Статья:" Использование русских народных и авторских сказок в непосредственно образовательной деятельности в в детском саду".
статья по математике по теме

Моисеева Марина Фёдоровна

Из личного опыта работы Моисеевой Марины Фёдоровны, воспитателя дошкольного отделения ГАОУ № 577 Красногвардейского р-на СПб.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Использование русских народных и авторских сказок на занятиях по математике.  

Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя,
Они живут повсюду
И нам они - друзья.
Там солнечные краски
Танцуют вальс для вас.
Нам не прожить без сказок,
Им не прожить без нас!

Сказка, сказка, отзовись!
Поскорее к нам явись!

          Дети очень активны в восприятии сказок, задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Ребёнку интересна конечная цель – помочь сказочным героям, найти клад, сложить, найти нужную фигуру, преобразовать.

Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Игры- задания, которые можно использовать на «сказочных» занятиях:

  • "Продолжи узор" развивает наглядно-образное мышление. Для выполнения этой методики от ребенка требуется внимание и усидчивость. Эта методика относится к классу методик, развивающих школьные навыки.

  • "Заполни таблицу" развитие логического мышления и внимания. Обучает детей находить закономерности в логическом построении геометрических фигур или предметов. Развивает у ребенка аналитические навыки.

  • "Игра с обручами" направлена на развитие логического мышления, формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

  • Игра « Фабрика» направлена на развитие умения действовать по заданному правилу.

  • Игра «Что дальше?» Поиск заданной последовательности .

 Развитие произвольного внимания, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

  • Игра "Бусы" развивает пространственное мышление, ребенок учится анализировать и находить закономерности в логическом построении различных структур.

        Разработка занятий с использованием занимательного материала на основе сказочных сюжетов русских народных и авторских сказок для формирования элементарных математических представлений старших дошкольников. ( Из личного опыта).

      Сказки на занятиях по математике я использовала давно. Но, как правило, сказка, её сюжет или герои являлись частью занятия, сюрпризным моментом. Позже я попробовала проводить занятия по математике, полностью построенные по сюжету какой-либо сказки. Это оказалось интересным и мне и детям!!!!! А результат превзошёл все ожидания!!!!

     Много было «открытых» занятий для сотрудников нашей школы-сада, для учителей начальных классов, для воспитателей различных курсов района и города. Лучшие опробованные конспекты занятий были объединены в опыт работы и изданы образовательным центром «Гармония» под названием          « Сказочная угадайка » Издательство «Смарт» Санкт- Петербург. 1996 г. и неоднократно переиздавалась. В этом же году я начала участвовать в работе творческого актива по математике под руководством З.А.Серовой и являюсь членом актива по настоящее время. Позже окончила курсы по теме  « Инновационные технологии в развитии элементарных математических представлений дошкольников».

Всё это позволило мне продолжать работу над интересующей меня темой, наполняя «сказочные» занятия новым, современным содержанием, используя новейшие технологии и методики (моделирование, мнемотехника, ТРИЗовские технологии, игры Никитина, Воскобовича, использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающие задания по ЗАКу, алгоритмы, планы, пооперационные карты и т.д.)

Математические задачи, такие как :

  • свойства предметов
  • цвет
  • форма
  • величина
  • назначение
  • ориентировка в пространстве и времени
  • совершенствование навыков счёта
  • моделирование и т.д. удивительно легко вписывается в сказочные сюжеты.

Я начала свою работу по данной теме с того, что чётко определила задачи, которые ставит программа « Детство» перед детьми старшего дошкольного возраста. Затем отобрала несложные по содержанию, хорошо знакомые детям сказки. Проводила подготовительную работу с детьми. В ходе подготовки к занятиям перечитывала сказки детям или давала слушать записи на магнитофоне, просматривали отрывки из фильмов и мультфильмов. Инсценировали сказку или часть её в каком- либо виде театра (би-ба-бо, пальчиковый, плоскостной, и др.) Когда у детей складывалось целостное представление о сказке, как о литературном произведении, тогда я наполняла её математическим содержанием. Старалась сделать так, чтобы задания, задачи, ребусы, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

     Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними не легко, дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. Почему же детям это интересно?

По ходу сюжета русской- народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. Например, дровосеки из сказки «Красная шапочка» появляются вовремя и спасают Красную Шапочку и бабушку от злого волка, падчерица из сказки « Двенадцать месяцев» сумела сделать невозможное и принесла подснежники из леса в январе месяце. Золушка за свою доброту была вознаграждена и нашла своё счастье.

     А на наших «сказочных» занятиях, герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Да какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Всегда дети, решив множество задач, пройдя по лабиринтам, найдя сокровища и расколдовав героев, помогают им, и конец у сказки всегда СЧАСТЛИВЫЙ !

Завершается занятие всегда на весёлой, оптимистичной ноте, оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же все герои дарят что-то детям( угощения, небольшие сувениры, игру для группы, интересные книги или материал для поделок, шишки, жёлуди и т.д.)

Занятия проходят живо и весело, большинство заданий на смекалку и сообразительность, где не нужно ЗНАТЬ , а можно догадаться, подумать и разгадать секрет. На моих занятиях допускаются (и даже приветствуются) ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, вопросами направляю поиск, подвожу к догадке или выводу.

     Конспекты наполнены логическими играми, ребусами, кроссвордами, весёлыми стихами, загадками. Использую красочные, необычные пособия,     « волшебные» мешочки, корзинки, сундучки, шкатулки, «чудесные» очки, письма от сказочных героев, шишки, жёлуди, камешки, ракушки, засушенные листья и цветы,  « волшебные » клубочки и т.д.

Эти занятия помимо закрепления собственно математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.

Итогом работы  является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопрос КАК?

  • изменить
  • смоделировать
  • сгруппировать
  • отыскать
  • отгадать
  • раскрыть секрет

Дети учатся логически мыслить!

А процесс обучения становиться интересным и совсем нетрудным !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование элементов русского народного музыкального творчества в музыкально – эстетическом воспитании дошкольников».

Мы живём в интересное и непростое  время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится к нашему далёкому прошлому.Всё что пришло к нам из глу...

Авторская разработка интегрированного непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» по изготовлению оригами в средней группе «Путешествие на волшебный остров»

Дети очень любят играть, и все свои занятия я сними играю.  На занятиях по изготовлению оригами детям особенно интересно. Формируется  интерес детей к искусству оригами; умение конструироват...

Непосредственно образовательная деятельность с педагогами детского сада Игра – занятие: «Я и моя семья»

Непосредственно образовательная деятельность с педагогами детского сада Игра – занятие: «Я и моя семья» ...

Авторская методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в рамках образовательных областей «Социализация» и «Безопасность» в старшей группе на тему: «Научим Нюшу правилам поведения на улицах Чере

Изучение правил дорожного движения в детском саду необходимо, прежде всего, для профилактики детского дорожно – транспортного травматизма. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в мир русских народных и авторских сказок"

В документе представлен полный конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Занятие для закрепления народных и авторских сказок поможет актуализировать знания детей, закрепить детских ...