Статья «Интегрированный подход к планированию непосредственно образовательной деятельности, ориентированный на детские возможности и инициативу ребенка»
статья

Анахина Татьяна Александровна

Говоря о планировании непосредственно образовательной деятельности, ориентированной на детские возможности и инициативу ребенка, мы в своей практике обращаемся к опыту применения технологии деятельностного метода обучения. Именно деятельностный подход позволяет ребенку в процессе образовательной деятельности не получать готовые знания, а добывать их самому в процессе собственной познавательной деятельности, а значит способствует развитию детской активности и инициативы; целенаправленности и осознанности действий; настойчивости в достижении результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Анахина Т.А., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 33 «Радуга»

«Интегрированный подход к планированию непосредственно образовательной деятельности, ориентированный на детские возможности и инициативу ребенка»

     Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования целого комплекса базовых социально-значимых качеств личности, к числу которых относится инициативность. Инициативность традиционно трактуется как качество личности, ее способность к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности.

     Необходимость зарождения в детском возрасте первых задатков инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора четко сформулирована через социальный заказ государства - системе образования в ряде государственных нормативных документов: в Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации».

     В соответствии с ФГОС дошкольного образования в образовательной программе каждого ДОУ появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом которого является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержке своей инициативы в разных видах деятельности.

     Что такое детская инициатива? Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

     Говоря о планировании непосредственно образовательной деятельности, ориентированной на детские возможности и инициативу ребенка, мы в своей практике обращаемся к опыту автора дидактической системы и технологии деятельностного метода обучения – Людмиле Георгиевне Петерсон. Именно деятельностный подход позволяет ребенку в процессе образовательной деятельности не получать готовые знания, а добывать их самому в процессе собственной познавательной деятельности, а значит способствует развитию детской активности и инициативы; целенаправленности и осознанности действий; настойчивости в достижении результата.

     Роль педагога при реализации деятельностного подхода сводится к функциям организатора и помощника.

      Как организатор педагог:

  • моделирует образовательные ситуации;
  • отбирает способы и средства;
  • создает развивающую образовательную среду;
  •  организует процесс детских «открытий»;
  •  создает такие условия, чтобы каждый ребенок смог радостно и полноценно прожить очень важный и ответственный период своей жизни – детство.

      Как помощник:

  • создает доброжелательную, психологически комфортную среду;
  • отвечает на вопросы детей, внимательно наблюдает за их состоянием и настроением;
  • помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка.  

  Перечисленные функции педагога как организатора и помощника наиболее продуктивно реализуются при соблюдении определенной структуры ООД, которая состоит из последовательно выстроенных этапов занятия (представлены на слайде).

Рассмотрим практические методы и приемы поддержки детской инициативы на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности, согласно структуре построения образовательной деятельности по Л.Г. Петерсон.

      1. «Создание проблемной ситуации». Мы исходим из следующего: если противоречие - основное звено проблемной ситуации, то пути ее создания можно рассматривать как способы заострения противоречий в сознании ребенка. Важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребенок (или несколько), и включить их в активную поисковую деятельность. Возможность возникновения таких естественных ситуаций обусловлена тем, что проблемность - неотъемлемая черта дознания старших дошкольников, основой структурный компонент творческого развития.

     Какие же педагогические методы и приемы помогают в создании новых, побуждающих к деятельности проблемных ситуаций? Можно, например,

  • Что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось.
  • Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин, или др.).
  • Кто-то приходит в гости или игрушка. Просьба о помощи.
  • Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)
  • Кто-то приглашает в гости и просит сделать что-то; (например, герои мультфильмов)
  • Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара, убрать краски)

      Например, ООД «Как мы ежат искали»: «…Посмотрите, ребята, (педагог обращает внимание на картинки с изображением взрослого животного и детеныша, вспоминают название детенышей, только еж на картинке один) ежата убежали в лес искать грибы и яблоки. Маме стало одиноко, стала она их звать, а ежата не отзываются. Мама – ежиха просит вас помочь найти ежат. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь...»  Проблемная ситуация: «Мама – ежиха просит вас помочь найти ежат». То есть идет процесс вовлечения детей в деятельность.

