Главные вкладки

    Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
    статья (старшая группа) по теме

    Кочеткова Наталья Викторовна

    Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и формирование познавательной активности» ( приложение: Непосредственно-образовательная деятельность. Совместная познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование в старшей группе. Тема: «Зачем человеку кости?»)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_stati_kochetkova.docx28.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

                                            Н.В. Кочеткова

            МБДОУ детский сад №3

                                                          г. Красноуральск

    Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений.

    Из этого следует, что детская инициатива – это первый шаг к познанию, а активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития.

    В соответствии с этим развитие познавательной активности  у детей и поддержка детской инициативы имеет важное значение, так как это способствует  развитию детской любознательности, пытливости ума и формированию на их основе устойчивых познавательных интересов.

    С введением федеральных государственных образовательных стандартов познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, стала наиболее актуальна в развитии дошкольного образования.

    Содержание образовательной области "Познавательное развитие" направлено на  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

    Исходя из         задач, поставленных ФГОС ДО, моя деятельность  ориентирована на образовательный процесс, на познавательные возможности ребёнка и на их реализацию.

    Основной задачей для меня стала: найти наиболее эффективный способ вовлечения ребенка в позицию активного субъекта познавательно-исследовательской деятельности.

        Чтобы познавательно-исследовательская деятельность приобрела осмысленность и развивающий эффект созданы условия необходимые для развития данной деятельности, учитывающие следующие факторы:

    -    предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;

    - содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей старшей группы.

        Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, форм организации совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности, инициативности.

        Активными участниками в жизни ребенка являются родители: интересуются, чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

    Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности внедряю следующие методы и приёмы:

     - картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы;

    - моделирование игровой ситуации –  предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей в которых они будут осваивать способы познавательно-исследовательской деятельности;

    - проблемно-игровые ситуации - заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

    Многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

            

    Наиболее эффективными формами в моей работе для поддержки детской инициативы, являются познавательные занятия в форме: «Путешествие по карте», «Путешествие по реке времени», «Коллекционирование»

    В познавательно-исследовательской деятельности детей применяю технологию детского экспериментирования.

    Составлен алгоритм деятельности педагога с детьми: [1. с.75]

    1 этап: Целеполагание (узнать…)

    2 этап: Выдвижение гипотезы

    3 этап: Планирование деятельности по проверке гипотезы

    4 этап: Осуществление эксперимента

    5 этап: Наблюдение за преобразованием объекта

    6 этап: Фиксация преобразования объекта

    7 этап: Выводы

       Совместной деятельности педагога с детьми, является на мой взгляд основным в формировании у детей  опытно-исследовательских навыков.  Именно совместная  содержательная деятельность является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое. Общаясь в совместной деятельности с детьми обеспечиваются условия для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и формирующих оценок, школа развития познавательного интереса, общения  с другими людьми.

    При совместной деятельности взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы - создаются условия для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

    Самостоятельная детская деятельность организована мною так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети тем самым приобретают опыт творческой поисковой деятельности, выдвигают новые идеи актуализации прежних знаний при решении новых задач.

    Созданы в группе условия для самостоятельной деятельности ребёнка. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.    

    Литература

    1. Иванова, Т. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста  / Т.Иванова,  О.Савельева, О.Толстикова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200 с.

    2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г.

                                                                                                  Приложение

    Непосредственно-образовательная деятельность.

    Совместная познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование в старшей группе

    Тема: «Зачем человеку кости?»

    Цель:  Создание условий для знакомства  детей со строением и значением скелета в процессе экспериментирования

    Задачи:

    -Формировать элементарные знания об  опорно-двигательном аппарате человека

    -Раскрыть значение и важность отдельных элементов скелета

    - Развивать  познавательную активность, инициативность путем наблюдения и экспериментирования.

    - Воспитывать чувство бережного отношения к своему организму.

    Оборудование:

    Лупы, вешалка напольная, скелет человека, …..

     Ход задания

    1. Создание проблемной ситуации:

    Воспитатель – Ребята, у меня хорошая новость для вас. Посмотрите, нам подарили куклу.  Кукла сшита   из обрезков ткани, набита мягким поролоном, красивая кукла. Посадим ее.

    -Ой, кукла никак не садится, всё валится то на один бок, то на другой, руки – ноги болтаются, голова свешивается.

    2. Формулирование цели эксперимента № 1:

    -Ну почему же она не сидит, руки не держатся, голова не держится?

    Ответы:……

    -Ребята, давайте выясним, почему же наша кукла не может сидеть,  а давайте мы отправимся в научную лабораторию, где с помощью опытов и экспериментов мы сможем найти ответ на наш вопрос.

    Дети подходят к лаборатории

    - Итак, перед нами стоит проблема, но прежде чем приступить к работе нам надо надеть белые халаты и перчатки, как настоящие учёные.

    3. Проведение эксперимента № 1

    Воспитатель: - уважаемые ученые,  найти ответ на вопрос нам помогут дождевые черви.  (дети поднимают салфетки  и рассматривают, трогают червей при помощи лупы)

     Вывод:

    -Черви мягкие, гнутся в разные стороны, не умеют сидеть, ходить (пробуют).

    Воспитатель: -А если мы потрогаем свои руки, ноги, голову. Что вы чувствуете?

    Ответ: Внутри нас есть кости.

