Конспект НОД для старшей группы «Государыня-соль»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Николаева Анджела

Развивать навыки экспериментирования, интерес к окружающему, открывая новое в знакомом. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarynya_-sol.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Государыня-соль»

 

Цель: Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.

Задачи:

1. Развивать навыки экспериментирования, интерес к окружающему, открывая новое в знакомом.

2. Формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.

3. Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли.

4. Воспитывать навыки культурного потребления соли, 

Оборудование: иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки, яйца (по количеству детей), заготовки для рисования (листы бумаги на каждого с контурным рисунком), краски, толстые кисти, баночки с водой, салфетки.

ХОД ОД:

1 часть: Вводная

Ребята, проходите, подойдите поближе. Я к вам сегодня пришла не с пустыми руками, а вот с таким волшебным ящиком. В ящике находится такая вещь, которая очень нужна и необходима всем. Чтобы узнать, что это, я предлагаю игру «Да-нет». (Это съедобное? Тяжёлое? Красного цвета? Живое?).

Сложно, так угадать? Ну, тогда я вам загадаю загадку:

Отдельно – я не так вкусна, но в пище — каждому нужна.

В воде родится, а воды боится.  

Меня одну не едят, а без меня мало едят. (Соль)

Открытие ящика и демонстрация соли.

Удивились? Вы думаете это просто соль? А нет, соль – необычная и это сами сегодня вы сможете доказать. Тем более  для этого у меня всё есть.

(Высыпать соль на поднос).

2 часть: основная

Во-первых, я вам покажу вот такую карточку (!), что же она означает? (подумай)

Подумайте и скажите, соль -  какая она? (белая, крупная, мелкая, рассыпчатая, соленая, её употребляют в пищу.)

Выставляется карточка-схема

А у меня есть ещё вот такая карточка: (глаз)- будет означать – понаблюдать, посмотреть.

Не хотите ли со мной пройти  в лабораторию, чтобы побольше узнать про соль?  Проходите. В любой лаборатории есть свои правила.  

Запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- трогать оборудование, приборы и материалы, по-научному – реагенты.

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

1 опыт:

 Вот 2 стакана, кувшин  с простой водой, а здесь соль. Налью воду в оба стакана.  Возьмите по одной ложке и попробуйте воду, какая она? (Приятная, без вкуса). Я положу одну ложку соли в стакан с водой и перемешаю. Что произошло? Соль исчезла? Теперь попробуйте этот раствор, какой он? (Солёный) Получается,  соль не исчезла, а растворилась в воде.

2 опыт: 

Соль продолжает нас  удивлять. У меня стоит грязная чашка. Как соль может помочь очистить? Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Насыпать на губку немного соли и помыть.

Чашка стала чистой.  «Соль – чистящее средство».

А сейчас вам покажу ещё одну карточку (ладошка) – провести эксперимент

3 опыт:                        На поднос высыпана соль.

Понюхайте (без запаха), потрогайте (сыпучая).

Соль и снег чем-то похожи. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Как проверить, хрустит соль или нет? (Нажимают ложечкой на соль на подносе) – соль состоит из кристаллов.

У нас в лаборатории есть небольшая коллекция соли: В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли).  

Соль имеет разные свойства, с одним из них я поделюсь?

         4 опыт: «Подводная лодка»

Не хотите ли прямо здесь отправить в плаванье подводную лодку? Вместо лодки – сырое куриное яйцо. Опустите сырое яйцо в стакан с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другом стакане перемешать несколько ложек соли, опустить  туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку подлить пресной воды.  Яйцо начнет опускаться вниз, но не утонет. Оно плавает в середине раствора, но при этом кажется большим и круглым.

Вывод: В пресной воде яйцо тонет, а в соленой-нет.

Соль бывает разная: лечебная, пищевая, для удобрений.

Она не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают домашним животным соль, которой нет в траве и сене, диких подкармливают егеря.).

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру. А сейчас мы с вами приготовим салат из капусты, значит салат какой – капустный.


Физминутка  «Капуста».

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

Но соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам.


5 опыт:  А кто умеет с помощью соли рисовать?  Если не умеете, могу вас научить.

Знакомство с техникой “акварель + соль”.

- Рисовать мы будем с помощью соли, но основную работу выполним акварельными красками. Что значит “аква”?

- Эти краски любят воду. Мы сегодня будем использовать только голубую краску.  Чтобы с ней “подружимся” мы кисточку обмакнём в воду и опустим кисточку в краску.  Я могу предложить вам написать весенние лужи. В середине будет голубая лужа, вокруг лужи – нерастаявший белый снег. Как только вы его закончите, сразу же хорошенько “посолите” весь лист. Вы увидите, какое чудо сотворит соль с вашим рисунком. Эта техника называется “акварель плюс соль”.
Дети заканчивают рисовать, рассматривают работы друг друга, воспитатель хвалит их за хорошие работы.


3 часть: Итог

В-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной необычной» солью. Соль какая?

Спасибо! До свиданья!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»

Программное содержание:·        Дать детям представление о значении соли в жизни человека.·        Закреплять умение исследовать п...

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие "Государыня соль"

Конспект образовательной деятельности "Государыня соль"...

Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»

Задачи:Образовательная1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли.2.Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью».3. Закре...

ООД по экспериментированию в подготовительной группе «Государыня соль»

Цель:Дать представление о значение соли в жизни человека....

Открытое комплексное занятие по экологии в подготовительной группе «Государыня соль»

Программное содержание:Дать детям представление о значении соли в жизни человека.Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, вп...