      Другой пример: НОД в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Путешествие по реке Северский Донец». Вспоминая любимых сказочных героев (технология «Утро радостных встреч), называют Белогора. Глядя на экран, вспоминают, что Белогор живет в лесу на берегу реки Северский Донец, а на другом берегу его ждет Белогорочка. Возникает проблемная ситуация: «Белогор просит вас, ребята, помочь ему встретиться с Белогорочкой, которая ждёт его далеко, на другом берегу этой реки».

      2. «Целевая установка»

Задача данного этапа: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»). Если «взрослая» цель ООД – научить детей рисовать ежика, то «детская» цель – помочь маме-ежихе найти ежат. Или же цель педагога на примере занятия «Путешествие по реке Северский Донец» - формирование представления дошкольников о частях реки и её экосистеме на примере краеведческого материала, а цель которую стремятся достичь дети – помочь Белогору и Белогорочке встретиться, сообща решая для этого переправить Белогора по реке до места, где его ждет Белогорочка.

      3. «Мотивирование к деятельности» (надо – хочу – могу)» Ребенок получает важные жизненные установки «Если я чего-то захочу, то обязательно смогу! Я верю в свои силы!»

      4. Этап - «Проектирование решений проблемной ситуации» Дети выдвигают различные варианты того, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оцениваются педагогом, принимаются любые варианты решения проблемы. Ребенку предоставляется свобода в выборе материалов и инструментов, темы и образа, цвета и формы.

       Используя метод рассуждения, дети решают игровую задачу: Где же искать ежат? Куда они могли исчезнуть? Куда надо отправиться за ними? Таким образом происходит поиск способа решения проблемной ситуации.

       Или, например, решая каким образом переправить Белогора к Белогорочке, ребята выбирают подходящий водный транспорт (лодку) из предложенных, на заранее подготовленных педагогом слайдах или иллюстрациях, предварительно договорившись, что необходимо будет совершить путешествие по реке. Разбившись на группы, мальчики строят лодку из мягких модулей, девочки выбирают предметы, необходимые для путешествия.

      Далее следует практический этап занятия, который включает в себя:

       5. «Выполнение действий (заданий)»

  •  Задания творческого, поискового, экспериментального, исследовательского характера.
  •  Дидактические и развивающие игры.
  • Продуктивная деятельность.

Детям предлагаются игры и упражнения, в которых новое знание используется совместно с изученным ранее, с возможным усложнением (принцип минимакса).

      Так, задачу активизации двигательной деятельности решает наряду с другими играми упражнение «Пройди по мостику» или «Преодолей препятствие». Важно, чтобы дети сами предложили пути решения данной задачи, то есть показали, как перейти речку безопасно, с равновесием, делали это, показывая на собственном примере, а педагог уже отправлялся вслед за ними.

         Игра-имитация «Лесные жители» побуждает вспомнить повадки диких животных, представляет возможность для усложнения (а это принцип минимакса), когда педагог предлагает показать или представить редко встречающееся дикое животное леса (зубр, дикая коза), на этом же этапе можно дать небольшую порцию новой интересной информации для детей. Например, несмотря на то, что зубры одни из самых огромных животных нашей Родины, они очень пугливы и у них почти нет врагов. Возможно ребятам захочется дальше узнать о жизни и особенностях зубров ( Почему у них нет врагов? Кого тогда боятся зубры?..), таким образом мы решаем задачу познавательной активности и развития исследовательского интереса детей.

       Продуктивная деятельность вызывает особый интерес, дает новые возможности для проявления творчества ребенка. Ведь мы не просто рисуем или раскрашиваем ежат, а дорисовываем им колючки (чтобы ежата больше не прятались от лисы и не боялись ее) с помощью пластиковой вилки и поролоновой губкой рисуем угощения: яблоки и грибы для ежат.

