Организация познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников (выступление на педсовете
опыты и эксперименты по окружающему миру

Анохина Людмила Владимировна

В контексте ФГОС ДО именно, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazhi.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 22 г. Липецка

Организация познавательно-исследовательской деятельности

у дошкольников

(выступление на педсовете)

Подготовила воспитатель:

Анохина Людмила  Владимировна

г.  Липецк

2020

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации. Одним из пунктов портрета является:

«Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

 Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни.

 Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

В контексте ФГОС ДО именно, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 

  • Познавательно-исследовательская деятельность детей – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. 
  • Опытно-экспериментальная деятельность – это деятельность, в процессе которой создаются ситуации, разрешаемые посредством проведения опыта, формулирования вывода.

 «Детское экспериментирование – основа   познавательно–исследовательской деятельности дошкольников. Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во-первых, дети напрямую соприкасаются с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность. В-третьих, у детей углубляются знания о природе — живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, самым положительным образом влияет на их самооценку.

. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

Образовательные:

  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие:

  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.

Воспитательные:

  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

Организуя детское экспериментирование, мы разработали перспективное планирование по организации познавательно - исследовательской деятельности, с учётом требований программы ДОУ №22, возрастных особенностей детей.

 При составлении перспективного планирования мы опирались на литературу:

  • Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко. 
  • Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду
  • Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование.
  • Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников
  • Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников
  • «Программа по валеологическому образованию дошкольников» Опыт детского сада №121. Раздел «Человек и его здоровье. Личная гигиена человека.»

Содержание опытно – экспериментальной деятельности было построено из четырёх блоков педагогического процесса.

  1. Познавательные занятия с элементами экспериментирования.
  2. Самостоятельная экспериментальная деятельность детей.
  3. Совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;
  4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Специально организованная образовательная деятельность планируется в образовательной области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме.

  Познавательные занятия могут быть полностью подчинены одной теме, например, «Как одеться потеплее?». где дети знакомятся со свойствами тканей; учатся подбирать ткань для разных видов одежды; упражнять в классификации видов ткани (натуральные, искусственные)

Или, экспериментирование может выступать, как часть занятия.

Например: изобразительная деятельность - дети используют нетрадиционные приемы рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, ниткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментируют с красками, разными материалами, конструируют поделки из бумаги и бросового материала.

В формирование элементарных математических представлений - во время знакомства с условной меркой, временем - возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. 

В чтении художественной детской литературы встречаются произведения, которые помогают воспитателю преподносить познавательные уроки через поиск решений, проверку экспериментом. Например, сказка Х. К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Все, конечно помнят, что случилось с солдатиком в этой сказке. Вспомним тот момент, когда мальчики нашли его на улице и посадили в самодельную лодку из старой газеты. Что произошло дальше? Лодочка зачерпнула воду правым бортом, потом левым, наполнилась водой до самых краев и погрузилась на дно. Давайте сделаем лодочки из газеты, опустим их в воду и посмотрим, почему она пошла на дно. Вывод: когда лодка намокает и наполняется водой, она становится тяжелой и тонет.

А почему солдатик утонул вместе с лодкой, а не остался на плаву? А если бы солдатик был не из олова, а из другого материала, утонул бы он или нет? Давайте проверим это с помощью опыта. Перед вами лежат небольшие заготовки - это брусочек из дерева, пластмассы, железа, пластилина, металла, кусочек бумаги. Опустим их в воду. Что происходит?

 Вывод: Если бы солдатик был бумажный или деревянный он остался бы на плаву, а так как он из олова, он утонул.

Совместная деятельность взрослого с детьми

 Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-экспериментальных навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры-эксперименты, игры-опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Еженедельно во второй половине дня 1 раз в неделю по 25-30 минут, в свободное от занятий время, проводится совместная деятельность воспитателя с детьми по опытно – экспериментальной деятельности, что прописывается в календарных планах с учетом перспективного плана работы.

  Самостоятельная деятельность детей

    Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группах  организованы «Детские  лаборатории» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по пяти взаимосвязанным направлениям:

  • Живая природа (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.)
  •  Неживая природа (воздух, вода, почва, песок)
  • Физические явления (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.)
  •  Человек (функционирование организма и др.)
  •  Рукотворный мир (материалы и их свойства)

Содержание работы строится по следующим темам:

«В гости капелька пришла», «Свет и цвет»,

«Воздух – невидимка», «Чудо магнит», «Руками человека»,

«Неживая природа», «Чудеса на окошке», «Необычное в обычном»

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. Для   проведения   экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать и соблюдать структуру эксперимента.

Структура детского экспериментирования

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  • формулирование выводов.

Например, предлагаю по нашей структуре провести эксперимент.

А чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:

                         Если руки ваши в ваксе

                          Если на нос сели кляксы

                          Кто тогда нам первый друг?

                          Снимет грязь с лица и рук?

                          Без чего не может мама

                          Ни готовить, ни стирать?                

                          Без чего мы скажем прямо,

                          Человеку умирать?

                          Чтобы лился дождик с неба,

                          Чтоб росли колосья хлеба

                          Чтобы плыли корабли,

                          Чтобы не было беды-

                          Жить нельзя нам без…(воды)

-Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

-  Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?

