Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.
статья (старшая группа) по теме
Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и формирование познавательной активности» ( приложение: Непосредственно-образовательная деятельность. Совместная познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование в старшей группе. Тема: «Зачем человеку кости?»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_stati_kochetkova.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Н.В. Кочеткова
МБДОУ детский сад №3
г. Красноуральск
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений.
Из этого следует, что детская инициатива – это первый шаг к познанию, а активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития.
В соответствии с этим развитие познавательной активности у детей и поддержка детской инициативы имеет важное значение, так как это способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формированию на их основе устойчивых познавательных интересов.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, стала наиболее актуальна в развитии дошкольного образования.
Содержание образовательной области "Познавательное развитие" направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Исходя из задач, поставленных ФГОС ДО, моя деятельность ориентирована на образовательный процесс, на познавательные возможности ребёнка и на их реализацию.
Основной задачей для меня стала: найти наиболее эффективный способ вовлечения ребенка в позицию активного субъекта познавательно-исследовательской деятельности.
Чтобы познавательно-исследовательская деятельность приобрела осмысленность и развивающий эффект созданы условия необходимые для развития данной деятельности, учитывающие следующие факторы:
- предметно-развивающая среда разнообразна по своему содержанию;
- содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей старшей группы.
Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, форм организации совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности, инициативности.
Активными участниками в жизни ребенка являются родители: интересуются, чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности внедряю следующие методы и приёмы:
- картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы;
- моделирование игровой ситуации – предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей в которых они будут осваивать способы познавательно-исследовательской деятельности;
- проблемно-игровые ситуации - заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
Наиболее эффективными формами в моей работе для поддержки детской инициативы, являются познавательные занятия в форме: «Путешествие по карте», «Путешествие по реке времени», «Коллекционирование»
В познавательно-исследовательской деятельности детей применяю технологию детского экспериментирования.
Составлен алгоритм деятельности педагога с детьми: [1. с.75]
1 этап: Целеполагание (узнать…)
2 этап: Выдвижение гипотезы
3 этап: Планирование деятельности по проверке гипотезы
4 этап: Осуществление эксперимента
5 этап: Наблюдение за преобразованием объекта
6 этап: Фиксация преобразования объекта
7 этап: Выводы
Совместной деятельности педагога с детьми, является на мой взгляд основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. Именно совместная содержательная деятельность является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое. Общаясь в совместной деятельности с детьми обеспечиваются условия для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и формирующих оценок, школа развития познавательного интереса, общения с другими людьми.
При совместной деятельности взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы - создаются условия для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.
Самостоятельная детская деятельность организована мною так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети тем самым приобретают опыт творческой поисковой деятельности, выдвигают новые идеи актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Созданы в группе условия для самостоятельной деятельности ребёнка. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.
Литература
1. Иванова, Т. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста / Т.Иванова, О.Савельева, О.Толстикова – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200 с.
2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г.
Приложение
Непосредственно-образовательная деятельность.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность. Экспериментирование в старшей группе
Тема: «Зачем человеку кости?»
Цель: Создание условий для знакомства детей со строением и значением скелета в процессе экспериментирования
Задачи:
-Формировать элементарные знания об опорно-двигательном аппарате человека
-Раскрыть значение и важность отдельных элементов скелета
- Развивать познавательную активность, инициативность путем наблюдения и экспериментирования.
- Воспитывать чувство бережного отношения к своему организму.
Оборудование:
Лупы, вешалка напольная, скелет человека, …..
Ход задания
1. Создание проблемной ситуации:
Воспитатель – Ребята, у меня хорошая новость для вас. Посмотрите, нам подарили куклу. Кукла сшита из обрезков ткани, набита мягким поролоном, красивая кукла. Посадим ее.
-Ой, кукла никак не садится, всё валится то на один бок, то на другой, руки – ноги болтаются, голова свешивается.
2. Формулирование цели эксперимента № 1:
-Ну почему же она не сидит, руки не держатся, голова не держится?
Ответы:……
-Ребята, давайте выясним, почему же наша кукла не может сидеть, а давайте мы отправимся в научную лабораторию, где с помощью опытов и экспериментов мы сможем найти ответ на наш вопрос.
Дети подходят к лаборатории
- Итак, перед нами стоит проблема, но прежде чем приступить к работе нам надо надеть белые халаты и перчатки, как настоящие учёные.
3. Проведение эксперимента № 1
Воспитатель: - уважаемые ученые, найти ответ на вопрос нам помогут дождевые черви. (дети поднимают салфетки и рассматривают, трогают червей при помощи лупы)
Вывод:
-Черви мягкие, гнутся в разные стороны, не умеют сидеть, ходить (пробуют).
Воспитатель: -А если мы потрогаем свои руки, ноги, голову. Что вы чувствуете?
Ответ: Внутри нас есть кости.
Воспитатель: Да это кости. В организме человека много костей, все они соединяются друг с другом, и получается скелет. (показ скелета)
Воспитатель: - зачем же нам скелет?
Ответы: ……(если дети отвечают – давайте проверим ваши ответы)
Эксперимент с вешалкой
Воспитатель обращает внимание на бесформенную вещь (пальто)
-Ребята, посмотрите, что это такое?
