Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
статья (старшая группа) по теме

Кочеткова Наталья Викторовна

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и формирование познавательной активности» ( приложение: Непосредственно-образовательная деятельность. Совместная познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование в старшей группе. Тема: «Зачем человеку кости?»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_stati_kochetkova.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

                                        Н.В. Кочеткова

        МБДОУ детский сад №3

                                                      г. Красноуральск

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений.

Из этого следует, что детская инициатива – это первый шаг к познанию, а активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития.

В соответствии с этим развитие познавательной активности  у детей и поддержка детской инициативы имеет важное значение, так как это способствует  развитию детской любознательности, пытливости ума и формированию на их основе устойчивых познавательных интересов.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, стала наиболее актуальна в развитии дошкольного образования.

Содержание образовательной области "Познавательное развитие" направлено на  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Исходя из         задач, поставленных ФГОС ДО, моя деятельность  ориентирована на образовательный процесс, на познавательные возможности ребёнка и на их реализацию.

Основной задачей для меня стала: найти наиболее эффективный способ вовлечения ребенка в позицию активного субъекта познавательно-исследовательской деятельности.

    Чтобы познавательно-исследовательская деятельность приобрела осмысленность и развивающий эффект созданы условия необходимые для развития данной деятельности, учитывающие следующие факторы:

-    предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;

- содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей старшей группы.

    Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, форм организации совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности, инициативности.

    Активными участниками в жизни ребенка являются родители: интересуются, чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности внедряю следующие методы и приёмы:

 - картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы;

- моделирование игровой ситуации –  предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей в которых они будут осваивать способы познавательно-исследовательской деятельности;

- проблемно-игровые ситуации - заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

        

Наиболее эффективными формами в моей работе для поддержки детской инициативы, являются познавательные занятия в форме: «Путешествие по карте», «Путешествие по реке времени», «Коллекционирование»

В познавательно-исследовательской деятельности детей применяю технологию детского экспериментирования.

Составлен алгоритм деятельности педагога с детьми: [1. с.75]

1 этап: Целеполагание (узнать…)

2 этап: Выдвижение гипотезы

3 этап: Планирование деятельности по проверке гипотезы

4 этап: Осуществление эксперимента

5 этап: Наблюдение за преобразованием объекта

6 этап: Фиксация преобразования объекта

7 этап: Выводы

   Совместной деятельности педагога с детьми, является на мой взгляд основным в формировании у детей  опытно-исследовательских навыков.  Именно совместная  содержательная деятельность является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое. Общаясь в совместной деятельности с детьми обеспечиваются условия для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и формирующих оценок, школа развития познавательного интереса, общения  с другими людьми.

При совместной деятельности взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы - создаются условия для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

Самостоятельная детская деятельность организована мною так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети тем самым приобретают опыт творческой поисковой деятельности, выдвигают новые идеи актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Созданы в группе условия для самостоятельной деятельности ребёнка. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.    

Литература

1. Иванова, Т. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста  / Т.Иванова,  О.Савельева, О.Толстикова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200 с.

2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г.

                                                                                              Приложение

Непосредственно-образовательная деятельность.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование в старшей группе

Тема: «Зачем человеку кости?»

Цель:  Создание условий для знакомства  детей со строением и значением скелета в процессе экспериментирования

Задачи:

-Формировать элементарные знания об  опорно-двигательном аппарате человека

-Раскрыть значение и важность отдельных элементов скелета

- Развивать  познавательную активность, инициативность путем наблюдения и экспериментирования.

- Воспитывать чувство бережного отношения к своему организму.

Оборудование:

Лупы, вешалка напольная, скелет человека, …..

 Ход задания

1. Создание проблемной ситуации:

Воспитатель – Ребята, у меня хорошая новость для вас. Посмотрите, нам подарили куклу.  Кукла сшита   из обрезков ткани, набита мягким поролоном, красивая кукла. Посадим ее.

-Ой, кукла никак не садится, всё валится то на один бок, то на другой, руки – ноги болтаются, голова свешивается.

2. Формулирование цели эксперимента № 1:

-Ну почему же она не сидит, руки не держатся, голова не держится?

Ответы:……

-Ребята, давайте выясним, почему же наша кукла не может сидеть,  а давайте мы отправимся в научную лабораторию, где с помощью опытов и экспериментов мы сможем найти ответ на наш вопрос.

Дети подходят к лаборатории

- Итак, перед нами стоит проблема, но прежде чем приступить к работе нам надо надеть белые халаты и перчатки, как настоящие учёные.

3. Проведение эксперимента № 1

Воспитатель: - уважаемые ученые,  найти ответ на вопрос нам помогут дождевые черви.  (дети поднимают салфетки  и рассматривают, трогают червей при помощи лупы)

 Вывод:

-Черви мягкие, гнутся в разные стороны, не умеют сидеть, ходить (пробуют).

Воспитатель: -А если мы потрогаем свои руки, ноги, голову. Что вы чувствуете?

Ответ: Внутри нас есть кости.

Воспитатель: Да это кости. В организме человека много костей, все они соединяются друг с другом, и получается скелет. (показ скелета)

Воспитатель: - зачем же нам скелет?

