

В результате реализации проектной деятельности дошкольники получили представление о свойствах объектов неживой природы, о физических явлениях окружающего мира. У  них повысился уровень любознател...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей младшей группе "Чудеса вокруг"

Данный проект поможет познакомить малышей  с новым видом деятельности экспериментированием....

Использование метода проекта для развития экспериментальной деятельности дошкольников

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Кораблик» «Мир вокруг нас»

Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое испо...

проект по развитию речи для детей раннего возраста "Мир вокруг нас"

Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любо...