 (Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые, например,  рыбы  в ней живут. Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды). Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны.

Но от того, что люди загрязняют воду, чистой питьевой воды становится всё меньше и меньше. Как сохранить чистую воду в реках и озерах? (не загрязнять)  Что сделать, если вода  уже загрязнена?  

 1.Это  проблема?????

 На этом этапе мы выделили проблему.  (по структуре)

2.  Целеполагание  (что нужно сделать для решения проблемы)

Как вы думаете, при помощи чего можно очистить воду? (рассуждения)

3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

 -может быть;  - предположим, что…;   -допустим;  - возможно;  -что, если….;  - если…., то….;   -так, как….;  -использование….

ФИЛЬТРОВ  позволит обеспечить…  ОЧИСТКУ водоема

Значит нам нужно …(сделать фильтр для очистки) .

А справится ли фильтр с различными загрязнениями? Это нам и нужно будет доказать! Проверим на эксперименте? Переход на следующий этап.

4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)

Доказательство

Перед вами материалы для изготовления фильтров и разная загрязненная вода.

Пожалуйста проведите эксперимент по чистке воды через фильтр.

    Работаем с тремя видами загрязнений: с марлей, с плотной тканью, через ватные диски.

И так  подведём итоги: Получилось ли у нас очистить воду при помощи фильтров. Стала ли вода чище?  Фиксация опыта.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение.

               Живая природа - это один из объектов исследования. Чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений мы дополнили уголок природы комнатными растениями, оформили паспорта растений. Опыт показывает, что такие паспорта очень удобны для работы, так как нам, не приходится постоянно искать информацию в разных литературных источниках, и дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Каждый год, на подоконнике группы мы организовываем  мини-огород. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, формирует представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для их роста Дети проводят опыты, эксперименты; устанавливают связь: растения - земля, растения - вода, растения – свет, растения - человек. Ребята ведут дневник наблюдения, который заполняют каждую неделю.

Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

  1. Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения.
  2. Ментальный. Связан с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.  

Существуют различные приемы. Например: ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект), затем отворачивается и, не глядя, дает его описание.

  1. Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов.

Т.к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:

  • Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;
  • Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Остров почемучек», которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.

При организации уголка экспериментирования, учитывали следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:

  • компонент дидактический;
  • компонент стимулирующий;
  • компонент оборудования.  

Дидактический компонент Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами .формирует у детей умения самостоятельно «работать, добывать нужную информацию. Создана фильмотека.

Компонент стимулирующий: У нас присутствуют персонажи, наделённые определенными чертами:

  • Незнайка.
  • Мальчик Адибу, который прибыл с далекой планеты к нам в гости – на планету Земля! Но, как и все дети в его возрасте, он очень любопытен, тем более, что мир вокруг очень отличается от привычного для его глаз на родной планете. Маленькому мальчику очень интересно побольше узнать о нашем мире, а особенно о том, как устроен человеческий организм. Недолго думая, он вместе со свои другом Робитоком отправляется не куда-нибудь, а в самый настоящий организм человека, для того чтобы изучить, как устроен внутренний мир людей в буквальном смысле этого.
  • Фиксики, а также профессор Гений Евгеньевич Чудаков, которые живут внутри различных приборов и техники, содержат её в порядке и отлично знают, что и как устроено. Мультимедийные средства обучения очень увлекательны.

 В процессе экспериментирования персонажи, стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Компонент оборудования

Материалы распределены по разделам: «Песок, почва, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», «Приборы-помощники»

 В зависимости от возраста детей содержание уголка экспериментирования меняется. Для развития творческой исследовательской активности, мы постоянно пополняем наш уголок. Не все материалы находятся там одновременно. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:

В уголке экспериментирования у нас находятся всевозможные коллекции:

Коллекция пуговиц;

Коллекция пряжек;

Коллекция семян;

Коллекция тканей;

Коллекция ракушек;

Коллекция камней.

Экспериментальная деятельность вовлекает, к себе не только дошкольников, но и их родителей. В рамках городской воспитательной акции «Фестиваль родительских инициатив», в нашей группе реализован проект по теме: «Занимательная наука», в номинации «Воспитываем вместе» Организатором проекта выступила семья Филимоновых. Проводились занятия для детей, в ходе которых дети знакомились с увлекательным миром науки, путем проведения опытов. Занятия были построены так, что каждый ребёнок, присутствующий на нем становился полноправным участником научных опытов.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы ежемесячно обновляем наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности в «Уголке для родителей».

Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Итак, в результате включения исследовательской деятельности в образовательный процесс и разнообразные виды деятельности детей достигнуты следующие результаты:

  • сформированы познавательно-исследовательские умения;
  • любознательность, инициативность, самостоятельность;
  • уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим;
  • развитые творческие способности и воображение;
  • способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
  • коммуникативные умения:
  • умение представлять собственные сообщения, отстаивать свою точку зрения, работать в коллективе, организовывать работу друг с другом

Однажды заинтересовавшись законами окружающего мира ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»

Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Педсовет «Организация познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Педсовет «Организация познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...

Выступление на педагогическом совете «Организация познавательно – исследовательской деятельности через использование различных форм работы».

laquo;Познавательно – исследовательская деятельность с  детьми младшего дошкольного возраста в детском саду и дома»...