    Воспитатель: Да это кости. В организме человека много костей, все они соединяются друг с другом, и получается скелет. (показ скелета)

    Воспитатель: - зачем же нам скелет?

    Ответы: ……(если дети отвечают – давайте проверим ваши ответы)

    Эксперимент с вешалкой

    Воспитатель  обращает внимание на бесформенную  вещь (пальто)

    -Ребята, посмотрите, что это такое?

    Ответы:  непонятное, бесформенное

    Воспитатель обращается к ребенку с просьбой: - подними эту вещь и надень на вешалку.

    -Что изменилось?

    Ответы: - стало видно, что это пальто приобрело форму.

    Воспитатель: Представьте, что пальто это наше тело, а вешалка это скелет.

    Тогда что получается, зачем  человеку скелет?

    4. Формулирование вывода:

    Ответы: скелет держит наше тело, не дает ему быть похожим на бесформенный мешок.

    Воспитатель: Скелет - это опора нашего организма. Благодаря скелету мы сохраняем свою форму.

    Воспитатель: - Уважаемые ученые, перед нами стоял вопрос - почему же кукла не сидит, руки у нее не держатся, голова не держится?

    Ответы:…….

    Стихотворение

    Чтоб на кисель не походить

    На скользкую медузу

    Скелет у всех нас должен быть

    И он нам не обуза.

    Физминутка - игра: Я спрашиваю, а вы показываете и отвечаете:

    - Что крепится вверху скелета?

    - руки

    -Сколько костей у каждой руки?

    - 1.2 (показывают)

    -Наши пальцы тоже состоят из костей?

    -Да!

    - Сколько косточек на каждом пальчике

    -1.2.3

     -Внизу нашего скелета есть кости таза.

    -Что к ним крепятся?

    -Ноги (показывают)

    -Попробуйте достать ногой, что вы хотите на своём теле. Получилось?

    -нет

    -Потрогайте свою голову. Что вы чувствуете?

    - череп.

    5. Формулирование цели эксперимента № 2

    -Зачем нужен череп?

    - Для защиты мозга……………

    6. Проведение эксперимента № 2

    Эксперимент какую обязанность выполняет череп?

    Ответы детей……

    -Представим, что тесто – это наш мозг.

    -Что такое мозг?

    Ответы детей. (помогает думать, управляет телом)

    -Где он находится?

    Ответы детей (в голове)

    Положили тесто на тарелочку. (работа по подгруппам)

    -Представим и сравним наш череп с листком бумаги. (положили на тесто)

    Дети надавливают, мнут.

    -Какой получается череп?  Что вы можете сказать о черепе?

    Ответы детей. (тонкий, не прочный, мнется…)

    У нас такой череп?

    Ответы:……

    -А теперь, представим что наш череп это каска (сверху накрываем тесто)

    Дети стучат, надавливают

    - Какой получается череп?

    Ответы: твердый, прочный

    -Тесто защищено под каской?

    Ответы: …..

    -На что похож наш череп?

    На лист бумаги, или на каску?

    Ответы: на каску

    -Какую обязанность выполняет череп?

    7. Формулирование вывода

    Вывод: Череп защищает мозг.

    8. Проблемная ситуация

    Воспитатель: А на самом ли деле кости крепкие?

    Проверим насколько они прочны.

    -Попробуйте их сломать, попробуйте разрезать ножом.

    (дети обследуют трубчатые кости конечностей, оставшиеся после приготовления пищи )

    Вывод: ………

    9. Формулирование цели эксперимента № 3

    - почему кости человека крепкие?

    10. Эксперимент: «Сконструируй кость».
    Возьмем лист картона и скрутим его трубочкой. Поставим на ребро и попробуем нажать на него.

     Ответы: картон сломался

    Воспитатель: Почему?

    Дети: в нем нет прочной основы

    -Что же придает прочность кости?

    Дети рассматривают фото - кость под микроскопом.

    Дети делают предположения:…….

    -Кровяные сосуды, проходят по  каналам  внутри кости. Они и придают прочность кости. Проверим.

    -Заполним картонный лист трубочками.

    -Сверни картон в трубочку и закрепи с помощью скотча.

    -С силой надави на трубочку. Ты увидишь, насколько она прочна.

    Воспитатель: Чтобы сохранить свои кости здоровыми и крепкими, надо соблюдать определенные правила

    Игра «Чтобы кости были здоровыми и крепкими»

    Воспитатель предлагает выбрать карточки с тем что можно и нужно делать для того чтобы кости были здоровыми и крепкими, а другой команде  надо выбрать карточки с тем чего нельзя делать что бы кости не повредить.

    Темы карточек:

    • Ребенок прыгает с высоты
    • Ребенок кушает творог, рыбу, молоко (Наши косточки могут расти, но для этого им необходим кальций. Кальций содержится в молоке, твороге, рыбе и по этому, чтоб кости были крепкими необходимо кушать эти продукты.)
    • Ребенок несет тяжесть
    • Ребенок занимается плаванием
    • Ребенок бьется головой об стену
    • Ребенок сидит ровно за столом

    Воспитатель: Скажите, ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали

    Дети:….

    Воспитатель: -У вас на столе есть смайлики  

    -Если вам все было понятно и вы узнали много нового возьмите улыбающегося смайлика , а если кому то было что-то не понятно возьмите грустного смайлика и мы вместе разберемся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

    Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

    Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

    Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

    Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...

    Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»

    Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...