Ответы: ……(если дети отвечают – давайте проверим ваши ответы)

Эксперимент с вешалкой

Воспитатель  обращает внимание на бесформенную  вещь (пальто)

-Ребята, посмотрите, что это такое?

Ответы:  непонятное, бесформенное

Воспитатель обращается к ребенку с просьбой: - подними эту вещь и надень на вешалку.

-Что изменилось?

Ответы: - стало видно, что это пальто приобрело форму.

Воспитатель: Представьте, что пальто это наше тело, а вешалка это скелет.

Тогда что получается, зачем  человеку скелет?

4. Формулирование вывода:

Ответы: скелет держит наше тело, не дает ему быть похожим на бесформенный мешок.

Воспитатель: Скелет - это опора нашего организма. Благодаря скелету мы сохраняем свою форму.

Воспитатель: - Уважаемые ученые, перед нами стоял вопрос - почему же кукла не сидит, руки у нее не держатся, голова не держится?

Ответы:…….

Стихотворение

Чтоб на кисель не походить

На скользкую медузу

Скелет у всех нас должен быть

И он нам не обуза.

Физминутка - игра: Я спрашиваю, а вы показываете и отвечаете:

- Что крепится вверху скелета?

- руки

-Сколько костей у каждой руки?

- 1.2 (показывают)

-Наши пальцы тоже состоят из костей?

-Да!

- Сколько косточек на каждом пальчике

-1.2.3

 -Внизу нашего скелета есть кости таза.

-Что к ним крепятся?

-Ноги (показывают)

-Попробуйте достать ногой, что вы хотите на своём теле. Получилось?

-нет

-Потрогайте свою голову. Что вы чувствуете?

- череп.

5. Формулирование цели эксперимента № 2

-Зачем нужен череп?

- Для защиты мозга……………

6. Проведение эксперимента № 2

Эксперимент какую обязанность выполняет череп?

Ответы детей……

-Представим, что тесто – это наш мозг.

-Что такое мозг?

Ответы детей. (помогает думать, управляет телом)

-Где он находится?

Ответы детей (в голове)

Положили тесто на тарелочку. (работа по подгруппам)

-Представим и сравним наш череп с листком бумаги. (положили на тесто)

Дети надавливают, мнут.

-Какой получается череп?  Что вы можете сказать о черепе?

Ответы детей. (тонкий, не прочный, мнется…)

У нас такой череп?

Ответы:……

-А теперь, представим что наш череп это каска (сверху накрываем тесто)

Дети стучат, надавливают

- Какой получается череп?

Ответы: твердый, прочный

-Тесто защищено под каской?

Ответы: …..

-На что похож наш череп?

На лист бумаги, или на каску?

Ответы: на каску

-Какую обязанность выполняет череп?

7. Формулирование вывода

Вывод: Череп защищает мозг.

8. Проблемная ситуация

Воспитатель: А на самом ли деле кости крепкие?

Проверим насколько они прочны.

-Попробуйте их сломать, попробуйте разрезать ножом.

(дети обследуют трубчатые кости конечностей, оставшиеся после приготовления пищи )

Вывод: ………

9. Формулирование цели эксперимента № 3

- почему кости человека крепкие?

10. Эксперимент: «Сконструируй кость».
Возьмем лист картона и скрутим его трубочкой. Поставим на ребро и попробуем нажать на него.

 Ответы: картон сломался

Воспитатель: Почему?

Дети: в нем нет прочной основы

-Что же придает прочность кости?

Дети рассматривают фото - кость под микроскопом.

Дети делают предположения:…….

-Кровяные сосуды, проходят по  каналам  внутри кости. Они и придают прочность кости. Проверим.

-Заполним картонный лист трубочками.

-Сверни картон в трубочку и закрепи с помощью скотча.

-С силой надави на трубочку. Ты увидишь, насколько она прочна.

Воспитатель: Чтобы сохранить свои кости здоровыми и крепкими, надо соблюдать определенные правила

Игра «Чтобы кости были здоровыми и крепкими»

Воспитатель предлагает выбрать карточки с тем что можно и нужно делать для того чтобы кости были здоровыми и крепкими, а другой команде  надо выбрать карточки с тем чего нельзя делать что бы кости не повредить.

Темы карточек:

  • Ребенок прыгает с высоты
  • Ребенок кушает творог, рыбу, молоко (Наши косточки могут расти, но для этого им необходим кальций. Кальций содержится в молоке, твороге, рыбе и по этому, чтоб кости были крепкими необходимо кушать эти продукты.)
  • Ребенок несет тяжесть
  • Ребенок занимается плаванием
  • Ребенок бьется головой об стену
  • Ребенок сидит ровно за столом

Воспитатель: Скажите, ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали

Дети:….

Воспитатель: -У вас на столе есть смайлики  

-Если вам все было понятно и вы узнали много нового возьмите улыбающегося смайлика , а если кому то было что-то не понятно возьмите грустного смайлика и мы вместе разберемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Статья "Новые подходы к восприятию художественного чтения для дошкольников"

В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого...

Статья «Интегрированный подход к планированию непосредственно образовательной деятельности, ориентированный на детские возможности и инициативу ребенка»

Говоря о планировании непосредственно образовательной деятельности, ориентированной на детские возможности и инициативу ребенка, мы в своей практике обращаемся к опыту применения технологии деяте...

Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)

Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)...