Ответы: непонятное, бесформенное
Воспитатель обращается к ребенку с просьбой: - подними эту вещь и надень на вешалку.
-Что изменилось?
Ответы: - стало видно, что это пальто приобрело форму.
Воспитатель: Представьте, что пальто это наше тело, а вешалка это скелет.
Тогда что получается, зачем человеку скелет?
4. Формулирование вывода:
Ответы: скелет держит наше тело, не дает ему быть похожим на бесформенный мешок.
Воспитатель: Скелет - это опора нашего организма. Благодаря скелету мы сохраняем свою форму.
Воспитатель: - Уважаемые ученые, перед нами стоял вопрос - почему же кукла не сидит, руки у нее не держатся, голова не держится?
Ответы:…….
Стихотворение
Чтоб на кисель не походить
На скользкую медузу
Скелет у всех нас должен быть
И он нам не обуза.
Физминутка - игра: Я спрашиваю, а вы показываете и отвечаете:
- Что крепится вверху скелета?
- руки
-Сколько костей у каждой руки?
- 1.2 (показывают)
-Наши пальцы тоже состоят из костей?
-Да!
- Сколько косточек на каждом пальчике
-1.2.3
-Внизу нашего скелета есть кости таза.
-Что к ним крепятся?
-Ноги (показывают)
-Попробуйте достать ногой, что вы хотите на своём теле. Получилось?
-нет
-Потрогайте свою голову. Что вы чувствуете?
- череп.
5. Формулирование цели эксперимента № 2
-Зачем нужен череп?
- Для защиты мозга……………
6. Проведение эксперимента № 2
Эксперимент какую обязанность выполняет череп?
Ответы детей……
-Представим, что тесто – это наш мозг.
-Что такое мозг?
Ответы детей. (помогает думать, управляет телом)
-Где он находится?
Ответы детей (в голове)
Положили тесто на тарелочку. (работа по подгруппам)
-Представим и сравним наш череп с листком бумаги. (положили на тесто)
Дети надавливают, мнут.
-Какой получается череп? Что вы можете сказать о черепе?
Ответы детей. (тонкий, не прочный, мнется…)
У нас такой череп?
Ответы:……
-А теперь, представим что наш череп это каска (сверху накрываем тесто)
Дети стучат, надавливают
- Какой получается череп?
Ответы: твердый, прочный
-Тесто защищено под каской?
Ответы: …..
-На что похож наш череп?
На лист бумаги, или на каску?
Ответы: на каску
-Какую обязанность выполняет череп?
7. Формулирование вывода
Вывод: Череп защищает мозг.
8. Проблемная ситуация
Воспитатель: А на самом ли деле кости крепкие?
Проверим насколько они прочны.
-Попробуйте их сломать, попробуйте разрезать ножом.
(дети обследуют трубчатые кости конечностей, оставшиеся после приготовления пищи )
Вывод: ………
9. Формулирование цели эксперимента № 3
- почему кости человека крепкие?
10. Эксперимент: «Сконструируй кость».
Возьмем лист картона и скрутим его трубочкой. Поставим на ребро и попробуем нажать на него.
Ответы: картон сломался
Воспитатель: Почему?
Дети: в нем нет прочной основы
-Что же придает прочность кости?
Дети рассматривают фото - кость под микроскопом.
Дети делают предположения:…….
-Кровяные сосуды, проходят по каналам внутри кости. Они и придают прочность кости. Проверим.
-Заполним картонный лист трубочками.
-Сверни картон в трубочку и закрепи с помощью скотча.
-С силой надави на трубочку. Ты увидишь, насколько она прочна.
Воспитатель: Чтобы сохранить свои кости здоровыми и крепкими, надо соблюдать определенные правила
Игра «Чтобы кости были здоровыми и крепкими»
Воспитатель предлагает выбрать карточки с тем что можно и нужно делать для того чтобы кости были здоровыми и крепкими, а другой команде надо выбрать карточки с тем чего нельзя делать что бы кости не повредить.
Темы карточек:
- Ребенок прыгает с высоты
- Ребенок кушает творог, рыбу, молоко (Наши косточки могут расти, но для этого им необходим кальций. Кальций содержится в молоке, твороге, рыбе и по этому, чтоб кости были крепкими необходимо кушать эти продукты.)
- Ребенок несет тяжесть
- Ребенок занимается плаванием
- Ребенок бьется головой об стену
- Ребенок сидит ровно за столом
Воспитатель: Скажите, ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали
Дети:….
Воспитатель: -У вас на столе есть смайлики
-Если вам все было понятно и вы узнали много нового возьмите улыбающегося смайлика , а если кому то было что-то не понятно возьмите грустного смайлика и мы вместе разберемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методику экспериментирования более углубленно. В н...
Статья "Новые подходы к восприятию художественного чтения для дошкольников"
В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого...
Статья «Интегрированный подход к планированию непосредственно образовательной деятельности, ориентированный на детские возможности и инициативу ребенка»
Говоря о планировании непосредственно образовательной деятельности, ориентированной на детские возможности и инициативу ребенка, мы в своей практике обращаемся к опыту применения технологии деяте...
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)
Организация условий для деятельности по поддержке детской инициативы(Самостоятельности)...