          Дидактическая игра с элементами продуктивной деятельности «Ребячий патруль» из сценария занятия «Путешествие по реке Северский Донец» позволяет создать социо-игровую атмосферу для проявления творческой активности каждого ребенка при решении игровой задачи. Было необходимо тем, у кого в одежде есть синий цвет, собраться у левого стола, тем, у кого в одежде есть зеленый цвет - у правого. Команда «синих» собирала алгоритмы-памятки поведения на воде, а команда «зеленых» - правила поведения в лесу.

         6. На этапе - «Анализ результатов деятельности»

Организуется рефлексия и самооценка детьми собственной деятельности в образовательной ситуации.

Чтобы понять, осознал ли ребенок цель, не надо спрашивать у детей: «понравилось» или «нет»?

Надо спросить:

  • «Зачем вы все это сделали?»,
  • «Чему вы научились?»,
  • «Что вам удалось?»,
  • «Почему удалось?» и т.д.

Вопросы для рефлексии:

  • «Какие чувства вы испытывали, когда выполняли задание?»,
  • «О чём ты думал, когда трудился?»,
  • «Что вас удивило?»,
  •  «Что вы узнали?»,
  • «За что ты можешь себя похвалить?»,
  •  «За что ты можешь похвалить своих друзей?»,
  • «Довольны ли вы результатом?».

       Например, педагог хвалит детей:

- Какие смелые получились у вас ежата, колючие, им теперь не страшны лесные звери!

- А вам нравятся ваши зверята?

 - Выберете себе пару, чей ежонок вам больше всего нравится, похвалите друг друга!

-Посмотрите, ребята, как радуются ежата, веселятся, бегут домой. Они приглашают нас вместе с ними потанцевать («Песенка ежика Пых-пых-пых». Дети танцуют с воспитателем под музыку)

      7. «Подведение итогов».  Педагогу необходимо найти, за что можно похвалить каждого ребёнка (не только за результат, но и за деятельность в процессе), то есть создать ситуацию успеха.

    Например, итог занятия «Как мы ежат искали».

-Вот, ребята, мы и помогли ежихе найти своих деток. Она говорит вам большое спасибо за помощь. Мама-ежиха теперь не потеряет своих деток и не перепутает их, ведь они у вас получились такие разные: у Саши – самый веселый, у Владика с самыми острыми колючками, у Софии самый нарядный, с украшением и т.д.

-Как теперь ежата с помощью колючек будут спасаться от зверей? (сворачиваться в клубок)

Таким образом, основой развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного - образовательного процесса и сложившихся социальных условий.

Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности. Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально – нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:" Использование русских народных и авторских сказок в непосредственно образовательной деятельности в в детском саду".

Из личного опыта работы Моисеевой Марины Фёдоровны, воспитателя дошкольного отделения ГАОУ № 577 Красногвардейского р-на СПб....

Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада

Реализация ФГТ в детских образовательных учреждениях требует нового  подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образова...

Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" в первой младшей, второй младшей и в старшей группах детского сада.

В данном материале дана пояснительная записка по двум возрастным группам, разработан мною перспективный тематический план на год в образовательной области "Музыка" с учётом ФГТ....

Статья. Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддерка детской инициативы, формирование познавательной активности.

Публикация статьи в сборнике Серовского педагогического колледжа на тему: «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: поддержка детской инициативы и ф...

Планирование непосредственно – образовательной деятельности с учетом индивидуальности ребенка.

Планирование непосредственно – образовательной деятельности с учетом индивидуальности ребенка        Основная функция планирования — обеспечить системнос...

Статья "Использование информационных технологий в непосредственной образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями развития"

Материалы научно-практической конференции "Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования" (Сборник статей ЛОИРО СПб. 201...