Статья "Использование информационных технологий в непосредственной образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями развития"
статья по коррекционной педагогике

Сорокина Людмила Николаевна

Материалы научно-практической конференции "Коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями развития в практике специального образования" (Сборник статей ЛОИРО СПб. 2013 год стр. 333) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_knigi.docx301.91 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-10.userapi.com/8WHB2ymjGPAibHZ-DTG0IMk0WXFVj7D0tUTnrg/PoSna-7IOfg.jpg

Использование информационных технологий в непосредственной образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями развития.

Сорокина Людмила Николаевна воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Берёзка» г. Выборга.

    Неопровержимыми особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения. Это мир информации, которая быстро устаревает. Это мир, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление к ясности, тщательности и точности. Где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Поэтому справедливым является утверждение Р. Акоффа, что реагировать на происходящие  вокруг нас изменения   недостаточно быстро  или недостаточно эффективно – все равно, что  не реагировать совсем.

   Человечество вступило в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство и т.д. Не зря XXI век называют веком информационных технологий.

   В обществе создаётся ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становиться сложно ориентироваться в современном мире. Без сомнения, чтобы идти в ногу со временем нужно приобретать навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.

   Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов – традиционных и инновационных. Если проанализировать систему отличий традиционного обучения от инновационного и выявить педагогические способы реализации инновационной деятельности, то этот анализ приведёт нас к мысли о необходимости смены технологий обучения.                          

    Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое и творческое мышление. Отсюда можно вывести современные требования к организации учебного процесса: педагог должен активизировать познавательную активность обучающихся, сопровождая её организацией запоминания и воспроизведения учебной информацией, то есть обеспечить постоянный контроль усвоения знаний.

   Отсутствие целеустремлённости, мотивации, любознательности и инициативы, низка активность детей с интеллектуальной недостаточностью требуют постоянного побуждения к целенаправленной деятельности. Интерес – это особый эмоциональный настрой мыслей, способствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес – один из доминирующих мотивов учения. Интерес детей обеспечивается их мыслительной активностью. Интересное содержание изучаемого материала побуждает воспитанников к познанию нового.

   Поскольку при отставании в интеллектуальном развитии, существенно страдает наглядно-образное мышление, то в процессе формирования у детей образа изучаемого предмета, явления следует подключать как можно больше источников информации, позволяющих использовать  разных модальностей.

   В обучении различных категорий лиц имеющих интеллектуальные отклонения всё шире применяются персональные компьютеры. Компьютерные средства можно использовать для моделирования учебных задач, развития психических процессов, применения здоровьесберегающих технологий.

   Применение информационной наглядности в учебном процессе является ведущим средством более полного и глубокого осмысления детьми учебного материала. Опорным конспектом занятия может стать – презентация. Презентация – удобный и эффективный способ предоставить ребёнку информацию об окружающем его мире. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Детская электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью-обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы).

   Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:

  • расширяют представления о государственных, народных праздниках, об искусстве, традициях народов России; о творчестве художников;
  • способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства;
  • развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству товарищей.

   Презентация может использоваться для ознакомления с новым материалом, для закрепления изученного. Презентация может содержать фотографии и творческие работы самих ребят.

   Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребёнка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагогов в состоянии творческого поиска.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тема:правила дорожного движения)

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тема:правила дорожного движения)...

"Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР III уровня, по теме "Семья"

В ходе кружка  по развитию двигательной и интеллектуальной сфер у дошкольников данные заданные задачи решаются средствами здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, кинезиологических...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Увлекательное путешествие»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Увлекательное путешествие»...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ. Тема «Морское приключение»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ.Тема «Морское приключение»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с особыми возможностями здоровья

Конспект непосредственной образовательной деятельностис детьми с особыми возможностями здоровья...

«Использование интерактивных технологий в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Актуальность.   Воспитание и образование – педагогически рациональное управление процессом развития личности ребёнка.   Интерактивное обучение – это специальная форма о...